Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое утилизационный сбор. Объясняем простыми словами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Утилизация – это процесс, при котором машина полностью уничтожается безопасным способом. На специализированных пунктах ее разбирают по отдельным деталям, сортируют, в зависимости от типа материала и отправляют на переработку.
Можно ли утилизировать авто частями?
Если у машины некоторые детали остались целыми и их можно продать, а остальное –утилизировать. Однако весь процесс в этом случае будет сложнее.
Первый шаг – выбрать, что вы хотите оставить у себя или продать в дальнейшем, например, двигатель, карбюратор. При заполнении заявления в ГИБДД эти элементы указываются, а также пишется отдельно пояснительная записка, почему было принято такое решение. Далее то, что не утилизируется, должно быть предоставлено в Госавтоинспекцию, чтобы подтвердить данные. Сотрудники ведомства указывают номера запчастей в свидетельстве, чтобы в дальнейшем их можно было продать легально.
Только после этих бюрократических процедур детали извлекаются из автомобиля, а основная его часть отправляется на пункт утилизации.
Если у вас возникли проблемы с утилизацией автомобиля получить юридическую помощь можно на нашем сайте.
Какими могут быть причины?
Как уже упоминалось, причин для снятия автотранспорта с учета может быть множество. Причина первая — старение транспортного средства. В этом случае при снятии машины с учета ее не нужно везти с собой в ГИБДД. Достаточно иметь с собой паспорт и документы на машину. Как только все документы оформлены, машину можно сдавать на металлолом.
Причина вторая – длительное не снятие с учета автомобиля, проданного по генеральной доверенности. Бывают ситуации, когда машина продается по доверенности, но покупатель по какой-либо причине не переоформляет транспортное средство. В этом случае настоящий владелец вынужден платить налог. Если покупатель не выходит на связь, то остается только одно – оформить утилизацию транспортного средства. Сделать это можно и без документов. Как только машину остановит инспектор на посту, она будет направлена на штрафстоянку. Вполне естественно, что новый владелец захочет решить вопрос мирно и продлить доверенность, но здесь уже решение принимает сам собственник.
Причина третья – государственная программа. Сегодня работает государственная программа, по условиям которой можно при условии утилизации старого автомобиля купить новую машину по льготной цене (чаще предоставляется обычная скидка). Под действие программы попадают авто до 1999 года выпуска с массой до 3, 5 тонн. Обязательным условием является полная укомплектованность транспортного средства. Кроме этого, авто должно быть на ходу.
Покупка утилизированного автомобиля
На основании Приказа от 24.11. 2008 нельзя восстановить регистрацию автомобиля, сданного на ликвидацию. Но машины, не доставленные на утилизационный пункт, могут снова пройти оформление. В ГИБДД выдаётся специальная справка, но она не является 100% гарантией, что транспортное средство будет уничтожено. Некоторые лица получают документ из Госавтоинспекции, чтобы не платить государству налоговые сборы, ведь официально машины не существует.
Есть владельцы, пытающиеся продать утилизированный транспорт, главное знать, какие последствия следуют после такого приобретения.
Как быть, если при покупке вы не знали, что автомобиль в утиле?
Когда стало известно, что машина в утиле, надо незамедлительно обратиться в органы ГИБДД, тогда не последуют штрафные санкции и в действиях покупателя не будет вины.
Какое отношение он имеет к утилизации
О том, что взимание утилизационного сбора, мягко говоря, отошло от своей первоначальной концепции, замечают не только простые обыватели – это видят и в Госдуме. Недавно, после анонсированного повышения сбора, против этого высказался депутат Вячеслав Лысаков от «Единой России» (который, к тому же, имеет отношение к партии «Автомобильная Россия»).
Он обрушился с критикой на Минпромторг – и за то, что повышение утилизационного сбора имеет отношение лишь к пополнению бюджета, и за отсутствие всяческого финансово-экономического обоснования повышения тарифа, и главное – за то, что к утилизации автомобилей он не имеет никакого отношения.
Об этом же говорит и Наталья Беляева – деньги, которые должны собираться на создание системы утилизации старых автомобилей, выплачиваются на производство новых:
«Парадокс: деньги, собранные на утилизацию старых автомобилей, фактически направляются субсидиями на производство и поддержание спроса на покупку новых автомобилей.
