Кто и как проверяет заказчиков по 223-ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто и как проверяет заказчиков по 223-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

При проведении проверок ФАС руководствуется положениями Закона о контрактной системе. Кроме того, на основании Приказа ФАС РФ от 11.02.2014 № 75/14 «Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами Федеральной антимонопольной службы полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении функций по контролю в сфере размещения заказов ФАС нужно временно руководствоваться ранее изданными правовыми актами данной службы. Порядок проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 28.01.2011 № 30 (далее – Порядок проведения проверок). Кроме того, при проведении проверок ФАС ориентируется на Методические рекомендации по проведению плановых и внеплановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами, доведенные Письмом ФАС РФ от 25.05.2007 № АЦ/8325 (далее – Методические рекомендации).

Отметим, что в 2016 году ФАС подготовлен проект приказа «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению плановых и внеплановых проверок соблюдения заказчиком, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – проект регламента). Однако в настоящий момент указанный проект еще не подписан.

…скооперировавшихся конкурентов

Если в ФАС поступит информация о хозяйствующих субъектах, между которыми состоялось соглашение об установлении или поддержании цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок, о повышении, снижении или поддержании цен на торгах, разделе товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков), или возникли другие обстоятельства, перечисленные в ст. 11 Закона N 135-ФЗ, такие предприятия также могут быть проверены на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.

Подобные нарушения приводят к ответственности по ст. 14.32 КоАП РФ. Для юридических лиц это «оборотные» штрафы (то есть составляющие определенную долю выручки).

Наказать нерадивых чиновников, препятствующих свободной конкуренции, тоже можно, передав информацию о нарушении в антимонопольный орган. Статья в СМИ, описывающая горестные похождения несостоявшегося бизнесмена по инстанциям, где ему вставляют палки в колеса, также станет звоночком для проверяющих из ФАС. Властные полномочия нарушителя в данном случае не помогут. Антимонопольщики вправе проверить и их. Например, для инициирования проверки властных структур, включая органы местного самоуправления, достаточно информации:

  • о введении ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установлении запретов или введении ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
  • о необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или хозяйствующим субъектам;
  • об установлении запретов или введении ограничений в отношении свободного перемещения товаров в РФ, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
  • о даче хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
  • об установлении для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
  • о предоставлении хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке.

Результаты проверки оформляются актом проверки (форма приведена в Приложении N 9 к Регламенту), который составляется в двух экземплярах на русском языке и подписывается всеми членами инспекции.

В нем указываются все сведения и информация по проверке — от проверяющих и проверяемого, места проверки до результата проверки (о выявленных признаках нарушений антимонопольного законодательства со ссылкой на положения законодательства), а также обо всех фактах и событиях, произошедших во время проверки или имеющих отношение к нарушениям, из-за которых инициирована проверка.

Руководитель инспекции не позднее последнего дня срока проведения проверки, указанного в приказе о проведении проверки, вручает оба экземпляра акта проверки руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого лица для подписания, один из которых остается у проверяемого лица.

При невозможности вручения акта проверки или отказе руководителя, иного должностного лица, уполномоченного представителя проверяемого лица от подписания и получения акта проверки руководитель инспекции делает в акте соответствующую отметку, заверяемую его подписью, и не позднее следующего рабочего дня направляет один экземпляр акта проверки проверяемому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Руководитель, иное должностное лицо, уполномоченный представитель проверяемого лица в течение 15 календарных дней с даты получения акта проверки вправе представить в антимонопольный орган (руководителю инспекции) свои письменные возражения на акт проверки, которые приобщаются к акту.

Если разложить по ступенькам все этапы проверки ФАС, то мы получим:

  1. Оповещение. О плановой проверке ФАС обязана проинформировать проверяемого минимум за трое суток до инспекции. Сделать это она может заказным письмом с уведомлением или лично. Внеплановая проверка тоже не приходит без предупреждения. О ней проверяемому обязаны сообщить не позднее чем за сутки. «Внезапной проверкой» будет лишь инспекция на соблюдение запрета на картели (ст.11 Закона о защите конкуренции).
  2. Документарная проверка. Все запрашиваемые инспекцией документы необходимо предоставить в течение 10 дней.
  3. Если в документах обнаружены признаки нарушения законодательства — ФАС приезжает с проверкой на предприятие. Будут осмотрены территория, помещения, взяты образцы и назначены экспертизы.
  4. Когда исследования окончены составляется акт проверки в двух экземплярах. Экземпляр проверяемого вручается ему под расписку. Также к акту прилагаются материалы дела (протоколы действий инспекции, показания и объяснения участников).
  5. Если обнаружены нарушения, инспекторы выдают предписание о его устранении. Серьезные или повторные нарушения могут стать поводом для возбуждения административного дела.
  6. В течение 15 дней после получения заключения проверяемый может подать в ФАС свое возражение в письменном виде.

