Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Статья 145 НК РФ дает возможность при определенных условиях получить освобождение от обязанностей плательщика НДС. При этом налогоплательщик вправе не представлять в налоговый орган декларацию по НДС, что подтвердил ВАС России в Решении от 13 февраля 2003 г. N 10462/02.
Комментарий к Ст. 145 НК РФ
Первое и самое важное условие для получения освобождения изложено в п. 1 ст. 145 НК РФ. Согласно этому пункту организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей не превысила в совокупности 2 000 000 руб. При этом нормами п. 1 ст. 145 НК РФ не предусмотрено исключений из суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), операций, не подлежащих налогообложению НДС либо не признаваемых объектом налогообложения по НДС.
Вместе с тем согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27 ноября 2012 г. N 10252/12, по смыслу указанной нормы НК РФ институт освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика направлен на снижение налогового бремени в отношении налогоплательщиков, имеющих незначительные обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС. В связи с этим предельный показатель выручки, дающий право на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, согласно позиции ВАС РФ должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым НДС.
При этом в Постановлении ВАС РФ указывается на возможность пересмотра на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятых на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в данном Постановлении толкованием.
Таким образом, постановления Пленума и Президиума ВАС РФ для налоговых органов являются сложившейся судебной практикой, которой налоговым органам следует руководствоваться при рассмотрении вопроса о целесообразности доначисления сумм НДС в рассматриваемом случае.
Учитывая изложенное, согласно выводам ФНС России, изложенным в Письме от 12 мая 2014 г. N ГД-4-3/8911@, размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения положений ст. 145 НК РФ следует рассчитывать только применительно к операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.
Аналогичные выводы содержатся также и в абз. 2 п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» (далее — Постановление Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33).
Также не учитываются при решении вопроса о наличии оснований для использования права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика доходы, полученные от совершения операций по реализации подакцизных товаров, поскольку на основании п. 2 ст. 145 НК РФ в отношении таких операций организации и индивидуальные предприниматели не вправе применять освобождение (абз. 3 п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33).
Также и выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для получения освобождения не включается (Письмо Минфина России от 26 марта 2007 г. N 03-07-11/72). Кроме того, не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) денежные поступления, перечисленные в ст. 162 НК РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (Письмо УФНС России по г. Москве от 23 апреля 2010 г. N 16-15/43541). Также в связи с тем, что стоимость товаров (работ, услуг), реализованных на безвозмездной основе, не соответствует понятию «выручка», стоимость таких товаров (работ, услуг) для целей применения п. 1 ст. 145 НК РФ не учитывается (Письмо Минфина России от 30 сентября 2013 г. N 03-07-15/40261).
Отметим, что Налоговый кодекс РФ не дает ответа на вопрос о том, включается ли выручка от осуществления операций, перечисленных в п. 2 ст. 146 НК РФ, в выручку для целей применения ст. 145 НК РФ.
В таком случае можно обратить внимание на разъяснения Минфина России, изложенные в Письме от 20 сентября 2012 г. N 03-07-07/94. В нем Минфин России указал, что выручка от реализации земельного участка, не являющейся согласно пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС, подлежит учету при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения ст. 145 НК РФ. Отметим, что реализация земельных участков входит в число операций, которые согласно п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения по НДС. В связи с изложенным можно прийти к выводу, что выручка от реализации иных товаров (работ, услуг), перечисленных в п. 2 ст. 146 НК РФ, также подлежит учету в целях применения ст. 145 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 145 НК РФ освобождением от исполнения обязанностей плательщика НДС не вправе пользоваться:
а) организации и индивидуальные предприниматели, реализующие подакцизные товары в течение 3
предшествующих последовательных календарных месяцев;
б) организации, указанные в ст. 145.1 НК РФ.
Подакцизными товарами, в частности, признаются:
этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый (далее также в настоящей главе — этиловый спирт); спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком
виде) с объемной долей этилового спирта более 9%; алкогольная продукция (водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное
вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента, за исключением пищевой продукции в соответствии с Перечнем, установленным Правительством Российской Федерации; табачная продукция; автомобили легковые;
мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.); автомобильный бензин; дизельное топливо;
моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; прямогонный бензин;
топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или)
вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия.