В США и Японии отлично налажена переработка машин. Так, например, в США около 95% отживших свое автомобилей разбирают и направляют на предприятия. Создатели автомобилей BMW утверждают, что 95% материалов современного BMW в будущем поступит на производство.
В России глубина переработки не столь высока и составляет 60-70%, как раз из-за того, что фактически рентабельность есть только в металле. Поэтому все остальное идёт на свалку.
Переработкой автомобилей на сегодняшний день занимаются компании, осуществляющие заготовку металлолома. Однако цена металла не покрывает расходы по настоящей утилизации автомобилей, в результате которой в переработку вовлекаются и жидкости, и стекло, а также резина, металл, текстиль, дерево. В Европе расходы автоутилизиторов покрываются в том числе и за счёт официально существующей возможности продажи автозапчастей, годных к эксплуатации, после того как машину списали (сняли с учета).
В России такой возможности нет. Государство не участвует в создании инфраструктуры по утилизации списанных автомобилей, и не поддерживает таких утилизаторов.
На практике переработка сводится к банальной разборке, при которой из автохлама достают только пригодное к продаже, а остальное спрессовывают или шредируют. Образуя в результате такой «утилизации» огромные кучи новых отходов».
Наталья Беляева, генеральный директор ООО Дельфи, представитель экспертного совета при Правительстве РФ.
При этом полноценных программ утилизации в России нет – не ведется даже официальная статистика по этому вопросу, а для автовладельца участие государства в утилизации сводится к тому, что он должен заключить договор с компанией, имеющей соответствующую лицензию.
Что он будет делать с этим автомобилем дальше (продаст на запчасти, отправит под пресс или поставит гнить под забором) – государство уже не волнует: автомобиль по документам считается утилизированным.
В мировой практике есть уже достаточно хорошо отлаженная система утилизации старых машин, говорит Алексей Ермилов из ГК «АвтоСпецЦентр» – старые автомобили перерабатывают, получая из них ценные материалы:
«Каждый год результатом переработки старых автомобилей становится 25 миллионов тонн материалов. В США ежегодно утилизируются 7 000 авто, в Европе – около 8 000 единиц. В России на данный момент существуют восемь предприятий, утилизирующих авто, что говорит об отсутствии централизованной программы переработки транспортных средств в нашей стране.
Процесс утилизации автомобилей проходит в несколько этапов: обесточивание (аккумулятор извлекается и помещается в герметичный контейнер, так как является опасным видом отходов), слив всех жидкостей, снятие неметаллических частей авто, измельчение кузова под прессом. При правильной утилизации транспортного средства получается около 750 килограммов железа, 10-20 килограммов алюминия, 3-5 килограммов меди. В Голландии, например, 85% материалов от утилизированного авто используется для последующего производства.
Алексей Ермилов, директор по маркетингу ГК «АвтоСпецЦентр».
В России же у владельца старого автомобиля не так уж много вариантов, что с ним сделать – относительно рабочую машину примут в Trade-in (но тогда ее выгоднее просто продать на вторичном рынке), еще ее можно сдать в металлолом или разобрать на запчасти, говорит Александр Багрецов:
«Условия утилизации автомобилей в 2020 году претерпели изменения по сравнению с предыдущими годами. Теперь допуск к сдаче в утиль получили практически все транспортные средства с минимальными требованиями к сроку владения (не менее полугода) и году производства. К тому же пробег, техническое состояние, марка и модель, страна сборки значения не имеют.
Сейчас корректнее обозначать данный процесс как сдачу автомобиля по программе Trade-in, но эта программа действительна только при приобретении нового автомобиля взамен сдаваемого. Старый автомобиль оценивают по рыночной стоимости (немного ниже уровня активного рынка), и при этом дают скидку на покупку нового автомобиля. Для разных марок и моделей автомобилей скидка имеет разные значения, например, при покупке автомобилей марки LADA, скидка составит 50 тысяч рублей.
Также машину можно сдать в ближайший пункт приема металлолома, но тогда на сертификат можно не рассчитывать, вы получите немного денег за стоимость автолома. Дальше на площадке сливаются все технологические жидкости, снимаются колеса, сиденья. Если компания крупная, то в их распоряжении имеется шредерная машина, в процессе работы которой, автомобиль измельчается, и его части делятся на цветной и черный лом, также отделяется пластик и мусор. Лом при такой переработке выглядит как шарики диаметром 10-15 см.