Проверка длится не более 30 дней.

Продлить ее возможно максимум еще на два месяца, если:

  • Требуется провести экспертизу (например, проверить достоверность рекламы);
  • Необходимо перевести документы;
  • Для вынесения решения нужна дополнительная информация.

Внеплановые проверки ФАС незаконны!

Высший Арбитражный суд России признал, что такие проверки противоречат Конституции РФ и Закону о защите конкуренции. Напомним, что порядок проведения этих проверок прописан во внутреннем нормативном акте Федеральной антимонопольной службы — Методических рекомендациях по проведению плановых и внеплановых выездных проверок. Теперь этот документ признан полностью недействительным.

Проведение выездной внеплановой проверки без возбуждения дела предоставляло антимонопольному органу неограниченные возможности: проводить проверку при отсутствии оснований, не предоставлять проверяемому лицу информацию о фактах, которые подлежат проверке, изымать любую документацию и сведения. Более того, эти проверки не только нарушали нормальную работу предприятий, но и могли использоваться в целях недобросовестной конкуренции, в том числе со стороны иностранных компаний.

А началась вся эта история с признанием внутреннего документа ФАС недействительным с заявления в Высший Арбитражный суд ЗАО «Аргус-Спектр», которое подверглось подобной проверке в 2013 году.

По словам представителей «Аргус-Спектра», ФАС, при отсутствии сведений о нарушениях со стороны завода, устроила на предприятии обыск и затребовала данные по системе госбезопасности ПАК «Стрелец-Мониторинг», принадлежащей МЧС России. То есть антимонопольная служба посчитала себя вправе вмешаться в сферу пожарной безопасности социальных объектов, для которых МЧС разработало систему автоматического вызова пожарных в случае возгорания.

Читайте также:  Ипотека для молодой семьи 2023 в Барнауле

— Частный случай с вскрыл общую незаконную практику ФАС, — уверена выигравшая сторона беспрецедентного судебного разбирательства.

По ее мнению, проведение выездной внеплановой проверки без возбуждения дела предоставляло антимонопольному органу неограниченные возможности: проводить проверку при отсутствии оснований, не предоставлять проверяемому лицу информацию о фактах, которые подлежат проверке, изымать любую документацию и сведения, включая государственную тайну, вмешиваться в деятельность госорганов по реализации ими государственной политики и т. п.

— При этом у ФАС никогда не было права проводить оперативно-розыскную деятельность, то есть устраивать обыски, хотя по сути именно этим служба и занималась. И все это без санкций суда или прокурора, а также без возбуждения дела, — говорит «Аргус-Спектр». — По сути, судебное разбирательство и принятое Высшим Арбитражным судом решение предотвратили развал экономики и уничтожение российского бизнеса в целом, так как внеплановые проверки ФАС без оснований не только нарушали нормальную работу предприятий, но и могли использоваться в целях недобросовестной конкуренции, в том числе со стороны иностранных компаний.

Как подготовиться к проверке

Чтобы пройти через проверку ФАС без потерь следует хорошо подготовиться.

Предлагаем вашему вниманию список самых необходимых мероприятий:

  1. Для всех сотрудников (а особенно для руководителей), задействованных в хозяйственной деятельности, проводите регулярные тренинги по основам антимонопольного законодательства.
  2. Разработайте свою внутреннюю политику компании, диктующую сотрудникам их действия во время проверки. Кто и что должен делать, какие сторонние лица (например, юристы) должны быть срочно проинформированы, какие права есть у проверяемых и проверяющих.
  3. Проверьте свою готовность к проверке на тренинге-тесте.
  4. Проведите антимонопольный аудит на предприятии — он поможет заранее выявить и исправить слабые места.