Однако в данном случае следует учитывать мнение Конституционного Суда РФ, изложенное в Определении от 10 ноября 2002 г. N 313-О, в котором был сделан вывод, что норма п. 2 ст. 145 НК РФ не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС по операциям с неподакцизными товарами.
В свою очередь, согласно п. 3 ст. 145 НК РФ освобождение от обязанностей плательщика НДС не распространяется на импорт товаров.
Следовательно, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ импортеры при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, должны уплачивать НДС по этим операциям, даже получив освобождение.
Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.
Также в силу п. 3 ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, должны представить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление и документы, подтверждающие, что объем полученной ими выручки не превышает предельный размер, установленный п. 1 ст. 145 НК РФ.
Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца превысила 2 миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место указанное превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания срока освобождения утрачивают право на освобождение.
Если в течение налогового периода по единому сельскохозяйственному налогу у организации или индивидуального предпринимателя, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и использующих право на освобождение, сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога превысила размер, установленный в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, такая организация или индивидуальный предприниматель начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, утрачивают право на освобождение. Организации и индивидуальные предприниматели, утратившие право на освобождение, не имеют права на повторное освобождение.
Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.
В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.
(Пункт в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ)
Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение. (В редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 366-ФЗ)
Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.
Если на протяжении срока, в течение которого индивидуальный предприниматель или организация пользовались освобождением от налога, выручка за каждые 3 идущих последовательно месяца в совокупности превысила 2 млн руб., или если субъект реализовывал подакцизную продукцию, он, начиная с 1 числа того временного промежутка (месяца), в котором было превышение или продажа, до окончания периода действия льготы теряет возможность ею пользоваться. Сумма налога за тот месяц, в котором доход был больше установленного предела, подлежит восстановлению и последующей уплате в бюджет в законодательном порядке. Если субъект не предоставил подтверждающие документы или в направленной отчетности присутствуют недостоверные сведения, дополнительно к недоимке лицу вменяются штрафы и пени. Аналогичные санкции применяются и в случае установления контрольным органом фактов несоблюдения субъектом ограничений, предусмотренных ст. 145, п. 1 и 4.
Что делать, если уведомление подано не вовремя
Для получения освобождения от уплаты НДС лицам, которые соответствуют установленным критериям, необходимо направить в налоговый орган соответствующее уведомление. В нем указывается размер выручки, допускающий такую налоговую льготу. Уведомить налоговую инспекцию требуется до 20-го числа того месяца, с которого вы рассчитываете получить освобождение от НДС.
Следует отметить, что ранее, а именно до середины 2014 года, налоговики предъявляли жесткие требования к своевременному представлению уведомления и в случае нарушения установленного срока отказывали в применении положений ст. 145. Однако в 2015 году было вынесено беспрецедентное постановление Пленума ВАС РФ № 33, в котором было указано, что нарушение срока представления уведомления не может являться основанием для отказа в освобождении от НДС, поскольку важен сам факт того, что налоговики были проинформированы. Поскольку подобные разъяснения указанных инстанций обязательны к применению налоговыми органами вне зависимости от иного мнения Министерства финансов РФ и ФНС, это стало хорошим подспорьем в деятельности претендующих на освобождение организаций. В особенности благоприятно данный факт отразился на субъектах предпринимательства, которые:
- не уплачивали НДС ранее, полагая, что их деятельность является льготной по ст. 149 НК РФ;
- осуществляли операции без начисления НДС после утраты права на использование спецрежимов, например ЕНВД или УСН.
Эти организации и лица, в случае соответствия требованиям ст. 145, могут заявить свое право на освобождение от НДС и таким образом избежать последствий, связанных с неуплатой НДС (штрафов, пеней). Кроме этого, не нужно будет представлять налоговую декларацию.
Отметим также, что правом на освобождение от НДС по ст. 145 хозяйствующий субъект может воспользоваться даже в период проведения в отношении него контрольных мероприятий.