Если компания мелкая (около 85% в России), то автомобиль разбирается вручную и «голый» кузов попадает в пресс. При такой утилизации на пункте приема лома попросят от собственника документы о собственности либо решение суда (для брошенных автомобилей). При этом будет выдана справка об утилизации по форме Минпромторга.
Практика утилизации автомобилей широко распространена по всему миру. В развитых странах имеются целые сети по приему ТС, где владельцы старых и аварийных авто имеют возможность сдать их на металлолом.
Самостоятельную утилизацию или разборку с последующей продажей запчастей тоже никто не отменял. Автомобиль разбирается, а его компоненты выставляются на общеизвестных сайтах.
Александр Багрецов, руководитель проектов Группы компаний SRG.
Выходит, что утилизационный сбор – действительно лишь сбор, и на развитие технологий утилизации отходов в России имеет очень опосредованное отношение.
Почему утилизируют новые автомобили
Происходит это по двум причинам:
- Новая машина пострадала при перевозке к месту продажи. Груз обычно застрахован, поэтому страховая компания выплатит дилеру денежную компенсацию. В свою очередь дилер обязан отправить «под пресс» пусть и новое, но уже поврежденное авто.
- Новая машина попала к покупателю, однако оказалась с серьезным браком, который в ходе эксплуатации послужил причиной возникновения какой-либо чрезвычайной ситуации (аварии, возгоранию и т. п.). Такой автомобиль подлежит замене на аналогичный. Бракованное транспортное средство утилизируется, а дилер получает компенсацию от страховой компании или производителя.
Почему утилизируют новые автомобили
Происходит это по двум причинам:
- Новая машина пострадала при перевозке к месту продажи. Груз обычно застрахован, поэтому страховая компания выплатит дилеру денежную компенсацию. В свою очередь дилер обязан отправить «под пресс» пусть и новое, но уже поврежденное авто.
- Новая машина попала к покупателю, однако оказалась с серьезным браком, который в ходе эксплуатации послужил причиной возникновения какой-либо чрезвычайной ситуации (аварии, возгоранию и т. п.). Такой автомобиль подлежит замене на аналогичный. Бракованное транспортное средство утилизируется, а дилер получает компенсацию от страховой компании или производителя.
Подводя итоги, необходимо сделать вывод о том, что программа утилизации предназначена для тех, кто является обладателем старого авто, которым никто не пользуется. За фактическую утилизацию машины можно получить довольно большую сумму выплат. Но так как в рамках данной программы авто нужно предъявлять дилеру, то вопрос, как утилизировать автомобиль без автомобиля, не рассматривается.
Власти говорят, что программа может быстро закончиться, но точной информации, когда это произойдет, не дают. Поэтому имеет смысл начать участвовать в ней как можно раньше. При этом нужно брать во внимание тот факт, что правительство выделило на реализацию этой программы 10 млрд рублей. То есть она будет работать, пока есть деньги. А если вступить в программу сейчас, то можно также успеть получить скидку на покупку нового автомобиля.
Оговорен минимальный возраст утилизируемой машины: не менее 10 лет. Скидки за утилизацию исходят от государства. Сертифицированные пункты приема (в 210 городах страны) выплачивают компенсацию «за утиль» — заявлены рамки от 50 000 до 350 000 рублей. Владельцы больших кроссоверов, не обольщайтесь: 350 тысяч рекомендованы Минпромторгом за автобусы и грузовики массой свыше 7,5 тонн.
Также под вывеской «утилизация» работают (возобновлены с марта) госпрограммы «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль». Тут вообще ничего сдавать не надо, просто покупай автомобиль из предложенного списка — стоимостью до миллиона рублей и собранный в России. При соблюдении всех условий получишь скидку 10%, а жители Дальневосточного региона — аж 25%.
А где утилизация-то?
Страна стихийных свалок
У госпрограммы почти нет плюсов, но она есть и никуда от нее не деться. Главный недостаток — слабое информационное обеспечение. И непрозрачность. Трудно найти источник, предоставляющий весь комплекс актуальных сведений — о порядке действий, размерах скидок, возможностях выбора машин при той или иной форме утилизации (ближе к системе трейд-ин или ближе к переплавке). Дилеры, работающие в рамках программы, вольны определять, какие модели они принимают, а какие нет. Участие многих компаний сводится к применению обычной системы трейд-ин, без скидок «за утиль». Суммарную экономию при покупке нового автомобиля часто невозможно просчитать заранее, поскольку представленный размер скидок не фиксированный, а «рекомендованный максимальный».
А куда отправляется сданное старье, многим пользователям всё равно. По законам математики при парке легкового транспорта в 43,5 миллиона машин ежегодно утилизации подлежит свыше 2,5 миллиона, то есть 6–7% от общего объема. Госпрограмма переваривает от силы 200–300 тысяч машин в год. И, судя по направлению и темпам ее развития, никогда не наберет нужных оборотов.
Принять участие в программе могут как обычные люди, так и юридические лица. Основное требование для участия – старый автомобиль должен находиться в собственности у любой категории граждан не менее полугода. Это касается и тех владельцев, которые хотят обменять свой транспорт на более новую модель.
К другим необходимым требованиям для участия относятся:
- собственник, сдающий транспорт на утилизацию, должен быть гражданином РФ;
- транспорт должен был находиться в эксплуатации не менее 6 лет;
- для того чтобы сдать авто, нужно зарегистрироваться в дилерском центре (оплачивать оформление будет владелец техники).
Могу ли я продать списанную машину?
Да, нет никаких преград для отчуждения автомобиля, если он снят с учёта ГИБДД. Даже если вы покупали машину новой и ни разу не ставили на учёт, и, таким образом, в ГАИ о ней вообще ничего не известно, вы имеете полное право продать её.
Тут дело в том, что при списании машины не происходит никакого изменения вашего права собственности на него. Следовательно, нет никаких ограничений по распоряжению этой собственностью так, как вам захочется (до тех пор, пока это не нарушается закон – например, вам всё ещё нельзя ездить на списанном авто). Поэтому можно продавать списанное авто.
Другое дело – утилизация. Такую машину у вас вряд ли кто-то купит. А после покупки, если она была осуществлена из-за невнимательности покупателя, тот будет иметь полное право расторгнуть договор купли-продажи, и вернуть вам вашу «недвижимость», а себе – уплаченные за неё деньги.
Сдача ТС в утиль через дилеров
Утилизировать автомобиль можно самостоятельно и через автодилеров. В первом случае нужно самому искать организацию, занимающуюся приемом таких ТС. Это обойдется недорого, но зато хлопотно. Если действовать через дилера, придется оплатить его услуги. Но никаких беспокойств и беготни, всё законно.
В общем виде утилизация через дилера представляет собой следующий процесс:
- ТС владельцем передается дилеру, который проверяет полноту комплектации автомобиля. Стоить напомнить, что только имеющие на месте все необходимые элементы, вроде руля, КПП, сидений и двигателя, машины принимают участие в госпрограмме;
- если все в порядке дилерский центр заключает договор с клиентом, а клиент оплачивает услуги дилера;
- в перечень обязательных услуг входит не только поиск компании для утилизации, но и доставка машины туда. Это выполняется за счет дилера, его усилиями;
- по итогам заказчик получает на руки свидетельство об утилизации автомобиля (или, как его иначе называют, сертификат), а уже потом – право на скидку, которой можно воспользоваться при покупке новенького авто;
- последний этап – договор на приобретение машины с использованием сертификата;
Чтобы пройти все указанные этапы, от автовладельца потребуется не только автомобиль, но и определенные документы, в частности:
- паспорт автовладельца – для заключения договора с дилером и оформления иных бумаг;
- ПТС на сдаваемое транспортное средство, подтверждающее владение машиной в течение последних шести месяцев.
Перечень обязательных документов стоит предварительно уточнить у того автодилера, к которому планируется обращение. Что касается документального подтверждения снятия ТС с учета в ГИБДД, то статья 19 (пп.2 п.1) закона №283-ФЗ от 03.08.18г. указывает, что снять с регистрации авто разрешено по заявлению автовладельца либо уполномоченной на утилизацию организации, но лишь после самой утилизации ТС.
Сколько стоит сдать машину в утиль через дилера? В среднем по стране вознаграждение составляет 10000 рублей. Но все зависит от «аппетита» автоцентра и от региона его пребывания.
Смотрите, какая тема — Всё о справке об утилизации по новому закону в вопросах и ответах
10 июля 2017 года вступили в силу поправки в закон, содержащий теперь отдельный пункт об утилизации автомобиля и необходимости справки о такой утилизации и называемый Приказом №605 от 7 августа 2013 года об утверждении административного регламента о процессе предоставления услуг регистрации и перерегистрации транспортных средств. Главное изменение здесь произошло по части утилизации транспортных средств и снятии их с учёта в связи с утилизацией.
Если раньше снять машину с учёта в ГИБДД можно было по заявлению, в котором просто указывалась такая причина, как утилизация автомобиля, то отныне такую причину необходимо подкрепить специальной справкой из пункта утилизации.
Что это за пункт такой, где его найти и как правильно получить такую справку, а также чем отличается утилизация от утери автомобиля, мы и рассмотрим.
Но начнём мы, пожалуй, с последнего из перечисленного, чтобы лучше понять, что вообще такое утилизация.
Получить скидку на новую машину можно и без утилизации. Для этого достаточно прийти за покупкой в любой салон в Москве, работающий по программе trade-in, которая подразумевает скидку на новую машину при продаже автодилеру своей старой.
Чтобы автосалон принял машину в качестве оплаты, она должна соответствовать следующим критериям:
- быть исправной, допустимы лишь незначительные дефекты;
- принимаются только авто, не попадавшие в аварии, без следов ДТП. Повреждения, даже если был ремонт, существенно снизят компенсацию;
- чем старше машина, тем меньше выгода;
- автовладелец должен быть собственником продаваемой машины не менее полугода.
Сдать возможно как отечественную машину, так и иномарку, без каких-либо ограничений. Все бумаги и справки должны быть в наличии, а машина свободна от каких-либо обременений в виде залога или договора аренды. Чтобы дилер оценил машину по достоинству, следует навести лоск перед продажей, избавиться от мелких дефектов.
Как снять машину с учета для утилизации, обязательно ли наличие самого автомобиля, номеров и документов для процедуры?
Снять с учета автомобиль на утилизацию можно в отделении ГИБДД. Потребуются следующие бумаги:
- письменное заявление;
- паспорт РФ;
- ПТС (если есть);
- Свидетельство, подтверждающее регистрацию (если есть);
- регистрационные знаки (если есть);
- генеральную доверенность и ее нотариально заверенную копию, если авто сдает в утиль доверенное лицо.
После того, как все необходимые документы предоставлены, автовладелец получает квитанцию на уплату госпошлины, оплачивает ее и ждет выписки о снятии с учета.
Из данного перечня понятно, что наличие номерных знаков и документов на машину не обязательно, чтобы осуществить снятие авто с учета по программе утилизации. Это так же реально, как утилизировать автомобиль без автомобиля. Достаточно представить в МРЭО вместе с заявлением пояснительную записку о том, что машина уже утилизирована.
Если автомобиль непригоден для дальнейшего использования, чтобы снять его с учета нужно:
- Приехать в ближайший межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД со всеми необходимыми документами.
- Заполнить заявление на утилизацию, в котором указать необходимость снятия авто с учета в связи с его списанием в утиль.
- Написать объяснительную записку по образцу примеров, висящих на доске информации МРЭО.
- Сдать бумаги.
- Получить справку о снятии с учета.
Если при утилизации машины некоторые элементы планируется снять для последующей продажи, необходимо написать в МРЭО соответствующее заявление о выдаче акта на них, предъявить элементы для осмотра и сдать заявку с пояснениями в приемное окно. Сотрудники МРЭО выдадут свидетельство на изъятый агрегат вместе с выпиской о снятии с учета.
Если нет документов, номеров, машины
Как утилизировать автомобиль без документов и номеров? Если Вы — собственник автомобиля, Вы имеете право списать его в утиль только со своим паспортом. Остальные документы, включая номерные знаки, предоставляются, если они есть.
Как утилизировать автомобиль в ГИБДД без автомобиля? Практика продажи ТС имеет свои недостатки. Довольно часто новый владелец, которому Вы продали свое авто, не стремится уплачивать транспортный налог, и в десятидневный срок не переоформляет автомобиль на себя.
Тогда счет на оплату транспортного налога будет приходить к Вам, так как фактическим владельцем останетесь Вы.
Оформив утилизацию на машину в ГИБДД, можно избавиться от ненужных налоговых обязательств. Отправляйтесь в ГИБДД, напишите заявление о намерении сдать машину в утиль.
После автомобиль, на котором будет ездить нерадивый покупатель, отказавшийся переоформлять машину на себя, остановят на посту ГИБДД, пробьют по базе и отправят на штрафную площадку.
После снятия ТС с учета для утилизации, поставить его на учет снова невозможно.