Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое система «Платон» и как она действует?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы понять, что такое система взимания платы с большегрузов, нужно углубиться в ее принцип работы. Авансовая и постоплатная плата регламентированы Постановлением российского Правительства от №504. Для регуляции и расчета водители используют на постоянной основе бортовое устройство или маршрутную карту разово. Чтобы обеспечить контроль передвижения на дорогах, устанавливаются бортовые устройства с GPS и ГЛОНАСС.
Возможные нарушения и штрафы
На 2023 год есть установленные правительством правила и тарифы за пользование дорогами ТС допустимой массой свыше 12 тонн. Компании, занимающиеся грузоперевозками, а также частные водители должны оформить бортовое устройство для постоянной работы или маршрутную карту единоразово. Обычно работодатели (компании) сразу делают на всех водителей бортовые устройства.
В правительственном Постановлении №504, нарушениями со стороны водителей и владельцев грузовиков-большегрузов считаются:
- отсутствие бортового устройства (БУ);
- неисправное или выключенное устройство;
- передвижение по федеральным дорожным полотнам без маршрутной карты;
- данные не сходятся с маршрутной картой: водитель ездит большее количество времени или неверно обозначил вес груза;
- внесенные средства в качестве платы были исчерпаны, но движение не остановлено.
Законы, регулирующие работу системы «Платон»
Систему взимания средств «Платон» регулируют законы, нормативно-правовые акты и документы, разработанные с 2005 года и действующие сегодня:
- Транспортная стратегия РФ в последний редакции до 2030 года;
- ФЗ № 257 «Об автомобильных дорогах…»;
- Правительственные Постановления: № 843, № 928, №1191 (коэффициент с размером платы) и № 474;
- ФЗ Российской Федерации № 68;
- Правительственное распоряжение № 1662-р.
Также в регуляции системы участвует КоАП, где указаны правонарушения и штрафные санкции.
Что из себя представляет система «Платон» и в чем заключается ее принцип действия?
«Платон» — это система взимания платы на возмещение ущерба, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами дорожному полотну. Данная аббревиатура расшифровывается как «плата за тонну». Под контроль системы берутся грузовые автомобили, чья масса превышает 12 тонн. «Платон» действует на федеральных трассах, полученные средства идут на ремонт и строительство дорожного полотна, а также на создание инфраструктуры. Дополнительная функция системы — контроль над недобросовестными перевозчиками, которые работают по серой схеме без оформления необходимых документов на транспортировку грузов большегрузными транспортными средствами.
Система «Платон» в России внедрена с 2015 года и за первый год функционирования под данным Росавтодора было отремонтировано 1000 и более автомобильных дорог, 3 путепровода и 28 мостов. Изначально тариф для транспортных средств свыше 12 тонн единый тариф составлял 1, 53 руб./км. Несколько раз данная единица подвергалась незначительной индексации. Актуальный на сегодняшний момент курс тарифа следует уточнять на официальном портале «Платона».
Отношение к системе «Платон» со стороны перевозчиков
Во многих странах мира платный проезд по автомобильным дорогам был внедрен гораздо раньше, чем в России система «Платон». Это стандартная практика, которая позволяет поддерживать дорожное полотно в хорошем состоянии. А поскольку именно большегрузные транспортные средства являются основной причиной преждевременной деформации асфальтового покрытия, логично, что плата взимается именно с них. И, даже несмотря на то, что в других странах тариф гораздо выше чем в России, а платить зачастую приходится даже автомобилям с общей массой от 3 тонн, именно в нашей стране неоднократно производились забастовки перевозчиков.
Возможно, причина заключается не в самой системе «Платон», но именно во временном отрезке, когда данная система была внедрена. Положение на рынке грузоперевозок напрямую зависит от экономической ситуации в стране. Попадание России в предкризисное состояние, введение санкций от других государств, сокращение автомобильного сообщения со странами Евросоюза. На этом фоне последующее принятие системы «Платон» стало последней каплей.
Введение повсеместно новой системы «Платон» создало необходимость в повышении тарифов на перевозку, из-за чего на рынке возросла конкуренция. Разумеется, заказчики предпочитают работать с диспетчерскими, которые предлагают более выгодные расценки. И если крупные перевозчики могли позволить себе практически не менять тарифы, то мелкие компании оказались бы на грани банкротства, поскольку производимые рейсы перестали бы окупать себя. Таким образом, мелкие перевозчики требуют полной отмены нововведения, когда крупные готовы с ним смириться. Но при этом масштабные компании настаивают на устранении всех недочетов и недоработок системы «Платон».
