Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменится для бизнеса в 2023 году — обзор ключевых изменений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На самом деле никакого конкретного алгоритма нет, а у каждой программы свои условия. К большинству описанных выше форм поддержки мы приложили ссылки с подробностями. Лучше идите туда и ищите детали, там же будут формы для подачи заявок.
Сравнение рынка предпринимателей в России 2020-2021 и 2022 гг.
Для начала стоит обратить внимание на статистику оборота малых предприятий с 2008 по 2021 гг. Так, оборот малых предприятий в первом полугодии 2021 года составил 13,7 трлн руб., что на 18% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 10% больше, чем в первой половине 2019 г.
При этом, стоит отметить, что доля малого бизнеса в совокупном обороте малых, средних и крупных предприятий составила 11,5%, что является минимумом с 2008 г. Показатели первого полугодия 2020 г. были зафиксированы на уровне 12,6%, а в 2019 г. – 13,4%. Максимальные показатели вклада малого бизнеса в суммарной выручке были зафиксированы в первом полугодии 2017 г. (показатель составил 18,2%).
Общий оборот всех предприятий в первой половине 2021 г. превысил 119 трлн руб., что на 26,5 трлн (27%) больше, нежели ранее. Показатели средних и крупных предприятий составили 3,8 и 84,7% выручки соответственно, за аналогичный период 2020 г. – 3,3 и 84,1% соответственно, в 2019 г. соотношение составило 3,4 и 83,3%.
Задачи национального проекта РФ «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»:
- Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, включая упрощение налоговой отчётности для предпринимателей, меняющих расчётно-кассовую технику.
- Обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством создания нового режима налогообложения, предусматривающего передачу информации о продажах в налоговые органы РФ в автоматическом режиме, освобождение от обязанности предоставлять отчётность, а также оплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы.
- Упрощение доступа к льготному финансированию, в том числе ежегодное увеличение объёмов льготных кредитов, выдаваемых субъектам малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.
- Развитие инструментов фондового рынка для использования субъектов МСП в целях получения доступа к дополнительным источникам финансирования.
- Повышение доступности инструментов лизинга для субъектов МСП.
- Повышение доступности финансирования микро- и малого бизнеса за счёт микрофинансовых организаций (МФО) и краудфандинга.
- Создание цифровой платформы, ориентированной на информационную поддержку производственной и сбытовой деятельности субъектов МСП, включая индивидуальных предпринимателей.
- Обеспечение упрощённого доступа для субъектов МСП к мерам поддержки, услугам и сервисам организаций инфраструктуры развития МСП и сбыта товаров и услуг.
- Совершенствование нормативно-правового регулирования системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов МСП, включая индивидуальных предпринимателей.
- Повышение качества закупочной деятельности крупнейших заказчиков.
- Создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства, включая ИП, в том числе инфраструктуры и сервисов поддержки, а также их ускоренное развитие в таких областях, как благоустройство городской среды, научно-техническая сфера, социальная сфера и экология.
- Модернизация системы поддержки экспортёров – субъектов малого и среднего предпринимательства.
- Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации.
- Формирование положительного образа предпринимателя.
- Выявление предпринимательских способностей и вовлечение в предпринимательскую деятельность лиц, имеющих предпринимательский потенциал и (или) мотивацию к созданию собственного бизнеса.
Показатели национального проекта РФ «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»:
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей:
- 2019 год – 19,6 млн чел.;
- 2020 год – 20,5 млн чел.;
- 2021 год – 21,6 млн чел.;
- 2022 год – 22,9 млн чел.;
- 2023 год – 24 млн чел.;
- 2024 год – 25 млн чел.
Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП:
- 2019 год – 22,9%;
- 2020 год – 23,5%;
- 2021 год – 25,0%;
- 2022 год – 27,5%;
- 2023 год – 30,0%;
- 2024 год – 32,5%.
Доля экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в общем объёме несырьевого экспорта:
- 2019 год – 8,80%;
- 2020 год – 9,00%;
- 2021 год – 9,25%;
- 2022 год – 9,50%;
- 2023 год – 9,75%;
- 2024 год – 10,0%.
Правительство одобрило проведение эксперимента по предоставлению услуг малому и среднему бизнесу на базе цифровой платформы МСП
29 декабря 2021 11:30
Постановление от 21 декабря 2021 года №2371
С 1 февраля 2022 года в
России стартует эксперимент по оказанию поддержки малому и среднему бизнесу,
самозанятым и гражданам, которые только собираются начать своё дело, на базе цифровой
платформы МСП. Постановление об этом подписал Председатель Правительства Михаил
Мишустин. Новая система позволит максимально упростить предпринимателям
открытие, ведение и развитие бизнеса.