Правила учета НДС переходного периода
Правила учета НДС при переходе на освобождение от НДС и отказе от него приведены в п. 8 ст. 145 НК РФ.
Так, для перехода на применение освобождения от НДС указано правило (абз. 1):
Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.
Пример
Налогоплательщик в марте приобрел товар (для перепродажи) на сумму 120 тыс. рублей, в том числе НДС 20 тыс. рублей.
НДС в сумме 20 тыс. рублей был принят к вычету.
С июля налогоплательщик применяет освобождение от НДС. Товар, приоретенный в марте, не был реализован на начало июля и находится на складе.
Сумму НДС 20 тыс. рублей нужно восстановить в налоговой декларации за 2-й квартал.
Для отказа от применения освобождения от НДС указано правило (абз. 2):
Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.
Пример
Налогоплательщик применял освобождение от НДС до марта (включительно).
В феврале был приобретен товар (для перепродажи) на сумму 120 тыс. рублей, в том числе НДС 20 тыс. рублей (НДС к вычету не принимался).
С апреля налогоплательщик является плательщиком НДС. Товар, приобретенный в феврале был реализован в мае.
Сумму НДС 20 тыс. рублей можно принять к вычету в налоговой декларации за 2-й квартал.
Какие организации имеют право на освобождение от НДС в силу небольших масштабов деятельности
Действующее законодательство предоставляет бизнесменам с небольшими оборотами право не платить НДС (ст. 145 НК РФ). Освобождение от обязанностей плательщика НДС предоставляется, если сумма выручки за 3 предшествующих календарных месяца не превышает 2 млн руб. Не могут воспользоваться этим правом предприятия и ИП, реализующие подакцизные товары. Также данная льгота не распространяется на НДС, уплачиваемый в связи со ввозом товаров на территорию РФ (п. 3 ст. 145 НК РФ).
Освобождение предоставляется на срок 12 месяцев с возможностью последующего продления, если условия для его предоставления продолжают выполняться.
В случае если в течение периода освобождения выручка превысила установленный лимит или была произведена реализация подакцизных товаров, право на освобождение перестает действовать. Бизнесмен будет обязан начислять и платить НДС с 1-го числа того месяца, в котором произошло превышение или был продан подакцизный товар.
Индивидуальные предприниматели с небольшими объемами реализации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС. Оно возникает, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога .не превышает в совокупности 2 млн руб1 (п. 1 ст. 145 НК РФ).
Если же в течение срока освобождения сумма выручки без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности превысила 2 млн руб., то право на льготу утрачивается. Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное превышение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в обычном порядке (п. 5 ст. 145 НК РФ).
Для исчисления данной льготы в налоговом законодательстве не предусмотрено исключений из суммы выручки, полученной от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), операций, не подлежащих обложению НДС либо не признающихся объектом налогообложения.
Порядок продления, преимущества и недостатки
Если условия и критерии, которые содействовали предпринимателю по получении льготы, остались прежними, он имеет право пролонгировать льготу во времени и уведомить об этом налоговый орган соответственно.
Если выручка превысила 2 млн. за период действия льготы или предприниматель стал реализовывать подакцизные товары, освобождение заканчивается. Предприниматель обязан начислять и выплачивать налог с 1 числа месяца, в котором случилось превышение указанных лимитов или был продан подакцизный товар.
Преимущества:
- сокращение налогового бремени на организацию;
Недостатки:
- экономическая выгода предпринимателя, связанная с освобождением от уплаты НДС, обусловлена конкретными условиями осуществления им своей деятельности.
В чем заключаются плюсы и минусы освобождения от НДС по ст. 145 НК РФ?
У освобождения от обязанности платить НДС пост. 145 НК РФ есть свои положительные и отрицательные стороны.
Плюсы заключаются в том, что:
- освобождение дается на длительный срок (1 год) и может продлеваться;
- НДС начислять и уплачивать не нужно (за исключением некоторых операций);
- не надо сдавать декларацию по НДС (за исключением некоторых ситуаций) и вести книгу покупок (письма ФНС РФ от 04.06.2015 № ГД-4-3/9650@, от 04.04.2014 № ГД-4-3/6138).
Отрицательные моменты:
- НДС, выделенный в документах поставщиков, придется включать в стоимость оприходованных товаров (работ, услуг) согласно подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ. При этом по ТМЦ, приобретенным до освобождения и не использованным до начала его применения, а также по ОС, самортизированным неполностью, НДС нужно будет восстановить и перечислить в бюджет.
- Сохранится обязанность ведения книги продаж и оформления счетов-фактур на реализацию (п. 5 ст. 168 НК РФ). Особенностью счетов-фактур будет проставление в графах, предназначенных для ставки и суммы НДС, записи: «Без НДС» (подп. «ж» и «з» п. 2 раздела 2 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). При этом на реализацию подакцизных товаров счета-фактуры будут выставляться в обычном порядке с начислением и выделением суммы НДС. Кроме того, с выделением НДС придется составлять счета-фактуры налогового агента.
- Обязанность начисления и уплаты НДС, подачи декларации сохранится для ситуаций продажи подакцизных товаров, исполнения обязанностей налогового агента и выставления счетов-фактур с выделенной суммой НДС по товарам, продаваемым без акциза. Кроме того, нужно будет платить НДС при импорте товаров.
Как потерять право на освобождение от уплаты НДС
Освобождение дается на 12 календарных месяцев, по истечении которых можно продлить его еще на 12 месяцев, представив документы, подтверждающие, что в течение срока освобождения сумма выручки от реализации за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей. Так же представляется уведомление о продлении права на освобождение (по той же форме, что и при получении освобождения). Если же не планируется применять освобождение в следующие 12 месяцев, подается уведомление об отказе от использования этого права (в свободной форме).
Если организация или ИП не подтвердит документами право использовать освобождение по ст.145 НК РФ, то это право теряется с даты начала применения такого освобождения. При этом придется восстановить сумму налога и уплатить в бюджет за все 12 месяцев применения освобождения. Однако при расчете НДС к уплате можно воспользоваться вычетами, при наличии правильно оформленных счетов-фактур (и других документов) от контрагентов. Хотя Минфин считает, что лица, потерявшие право на освобождение, права на вычеты не имеют.
Обязанности плательщика НДС в период освобождения от его оплаты
Несмотря на разрешение не выплачивать НДС, не выставлять покупателям счета-фактуры, а значит и не сдавать соответствующие декларации, у налогоплательщиков все же остаются некоторые обязанности. А именно, они должны:
- вести книгу продаж и покупок;
- вести журнал счетов-фактур;
- выставлять контрагентам счета-фактуры по отгрузкам с пометкой «без НДС»;
- выставлять счета-фактуры с выделенной суммой по налогу;
- выплачивать НДС, если товар ввозиться из-за пределов РФ;
- исполнять обязанности налогового агента по НДС;
- заполнять и предоставлять местным налоговым специалистам декларацию за те кварталы, в которых НДС применялся.
Это интересно: Как узнать и где взять кадастровый номер земельного участка?
Необходимо строго следить за выполнением этих операций, поскольку в случае обнаружения контролирующим органами пренебрежения к ним, может последовать административное наказание в виде штрафов.
Утверждены Правила освобождения от НДС импорта товаров
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 451 Налогового кодекса РК от 25 декабря 2020 года импорт товаров, предусмотренных подпунктами 1), 2), 4) — 13) и 15) пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса, освобождается от налога на добавленную стоимость.
Порядок освобождения от налога на добавленную стоимость импорта указанных товаров в рамках Евразийского экономического союза определяется Правилами, утвержденными приказом Министра финансов РК от 16 февраля 2020 года № 204, который вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования — с 17 апреля 2020 года.
Импорт товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов ЕАЭС освобождается от налога на добавленную стоимость при представлении деклараций по косвенным налогам по импортированным товарам в орган государственных доходов с соответствующими документами, предусмотренными Правилами.