Система «Платон» — это современная система, которая позволяет взимать плату с грузовых автомобилей за передвижение по дорогам нашей страны. Администрированием системы и контролем за всеми операциями занимается фирма ООО РТИТС (РТ-Инвест Транспортные Системы).
Эта организация наполовину находится в ведении корпорации «Ростех», а на вторую половину принадлежит Игорю Ротенбергу – известному предпринимателю. Эти же лица указаны и в числе учредителей общества с ограниченной ответственностью. Ежегодная прибыль ООО исчисляется в десяток миллионов рублей – это плата за операторские услуги. Сама система приносит в казну государства ежегодно около 50 миллиардов рублей.
50 774 км автомобильных дорог в России входят в часть системы, именно проезд большегрузов по ним является платным. О картах будет рассказано далее.
Бортовое устройство. Принцип работы
Бортовое устройство – это элемент электроники, способный в режиме реального времени отправлять спутнику информацию о передвижении автомобиля. Устройство регистрируется в соответствующих инстанциях, и имеет именной номер. Его нельзя применять на постороннем авто.
Бортовой «Платон» крепится на лобовое стекло при помощи двустороннего скотча либо присосок. У большегрузов обычно крупное лобовое стекло, поэтому обзор БУ не заслоняет. У прибора нет дисплея и всего одна кнопка, отвечающая за подачу или отключение звукового сопровождения поездки.
Вся информация отображается посредством включения или выключения индикаторов, которых на панели «Платона» — шесть.
- Первый – демонстрирует заряд АКБ прибора. В случае если батарея села окончательно, прибор поддерживает работоспособность еще в течение 30 минут. Заряжается от прикуривателя. Шнур – стандартный.
- Второй – это связь прибора с оператором.
- Третий – Питание. Горит, если прибор находится на зарядке.
- Четвертый – двухцветный. При положительном балансе лицевого счёта, достаточном для преодоления более 100 км – горит зеленым, желтым – если финансов хватит менее чем на 100 км.
- Пятый – связь со спутником
- Шестой – индикатор сигнала сотовой связи
После регистрации в системе можно получить бортовое устройство в пользование. При этом с владельца авто не взимаются дополнительные средства за аренду прибора. Просто между ЦИПП и водителем заключается договор безвозмездной передаче в пользование.
Принципы работы системы
«Платон» в автоматическом режиме осуществляет сбор, хранение, обработку и оперативную передачу точных данных о передвижении транспорта массой более 12 т по федеральным автомобильным дорогам. Для проезда многотонника по трассам федерального назначения, владелец фуры должен зарегистрировать себя и автотранспортное средство в Реестре системы взимания платы.
Оборудование спутниковой навигации позволяет собрать информацию о передвижении грузовика, которая затем обрабатывается в автоматическом режиме. В Центре информационной поддержки каждый владелец фуры может получить бортовое устройство, которое может при помощи ГЛОНАСС/GPS фиксировать координаты движущегося авто. Для этого надо заключить с оператором договор безвозмездного использования.
Важная информация! Движение многотонного транспорта без бортового устройства разрешено только при наличии оформленной предварительно маршрутной карты.
Водители или владельцы транспортных средств могут выбрать одну из схем оплаты:
- Авансовая. Применяется для всех новых пользователей и пользователей, не соответствующих требованиям, предъявляемым к оформлению постоплаты.
-
С постоплатой (отсрочка не позднее окончания следующего календарного месяца). Оформление выполняется только по отдельному заявлению пользователя при выполнении следующих требований:
- с момента регистрации ТС в системе прошло более 2 месяцев;
- владелец проживает на территории РФ (юрлица должны быть зарегистрированы в РФ);
- ТС оборудовано бортовым устройством;
- в течение последних 6 месяцев отсутствуют просрочки по оплате;
- нет задолженностей по оплате штрафов из-за движения без оплаты.
Транспортные средства массой свыше 12 тонн могут двигаться по дорогам общего пользования только после (любой из вариантов на выбор):
- оформления маршрутной карты;
- установки и активации бортового устройства.
Алгоритм взаимодействия с системой «Платон» при оформлении маршрутной карты будет выглядеть следующим образом:
- Пользователь регистрируется в системе (это можно сделать на сайте, через терминалы самообслуживания или в региональных информационных центрах).
- Выполняет авторизацию в личном кабинете и вносит данные о транспортном средстве.
- Оформляет разовую маршрутную карту.
- Вносит оплату одним из доступных способов.
- Транспортное средство может начинать своё движение.
- Контроль следования по маршруту осуществляется с помощью систем стационарного и/или мобильного контроля.
Бортовые устройства наиболее удобны при совершении регулярных рейсов, так как с ними не требуется оформлять маршрутные листы для каждой поездки. Алгоритм взаимодействия с системой при наличии бортового устройства (БУ):
- Регистрация в системе.