Участниками
эксперимента станут Минцифры, Минэкономразвития, Центральный банк, Федеральная
налоговая служба и Федеральная корпорация по развитию малого и среднего
предпринимательства (Корпорация МСП). Другие федеральные министерства и
ведомства, институты развития, банки и страховые организации смогут
присоединиться к нему в добровольном порядке.
В рамках эксперимента
сервисы для МСП будут объединены в новой экосистеме на базе цифровой платформы,
разработанной Минэкономразвития совместно с Корпорацией МСП.
Она обеспечит
адресный подбор и проактивное одобрение мер поддержки, а также предоставление
услуг, которые требуются на разных этапах развития бизнеса. Что важно – без
личного присутствия предпринимателей.
Госведомства – участники эксперимента
будут сами обмениваться нужной информацией через систему межведомственного
электронного взаимодействия.
Предполагается, что у
каждого пользователя платформы будет свой цифровой профиль.
В зависимости от
стадии развития и потребностей предпринимателя ему будут предлагаться те или
иные федеральные и региональные инструменты поддержки и сервисы, такие как «Старт
бизнеса», «Налоговые услуги», «Получение кредита», «Конструктор документов» и
«Законодательный бизнес-дайджест». Всего к 2024 году на цифровой платформе
планируется реализовать более 20 различных сервисов, верифицированных бизнесом.
Работа экосистемы
позволит решить распространённые проблемы, с которыми часто сталкиваются
предприниматели. Это и недостаток информации о существующих мерах поддержки, и
необходимость для их получения отдельно регистрироваться на разных ресурсах, и
обязанность собирать новый пакет документов при каждом обращении.
Эксперимент реализуется
в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка
индивидуальной предпринимательской инициативы». Он продлится до 1 февраля 2025
года, после чего полученный опыт будет проанализирован и масштабирован.
Льготы для субъектов малого предпринимательства
На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот, а именно:
-
Возможность применения упрощенного бухгалтерского учета;
-
Возможность составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность;
-
Упрощенный порядок кассовых операций. Так малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У);
-
Минимум кадровой документации;
-
Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок).
- Право на субсидии и гранты;
-
На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС).
Система поддержки малого бизнеса в РФ
Поддержка малого бизнеса от государства в связи с распространением коронавируса была инициирована президентом РФ. На основе его рекомендаций составлена и разработана полноценная программа, содержащая перечень шагов для того, чтобы малый бизнес в России не прекратил свое существование.
Реализация программы поддержки малого бизнеса регламентируется рядом нормативных актов:
- Постановления Правительства от 03.04.2020 и 10.04.2020;
- ПП от 02.04.2020 № 409;
- ФЗ от 15.10.2020 №-320;
- ПП от 01.10.2020 №1587;
- ПП 02.09.2020 №1340.
Гос. помощь МБ, включая ИП в 2023 году, осуществляется с помощью разных инструментов:
- мораторий на банкротство – кредиторы не смогут подать заявление на инициацию процедуры банкротства на ту или иную компанию;
- приостановление плановых проверок – в список попадают даже уже начатые проверки;
- автоматическое продление разрешений и лицензий – установлен срок в полгода;
- кредитные каникулы – предпринимателями представлена возможность отсрочить выплаты на полгода либо снизить их;
- льготный кредит на выплаты заработной платы сотрудникам – помощь государства малому бизнесу включает в себя и заботу о финансовом положении работающих граждан. Поэтому бизнесмены могут оформить кредит без процентов на выплату з/п в период пандемии;
- снижение страховых взносов – эта помощь затрагивает в первую очередь ИП, взносы которых уменьшились в половину;
- налоговые каникулы – отсрочки по платежам в пользу государства;
- отсрочка по арендным платежам – для МБ из наиболее пострадавшего сегмента созданы условия, в которых они могут производить оплату частями в течение 2 лет;
- адресные консультационные услуги в сегменте экспорта;
- прямое субсидирование – этот вид господдержки среднего и малого бизнеса представляет собой реальные выплаты в размере, определяемом по количеству сотрудников компании и иным критериям;
- кредитование без возврата – в Москве и других городах РФ наиболее пострадавшие организации могут получить от государства кредит, рассчитывающийся по индивидуальной схеме.
Регионы правомочны дополнять приведенные меры на свое усмотрение. Но на то, чтобы отменять какие-либо федеральные инструменты, субъекты РФ не имеют законных оснований.
