Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выплаты за сверхурочную работу: трактовка статьи 153 Трудового кодекса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Назначение стимулирующих выплат регламентировано законом (ТК РФ). Несмотря на наличие множества отклонений и потребности в индивидуальном регулировании, есть общие принципы назначения стимулирующих, согласно законодательству.
Оплата труда работников учреждений здравоохранения
При установлении в пределах фонда оплаты труда стимулирующих выплат медработникам следует предусматривать выплаты за наставничество, а также за участие в практической подготовке обучающихся по основным профессиональным образовательным программам медицинского образования. Причем наставничество оплачивается только в отношении специалистов, завершивших обучение по программам высшего образования по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».
Этот новый пп. ж п. 37Рекомендаций по оплате – 2023должны учитывать органы государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления, руководители государственных и муниципальных учреждений здравоохранения при формировании систем оплаты труда.
Уточнено, что установление стимулирующих выплат работникам, оказывающим услуги беременным женщинам и их детям в возрасте до года (в том числе услуги по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи), должны быть предусмотрены положением по оплате труда работников учреждения здравоохранения (обратите внимание!) за счет средств, направляемых на оплату указанных услуг, в соответствии с Приказом Минздрава России от 02.04.2020 № 266н (пп. «т» п. 37) Скорректируйте положения об оплате труда, если они составлялись до выхода данного приказа.
Комментарий к ст. 129 ТК РФ
1. Комментируемая статья определяет основные понятия, используемые в гл. 20 и 21 ТК.
Вознаграждение за труд (выполнение трудовой функции в соответствии с заключенным трудовым договором) согласно данному в комментируемой статье определению состоит из трех частей: основной (тарифной), компенсационной и стимулирующей.
Основная часть заработной платы, иногда называемая тарифной, исчисляется на основе установленных ТК критериев: квалификация работника; сложность, количество, качество и условия выполняемой работы.
Заработная плата выплачивается работнику за выполнение норм труда, установленных в соответствии с законодательством (ст. ст. 159 — 162 ТК). Нормы труда, по существу, определяют количество труда, которое работник должен предоставить работодателю. Универсальным измерителем количества труда является рабочее время, хотя могут использоваться и другие количественные характеристики, например дневная выработка.
Оплата труда в соответствии с его количеством означает, что работнику оплачивается весь предоставленный им труд. Например, если работник в течение месяца привлекался к сверхурочным работам, оплачивается не только труд в пределах нормы рабочего времени, но и дополнительная (сверхурочная) работа. Напротив, если работник отсутствовал на работе, оплачивается только фактически отработанное время.
Качество труда — второй важнейший критерий определения заработной платы — характеризует его сложность, ответственность, напряженность, тяжесть, самостоятельность.
Распространившееся в последние годы мнение о том, что упоминание о качестве труда означает отсутствие брака в работе (добросовестное исполнение работником своих трудовых обязанностей), не согласуется с экономической доктриной, которая ввела этот термин в оборот. Качество труда, в отличие от количества, — характеристика его содержательной стороны. Оно учитывается при установлении заработной платы еще до начала трудовой деятельности конкретного работника и не отражает отношение работника к исполнению своих обязанностей.
Качество труда проявляется прежде всего в его сложности — уровне выполняемых работником задач. О сложности труда можно судить по наименованию специальности, должности: существуют специальности, выполнение работы по которым требует начальной, средней или высшей профессиональной подготовки; должности могут характеризоваться наличием категорий (врач I категории, высшей категории и т.п.) либо указанием на степень ответственности и самостоятельности выполняемой работы (младший научный сотрудник, научный сотрудник, старший научный сотрудник и т.д.).
Со сложностью труда корреспондирует квалификация работника, требуемая для выполнения соответствующей работы. Таким образом, выделенные законодателем критерии оплаты труда в определенной степени дублируют друг друга. При этом важно помнить, что квалификация работника учитывается лишь в том случае, когда она необходима для выполнения поручаемой ему работы. Например, когда высококвалифицированный работник заключает трудовой договор о выполнении неквалифицированной работы, размер его заработной платы определяется сложностью выполняемой им работы, а не его квалификацией, которая в данном случае не имеет значения.
Кроме того, и сложность труда, и квалификация работника являются элементами, характеризующими качество труда. С учетом того, что качество труда также указано как критерий определения оплаты труда, было бы достаточно предусмотреть, что вознаграждение за труд устанавливается в соответствии с его количеством и качеством.
Последним критерием определения основной части заработной платы законодатель называет условия выполняемой работы. Это действительно важный критерий, однако он в большей степени имеет значение для второй — компенсационной — части заработной платы, поскольку тарифные ставки и оклады сравнительно редко устанавливаются с учетом условий труда.
2. В качестве второй составляющей оплаты труда Кодекс признает выплаты компенсационного характера. Эти выплаты имеют целью компенсировать неблагоприятное воздействие вредных производственных факторов, климатических условий либо дополнительной нагрузки (трудозатрат).
Комментируемая статья относит к компенсационным выплатам доплаты и надбавки компенсационного характера, в т.ч. за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Применяя указанную норму, следует помнить, что не все правила оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, устанавливают компенсационные выплаты (см. коммент. к ст. 149).
К выплатам компенсационного характера Минздравсоцразвития России относит:
1) выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
2) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
3) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время);
4) надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами (Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 29.12.2007 N 822).
Компенсационный характер имеют выплаты за работу на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Среди компенсационных доплат называют также доплату за руководство бригадой, за многосменный режим работы, за работу вахтовым методом, за разделение рабочего дня на части и др.
Как назначается стимулирующая выплата
Последовательность оформления выплаты стимулирующего характера представлена несколькими шагами:
- Работодатель фиксирует порядок предоставления стимулирующих выплат в документации – контракте и внутренних нормативах. Только предприниматели, отнесенные к микроорганизациям, не вправе принимать подобные распоряжения, отражая условия выплаты стимулирующего характера в договоре.
- Принимаемый работник должен быть ознакомлен с положениями акта, устанавливающего порядок назначения стимулирующей выплаты.
- Если работник выполняет условия для проведения дополнительной оплаты, руководитель распоряжается вознаградить человека через составление отдельного приказа индивидуально или на весь персонал сразу.
- На основании изданного приказа бухгалтер рассчитывает и организует выдачу средств всем упомянутым в списке.
Как назначается стимулирующая выплата
Назначение стимулирующих выплат регламентировано законом (ТК РФ). Несмотря на наличие множества отклонений и потребности в индивидуальном регулировании, есть общие принципы назначения стимулирующих, согласно законодательству.
Последовательность оформления выплаты стимулирующего характера представлена несколькими шагами:
- Работодатель фиксирует порядок предоставления стимулирующих выплат в документации – контракте и внутренних нормативах. Только предприниматели, отнесенные к микроорганизациям, не вправе принимать подобные распоряжения, отражая условия выплаты стимулирующего характера в договоре.
- Принимаемый работник должен быть ознакомлен с положениями акта, устанавливающего порядок назначения стимулирующей выплаты.
- Если работник выполняет условия для проведения дополнительной оплаты, руководитель распоряжается вознаградить человека через составление отдельного приказа индивидуально или на весь персонал сразу.
- На основании изданного приказа бухгалтер рассчитывает и организует выдачу средств всем упомянутым в списке.
Стимулирующие выплаты в бюджетном учреждении
Данная категория работников может претендовать на список стимулирующих доплат, прописанный в приказе Минздрава РФ №818.
Размеры индивидуальных надбавок, а также условия их предоставления, прописываются в нормативных документах предприятия, либо вводятся согласно распоряжению управляющего компанией.
С две тысячи десятого года, количество средств, предоставляемых бюджетникам в виде стимулирующих надбавок, составило тридцать процентов от выделенных из федерального и муниципального бюджетов на заработные платы бюджетных служащих.
В таблице ниже приведены варианты дополнительных выплат для государственных служащих.
Группа стимулирующих выплат | Конкретные подгруппы |
---|---|
Премиальные | Материальное вознаграждение по результатам работы за определенный период. |
За трудовой стаж | Доплата по выслуге лет; |
Надбавка по имеющемуся официальному трудовому стажу. | |
Качественное выполнение обязанностей | Дополнительное стимулирование деньгами за повышение квалификации; |
Премиальные доплаты за отличное исполнение задания государственной важности. | |
Интенсивность рабочей нагрузки | Доплата за сложность работы; |
Поощрение за высокие показатели результатов работы; | |
Премиальные за преодоление важных задач. |
Стимулирующие выплаты медработникам
Для граждан, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере медицины, сама система заработка определяется в ПП №583.
Согласно данному законопроекту выделяются следующие составляющие заработка медработника:
Выплата | Что на неё влияет? |
---|---|
Базовая часть | Регулярное обязательное начисление |
Социальная | Зависит от муниципальных и государственных программ |
Стимулирующая | По результатам выполненных объемов работ |
Компенсационная | Увеличивается при ухудшении условий осуществления трудовой деятельности |
На сколько повысят зарплату бюджетникам в 2023 году
Повышение зарплат бюджетникам, о котором глава Минфина Антон Силуанов заявил на совещании с президентом Владимиром Путиным, произойдет за счет роста их окладов.
Фонд оплаты труда бюджетников будет увеличен на 8%, соответственно, все министерства и ведомства, у которых есть подведомственные организации, получат на 8% больше денег на фонд оплаты труда их сотрудников.
Бюджетникам на эту величину увеличат оклады, соответственно, вырастут и все стимулирующие, компенсационные выплаты, премиальные, из которых складывается их ежемесячный заработок».
Повышение оклада на 8% заметят все бюджетники. Если человеку за его успешный труд выпишут премию, рост дохода может превысить установленную для всех величину.
По данным Росстата, с начала года потребительские цены в России выросли на 10,6%. Средняя зарплата в России составляет почти 62 тыс. рублей, за год она увеличилась на 13%. При этом школьные учителя в среднем по стране в месяц зарабатывают по 47,5 тыс. рублей, педагоги дошкольного образования – 40,6 тыс. рублей, преподаватели вузов 102 тыс. рублей, врачи 95,4 тыс. рублей, работники культуры 48 тыс. рублей, а научные сотрудники – 112,5 тыс. рублей.
Что говорит законодательство
Повышение доходов работников бюджетной сферы, в том числе медиков, является одной из важных государственных задач. 07.05.2012 подписан указ президента № 597, в котором декларируется необходимость повышения уровня заработка сотрудников социальной сферы. Этот указ известен как дорожная карта. Оплата по дорожной карте медработников должна достигнуть уровня 200% средней заработной платы в соответствующем регионе.
Подобные надбавки призваны не только повысить реальный доход медиков, но и улучшить качество их работы и мотивации. Возможность установки дополнительных к окладу выплат установлена:
- Трудовым кодексом РФ;
- постановлением правительства от 05.08.2008 № 583, где установлена система оплаты труда для всех государственных учреждений;
- приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29.12.2007 № 818, в котором устанавливается и разъясняется порядок назначения доплат.
Пример расчета в процентах к окладу
Оклад врача Иванова — 50 000 рублей. В апреле Иванову назначили надбавку за непрерывный стаж в размере 20% от оклада. Таким образом, надбавка за апрель составит 10 000 рублей.
Доплата за интенсивность и качество работы и премиальные устанавливается в том числе и по балльной системе. Сумма выплат зависит от количества заработанных баллов в расчетном месяце, стоимости одного балла и повышающего коэффициента.
Например, повышающий коэффициент врачам учреждения равен 3. Определяем число по врачам по стационару с учетом повышающего коэффициента: 32 человека × 3 = 96. Максимальное количество баллов, которое зарабатывает сотрудник учреждения, — 10. Максимальное общее количество баллов для врачей: 96 × 10 = 960 баллов.
Сколько стоит один балл, считаем по формуле:
Стоимость балла = общая сумма, которую выплачивают на все учреждение / максимальное общее количество баллов по организации.
Например, 200 000 рублей / 2460 баллов = 81,3 рубля.
В частности, выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку осуществляются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс (COVID-19) в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 N 373.
Также указанные выплаты получают медицинские работники, контактирующие в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19, и работа которых связана с биоматериалом, зараженным COVID-19, в том числе врачи-рентгенологи, врачи-патологоанатомы, врачи-эпидемиологи, помощники врачей-эпидемиологов, медицинские работники клинико-диагностических лабораторий, средний медицинский персонал, работающий с указанными врачами-специалистами.
Виды компенсационных выплат
Трудовой кодекс РФ предусматривает различные виды компенсационных выплат как включаемых, так не включаемых в состав заработной платы. Их нужно различать, поскольку от этого зависит порядок включения разных видов компенсационных выплат в налогооблагаемую базу по НДФЛ и взносооблагаемую базу по страховым взносам. Компенсационные выплаты, включаемые в состав заработной платы:
- за работу в особых климатических условиях;
- за работу на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
- за использование в работе работником своего инструмента, механизма;
- за работу с вредными или опасными условиями труда;
- за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
- за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и т.п.);
- другие выплаты, предусмотренные системой оплаты труда.
Минимальные требования к компенсационным выплатам установлены, в частности, ст. ст. 147, 148, 151 — 154 ТК РФ.
Но есть и иные компенсационные выплаты, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, которые не входят в систему оплаты труда.
Согласно ст. 164 ТК РФ компенсации — денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.
К иным компенсационным выплатам, не входящим в состав заработной платы, в частности, относятся выплаты, указанные в ст. 165 ТК РФ, которые производятся:
- при направлении в служебные командировки;
- при переезде на работу в другую местность;
- при исполнении государственных или общественных обязанностей;
- при совмещении работы с получением образования;
- при вынужденном прекращении работы не по вине работника;
- при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
- в некоторых случаях прекращения трудового договора;
- в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника.
Пример. Компенсация работодателем затрат на занятия работников в фитнес-центре — это выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда (Определения Верховного Суда РФ от 30.01.2018 N 307-КГ17-21635 по делу N А21-9840/2016, от 30.03.2017 N 310-КГ17-2161 по делу N А14-14334/2015, Постановления АС Центрального округа от 10.10.2016 по делу N А14-14334/2015, АС Северо-Западного округа от 25.10.2017 по делу N А21-9840/2016).
Надо ли в трудовом договоре указывать конкретный размер доплат, надбавок и иных поощрительных выплат?
Если работнику полагаются компенсационные и стимулирующие выплаты, в трудовом договоре можно указать их размер, а можно только сослаться на локальный нормативный акт, определяющий основания и условия их выплаты.
Из формулировки абз. 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ следует, что в трудовой договор надо включить именно условие о выплате доплат и надбавок, а не их точный размер (при этом применительно к тарифной ставке или окладу, напротив, установлено правило об указании их размера).
Поэтому, включать ли надбавки и премии в трудовой договор, компания вправе решить сама. Сведения о поощрительных выплатах (надбавках, премиях) в трудовом договоре прописывать необязательно. Достаточно в тексте сделать отсылку к коллективному договору или локальному нормативному акту, в котором прописаны основания и условия их выплаты (Письмо Роструда от 19.03.2012 N 395-6-1 (п. 1)).
Начисление северных надбавок сверх МРОТ
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 07.12.2017 N 38-П признал взаимосвязанные положения ст. 129, ч. 1 и 3 ст. 133, ч. 1, 2, 3, 4 и 11 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте РФ) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
Проект «Земский учитель»
Сколько:
- подъемные 1 млн рублей и 2 млн рублей (при переезде на Дальний Восток);
- единовременная выплата от 5 до 10 окладов для обустройства жилья.
Кто может рассчитывать: учителя в возрасте 18-55 лет, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, переехавшие в село или удаленные районы страны для работы с местными детьми.
Как получить:
- переехать для работы в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа или города с населением до 50 тысяч человек;
- учить детей на протяжении пяти лет с нагрузкой не менее 18 часов в неделю.
На сколько прибавят бюджетникам
Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что в 2023 году зарплаты работников бюджетной сферы вырастут на 8%. При этом он пояснил, что этот показатель заложен в федеральном бюджете на 2023−2025 годы.
Но специалисты обращают внимание на то, что этот показатель рассчитан исходя из предположения о замедлении инфляции следующего года в России более чем в два раза — до 5%. А вот если инфляционные индексы будут выше, то для исполнения президентского поручения индексировать зарплаты придётся на больший процент.
— Обычно ежегодный рост зарплат в бюджетной сфере составлял 5−6%, но сейчас повышение предполагается на 8−11%.
Однако при существующих темпах годовой инфляции даже эта прибавка будет выглядеть номинальной, — пояснил эксперт в области трудовых отношений.
— Однако некоторые группы бюджетников могут получить реально ощутимую прибавку вне зависимости от инфляционных ожиданий.