- Авторизация в личном кабинете, внесение данных ТС.
- Подписание договора безвозмездного пользования БУ в региональном Центре информационной поддержки (потребуется предоставить советующий пакет документов, будет отличаться для физических и юридических лиц, граждан РФ и иностранных граждан).
- Получение устройства (оно привязывается к конкретному транспортному средству и не может использоваться на других).
- Установка и подключение БУ к питанию (бортовой сети авто).
- Пополнение счёта клиента.
- Транспортное средство двигается по дорогам, все списания рассчитываются автоматически.
- Основное средство контроля — бортовое устройство, системы мобильного и стационарного контроля применяются как дополнительные.
Система представляет собой технологию контроля перевоза грузов по дорогам федерального уровня. Она позволяет идентифицировать владельца автомобиля определенной грузоподъемности, а также осуществлять мероприятия по взысканию с него полагающихся средств.
Справка: название «Платон» представляет собой сокращение от словосочетания «плата за тонны». Оно ярко выражает суть проекта — справедливое распределение ответственности между автовладельцами за состояние дорожного полотна.
Методика предполагает следующие вещи:
- Разделение автотранспортных средств по их тоннажу.
- Взимание платы с владельцев большегрузов.
- Организацию системы контроля:
- за использованием транспортной инфраструктуры федерального уровня;
- за внесением обязательных платежей.
Как действует система: немного технических подробностей
Оператор системы получил доступ к российским картам, по ним «Платон» имеет возможность отслеживать передвижение транспорта.
Что происходит:
грузоперевозчики регистрируются в системе;
устанавливают на борт машины специальные устройства;
отслеживание грузовиков идет через спутниковую навигационную систему.
На текущий момент система охватывает более 50 тысяч км российских дорог.
Кроме бортовых устройств и спутников в нее входят:
ЦИПП;
работающий круглые сутки колл-центр;
сайт с возможностью получить консультацию в своем кабинете;
автоматизированная система расчетов;
стационарный (рамки над дорогой) и мобильный (автомобили со спец.оборудованием) контроль;
геоинформационная система.
Оплата происходит через бортовые автомобильные устройства или с помощью маршрутной (разовой) карты.
Доброго времени суток уважаемые читатели. Сегодня расскажу о установке бортового устройства Платон (БУ ЦСИ 1201). Но для начала коротко ознакомлю с таким явлением как Платон, кто не в курсе. Платон — это система легального отъема денег у владельцев ТС с максимальной массой более 12 тонн. О Платоне все. Помочь с установкой БУ попросил знакомый перевозчик, причем основная проблема не в самой установке, т.к. для этого БУ особыми знаниями автоэлектрика обладать не нужно, а в ознокомлении с технической документацией и донесении основного смысла до водителей. Почему бы и нет, интересно посмотреть в живую на электронную машинку «отжима» денег, вот собственно и они
У перевозчика в собственности 4 грузовика: две Вольво и два Камаза. Если у Вольво проблем с установкой не предвиделось, то Камазы не имели прикуривателей и установкой последних надо было заняться в первую очередь. Но прежде всего откроем одно из устройств и ознакомимся с документацией.
Как оплатить водителю
Для водителей оплата проезда возможна в , через сайт системы и через терминалы. Кроме того, оплатить проезд можно через бортовое устройство и маршрутную карту, это два варианта осуществления контроля за движением автомобиля.
Бортовое устройство – небольших размеров приспособление, которое без труда устанавливается на лобовое стекло кабины. Но нельзя размещать устройство в обогреваемой зоне стекла.
Бесплатно через будет распространено 2 миллиона таких устройств. Для получения нужно в офисе системы зарегистрироваться, подписать договор и получить устройство.
Сведения с устройства передаются в центр системы непрерывно; автоматически списываются со счета деньги за проезд только по федеральным дорогам.
Существует еще способ оплаты с помощью маршрутной карты. Оформляют карту также в офисе системы «Платон», есть возможность оформить и через терминал. В карте указывают пункты отправления и назначения, промежуточные – при их наличии. Вносятся сведения об автомобиле и водителе для контроля передвижения.
Существует разница в использовании бортового устройства по сравнению с маршрутной картой. Карта предполагает передвижение по фиксированному маршруту, устройство позволяет маршрут выбирать и корректировать. Порой такие преимущества дорогого стоят, особенно в случае дорожных пробок.
Бортовое устройство Платон будет выдаваться бесплатно
Использование глушилок
Действенный и простой в применении способ. Нужно уточнить информацию о приборе, который поставили в машину. А именно, на каких частотах он работает. И подобрать модель глушилки, подавляющую эти частоты. По мере необходимо, включать и выключать систему глушилкой. Сейчас на рынке представлено большое количество моделей глушилок. Они отличаются радиусом подавления, размерами, частотами подавления, временем работы от аккумулятора и от сети. Главное здесь выбрать подходящий вариант.
Например, глушилка Мгла. Защищает информацию о местоположении, передвижениях с помощью блокировки gps, Glonass маяков и трекеров. Имеет широкий частотный диапазон, подавляет сигналы в радиусе до 20 метров, может работать до 3 часов от аккумулятора, можно подключать в прикуриватель или к 220. Имеет шесть внешних антенн и монитор на корпусе, где отображаются температура, подавляемые частоты, уровень зарядка аккумуляторной батареи. Плюс небольшая по размерам: 148 x 84 x 53 мм (без антенн), масса 467 грамм.
Какие законы регулируют работу системы “Платон”
Работа системы «Платон» регулируется рядом нормативно-правовых актов и документов, разработанных правительством Российской Федерации начиная с 2005 года:
- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года;
- федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации»;
- постановление Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 928;
- постановление Правительства РФ №1191 в редакции от 28.06.2018 (размер платы и коэффициент) ;
- транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года;
- федеральный закон от 06.04. 2011 г. № 68-ФЗ (ред. от 14.12.2015);
- распоряжение Правительства РФ от 29.08.2014 № 1662-р;
- постановление Правительства РФ от 18 мая 2015 г. № 474.
Самостоятельная регистрация
- Перейти на сайт системы «Платон».
- Зайти в «Личный кабинет», кликнуть на вкладку «Зарегистрироваться».
- В выпавшем окне «Резидентство владельца ТС» и «Тип владельца ТС».
- В окне «Основная информация о Владельце ТС» прописать: данные о физическом лице, адрес по месту регистрации, адрес местонахождения.
- В блоке «Банковские реквизиты» указать: наименование банка получателя, SWIFT, расчётный счёт и наименование получателя.
- Следующим шагом, необходимо заполнить «Данные главного менеджера ВТС». Это заполняют менеджеры, которые будут осуществлять взимание платы. Они ставят флажок напротив «Я являюсь регистрируемым физическим лицом». Если доверитель представляет интересы владельца ТС, то он также вводить свои контактные данные (Ф.И.О, электронную почту, номер мобильного).
- Следующий блок – «Пароль для доступа в личный кабинет». Нужно придумать пароль и ответить на контрольный вопрос.
- Поле «Данные транспортного средства». Здесь следует заполнить: страну, номер СТС, идентификационный номер, государственный регистрационный знак, дату выдачи СТС и загрузить копию свидетельства о регистрации ТС.
- Далее, указывается: тип, марка, модель ТС и основания владения.
- Последним шагом является загрузка документов.
После заполненных полей и загрузки документов, необходимо активировать электронный адрес, указанный при регистрации. Для этого нужно, зайти на почту и перейти в полученном письме по ссылке. При удачной верификации, появится вкладка «Учётная запись подтверждена». Система «Платон» обработает информацию, и отправить письмо на почту с данными для входа на сайт. Теперь можно производить оплату на восстановление дорог.
Для начала советую внимательно почитать этот материал, а также изучить видео на тему системы Платон.
Но есть несколько вопросов, которые задают чаще всего. О них и расскажу.
- Возможен ли обман системы? Платон не идеален, у него есть погрешности и дыры. Хотя их стараются постоянно закрывать, но появляются и новые. В теории, а порой и на практике, обмануть систему можно. Но шансы минимальные. А если об обмане узнают, вам грозит серьезный штраф;
- Где стоят камеры? Камеры работают в тандеме со стационарными рамками контроля. По состоянию на 2021 год уже работало более 500 устройств слежения за большегрузами;
- Можно ли найти карту со всеми рамками? Официально такой информации нет. Это только тематические форумы. Но существуют не только стационарные рамки, но и передвижные машины со специальным оборудованием. Угадать, где и когда они будут стоять, очень сложно;
- Какой штраф предусмотрен? Штраф значительно выше той суммы, которую водитель должен платить за проезд. Это к вопросу необходимости обмана. Юридические лица платят от 450, вдумайтесь, тысяч рублей и более. Должностные лица, являющиеся нарушителями, платят минимум 50 тысяч;
- Разве Платон работает законно? Да. После заседания Конституционного суда, которое состоялось весной 2021 года, систему Платон признали законной;
- Как пополняется баланс? Сделать это можно через сайт и личный кабинет, выполнив банковский стандартный перевод. Также можно внести деньги наличными через терминалы и офисы системы Платон.