Освобождению от НДС подлежит следующий импорт:
— банкнот и монет национальной и иностранной валюты (кроме банкнот и монет, представляющих собой культурно-историческую ценность), а также ценных бумаг;
— товаров, за исключением подакцизных, ввозимых по линии государств, правительств государств, международных организаций в целях благотворительной помощи, оказания технического содействия;
— товаров, осуществляемом за счет средств грантов, предоставленных по линии государств, правительств государств и международных организаций;
— товаров, ввезенных для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами иностранного государства, консульскими учреждениями иностранного государства, аккредитованными в Республике Казахстан, а также для личного пользования лицами, относящимися к дипломатическому и административно-техническому персоналу этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, консульскими должностными лицами, консульскими служащими, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, и освобождаемых от налога на добавленную стоимость в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан;
— космических объектов, оборудования объектов наземной космической инфраструктуры, ввозимых участниками космической деятельности, перечень которых определяется Правительством Республики Казахстан;
— лекарственных средств любых форм, изделий медицинского назначения и медицинской техники при соблюдении определенных условий;
— лекарственных средств, используемых (применяемых) в области ветеринарии, изделий ветеринарного назначения и ветеринарной техники, сурдотифлотехники, включая протезно-ортопедические изделия, специальных средств передвижения, предоставляемых инвалидам, материалов, оборудования и комплектующих для производства лекарственных средств любых форм, изделий медицинского (ветеринарного) назначения, включая протезно-ортопедические изделия, и медицинской (ветеринарной) техники при соблюдении определенных условий;
— инвестиционного золота, импортируемого Национальным Банком Республики Казахстан, банком второго уровня или юридическим лицом — профессиональным участником рынка ценных бумаг;
— предметов религиозного назначения, ввозимых религиозными объединениями, зарегистрированными в органах юстиции Республики Казахстан;
— сырья и (или) материалов в составе транспортных средств и (или) сельскохозяйственной техники, помещенных под таможенную процедуру свободного склада юридическим лицом в рамках заключенного специального инвестиционного контракта с уполномоченным органом по инвестициям
Товары, указанные в пунктах 3, 4, 5, 6, 7, 8, , 13 и 14 Правил, используются только в тех целях, в связи с которыми предоставлено освобождение. В случае использования импортерами указанных товаров в иных целях, налог на добавленную стоимость, не уплаченный по импорту таких товаров, подлежит уплате в бюджет в соответствии со статьей 456 Налогового кодекса.
Товары, указанные в пунктах 11 и 12 Правил, используются:
в области здравоохранения:
субъектами здравоохранения для осуществления фармацевтической или медицинской деятельности в Республике Казахстан в соответствии с лицензиями на осуществление указанных видов деятельности и (или) талоном о приеме уведомления, копией уведомления с отметкой о приеме центром обслуживания населения или талоном в форме электронного документа на оптовую реализацию медицинской техники и изделий медицинского назначения;
в сфере ветеринарии:
физическими и юридическими лицами для осуществления ветеринарной деятельности в Республике Казахстан в соответствии с лицензиями на осуществление указанных видов деятельности (только для лицензируемых видов деятельности в сфере ветеринарии) или документа, подтверждающего деятельность в области ветеринарии.
В случае использования импортером указанных товаров (за исключением средств передвижения, предоставляемых инвалидам) в целях, не соответствующих фармацевтической, медицинской или ветеринарной деятельности в Республике Казахстан, налог на добавленную стоимость, не уплаченный по импорту таких товаров, подлежит уплате в бюджет.
Наряду с этим, в соответствии с пунктом 2 статьи 399 Налогового кодекса приказом Министра финансов РК от 23 февраля 2020 года № 267 также утверждены Правила освобождения от налога на добавленную стоимость импорта товаров, которые определяют порядок освобождения от НДС импорта товаров, указанных в подпунктах 1), 2), 3), 4), 5), 6), 7), 8), 9), 10), 11), 12), 13) пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса.
Правилами освобождения от НДС определен перечень товаросопроводительных документов, которые необходимо представить для получения освобождения от НДС
Приказ от 23 февраля 2020 года вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования — с 17 апреля 2020 года.
Действие Правил освобождения от НДС распространяется на юридических и физических лиц, осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
.