Это касается тех специалистов-бюджетников, которых работодателям нужно удерживать на местах. Данный подход актуален в первую очередь для силовых ведомств, вооружённых сил и предприятий оборонного комплекса. По остальным специальностям прибавка выше инфляционных потерь тоже может быть, но скорее за счёт региональных надбавок.
Кому положена индексация
Чтобы разобраться в том, кому именно должны прибавить зарплату в следующем году, стоит уточнить, что в России к бюджетникам относят педагогический и медицинский персонал, чиновников, госслужащих, работников социальной сферы, персонал муниципальных и государственных учреждений культуры и спорта, служащих силовых ведомств и, конечно, работников администраций и органов власти, не отнесённых к категории государственных или муниципальных служащих, и некоторых других работников.
При этом зарплаты силовиков и госслужащих регулируются в том числе и отдельным законодательством, поэтому для них реальная прибавка может быть больше, чем у тех, кто получает оплату труда из бюджета.
Например, в бюджете на 2023−2025 годы предусмотрена индексация с 1 октября 2023-го денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц на 10,5%. А ещё существенный процент надбавок составляют доплаты за чины, звания, ранги и т. д., но это касается только тех, кому они положены.
Повышение выплат медицинским работникам анонсировала вице-премьер РФ Татьяна Голикова, которая заявила, что с 2023 года врачи центральных, а также районных больниц будут получать ежемесячную надбавку в размере 18 500 рублей; сотрудники первичного звена получат надбавку в размере 14 500 рублей, а медики скорой помощи — 11 500 рублей.
Фельдшеры скорой, принимающие вызовы, получат ежемесячную доплату в 4500 рублей.
Кто считается бюджетником?
К бюджетникам принято причислять всех работников, которые получают зарплату из государственного бюджета (учителя, учёные, чиновники, работники силовых структур и т.д.). Однако, не совсем правильно будет объединять всех таких людей в одну категорию. Поэтому бюджетников принято делить на следующие группы:
- Государственные служащие. Сотрудники государственных органов и учреждений.
- Работники бюджетной сферы. Сюда можно отнести учителей, врачей, воспитателей в детских садах, работников культуры и некоторых других.
Отличие между этими двумя категориями бюджетников кроется в уровне их материального и социального обеспечения. Уровень окладов государственных служащих регулируется отдельным законом и в большинстве случаев он заметно выше, чем у работников бюджетной сферы. Государственные служащие также нередко получают надбавки за звания, ранги, чины.
Общее количество бюджетников в России составляет 33 миллиона человека, то есть примерно 30% от всего работоспособного населения (количество трудоспособного населения в России 83 миллиона человек). Количество государственных служащих и работников бюджетной сферы примерно равное.
В России 33 миллиона бюджетников — это примерно 30% от всего трудоспособного населения.
Размер заработной платы бюджетников может существенно отличаться в зависимости от стажа, региона и других параметров. Средние значения примерно следующие:
Профессия | Оклад |
Социальные работники | Около 35 тысяч рублей |
Средний медицинский персонал | Около 39 тысяч рублей |
Учителя средних школ | Около 45 тысяч рублей |
Воспитатели в детских садах | Около 35 тысяч рублей |
Младший медицинский персонал | Около 35 тысяч рублей |
Врачи имеющие высшее образование | Около 75 тысяч рублей |
Преподаватели в ВУЗах | Около 90 тысяч рублей |
Балльная система оценки труда
Основой, на базе которой разрабатывается положение о премировании в бюджетных учреждениях, часто становится балльная система премирования, в соответствии с которой размер премии отдельного сотрудника зависит от количества набранных им в рассматриваемом периоде баллов. Баллы присваиваются в зависимости от выполнения тех или иных плановых показателей. Критерии, по которым баллы присваиваются, и условия присвоения устанавливаются заранее.
Балльная система премирования реализуется в следующем пошаговом порядке:
- В организации создается специальный премиальный фонд, из которого будут выплачены премии.
- В ходе работы в определенном периоде — месяце, квартале, году — сотрудникам присваивается то или иное количество баллов — каждому в зависимости от индивидуальных достижений по установленным критериям.
- В конце периода подсчитывается общее количество баллов, которое получили все сотрудники организации.
- Премиальный фонд делится на общее количество баллов — устанавливается стоимость одного балла.
- Каждый сотрудник получает премию в размере, равном произведению стоимости одного балла на количество полученных конкретно им баллов по результатам труда.