Требования к претендентам
Кроме, определенных законом общих требований, каждый фонд вправе выдвигать дополнительные условия, как к претендентам, так и к идеям, под которые выдают гранты. Если речь идет о производстве — устанавливаются ограничения по объемам реализации или количеству технологических линий. Если грант выдается в сельском хозяйстве – допустимая площадь возделываемых фермером земельных участков.
Перед тем, как получить грант на открытие малого бизнеса, начинающий предприниматель может быть поставлен перед необходимостью:
- Пройти один или несколько курсов обучения основам предпринимательства;
- Трудоустроить определенное количество сотрудников;
- Подтвердить документально, что он ранее не получал иных видов финансовой помощи;
- Обеспечить определенный среднегодовой оборот предприятия;
- Доказать отсутствие долгов по обязательным платежам в бюджет и налогам;
- Соответствовать требованиям по возрасту, образованию или стажу профессиональной деятельности;
- Зарегистрировать бизнес в указанном административном округе.
В политике финансирования при помощи государственных фондов преимущество отдается предприятиям, существующим 1-2 года, чья деятельность имеет выраженную социальную составляющую, направленную на улучшение условий жизни граждан:
- Образование, работа с детьми и молодежью;
- Культура, просвещение, общественная деятельность;
- Социальная реинтеграция граждан, прошедших курсы лечения от зависимостей;
- Трудоустройство незащищенных групп населения;
- Гуманитарная помощь пострадавшим от стихийных бедствий или военных действий.
Особое внимание следует обратить на качество проработки бизнес-плана. Экономические расчеты рентабельности, себестоимости продукции и точки окупаемости, таблицы с перечнем закупаемого оборудования, графики роста сбыта – большое количество реальных исходных данных говорит комиссии о серьезности намерений кандидата. Этапы и объемы финансирования должны учитывать как привлеченные, так и собственные инвестиции.
С другой стороны, эти усилия в случае победы будут полностью оправданы. Так, в сельском хозяйстве бизнес план для получения гранта 1500000 руб. может обеспечить начинающему фермеру компенсацию до 90% расходов на обустройство и развитие предприятия. Собственные вложения фермера составят при этом не более 150-165 тысяч рублей.
Следует помнить, что возможность получения грантов на развитие малого бизнеса 2023 для определенных видов деятельности запрещена на законодательном уровне. Считается, что работающие в таких сферах компании не приносят общественной пользы, не производят материальных ценностей и не способствуют развитию бизнеса и государства в целом.
Правила, определяющие, как получить гранты на развитие малого бизнеса в 2023 году – предписывают также их целевое назначение. Помощь не может быть выделена на приобретение средств личного пользования, легковых автомобилей, мебели.
В то же время приветствуется закупка производственного оборудования, механизмов и технологических линий. На втором месте по актуальности находятся исходные материалы, сырье, комплектующие. На третьем – долгосрочная аренда помещения.
Что же касается заработной платы для сотрудников, то государство такие расходы субсидировать отказывается, в то время как зарубежные фонды считают это вполне допустимым.
На комиссию, принимающую решение о том, кто станет получателем грантов для малого бизнеса в 2023 году, неизменно положительное впечатление производит готовность претендента реализовать проект на принципах софинансирования. Чем большую долю предприниматель выделит из личных средств – тем скорее он получит поддержку. Некоторые фонды считают допустимой цифру в 15%, другие требуют от кандидата, по меньшей мере, половину.
При изучении вопроса о том, где получить грант на открытие бизнеса, следует обращать внимание на профиль и установленные предпочтения фонда. Если ваша основанная деятельность находится в области собственного производства, сельского хозяйства, образования, социальной поддержки населения – обращаться лучше в государственные фонды. Частные, предпочитают инвестиции в компании, занятые в сфере экономики, культуры, социологических и маркетинговых исследований, инновационных разработок, экологии.
В современных условиях наиболее простым вариантом получения государственной поддержки для малого предпринимательства в России остается вариант с Центром занятости; 58 и даже 300 тысяч рублей – не самые большие суммы, но в отдельных случаях они могут быть необходимы. Если же требуется больший стартовый капитал, то здесь все становится гораздо сложнее. Нужно смотреть федеральные программы поддержки именно для вашего вида бизнеса, на уровне регионов они есть далеко не всегда.
Рассчитывать на получение гранта на миллионы рублей можно только в том случае, если вы планируете создать бизнес в сфере инноваций. Говоря простыми словами, на открытие очередного магазина вам никто денег не даст. Здесь можно получить только налоговые льготы, гарантийные обязательства, которые помогут получить банковский кредит, да и то не всегда, не во всех регионах и не для всех видов бизнеса.
Судя по внесенному в Госдуму проекту бюджета, поддержки малого и среднего бизнеса вышла из приоритетов правительства. Как следует из заключения комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству, на нацпроект по МСП в 2023 году запланировано на 2,8% меньше по сравнению с объемом ассигнований, утвержденных федеральным бюджетом на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024. В денежном выражении на предпринимательскую активность в следующем году хотят направить 79,4 млрд рублей. В 2024 году объемы финансирования нацпроекта намерены сократить ещё на 2,5% по установленному ранее плану – до 74,6 млрд рублей.
Кроме того, в новом проекте бюджета в 2023-2024 также сокращаются субсидии в региональные бюджеты на господдержку МСП и физлиц, которые применяют специальный налоговый режим. На следующий год на эти цели из федерального бюджета правительство планирует выделить на 7,7% меньше, чем было заложено – меньше на 1,4 млрд рублей. В 2024 году данную субсидию в бюджеты регионов планируют сократить ещё на 14,9% – до 8,9 млрд рублей (минус 1,5 млрд).
Однако зарезервированные ранее в федеральном бюджете средства на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации сохранили в прежнем объеме: в 2023 году намерены распределить на эти цели 6,3 млрд рублей, в 2024 году – 9,1 млрд рублей.
Проект бюджета на 2023-2025 гг. будет рассмотрен в первом чтении на следующей неделе – 26 и 27 октября. У депутатов был месяц на изучение пакета документов по доходам и расходам на ближайшие три года. Отметим, что ко второму чтению в основной финансовый план страны могут быть внесены изменения.
Законодательством предусмотрена поддержка и в форме грантов, например в Фонде содействия инновациям. Организация поддерживает современные, инновационные направления деятельности, стартапы, молодых ученых. Объем финансирования зависит от конкретной программы и достигает 15–30 млн рублей.
Для получения гранта необходимо подать заявку, которая включает в себя в том числе подробный бизнес-план. Грант предполагает определенную цель — деньги предоставляются на какой-то срок (от нескольких месяцев до нескольких лет), в течение которых получатель средств достигает заявленного результата и отчитывается в этом.
В числе возможных целевых показателей, например, такие, как:
- разработка объекта интеллектуальной собственности и официальная регистрация прав на него;
- организация деятельности предприятия и трудоустройство определенного количества сотрудников;
- выпуск в производство и продажа собственного продукта;
- достижение определенного уровня выручки.
При недостижении заявленного результата фонд вправе потребовать возврата предоставленных денег.
Кто, когда и почему может исключить из реестра МСП.
Ранее, данные в реестре обновлялись один раз в год 10 июля после проверки на предмет соответствия критериям МСП. На основе отчетов ФНС проводит ревизию и исключает компании/предприятия/ИП и организации из реестра МСП. По новому закону сведения о предпринимателях и организациях, которые подходят под критерии МСП, вносятся в реестр на ежемесячной основе – 10-го числа каждого месяца.
Причиной выбытия из реестра МСП может быть не только несоответствие критериям (рост доходов или увеличение штата сотрудников), но и несвоевременная подача (или вовсе не предоставление) сведений в налоговый орган. Поэтому важно вовремя готовить и сдавать все отчеты.
При сдаче сведений в налоговую удобно пользоваться СБИС Электронная отчетность с использованием ЭЦП для подписи документов на сертифицированном носителе. ФСН самостоятельно изменяет «категорию» субъекта МСП, на основании поданных документов.
А для ведения учета используйте СБИС Бухгалтерия и Учет. СБИС подходит для начинающих и профессионалов, прост и понятен для использования. При возникновении сложностей на определенных участках бухгалтерских работ – воспользуйтесь Услугами по сдаче отчетности для организаций, входящих в реестр МСП в том числе. Поможем подготовить и сдать все необходимые отчеты вовремя.
Льготы по страховым взносам для субъектов МСП
Во вторую группу «льготников» вошли компании малого и среднего бизнеса, которые на бессрочной основе смогут уплачивать страховые взносы по совокупной льготной ставке 15%. Данный тариф начиная с 2023 года смогут применять (п. 2.4 ст. 427 НК РФ):
- организации и ИП, признаваемые субъектами малого или среднего предпринимательства;
- субъекты малого и среднего предпринимательства, основным видом экономической деятельности которых является деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков и среднесписочная численность работников которых превышает 250 человек по данным единого реестра субъектов МСП;
- организации, получившие статус участников инновационного центра «Сколково».