Порядок проведения проверки ФАС: права и обязанности проверяющих и проверяемых

Если организация получила уведомление о проведении проверки Федеральной антимонопольной службой (далее — “ФАС”), то приятного в данном факте безусловно мало. В этом случае проверяемому субъекту стоит основательно подготовиться к проверке. В настоящей публикации я постарался осветить проблему порядка проведения проверок ФАС.

Полагаю необходимым пояснить, что в соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзор) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ при производстве по делам о рассмотрении нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации положения настоящего Федерального закона не применяются.

Порядок проведения проверок антимонопольным органом деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регламентирован нормами Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее – «Закон о защите конкуренции»).

На основании ч. 1 ст. 25.1 Закона о защите конкуренции в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. Некоммерческие организации подлежат проверке исключительно в части соблюдения ими положений статей 10, 11, 14 — 17.1, 19 — 21 настоящего Федерального закона при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов. На основании настоящего Федерального закона не могут проводиться проверки соответствия деятельности некоммерческих организаций целям деятельности, предусмотренным учредительными документами таких организаций. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме выездных и документарных проверок.

Согласно ч. 2 вышеуказанной статьи, основанием для проведения плановой проверки являются:

1) создания юридического лица или организации, государственной регистрации индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

2) окончания проведения антимонопольным органом последней плановой проверки проверяемого лица.

Как следует из ч. 4 вышеназванной статьи, основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

1) материалы, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений, от Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации и указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;

2) сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;

3) истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;

4) поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

5) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В силу ч. 5 настоящей статьи, предметом внеплановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности или, если основанием проведения такой проверки является пункт 3 части 4 настоящей статьи, исполнение ранее выданного предписания.

Проверка проводится в соответствии с приказом руководителя антимонопольного органа (ч. 6 ст. данной статьи).

Срок проведения проверки составляет не более чем один месяц с даты начала ее проведения, указанной в приказе, по дату передачи или направления по почте проверяемому лицу акта проверки. В исключительных случаях на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, указанный срок может быть продлен на два месяца руководителем антимонопольного органа, проверяемое лицо уведомляется о проведении внеплановой проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. (ч. ч. 9 и 12 ст. 25.1 Закона о защите конкуренции соответственно).

Ч. 1 ст. 25.2 вышеуказанного Федерального закона установлено, что доступ должностных лиц антимонопольного органа, проводящих проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица осуществляется при предъявлении этими должностными лицами служебных удостоверений и приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки проверяемого лица. Не допускается доступ должностных лиц, проводящих проверку, в жилище проверяемого лица. Ч. 2 – то, что при воспрепятствовании доступу должностных лиц антимонопольного органа, проводящих проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица этими должностными лицами составляется акт в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом. В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.

Ч. 1 ст. 25.3 вышеназванного Федерального закона регламентировано, что должностные лица антимонопольного органа, проводящие проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе осуществлять осмотр территорий, помещений (за исключением жилища проверяемого лица), документов и предметов проверяемого лица.

Ч. 2 ст. 25.3 – что в осуществлении осмотра вправе участвовать проверяемое лицо, его представитель, а также иные привлекаемые антимонопольным органом к участию в проверке лица. Осмотр осуществляется в присутствии не менее чем двух понятых. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц антимонопольных органов. В случае, если для осуществления осмотра требуются специальные познания, к его проведению по инициативе антимонопольного органа могут привлекаться специалисты и (или) эксперты.

Ст. 25.4 регулирует порядок проведения истребования документов и информации при проведении проверки. При проведении документарной проверки антимонопольный орган обязан направить проверяемому лицу мотивированное требование о предоставлении документов и информации проверяемому лицу либо его представителю заказным письмом с уведомлением о вручении либо под роспись, при проведении выездной проверки — проверяемому лицу либо его представителю под роспись. Истребуемые документы представляются в виде надлежаще заверенных копий, в течение трех рабочих дней.

Ст. 25.6 установлен порядок оформления протокола проверки. Данный протокол составляется в двух экземплярах, один из которых вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении проверяемому лицу или его представителю.

Помимо вышеназванных положений Закона О защите конкуренции, порядок проведения проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части прав и обязанностей сотрудников антимонопольных органов, а также проверяемых ими лиц закреплен в Административном регламенте Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственных функций по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее – «Административный регламент»). Данный Административный регламент утвержден Приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 № 340 (находится во вложении).

Читайте также:  Пенсии по инвалидности 2 группы в 2023 году

В соответствии с п. 1.5. Административного регламента, должностные лица антимонопольного органа при осуществлении проверок наделены следующими правами:

  • право на беспрепятственный доступ на территорию и (или) в помещение, здание проверяемого лица (за исключением жилища проверяемого лица) при предъявлении ими служебных удостоверений и приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки;
  • получать по мотивированному требованию в установленный срок документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию, в том числе составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, а также информацию, составляющую государственную тайну при наличии у соответствующего члена инспекции оформленного надлежащим образом допуска к сведениям соответствующей степени секретности, включая служебную переписку в электронном виде, необходимых антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями;
  • право на беспрепятственное осуществление осмотра территорий, зданий и помещений, занимаемых проверяемым лицом (за исключением жилища проверяемого лица), предметов, документов и информации (сведений), содержащихся на любых ее носителях (в необходимых случаях при осуществлении осмотра производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов).

На основании п. 1.6. Административного регламента, за должностными лицами антимонопольного органа при проведении проверок закреплены следующие обязанности:

  • соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы проверяемого лица;
  • проводить проверку на основании приказа руководителя антимонопольного органа;
  • проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) антимонопольного органа;
  • не препятствовать руководителю, иному должностному лицу проверяемого лица или уполномоченному представителю проверяемого лица присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • предоставлять руководителю, иному должностному лицу проверяемого лица или уполномоченному представителю проверяемого лица, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
  • знакомить руководителя, иного должностного лица проверяемого лица или уполномоченного представителя проверяемого лица с результатами проверки;
  • учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
  • доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • соблюдать установленные сроки проведения проверки;
  • не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица проверяемого лица, уполномоченного представителя проверяемого лица ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
  • осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок;
  • не разглашать информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, полученную антимонопольным органом, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;
  • исполнять государственную функцию в соответствии с настоящим Регламентом.
  • Лица, в отношении которых осуществляются проверочные мероприятия антимонопольных органов, также обладают соответствующими правами и обязанностями.

Согласно п.1.7. Административного регламента, к правам вышеуказанных лиц относятся:

  • получать полную, актуальную и достоверную информацию о порядке исполнения государственной функции;
  • осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителя;
  • непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать от антимонопольного органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ним, а также с отдельными действиями должностных лиц антимонопольного органа, совершенных в рамках проведения проверки;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц антимонопольного органа, повлекшие за собой нарушение прав проверяемого лица при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу.

Как следует из п. 1.8. Административного регламента, в обязанности проверяемых антимонопольными органами лиц входит представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.

Проверки ФАС бывают плановыми и внеплановыми. Первые проводятся на основании ежегодных планов, которые согласовываются с органами прокуратуры.

Если вы решили, что вас включили в план проверок незаконно, то вы вправе написать заявление об исключении из плана проверок.

Однако большая часть проверок ФАС являются внеплановыми. Чаще всего они проводятся по обращениям граждан или организаций. По общему правилу срок проведения проверки не может превышать двадцати рабочих дней. Сроки проведения проверок ФАС зачастую продляются. Чаще всего это связано с проведением экспертиз в отношении «проблемной» рекламы.

Контрольные мероприятия начинаются с документарной проверки: инспекция, созданная из сотрудников ФАС, анализирует документы, имеющиеся в их распоряжении, и запрашивает дополнительные документы и пояснения у фирмы (предпринимателя). Их нужно предоставить в течение десяти рабочих дней. Если в полученных материалах инспекция ФАС увидит признаки нарушения законодательства, начнется выездная проверка. В ее ходе проверяющие осмотрят территории и помещения фирмы и образцы рекламы, назначат необходимые экспертизы.

Плановая, внеплановая, а еще какая?

Плановая проверка заранее включена в график ФАС, который можно просмотреть на официальном сайте, и проводится раз в 3 года. Иными словами вас как вновь созданное юридическое лицо или ИП могут проверить только через 36 месяцев.

Внеплановая проверка проводится спонтанно, при условии, что на вас кто – то «накапал». Например, сообщение или заявление физического или юридического лица, СМИ; материалы, поступившие из правоохранительных органов, государственных органов или местного самоуправления. Чаще всего такие проверки заканчиваются штрафами для организации.

Длительность проверок составляет 30 дней, при этом данный срок может быть продлен еще на 2 месяца, например, если требуется проведение экспертизы или получение дополнительной информации.

Когда будут проводиться проверки?

План проверок будет составлен заранее. Здесь будет указано время приезда и место посещения. Узнать их можно на официальном сайте или в городской администрации. При этом о проверке оповещают минимум за сутки до приезда, чтобы предприниматель мог подготовить нужные документы.

В среднем проверка проводится каждые три года. При этом о плановых извещают за три дня, а о том, что состоится выездная, внеплановая, говорят хотя бы за сутки. Причиной последнего мероприятия может послужить целый ряд факторов:

  • Наличие информации или материалов, которые поступили из прокуратуры или местного муниципалитета.
  • Просьбы от физических, юридических лиц или средств массовой информации.
  • Просрочка выполнения предписания о нарушении антимонопольного законодательства.
  • Поручение от президента страны или от главы правительства.
  • Наличие нарушений сотрудниками антимонопольной организации.

Даже при жалобе от клиентов или покупателей может быть проведена проверка, о которой не всегда оповещают заранее. Поэтому основные документы лучше всегда хранить на месте или иметь их копии.

Даже при жалобе от клиентов или покупателей может быть проведена проверка, о которой не всегда оповещают заранее.

Проверка ФАС состоит из следующих этапов:

  1. Выпуск приказа о плановой или внеплановой проверке и назначение ответственных лиц.
  2. Оповещение проверяемой компании.
  3. Подготовка к проверке.
  4. Выезд сотрудников ФАС на территорию проверяемого юрлица.
  5. Проведение проверочных мероприятий.
  6. Составление акта о проверке в двух экземплярах.
  7. Вынесение предписания по итогам проверки.

Приказ о проверке составляется в соответствии с и должен содержать следующие сведения:

  • наименование отделения ФАС;
  • ФИО должностных лиц и экспертов, назначенных на проведение проверки;
  • реквизиты проверяемого юрлица;
  • основания для проверки;
  • цели и предмет проверки;
  • даты начала и окончания проверки.
Читайте также:  Какую систему налогообложения выбрать для ИП

Осуществление контроля ложится на плечи Прокуратуры Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы. В ведение последней отдан непосредственный контроль за осуществлением мероприятий, направленных на соблюдение действующего законодательства в сфере закупок. Такие полномочия ФАС регулируются сразу несколькими нормативными актами:

  • Федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для удовлетворения государственных и муниципальных нужд». В частности, в данном законе о возможности проведения проверок Федеральной антимонопольной службой говорится в статье 99. Статья 104 говорит о Реестре недобросовестных поставщиков, заполнение которого также относится к ведению Федеральной антимонопольной службы. Включение в указанный реестр исполнителей по контрактам осуществляется в случаях зафиксированного нарушения действующего законодательства в сфере закупок, а также условий того контракта, обязательства по которому были взяты на себя конкретным исполнителем, но не были реализованы;
  • Федеральным законом №135-ФЗ «О защите конкуренции». В данном законе проведению проверок посвящена статья 25.1, которая регламентирует порядок и основные правила проведения проверок сотрудниками Федеральной антимонопольной службы;
  • Постановлением Правительства №331 от 30.06.2004, которое осуществило утверждение Положения о Федеральной антимонопольной службе, в частности, об основных направлениях деятельности данной службы;
  • Постановлением Правительства №189 от 07.05.2004. В рамках данного Постановления происходит утверждение основных вопросов, которые рассматривают Федеральной антимонопольной службой.

Если разложить по ступенькам все этапы проверки ФАС, то мы получим:

  1. Оповещение. О плановой проверке ФАС обязана проинформировать проверяемого минимум за трое суток до инспекции. Сделать это она может заказным письмом с уведомлением или лично. Внеплановая проверка тоже не приходит без предупреждения. О ней проверяемому обязаны сообщить не позднее чем за сутки. «Внезапной проверкой» будет лишь инспекция на соблюдение запрета на картели (ст.11 Закона о защите конкуренции).
  2. Документарная проверка. Все запрашиваемые инспекцией документы необходимо предоставить в течение 10 дней.
  3. Если в документах обнаружены признаки нарушения законодательства — ФАС приезжает с проверкой на предприятие. Будут осмотрены территория, помещения, взяты образцы и назначены экспертизы.
  4. Когда исследования окончены составляется акт проверки в двух экземплярах. Экземпляр проверяемого вручается ему под расписку. Также к акту прилагаются материалы дела (протоколы действий инспекции, показания и объяснения участников).
  5. Если обнаружены нарушения, инспекторы выдают предписание о его устранении. Серьезные или повторные нарушения могут стать поводом для возбуждения административного дела.
  6. В течение 15 дней после получения заключения проверяемый может подать в ФАС свое возражение в письменном виде.

Проверка длится не более 30 дней.

Продлить ее возможно максимум еще на два месяца, если:

  • Требуется провести экспертизу (например, проверить достоверность рекламы);
  • Необходимо перевести документы;
  • Для вынесения решения нужна дополнительная информация.

Доставка синих ромашек в Москве (Antananarivo)

Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме выездных и документарных проверок.

(см. текст в предыдущей)

2. Основанием проведения плановой проверки является истечение трех лет со дня:

1) создания юридического лица или организации, государственной регистрации индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

2) окончания проведения антимонопольным органом последней плановой проверки проверяемого лица.

3. Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в три года. Предметом плановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности.

4. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

1) материалы, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений, от Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации и указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;

(в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 294-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

2) сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;

3) истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией в порядке, установленном главой 7 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

4) поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

(п. 4 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

5) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

(п. 5 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

5. Предметом внеплановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности или, если основанием проведения такой проверки является пункт 3 части 4 настоящей статьи, исполнение ранее выданного предписания.

5.1. По основаниям, указанным в пунктах 2 и 5 части 4 настоящей статьи, внеплановая выездная проверка в отношении субъекта малого предпринимательства проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности такого субъекта в порядке, установленном приказом Генерального прокурора Российской Федерации, за исключением внеплановой выездной проверки субъекта естественной монополии и внеплановой выездной проверки соблюдения требований, установленных частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 264-ФЗ)

6. Проверка проводится в соответствии с приказом руководителя антимонопольного органа.

7. Приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки должен содержать следующие сведения:

1) наименование антимонопольного органа;

2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, и привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, адрес места нахождения или места жительства проверяемого лица;

Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки;

6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;

8) даты начала и окончания проведения проверки.

8. Типовая форма приказа о проведении проверки утверждается федеральным антимонопольным органом.

9. Срок проведения проверки составляет не более чем один месяц с даты начала ее проведения, указанной в приказе, по дату передачи или направления по почте проверяемому лицу акта проверки. В исключительных случаях на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, указанный срок может быть продлен на два месяца руководителем антимонопольного органа.

10. К основанию продления срока проведения проверки относится необходимость проведения экспертиз, исследований, испытаний, осуществления перевода на русский язык документов, представленных проверяемым лицом на иностранном языке, и других необходимых мероприятий, без которых невозможно оценить соответствие деятельности проверяемого лица требованиям антимонопольного законодательства.

При этом порядок продления срока проведения проверки устанавливается федеральным антимонопольным органом.

11. В рамках проведения проверки антимонопольный орган вправе проверять деятельность структурных подразделений проверяемого лица, в том числе филиалов и представительств.

12. Проверяемое лицо уведомляется о проведении плановой проверки не менее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления ему копии приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

(часть 12 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

13. Проверяемое лицо уведомляется о проведении внеплановой проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

(часть 13 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

14. Предварительное уведомление проверяемого лица о начале проведения внеплановой проверки в случае проверки соблюдения требований статей 11 и 16 настоящего Федерального закона не допускается.

Сталкиваясь с проверками антимонопольного органа, предприниматель и сотрудники организации должны быть осведомлены — с какой целью к ним пришла данная федеральная служба и что конкретно она будет проверять. Такая осведомленность дает возможность тщательнее подготовиться к проверке и выявить «спорные» действия со стороны ФАС.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *