«Инклюзивное образование. Плюсы и возможные минусы.»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Инклюзивное образование. Плюсы и возможные минусы.»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В латинском языке одним из значений слова includo является «включать», «помещать». Термин «инклюзивность» используется для обозначения процесса внедрения людей, имеющих различные отклонения от нормы, в социум.

Важность инклюзивного образования

Количество проживающих в России детей с особенностями физического и ментального развития на 2022 год составляет более 700 тысяч. Закон об образовании гарантирует каждому из них доступ к получению знаний, умений и навыков невзирая на имеющиеся отклонения от нормы. В настоящее время многие учатся наравне со сверстниками в обычных организациях благодаря созданию соответствующих условий.

Важность инклюзии состоит в предоставлении возможности инвалидам находиться среди обычных детей, не обремененных аналогичными проблемами со здоровьем. В этом заключается главное отличие инклюзивности от широко применявшегося ранее надомного обучения, когда ребенок был лишен общения со сверстниками, не мог участвовать в жизни школы.

Принципы инклюзивного образования

Совместное обучение обычных школьников и имеющих особенности развития возможно только при соблюдении базовых условий выстраивания образовательного процесса. За время развития и внедрения идеи в жизнь сформировались восемь принципов инклюзии, на которые следует опираться всем причастным к решению этой задачи.

Первый принцип утверждает равные права всех людей на уважение к их достоинству и на всестороннее развитие. Доступ к получению знаний и навыков не зависит от врожденных способностей или недостатков. Каждый может рассчитывать на образование, даже если для этого требуются определенные усилия.

На чём основана идея инклюзивного образования

Простыми словами, инклюзия – это когда все дети (сверстники) учатся вместе независимо от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей. И не просто в одной школе, а в одном классе.

То есть обычная общеобразовательная школа принимает детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и создаёт им условия для обучения. Но при этом не организуются отдельные классы для таких детей. Они учатся вместе со сверстниками без отклонений в развитии.

Эта идея базируется на принципах гуманизма и равенства прав.

  • Человек ценен сам по себе, независимо от способностей и достижений.
  • Каждый человек мыслит и способен на чувства.
  • Любой человек имеет право на общение и хочет быть услышанным.
  • Люди нуждаются друг в друге.
  • Только при взаимодействии людей друг с другом и выстраивании взаимоотношений возможен процесс образования.
  • Человек хочет дружить с ровесниками и ощущать поддержку.
  • Обучающийся скорее достигнет прогресса в том, что он может делать, чем в том, что не может.
  • Разнообразие вносит в жизнь человека краски и обогащает все её сферы.

Основные принципы и методики

Нужно отметить, что у внедрения инклюзивного образования находится немало противников, которые считают, что ученикам с психофизическими отклонениями нельзя обучаться в обычных классах, и им будет сложно осваивать стандартную школьную программу. Кроме этого, некоторые родители полагают, что если программа будет ориентирована на учеников с ОВЗ, уровень полученных знаний будет заметно ниже.
Это не так. Практика введения инклюзивного образования в западных школах показывает, что дети-инвалиды отлично справляются со школьной программой, более того, общий уровень знаний в смешанных классах получается выше, чем в коррекционных или общеобразовательных группах.

Достигается это за счет внедрения следующих поведенческих моделей:

  • индивидуальный подход к каждому ребёнку;
  • в образовательный процесс вовлекаются все непосредственные участники: преподавательский состав, дети, родители;
  • организация вариативной развивающей среды, где всем предлагаются равные возможности;
  • создаются доверительные отношения внутри коллектива.

Основные принципы инклюзивного образования выглядят так:

  • все люди одинаковы, вне зависимости от умственных и физических способностей, следовательно, нуждаются в полноценном общении;
  • личность каждого человека бесценна;
  • каждому человеку свойственно испытывать чувства и эмоции;
  • в обществе важно развивать дружеские и доверительные отношения среди сверстников;
  • люди испытывают потребность в общении;
  • получить качественное образование можно, только взаимодействуя внутри коллектива;
  • внешние различия развивают в человеке личность.

Важно! В целом совместное обучение направлено на устранение социального неравенства и дискриминации в среде образования.

Проблемы российских школ

Изменение системы образования обязательны к исполнению для всех регионов, поэтому во многих школах началось формирование смешанных классов, хотя для этого не имелось материальных и технических возможностей.
Следовательно, дети с ограниченными возможностями просто не могли посещать занятия: отсутствие пандусов для инвалидов ограничивает свободу передвижения колясочников в стенах заведения. Более того, к внедрению инклюзивного обучения оказались не готовы учащиеся и преподавательский состав. Отсутствие профильных специалистов привело к тому, что дети с ОВЗ не сумели полноценно влиться в коллектив, ещё больше абстрагируясь от общества.

Результат оказался противоположным ожидаемому: многие родители перевели детей-инвалидов на домашнюю форму обучения, что увеличивает изолированность и мешает нормальному общению ребёнка с окружающими.

Внимание! Минпросвещения и Минобразования РФ заявляют, что в России во многих регионах действуют центры/службы психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи. В том числе в целях оказания ранней коррекционной помощи детям с проблемами в развитии. Чаще всего такая помощь оказывается на базе именно инклюзивных школ и детсадов. Кроме того, в ближайшем будущем будут также созданы центры психологической помощи родителям детей с ОВЗ. О существовании такого содействия в конкретном регионе необходимо узнавать в местных подразделениях Минобразования.

Читайте также:  Документы по общим вопросам организации охраны труда

Плюсы и минусы инклюзивного образования в рамках школы

Плюсы ИО Минусы ИО
Новые принципы и методы социального подхода к понятию «инвалидность». Отсутствие гибких образовательных стандартов.
Разнообразие и инновации в общеобразовательном процессе. Учебные школьные планы не соответствуют потребностям детей-инвалидов.
Восприятие детей на равных условиях. Недостаточная эмоциональная и информационная подготовка пед. коллектива.
Социализация и развитие личностных навыков. Отсутствие материально-технического оснащения школ.
Развитие самостоятельности и уверенности в своих силах. Дефицит узкопрофильных работников.
Устраняет дискриминацию за счет развития равных возможностей и прав. Отсутствие у педагогического коллектива навыков работы с детьми из ОВД.

Оборудование для инклюзивного образования

Перепланировка классов под особые потребности учеников-инвалидов требует учета индивидуальных потребностей. Для этой цели используют специальное оборудование, которое можно поделить на несколько типов:

  • Оборудование для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата.
  • Оборудование для обучения детей с проблемами слуха.
  • Оборудование для детей с нарушениями зрительного восприятия.
  • Оборудование для коррекции сенсорного восприятия.

В учебных учреждениях, инклюзивных центрах и интернатах часто организовывают отдельные кабинеты для индивидуальных и групповых занятий. Они могут быть обустроены различными снабжением, помогающее не только в учебном процессе, но и реабилитации, налаживании взаимоотношений между педагогами, отдыхе при нагрузках:

  • Реабилитационное оборудование.
  • Сенсорные и интерактивные устройства.
  • Массажное оборудование.
  • Развивающие игрушки и игры.

Для обучения детей с ограниченными возможностями обязательно используется дидактика – различные дидактические наборы фигур, букв, животных, прочих элементов. Обучаясь в игровой форме, дети не теряют интерес, внимание, быстрее показывают результаты.

«Нет никаких рычагов влияния»

– В классе у моего сына был ребенок с проблемами поведения. Он вел себя очень агрессивно: бил детей, стучал головой об стену, ругался матом. В первом классе мог сесть на девочку и кричать на всю школу: «Если не снимешь трусы, я с тебя не слезу!» Этого мальчика в классе нельзя было ни с кем посадить, потому что он начинал биться головой о парту. С самого первого дня он сидел отдельно от всех, максимально близко к учителю.

Учительница нам говорила: «Я сделала все, что можно. Я его не выпускаю из своего внимания, и на переменах я все время над ним стою, чтобы он никого не поранил». Это выглядело очень некрасиво, – говорит Светлана Моторина, создатель музея науки «ИнноПарк», автор канала в Яндекс.Дзен «Травля: со взрослыми согласовано».

Родителям одноклассников того мальчика было очевидно, что какой-то диагноз у него есть, утверждает Светлана. Однако желание цивилизованно разобраться с проблемным поведением наталкивалось на глухую оборону руководства школы (кстати, входившей на тот момент в топ-15 по России) и мамы ребенка. Школа вполне справедливо апеллировала к тому, что любой диагноз является медицинской тайной, и без согласия родителей назвать его публично ни классный руководитель, ни директор не имеют права. Мама мальчика на контакт не шла.

– В кулуарах директор говорила, что у мальчика СДВГ, и этот ребенок в классе, потому что у классного руководителя есть сертификат тьютора. Правда, подтверждающий документ так и не показали, – продолжает свой рассказ Светлана.

Родители одноклассников предложили официально приставить к ребенку тьютора, причем они были готовы оплачивать эти услуги из своего кармана. Но и здесь возник правовой вопрос, о который разбились все дальнейшие попытки решить проблему: «Зачем ребенку тьютор, если у него нет подтвержденного диагноза?»

В результате сын Светланы подвергся жесточайшему буллингу со стороны того мальчика и семья была вынуждена перевести ребенка в другой класс.

– Когда я пыталась изменить ситуацию, избавить ребенка от травли, я получала в ответ от мамы ребенка сообщения, что я все выдумываю. У администрации школы не было желания сблизить детей и организовать ресурсную среду.

Буллинг дошел до такой степени, что мой сын приходил домой со словами: «Наверное, если бы меня не было, всем было бы лучше», у него появились суицидальные настроения. Школа не только не признала, что тот ребенок инклюзивный, но также не признала, что есть буллинг. Все свелось к стандартным фразам «дети все выдумывают», «надо давать сдачи» и т.п.

Сейчас сын еще ходит в частную технологическую школу. У него в классе есть ребенок с очень тяжелой формой аутизма – вплоть до того, что пускает слюни на стол или бьется головой. Но в школе очень круто внедрены определенные ценности: мы все равны, мы не осуждаем и не обсуждаем внешность, религию и т.п. Это не просто написано в уставе, а внедрено в традиции.

Когда мой сын пришел 1 сентября в класс, он рассказал, что учителя собрали всех детей в кружок, они знакомились. Потом очень бережно ввели этого мальчика, объяснили всем, что Ване нужна их помощь, он может уставать или делать что-то медленнее. С ребенком всегда тьютор, и если Ване становится плохо, его уводят. При этом интеллектуально он сохранен. И за все время ни разу ни у кого не возникло никакого желания над ним посмеяться или подтрунить.

Я очень хорошо отношусь к инклюзивному образованию. Но в той, первой школе, мы столкнулись с тем, что, если ребенок не на коляске, не слепой или не слабослышащий, нет никаких рычагов влияния на то, чтобы его родители признали: их сыну требуется квалифицированная помощь.

Когда у ребенка СДВГ или легкая форма аутизма, то внешне видно, что с ним что-то не так, но ты не можешь уверенно утверждать, что это инклюзивный ребенок. И нет возможности сделать так, чтобы его родители отвели ребенка к специалисту. В итоге либо мы гнобим этого ребенка, либо он делает невыносимой жизнь всех остальных детей. Третий, инклюзивный пусть, просто вычеркивается, – говорит Моторина.

Читайте также:  Организация работает с самозанятым по договору подряда: налоговые нюансы

Идеи интеграции лиц с отклонениями в развитии в 70-е годы возникают и реализуются в контексте либерально-демократических реформ, общественного противостояния идеям дискриминации людей по расовому, половому, возрастному, национальному, политическому, религиозному, этническому и другим признакам. Борьба против дискриминации способствует формированию новой культурной нормы – уважения к различиям между людьми. Именно в этом широком антидискриминационном контексте специальные школы и интернаты признаются учреждениями сегрегационными, а изолированная от массовой система специального образования – дискриминационной. И если на предшествующем этапе эволюции общество боролось за организацию специальных учебных заведений, то теперь оно стало рассматривать помещение ребенка в специальную школу как нарушение его прав и «навешивание социального ярлыка».

Плюсы:

  • Педагогами таких учебных заведений являются профильные дефектологи (тифлопедагоги, сурдопедагоги, логопеды, олигофренопедагоги), знающие особенности детей, методы и методики обучения. Учебные заведения оснащены всем необходимым для обеспечения обучения: звукоусиливающая аппаратура для плохослышащих, тифлотехника для плоховидящих, ортопедическая техника для детей-опорников и пр.
    ТИФЛОТЕХНИКА – отрасль приборостроения специального назначения, относящаяся к разработке технических средств для обучения, политехнической, производственной подготовки, трудовой деятельности и культурно-бытового обслуживания слепых, слабовидящих и слепоглухих, а также для коррекции, развития, восстановления зрения.

Минусы:

  • Дети с проблемами здоровья изолированы в значительной мере, как от семьи, так и от нормально развивающихся сверстников, и замыкаются в особый социум, внутри которого и осуществляется специальное образование.

Благоприятная атмосфера в классе — главный принцип инклюзивного образования детей с ОВЗ

Конечно, отношение класса к ребенку с ограниченными возможностями в основном зависит от учителя. Но и родители могут внести свою посильную лепту, если обладают достаточной психологической грамотностью. Совместные усилия обязательно дадут хорошие плоды.

  • Можно предложить преподавателю хотя бы раз в полугодие проводить классный час о людях с нарушениями в развитии. Возьмите на себя информационную подготовку и организацию мероприятия. А вот презентовать доклад или реферат поручите тем одноклассникам вашего ребенка, которые наделены зрительным вектором психики. Эти дети очень эмоциональные, склонные к сопереживанию, у них близко стоят слезы. После курса тренинга вы научитесь определять таких детей без труда.

  • Подберите информацию так, чтобы она не звучала просто «сухими фактами» или статистикой. Наоборот, подача должна быть чувственной, эмоциональной. Для описания самих нарушений хватит и пары абзацев. Остальная часть реферата должна чувственно вовлечь детей в переживания и трудности разных людей с нарушениями развития (не стоит делать акцент именно на своем ребенке). Если вам удастся эмоционально вовлечь маленьких зрительников в процессе подготовки доклада — они передадут своим одноклассникам всю палитру эмоций. Смогут объединить класс на совместном сопереживании тем ребятам, которые в этом нуждаются.

Технологии инклюзивного образования детей с ОВЗ: без знаний по психологии не обойтись. Как преодолеть поведенческие проблемы?

Интегрировать ребенка с нарушениями в общий класс часто мешает его нестандартное поведение. Это может быть и высокая тревожность с приступами плача, истерики. Могут быть приступы агрессии или аутоагрессии. Навязчивые движения, хождение по классу. Погруженность в себя и низкая способность к диалогу с учителем и ребятами.

Тренинг «Системно-векторная психология» позволяет родителям глубоко понимать причины любых негативных поведенческих симптомов. И дает знания, как устранить их целиком или хотя бы свести к минимуму. Проблема в том, что в основном мы воспитываем своих детей, пытаясь дать им «благо» в нашем собственном понимании. Но психика ребенка может существенно отличаться от материнской.

Например, подвижная и активная мама, желая лучшего, во всем торопит и подгонят своего неторопливого малыша. Но у него другой ритм жизни, другая психика. На ее действия он реагирует еще большим ступором и вязкостью мышления. Со временем становится упрямым и агрессивным. Формируется устойчивый негативный сценарий поведения, который мешает интегрировать ребенка в общество.

Или, например, эмоциональная, впечатлительная мама постоянно «щебечет», фонтанирует чувствами — ее ребенок-интроверт еще глубже уходит в себя, отстраняется от контакта. Для его чувствительного уха непереносимы громкие звуки и эмоциональный прессинг.

Почему общество настороженно относится к внедрению инклюзивного образования?

Закон об инвалидах, принятый на территории Российской Федерации обеспечивает защиту прав людей с ограниченными возможностями. И это очень хорошо. Однако у многих родителей тут же возникает вопрос: как защитить обычных детей, которые вынуждены обучаться в классах с детьми, имеющими отклонения в развитии. Как бы жестоко и цинично это не звучало, но ребенок-инвалид не всегда вызывает положительные эмоции.

У окружающих людей не всегда получает победить в себе чувство брезгливости, граничащее с отвращением, при виде особенных детей. При этом умом они понимают, что им пришлось столкнуться с тем, что может быть бедой для семьи, бедой для всего общества. Однако стремление оградить своего ребенка от всего негативного заставляет их задавать вопрос: почему обычные дети с ранних лет должны окунуться в эту, по сути, чужую беду? Получается что, заботясь о комфорте детей с отклонениями в развитии, государство и образовательные структуры напрочь лишают этого комфорта нормальных детей, без патологий.

Некоторые мамы и папы недоумевают: почему бы родителям ребенка с явно выраженными проблемами не проявить мудрость, и не определить его в специальные учреждения? Ведь ему самому будет комфортнее там, где окружение будет подобным, где малыш не станет выделяться, где не будут на него показывать пальцем и смеяться за спиной.

Ярые противники инклюзивного образования уверены, что необходимость в дальнейшей социализации детей с отклонениями в физическом и умственном развитии вызывает серьезные сомнения. Ведь даже отсидев положенное время в общеобразовательной школе, всячески тормозя своим присутствием обучение других детей, тот же ребенок-аутист дальше никуда не пойдет. Он будет находиться в семье, либо будет сдан в интернат.

Читайте также:  Подлежат ли детские игрушки возврату в магазин?

Не проще ли в таком случае, если есть показания к обучению, желание и возможность заниматься развитием, приглашать частных педагогов. Сейчас нет проблем с обучением на дому. Приглашать педагога к своему ребенку, обеспечивая ему комфортное обучение значительно гуманнее, нежели пытаться внедрить в общеобразовательную школу.

Было время, когда почти в каждой школе были классы коррекции. Нахождение в подобных классах детей с отклонениями в развитии было бы понятным. Но не в классе, где обучаются обычные дети.

Недовольные присутствием детей с ОВЗ в обычных классах убеждены, говорить о том, что различия между детьми быть не может, независимо от того с отклонениями они или без, можно до тех пор, пока лично не столкнешься с подобной ситуацией. Отличия есть, и именно они становятся непреодолимым препятствием на пути к общению в коллективе учащихся. Дети, не понимая своей жестокости, могут нанести непоправимый урон психике особенного малыша.

Еще раз подчеркнем, автор статьи не высказывает собственного суждения, а всего лишь ретранслирует собирательное мнение большей части заинтересованного интернет-сообщества. Основной же упор на негативное отношение к инклюзивному образованию был сделан потому что, это мнение большинства и его нужно менять. Ведь важно не столько место обучения ребенка с ОВЗ, сколько понимание его образовательных потребностей и всестороння поддержка как со стороны сверстников и других участников образовательного процесса, так и всего общества.

Как работает инклюзивное образование в других странах?

Мировая инклюзивная практика образования началась с 70-х годов прошлого века с разработки проектов на законодательном уровне и внедрения образовательных возможностей для инвалидов. В 80-90-х годах исследовалась экономическая выгода инклюзии, преимущества, польза и выгоды. В 90-х годах инклюзия получила популярность, благодаря публикациям на тему проблемы недостаточной осведомленности родителей детей-инвалидов, активности взрослых инвалидов, защиты прав людей.

На сегодняшний день положения западного образования в инклюзивной среде включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В странах Европы и США существует несколько подходов:

  • Расширенный доступ к обучению детям с ограниченными потребностями.
  • Мэйнстриминг – общение учеников-инвалидов со сверстниками вне школы.
  • Интеграция – удовлетворение потребностей учеников-инвалидов в системе образования.
  • Включение (inclusion) – непосредственно сама инклюзия, т.е. перепланировка помещений под особые потребности таких детей.

Большинство западных стран выделяют финансы из государственного бюджета на инклюзивное образование и проявляют интерес в увеличении числа учащихся.

Оборудование для инклюзивного образования

Перепланировка классов под особые потребности учеников-инвалидов требует учета индивидуальных потребностей. Для этой цели используют специальное оборудование, которое можно поделить на несколько типов:

  • Оборудование для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата.
  • Оборудование для обучения детей с проблемами слуха.
  • Оборудование для детей с нарушениями зрительного восприятия.
  • Оборудование для коррекции сенсорного восприятия.

В учебных учреждениях, инклюзивных центрах и интернатах часто организовывают отдельные кабинеты для индивидуальных и групповых занятий. Они могут быть обустроены различными снабжением, помогающее не только в учебном процессе, но и реабилитации, налаживании взаимоотношений между педагогами, отдыхе при нагрузках:

  • Реабилитационное оборудование.
  • Сенсорные и интерактивные устройства.
  • Массажное оборудование.
  • Развивающие игрушки и игры.

Для обучения детей с ограниченными возможностями обязательно используется дидактика – различные дидактические наборы фигур, букв, животных, прочих элементов. Обучаясь в игровой форме, дети не теряют интерес, внимание, быстрее показывают результаты.

Современная двойная структура коррекционных и общеобразовательных школ требует огромных финансовых вливаний, утверждают сторонники инклюзии. Единовременные инвестиции в реорганизацию общеобразовательных школ являются более экономичным вариантом в долгосрочной перспективе и, кроме того, создают широкое поле для работы. Однако эта система может работать только тогда, когда власти разных уровней будут прилагать совместные усилия.

Инклюзия слишком дорога, утверждают критики. По их данным расходы в пределах одной земли, например, Баден-Вюртемберг, превысят 100 миллионов евро. Одновременно с этим в последующие восемь лет нужно создать почти 1400 новых учительских мест. При этом земля Баден-Вюртемберг будет тратить до 30 миллионов евро в год на школьных ассистентов, школьный транспорт и строительные мероприятия. Колоссальные дополнительные расходы — 9 миллионов евро в год — ложатся и на муниципалитеты, которые еще не знают, смогут ли справиться с ними.

Инклюзивная образовательная среда: компоненты

Мы с вами уже знаем, что инклюзия в сфере образования понимается как совокупность условий, обеспечивающих равный доступ к образованию для всех детей, школьников, подростков, студентов. И мы знаем, что для получения образования нужно посещать учебное заведение, подниматься по лестнице на этаж, где расположена аудитория для занятий по тому или другому предмету, смотреть на доску, где пишется задание.

Или, как альтернатива, сесть дома за стол, включить компьютер и внимательно слушать объяснение преподавателя в Zoom. И если для физически здорового человека это полностью естественные действия, студент или школьник с нарушениями опорно-двигательного аппарата не доберется самостоятельно до школы или вуза, не сможет подняться по лестнице, и ему зачастую даже трудно самому сесть за стол и встать из-за стола.

Учащийся с нарушениями слуха не услышит пояснения преподавателя, а слепой или слабовидящий не увидит текст на доске, в компьютере, книге. И вот тут мы подходим к такому понятию, как пространственно-предметный компонент инклюзивной образовательной среды. Что это такое? Давайте посмотрим.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *