Что такое «Русская Правда»?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое «Русская Правда»?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Наличие статей об убийстве можно объяснить напряжённой обстановкой, в которой принимались законы Ярослава: постоянное состояние войны со своим отцом и братом, бесчинства дружины варягов в Новгороде и бунт в городе расшатывали порядок в княжестве и приводили к многочисленным преступлениям, в том числе, к убийствам. Законы Ярослава сохранили ранее существовавший обычай кровной мести за убийство и за нанесение человеку побоев или увечья, но теперь месть ограничивалась кругом ближайших родственников: «Кто убьёт человека, тому родственники убитого мстят за смерть смертью». Право мести за убитого или покалеченного родственника допускалось родным братьям, сыновьям, отцу, а также дядьям и племянникам; все прочие не имели права кровной мести. Ограничение круга людей, имевших такое право, было большим шагом вперёд по совершенствованию правовой системы – без подобного ограничения месть могла длиться бесконечно долго. Чинить расправу самовольно закон запрещал; право мести вступало в силу только по приговору княжеского суда. В случае отсутствия близкой родни у убитого или покалеченного обвиняемый должен был заплатить княжескому двору виру (штраф). За убийство свободного человека полагалось заплатить в казну 40 гривен.

Статьи о защите прав собственности

За изломанное копьё, щит или за испорченную одежду полагалось возместить стоимость вещи; за взятых без спроса коня, оружия или одежды похитившему надо было заплатить 3 гривны. К вещи приравнивался и бесправный холоп – если господин находил у кого-либо своего сбежавшего холопа, то человек, присвоивший себе холопа, должен был заплатить 3 гривны.

В целом, законы Ярослава были направлены на защиту безопасности людей и охрану их собственности. Примечательно, что телесные наказания, ущемляющие достоинство людей, не предусматривались.

Несмотря на довольно мягкие наказания по сравнению с правовой практикой в других странах раннего средневековья, законы Ярослава не запретили некоторые жестокие обычаи, оставшиеся на Руси от древних предков. В частности, это относилось к проверке правдивости показаний правонарушителя. О «Суде небесном» пишет Н.М. Карамзин: если свидетелей преступления не удавалось найти, обвиняемый должен был пройти проверку раскалённым железом или водой. В первом случае ему надлежало взять в руку раскалённое железо или вынуть кольцо из кипятка – если через 3 дня на руке не оставалось следа ожога, значит, на обвиняемом нет вины. В случае водного испытания, голову обвиняемого длительное время держали под водой – если он не захлебнулся, значит, невиновен.

Сжатость законов Ярослава и ограниченность круга правонарушений, рассматриваемых в законодательстве, объясняется необходимостью их срочного принятия в условиях беспорядка и общественной напряжённости. Законы не коснулись проблемы наследства; не рассматривались вопросы правового положения низшего слоя древнерусского общества – челяди; не определялось отношение к некоторым общественным преступлениям и т.д. Тем не менее, значение Правды Ярослава, которая после победы Ярослава над Святополком стала общерусским законодательным кодексом, велико – документ стал основой дальнейшего развития древнерусского права. Расширенным и дополненным законодательством стал следующий юридический документ, получивший название «Правда Ярославичей».

Список статей Правды Ярослава

  • Ст. 1 – предоставляет право родственников на кровную месть за убийство. Мстить разрешается брату за брата, сыну за отца, отцу за сына, племяннику за дядю и тётю. В остальных случаях, а также в случае, если мстителя не находилось, убийца обязан уплатить виру — штраф в пользу князя в размере 40 гривен.
  • Ст. 2 – человеку избитому до крови или синяков не нужно представлять видока (свидетеля-очевидца происшествия). Если же следов побоев нет, видок необходим. Если пострадавший не может за себя мстить, нарушитель обязан заплатить «за обиду» 3 гривны и оплатить услуги лекаря.
  • Ст. 3 – за удар кулаком или тупым предметом взимается плата в размере 12 гривен, если дело не было решено местью.
  • Ст. 4 – за удар ножнами или рукоятью меча — также 12 гривен («за обиду»).
  • Ст. 5 – нанесение травмы, приведшей к лишению руки, карается платой в размере 40 гривен — равной штрафу за убийство свободного человека.
  • Ст. 6 – запрещала детям мстить за повреждение ноги родителя, если нога осталась работоспособной.
  • Ст. 7 – устанавливали плату в 3 гривны («за обиду») за повреждение пальца.
  • Ст. 8 – устанавливает плату в 12 гривен за повреждение усов и бороды.
  • Ст. 9 – определяет плату в 1 гривну за угрозы обнажённым мечем.
  • Ст. 10 – если один муж толкнёт другого, при наличии двух видоков он платит 3 гривны. Если пострадавший — варяг или колбяг (разновидности наемников), ему не нужно предоставлять видока, достаточно было лишь пойти на роту, то есть принести клятву об истинности своих показаний.
  • Ст. 11 – если беглый челядин (раб) скроется у варяга или колбяга, и его не найдут в течение трёх дней, укрыватель, вернув его господину, обязан заплатить последнему 3 гривны «за обиду».
  • Ст. 12 – езда на чужом коне без спроса наказывается платой в 3 гривны.
  • Ст. 13 – пользование чужим конём, оружием или одеждой наказывается платой в 3 гривны «за обиду», если пропавшая собственность была опознана в своём миру (общине).
  • Ст. 14 – человек, опознавший похищенную у него вещь, не может сразу вернуть её себе, но сначала должен отправить человека, у которого обнаружилась пропажа, на свод (особая форма досудебной подготовки дела, способ поиска украденного) для того, чтобы установить, через чьи руки эта вещь попала к нему. Если последний не шёл на свод сразу, он должен был предъявить поручителя в том, что сделает это в течение пяти дней.
  • Ст. 15 – дело об отказе должника в уплате долга должно решаться на изводе перед 12 людьми («изводъ пред 12 человѣка» — суд или несколько послухов — свидетелей «доброй славы»). Если установливалось, что долг действительно не возвращён, ответчик отдавал «скот» (деньги) истцу и платил 3 гривны «за обиду».
  • Ст. 16 – человек, у которого господин обнаружил и опознавал своего украденного (угнанного) челядина, должен идти к тому, у кого челядин был куплен, а тот, в свою очередь, шёл к предыдущему покупателю. Когда свод доходил до третьего покупателя, господин возвращал себе своего челядина, а третий покупатель взыскивал свой «скот» (деньги) с продавца при помощи видока.
  • Ст. 17 – если холоп ударил свободного мужа и бежал в хором своего господина, а господин не выдал его, то хозяин холопа обязан заплатить истцу 12 гривен. Но и после уплаты компенсации истец вправе наказать обидчика-холопа, если смог его разыскать.
  • Ст. 18 рассматривает ситуацию, при которой человек повредил чужое копье, щит или одежду. Если он желал оставить вещь себе, то должен был заплатить хозяину «скотом» (деньгами) в качестве компенсации. Если же виновник порчи вещи согласен был вернуть предмет, он должен был заплатить за неё хозяину ту сумму, за которую тот её приобрёл

Историкам известны 3 редакции «Правды»:

Краткая состоит из 43 статей. В неё входят:

Пространная редакция содержала 121 статью. Она появилась несколько позже. В неё вошли, помимо того, что было в первой части, уставы Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха.

В документе устанавливались нормы и принципы возмещения за нанесённый государству или частным лицам ущерб.

Рассматривались все аспекты:

Сборник законодательных актов был призван облегчить процесс судопроизводства, искоренить самосуд и кровную месть – пережитки языческого прошлого. Кроме того, вводились единые законы для всей территории Руси. Княжества рассматривались в контексте единого государственного образования.

Сокращённую версию выпустили в XIV веке. Она представляла собой новую редакцию Пространной Правды, из которой были убраны некоторые устаревшие нормы.

Значение «Русской Правды»

«Русская Правда» — один из важнейших источников сведений о жизни Древней Руси на самом раннем периоде ее развития. Представленные законодательные нормы позволяют составить достаточно полное представление о традициях и укладе жизни всех слоев населения русской земли. Кроме того, «Русская Правда» стала одним из самых первых нормативно-правовых документов, который использовался в качестве основного общегосударственного судебника.

Создание «Русской Правды» заложило основы будущей нормативно-правовой системы, и при создании новых судебников в дальнейшем (в частности, создание Судебника 1497 г.) она всегда оставалась основным источником, который брался законотворцами за основу не только как документ, содержащий все акты и законы, но также как образец единого правового документа. «Русская Правда» впервые официально закрепила сословные отношения на Руси.

Как назывался первый письменный свод законов на Руси и кто их создатель?

Первый письменный свод законов в Древней Руси «Русская Правда» создавался на протяжении 11-12 веков и стал так называться в 1072 году. Авторами этих законопроектов были:

  1. Ярослав Мудрый. В 1016 году он издал свод законопроектов о порядках в городе Новгороде и назвал его «Русская Правда Ярослава Мудрого». Законопроект состоял из 35 глав, в которых было выделено уголовное и гражданское право-
  2. трое братьев Ярославичей — Всеволод, Святослав и Изяслав. Они дополнили свод новыми законопроектами в 1072 году, которые стали ч.2 «Русской Правды» и назывались «Правда Ярославичей». В дальнейшем свод законов регулярно пополнялся церковными постановлениями и княжьими уставами-
  3. Владимир Мономах. В 1097 году он дал Руси новую «Русскую Правду» — «Устав Владимира Всеволодовича» и на время остановил распад Руси.

Что было написано в письменном своде законов Древней Руси?

В первой главе «Русской Правды Ярослава Мудрого» были описаны наказания за убийство. В те времена убийства были настоящей бедой для государства. В законе говорилось, что карой за любую смерть является кровная вражда. Поэтому родственники убитого человека могли самостоятельно убить убийцу. Если же убийце отомстить было некому – с него брали штраф в пользу казны государства.Особые условия этого закона были такими:

  1. холоп мог стать свободным. Для этого ему нужно было заплатить хозяину определенную сумму-
  2. рабы должны были отвечать за имущество своих господ-
  3. в законе было описано все про долговые обязательства, штрафы за кражу чужого скота и захват чужой земли, и многое другое-
  4. определялись порядок и очередность получения наследства.

Законы Ярослава Мудрого были очень суровыми, но только так он смог навести порядок в государстве. В «Правде Ярославичей» многие законы стали не такими суровыми. К примеру, кровную месть вообще заменили штрафами.Свод законов, которые издал Владимир Мономах, был уже намного мягче:

  1. запретили долговое рабство-
  2. отменили смертную казнь для беглых холопов-
  3. определили положение закупов и купцов-
  4. упорядочили взимание ростовщических процентов.

Но, несмотря на все, «Русская Правда» регулировала отношение между людьми в общество при помощи законопроектов, и это привело в порядок государственную и общественную жизнь. Этот документ регулировал отношения внутри государства очень долго, до самого периода раздробленности Древней Руси.
На самом деле, не существует четких ограничений в данном вопросе. Тем не менее, существуют негласные правила, которые определяют необходимость строительства на участке 4-6 соток….

Законы нужны для того, чтобы курировать и контролировать вопрос взаимодействия личностей в обществе и взаимодействия общества с государством. Так что, можно сказать со…
Русская правда — свод законов, самая известная достопримечательность древнерусского княжеского законодательства, регламентировала внутренние государственные отношения Киевской Руси . Известно более 100 списков Русской правды, которые принято делить на три редакции: краткую, расширенную и сокращенную. Первый сборник Русской правды был заключен Ярославом Мудрым и датируется между 1016 и 1054 годами, в нем 17 статей. Существует еще две редакции Русской правды, которые были заключены позднее (1068 и 1113 годы).
Краткая редакция содержит: Правда Ярослава, или Древнейшая правда (автором ее считается Ярослав Мудрый), Правда Ярославичей, или Устав Ярославичей (этот текст приписывается сыновьям Ярослава Мудрого), а также две статьи — так называемый Покон правильный и Урок мостникам, о происхождении которых нет точных сведений. Основным источником Русской правды были нормы обычного права. В частности, Правда Ярослава отражает общественные отношения раннефеодального периода, сохраняет, хотя и в очень ограниченном виде, институт кровной мести. Предметом правовой защиты в ней есть преимущественно жизнь, телесная неприкосновенность и честь дружинной знати, а защита феодального землевладения еще не получила должного оформления. В Правде Ярославичей уже довольно ясно отражена феодальная сущность регулируемых ею общественных отношений. Почти все ее нормы направлены на защиту княжеского феодального поместья, земельной собственности князя. Здесь четко выражено природу феодального права как права привилегии. Покон правильный, или Устав правильный, определяет типичный для раннефеодального государства порядок кормления княжеского слуги — верующего (собирателя веры), а Урок мостникам непосредственно продолжает и завершает статьи краткой редакции о порядке оплаты представителям княжеского аппарата.
В целом Русская правда представляет украинское право. В ней не было предусмотрено смертной казни, а убийство наказывалось гривной, т.е. возмещалось в денежной форме. За преступление против человека, независимо от его социального положения, устанавливался штраф. Следующие списки Русской правды юридически закрепили расслоение общества. Все штрафы зависели от социального положения пострадавших. В Русской правде предусматривалось тяжкое наказание за оскорбление чести, а также преподносилось положение женщины в обществе.
Русская правда состоит из норм различных отраслей права, прежде всего гражданского, уголовного и процессуального. При этом уголовное и гражданское правонарушение принципиально не различалось: и то и другое рассматривалось как обида, вред. Наказание предусматривало денежные выплаты: веру — в пользу князя и головщину — в пользу потерпевшего или его родственников. Телесных наказаний Русская правда не знала, за исключением наказания для холопов за избиение свободного человека. Смертной казни этим актом также не предусматривалось. Размеры денежных выплат, как и в большинстве других феодальных кодексов, зависели от социальной принадлежности пострадавших. Крупнейшие наказания назначались за вред, причиненный представителям господствующей верхушки. Нормы гражданского права касались права собственности, наследования, договоров купли-продажи, займа и т.д. Судебный процесс по Русской правдой преимущественно имел состязательный характер.
По составлению расширенной редакции Русской правды, которая является памятником Средневековья, среди исследователей нет единого мнения. Ее создание относят ко времени правления Владимира Мономаха или его сына Мстислава. Расширенная редакция Русской правды (XII в.) включала переработанные и дополненные нормы ее краткой редакции. Сокращенную редакцию Русской правды большинство исследователей рассматривает как самую позднюю, созданную на основе расширенной редакции в XV (даже XVII) в. Законодательство этого периода имело довольно развитую систему гражданско-правовых норм.
Русская правда — исключительно светский памятник феодального права. Все ее редакции исходили от княжеской власти, имели официальный государственный характер и не затрагивали церковную юрисдикцию, которая возникла после крещения Руси и определялась отдельными княжескими уставами.
Русская правда сохраняла свою силу в течение нескольких веков и намного пережила Древнерусское государство, в котором она возникла, ее нормы оказали значительное влияние на Литовские статуты, российское Соборное Уложение 1649 года и другие памятники права Украины, России, Белоруссии, Литвы и некоторых других стран.

Русская правда Ярослава Мудрого

До принятия системы законов все древнерусское судопроизводство основывалось на языческих традициях ,обычаях( «око за око, зуб за зуб») и житейской морали. Было принято вершить суд самостоятельно.

Принятие христианства в 988 году Владимиром Великим стало одним из факторов появление единых законов. Ведь языческие представления о справедливости и наказании претерпевали изменений на христианские догмы.

Еще одной причиной появления «Русской правды» считается рост авторитета Киевской Руси среди других государств. Равняясь на государственные устои европейских держав , систематизация документов и формирование законодательной системы на Руси становились необходимыми. Система законов также способствовала усилению и централизации княжеской власти.

Создание письменных законов в любом государстве — это большой шаг вперед к установлению общественного порядка.

К единому мнению о месте появления свода законов ученые не пришли до сих пор. Более вероятно, что это были крупные города государственной значимости : Киев или Новгород.

Первозданный вид этого документа не сохранился до наших дней. Самой поздней копией считается документ 1280 года.

Различают 3 вида изложения «Русской правды»: краткое, пространное и сокращенное.

Краткий вариант основан на «Правде Ярослава» и на « Правде Ярославичей». Включает в себя статьи , раскрывающие основы государственного строя, частной собственности, а также поясняющие вопросы кровной мести, наказаний за содеянное и порядок взимания штрафов .

Пространная правда включала в себя уставы Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха со всевозможными дополнениями . в статьях отражались привилегии феодалов над другими социальными слоями ,положения холопов ,а также вопросы относительно наследства и прав собственности.

Сокращенная правда создана на основе пространной и краткой правды. Датируется XV веком. В ней было установлено, что мера наказания напрямую зависит от тяжести нанесенного ущерба. Убийства стали разделять на умышленные и неумышленные.

По «Русской правде» определялся порядок ведения судебных разбирательств: выбор места, времени и состав суда. В суде особым уважением пользовались свидетели.

Ярослав Мудрый установил законы для жизни государства и наказания за отказ им следовать. Отмена «кровной мести», держать ответ за преступления по закону — все это имело благоприятное влияние на развитие древнерусского общества. Однако и в этих законах социальный статус играл не последнюю роль. Наказание бесправных, несвободных холопов и челяди существенно отличалось от наказания княжеских приближенных по одному и тому же делу. Поэтому не редко «Русскую правду» считают основой феодального права.

Существовавшие в разных землях Руси законы и указы не могли обеспечить равномерного урегулирования общественного порядка. Благодаря «Русской правде» этот недостаток был исправлен. Единые, писанные законы предоставили возможность формирования единой правовой и судебной системы. Теперь суды имели постоянную основу для своей деятельности, что существенно изменило порядок назначения наказания.

«Русская правда» — это важный источник, дающий представления о правовой, социальной и экономической сферах жизни общества Киевской Руси, о формировании феодальной системы. Является значимым памятником культуры и письменности Киевской Руси на ее начальном пути развития.

Все последующие правовые и судебные документы формировались на основе этого сборника правовых норм.

«Русская правда» имела огромное значение на этапе формирования государственности Древнерусского государства и ее дальнейшем развитии.

Когда земли восточных славян распались на городовые области и в каждом городе во главе власти стали князья и веча, то князь и вече сделались источниками суда и расправы. С появлением варяжских князей суд делается даже более княжеским, чем вечевым. И наша летопись, когда рассказывает о призвании князей, отмечает, как главное назначение князя, держание суда людям. «Поищем себе князя иже бы владел нами и судил по праву», — говорили новгородцы, посылая гонцов к Рюрику и братии его. Суд становится доходной статьей князя, потому что за суд он получает особые взносы с ищущих суда, и потому, конечно, всячески старается это свое право суда сохранить только за собой и оградить его от всяких покушений со стороны веча. Это удается князьям; о судах в XI, XII вв. мы читаем в летописях, как явлении княжеского обихода. Владимир Мономах в своем «Поучении» приказывает своим детям каждый день держать суд людям. Князь Ростислав хотел постричься в монахи, и печерский игумен уговаривает его не делать того, а лучше делать свое княжеское дело — «в правду суд судит».

Князь сам, конечно, не мог судить все дела во всем княжестве и поручал обыкновенно вместо себя держать суд по городам своим наместникам — посадникам и управителям — тиунам. Эти доверенные князя, его тиуны, оставили по себя недобрую память. То обстоятельство, что суд являлся доходной статьей князя, которую он поручал в заведывание своими тиунами, за что давал им часть дохода, распаляло в них хищничество. Летопись, как только заговорить о тиунах, то больше всего рассказывает о том, как «начаша тиуны грабити, людей продавати, князю не ведущу». Такое поведение тиунов было столь обычно, что возникали вопросы: где им быть на том свете за их неправедное житие и поступки? Конечно, на тиуна можно было жаловаться князю; но, во-первых, частенько и сам князь был лаком до «кун», а во-вторых, это нам теперь легко говорить, что можно жаловаться князю, когда к нашим услугам организованный порядок жалобы, пути и средства сообщения, а ведь тогда часто за дверь своего дома нельзя было выйти без топора или рогатины в руках, всякое же путешествие являлось подвигом.

Каждую зиму князь отправлялся обыкновенно на «полюдье», т.е. за сбором дани с подвластных ему городов и местностей. Останавливаясь на погостах, куда отдельные семьи и роды свозили дань, князь тут же и творил суд. Дома, в том городе, где считалась резиденция, князь творил суд у себя на дворе, сидя на своем крыльце. Кругом собирались дружинники. На дворе задолго до появления князя толпились тяжущиеся и обвиняемые, свидетели и просто любопытные.

Один за другим подходили тяжущиеся и обвиняемые к крыльцу, рассказывали князю, в чем заключается тяжба, или какое преступление совершил обвиняемый, и князь, поговорив с дружинниками, выслушав хорошо знающих старые обычаи людей, стариков и свидетелей — «видоков» и «послухов», ставил свой приговор «по старине и по пошлине», т.е. по обычаю, какой пошел от предков. Кроме наказания, виноватая сторона платила штраф в пользу князя.

Такого рода побуждения и легли в основу судебных обычаев древности. «Око за око, зуб за зуб, кровь за кровь» — вот основной смысл их.

Возник затем ряд житейских явлений, в которых с языческой точки зрения не было ничего злого или преступного, не было видимого ущерба или убытка, причиняемого злой волей, но по христианскому взгляду был грех; к числу таких проступков относятся: многоженство, обида слабого, развод, несоблюдение церковных правил, возвращение в язычество новокрещенных и др.

Судьями по такого рода делам стали епископы. Они, во-первых, судили всех людей по всем церковным делам; им подведомственны были, например, такие дела, как святотатство, развод и т.п.; во-вторых, их суду подлежали по всем делам все люди церковные, т.е. священники, монахи, клирошане, словом, все те, кто находился под покровительством церкви.

Первые епископы на Руси были греки, не знавшие русских судебных обычаев, а меж тем им приходилось судить по чисто-светским делам целые разряды людей.

Тогда-то вот, для сведения духовных судей, и потребовалось записать судебные обычаи. Первая запись обычных законов была сделана, вероятно, во времена княжения Ярослава, сына Владимира Святого, поэтому эти первые русские записанные законы и называются Ярославов суд, или Русская Правда, т.е. русские законы. «Соуд Ярославль Володимирица, правда роусьская», — так озаглавлен древнейший список Правды.

Правда Ярослава – первая часть Русской правды, создание которой было начато Ярославом Мудрым в 1016 году, где были прописаны основные положения относительно кровной мести, избиений и краж.

Кровная месть – обычай на Древней Руси, согласно которому семья убитого имела право на «ответное» убийство члена семьи убийцы.

Лествичный порядок престолонаследия – система передачи власти в Древнерусском государстве, согласно которой престол передавался от отца к старшему представителю рода.

Правда Ярославичей – вторая часть Русской правды, созданная при детях Ярослава Мудрого, в которой отменялась кровная месть и заменялась на виру, а также были прописаны некоторые положения насчёт избиений и краж.

Устав Владимира Мономаха – третья и завершающая часть Русской правды, созданная при Владимире Всеволодовиче Мономахе в начале XII века, в которой были прописаны основные положения относительно долгов, ростовщичества и облегчения положения низших слоев населения.

Ростовщичество – предоставление денежных займов, в результате выплаты процентов по которым кредиторы получают большое, часто аморальное, количество средств.

Люди – полностью свободное население Древней Руси.

Смерды – полузависимое население Древнерусского государства, находящееся в определенной зависимости от другого человека.

Закупы – смерды, которые находятся в зависимости от другого человека, потому что взяли в долг определенную сумму денег («купу»).

Рядовичи – смерды, которые находятся в зависимости от другого человека, потому что заключили с ним некоторый договор и станут свободны только по выполнению или истечению срока договора.

Ряд – название договора в Древнерусском государстве.

Челядь – бывшие военнопленные, которые были переведены в категорию холопов.

Читайте также:  Оплата общедомовых нужд, если в квартире никто не живет и не прописан

Долговые холопы – бывшие смерды, которые не выполнили договор или не выплатили долг, посему были переведены из категории полузависимого в полностью зависимого населения.

Огнищанин – управляющий вотчиной, а также ближайший советник представителей высшего сословия.

Тиун – управляющий вотчиной.

Вотчина – земельное держание, передаваемое по наследству.

Итоговый тест по Истории России (6 класс)

  • ЕГЭ-2022. Русский язык. Задание № 1. Как выполнять задание № 1. РЕКОМЕНДАЦИИ.
  • ЕГЭ-2022. Русский язык. Задание № 1. ИЗМЕНЕНИЯ.
  • Великая Отечественная война. Московская битва. Можайско-Малоярославская операция (10-30 октября 1941).
  • Великая Отечественная война. Московская битва. Вяземская операция (2-13 октября 1941).
  • Великая Отечественная война. Московская битва. Орловско-Брянская операция (30 сентября -23 октября 1941).
  • 2021-2022 учебный год. Пять тематических направлений сочинения по литературе в декабре. 11 классы.
  • ЕГЭ-2022. Русский язык. ИЗМЕНЕНИЯ. Структура заданий, баллы.
  • Русский язык. 7 класс. Орфограммы, изучаемые в 7 классе. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и прилагательных.
  • Русский язык. 7 класс. Отличие отглагольного прилагательного от причастия.
  • Русский язык. 7 класс. Орфограммы, изучаемые в 7 классе. Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени.

Кровную месть закон Ярослава не отменял, однако ввёл её в твёрдые рамки: за что и каким образом дозволяется мстить. С убийцей родственники убитого по-прежнему имели право расправиться самостоятельно. Если отомстить убийце было некому, то он должен был уплатить в казну крупный штраф – виру.

Её размер зависел от сословной принадлежности убитого. Вира за княжеского дружинника или тиуна составляла 80 гривен, за свободного мужчину – 40 гривен, за свободную женщину – 20 гривен, за раба (смерда и холопа) – 5 гривен.

За нанесение тяжких телесных повреждений было установлено «полувирье» – штраф в размере 50% от виры. Подданным предоставлялось право обороняться от разбойников, однако запрещалось вершить самосуд – убивать пойманных злодеев без суда государственного.

Важная деталь: за убийство или нанесение увечья во время ссоры на половину виры за виновного должна была сброситься вся деревня. Это делалось для того, чтобы всякий односельчанин, видящий далеко зашедшую ссору (например, разразившуюся в пьяном виде), хотел её прекратить – ведь и он мог материально пострадать от её итога.

«Русская Правда» также устанавливала порядок ростовщических операций: отдачу денег (исто) «в рост», их возвращение с процентами (резами), либо уплату процентов натурой (продуктами). Устанавливались чёткие сроки возврата долгов. Прописывались права наследования имущества по завещанию («ряду»). Устанавливались правила выкупа холопов на свободу.

В области частного права устанавливался состязательный процесс суда, при котором стороны могли представлять доказательства и аргументы в пользу своей версии.

Если вещественных доказательств преступления не было, то стороны могли привлекать к участию в суде свидетелей. «Видоком» назывался человек, который видел, как совершилось преступление, собственными глазами. «Послухом» – который имел сведения из вторых рук, то есть, слышал от кого-то об обстоятельствах происшествия. Показаниям «послухов» суд верил в тех случаях, если ими выступали уважаемые люди с хорошей репутацией.

Краткую принято делить на две части:

  • Правду Ярослава (содержит в себе 10 первых норм «яко же Ярослав судил»),
  • Правду Ярославичей (сыновей Ярослава Владимировича).

Экземпляр, дошедший до современников, датируется 1280 годом. Это древнейшая копия свода законов, который только удалось отыскать. Напечатал впервые эту книгу российский историк Василий Никитич Татищев.

Документы, входящие в древний вариант редакции, посвящены кровной мести, ответственности за убийства, порядка взимания штрафов и их уплаты.

Статьи в Правде Ярославичей об охране частной собственности и защите населения способствовали стабилизации в государстве.

Пространная — это второе полное изложение первоначального источника. Состоит из двух частей:

  • Устав Ярослава Мудрого.
  • Устав Владимира Мономаха.

Эти уставы также входили в Краткую, но претерпели ряд изменений и дополнений. Датируется XII веком. Состоит из 121 статьи, в которых отражаются: разделения на социальные слои, преимущества и развития владельцев земельных участков, общие положение холопов, наследственное право собственности и много других аспектов.

Штрафы выплачивались в разных денежных единицах: гривнах, кунах и других.

Вира — так называлась уплата за смертельную расправу над свободным человеком. Её размер напрямую был связан с социальным положением в древнерусском обществе. Чем более весомую роль занимал убитый в государстве, тем выше был размер штрафа.

«РУССКАЯ ПРАВДА» — ПЕРВЫЙ СВОД ЗАКОНОВ КИЕВСКОЙ РУСИ

В целом нормы уголовного права, описанные в «Русской Правде», соответствуют нормам, принятым во многих раннегосударственных обществах того периода. По-прежнему сохраняется смертная казнь, однако существенно расширяется типология преступлений: убийство теперь делится на умышленное и неумышленное, обозначаются разные степени причинения ущерба, от намеренного до неумышленного, штрафы взимаются не по единой ставке, а в зависимости от тяжести проступка. Стоит отметить, что «Русская Правда» описывает штрафы сразу в нескольких валютах для удобства процесса судопроизводства на разных территориях.

Середина XI века выдалась особенно тревожной для киевских правителей. Началу народных волнений положило восстание 1068 года. Оно было вызвано не только желанием сменить нелюбимого правителя Изяслава, сын которого перебил 70 человек «чади», но и языческими верованиями, которые до сих пор были распространены в народе. На протяжении нескольких лет в разных уголках Руси вспыхивали народные бунты. На борьбу поднимались все: смерды, крестьяне, ремесленники, купцы.… Нередко восстания целых городов возглавляли языческие волхвы. Так что феодальные отношения не были приняты с огромным восторгом у древнерусского населения.

Чтобы хоть как-то ограничить произвол княжеских людей князьям пришлось пойти на некоторые уступки. Высокие виры защищали сами высшие слои общества от гнева простолюдинов. Помня о разгромах 1068 – 1071 гг. Ярославичи сделали все возможное не допустить новых бунтов и укрепить основы феодальной системы. Общерусский кодекс был подписан в Вышгороде.

О дате рождения Ярослава Владимировича и сегодня спорят. Но большинство историков и учёных склоняются к тому, что князь появился на свет в 978 году, хотя полной уверенности в этом нет ни у кого. День его рождения тем более неизвестен.

Его родителями стали Владимир Святославович, который принадлежал к роду Рюриковичей, и полоцкая княжна Рогнеда Рогволодовна. Хотя и тут согласия нет. Например, известнейший историк Николай Костомаров сомневался, что именно Рогнеда была матерью Ярослава. А его французский коллега Арриньон и вовсе считал, что князя родила византийская царевна Анна. Якобы именно это обстоятельство объясняет его вмешательство во внутривизантийские дела в 1043 году.

Многие историки сходятся во мнении, что жена Ингигерда, после крещения ставшая Ириной, имела огромное влияние на мужа и оставила заметный след в истории Руси. На полученных ею от отца в наследство землях в 1703 году Петром Первым был построен Санкт-Петербург.

В Киеве благодаря княгине Ирине появился первый женский монастырь. Он был сооружен при церкви Святой Ирины. Одна из его колонн «дожила» до середины ХХ столетия. Сейчас о существовании храма напоминает лишь тихая Ирининская улица.

Русская правда Ярослава Мудрого

  • ЕГЭ. История России. Общественное движение в России в XIX-XX вв. Исторические личности.
  • История. Россия. Даты по темам. Крестьянский вопрос.
  • ЕГЭ. Русский язык. Задание № 27. Готовимся к сочинению. Как определить и записать позицию автора?
  • История России. Правление Александра III. 1881-1894 гг. Термины и понятия.
  • История России. Правление Алекcандра II. 1855-1881 гг. ТЕРМИНЫ.
  • Как пишется слово «исподтишка» и почему?
  • Как пишется слово «ароматерапия» и почему?
  • Как пишется слово «обусловливать» и почему?
  • Как пишется слово «наперсник» и почему?
  • Как пишется слово «дерматин» и почему?

Общий свод законов был нужен для того, чтобы легче было управлять государством. При руководстве народными обычаями и «неписаным законом» часто возникала путаница, принимались несправедливые решения, поскольку суд часто бывал субъективным. Ещё одна причина принятия – необходимость замены устаревшей кровной мести «европейскими» методами наказания: системой штрафов, то есть материального возмещения ущерба.

«Русская Правда» — свод законов Древней Руси

«Русская Правда» — нормативно-правовой документ Древней Руси, сборник всех законов и правовых норм, существовавших в 10-11-м вв.

«Русская Правда» — первый нормативно-правовой документ в Древней Руси, который объединил в себе все старые нормативно-правовые акты, княжеские указы, законы и другие административные документы, издававшиеся разными инстанциями. «Русская Правда» — не только важная часть истории права в России, но и важный культурный памятник, так как она отражает быт и жизнь Древней Руси, ее традиции, принципы ведения хозяйства, а также является важным источником сведений о письменной культуре государства, которая на тот момент только зарождалась.

Краткая редакция содержала 43 статьи и описывала новые государственные традиции, появившиеся незадолго до создания документа, а также ряд более старых законодательных норм и обычаев (в частности, правила кровной мести). Вторая часть содержала сведения о штрафах, нарушениях и пр. Правовые основы в обеих частях были построены на вполне обычном для того времени принципе — сословном. Это значило, что тяжесть преступления, мера наказания или размер штрафа зависели не столько от самого преступления, сколько от того, к какому сословию принадлежал человек, его совершивший. Кроме того, разные категории граждан обладали разными правами.

В середине ХI-начале ХII вв. Древнерусское государство вступило в новый этап своей истории – эпоху политической раздробленности. Начальную фазу этого процесса относят к моменту смерти Ярослава Мудрого, когда Русь практически была поделена между его тремя сыновьями – Изяславом (он получил Киев и Новгород), Святославом (Чернигов) и Всеволодом (Переяславль и Ростовская земля). Вначале князья, помня завет отца о дружбе, старались жить в мире и чтить старшего брата Изяслава. Но вскоре между ними, а затем и их потомками, возникли конфликты и усобицы, длившиеся почти сто лет.

Политическая раздробленность – закономерный этап развития Древней Руси. Децентрализация дала простор новым тенденциям: экономической самостоятельности областей, их подъему, развитию самосознания, культуры. Удельные княжества с быстро растущими городами в условиях натурального хозяйства были экономически самодостаточными и мало связанными друг с другом. Политическая система Руси приобретает полицентричный характер при сохранении символического значения Киева, обладание которым было формальным признаком «старейшинства» среди русских князей.

Таким образом, разрушение единого государства сделало Русь беззащитной перед грозным монгольским нашествием, что привело к тяжелым последствиям.

Удельные князья, став хозяевами земель, выступали в качестве организаторов строительства новых городов, укрепления их крепостями. В одних землях великокняжеская власть установилась в монархической форме (Владимиро-Суздальское, Галицко — Волынское княжества), другие стали боярскими феодальными республиками (Новгород, Псков), в которых княжеская власть утратила роль главы государства и стала играть военно-служебную роль.

Общерусское значение власти киевских великих князей постепенно свелось до «старейшинства» среди других князей. Удельные князья были вынуждены признавать старейшинство великого князя.

Со второй половины XII в. роль киевских великих князей перешла к местным великим князьям, которые были ответственны за исторические судьбы Руси.

В конце XII — начале XIII вв. на Руси триосновных политических центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах:

  • для Северо-Восточной и Западной Руси — Владимиро-Суздальское княжество;

  • для Южной и Юго-Западной Руси — Галицко-Волынское княжество;

  • для Северо-Западной Руси — Новгородская феодальная республика.

Возросла роль общерусских и земельных съездов князей и их вассалов, на которых рассматривались вопросы междукняжеских отношений и заключались соответствующие договоры, обсуждались вопросы организации борьбы с половцами и другие совместные действия. Но попытки князей созывом таких съездов связать свои местные интересы и встававшие перед ними проблемы общерусского значения, в конечном счете, терпели неудачу из-за непрекращавшихся между ними усобиц.

Во времена правления Ивана III феодальная раздробленность постепенно начала сменяться политическим объединением. Усилиями князя и поддерживающих его бояр было создано централизованное государство с главным городом — Москвой. Назрела необходимость принятия документа, который регулировал бы отношения между властью и всеми слоями населения. Основные причины принятия Судебника:

  • усиление руководящей роли Ивана III;
  • появление управленческого аппарата;
  • возросшее влияние бояр.

Пока была сильна феодальная раздробленность, работали локальные законодательные акты, причём каждое княжество разрабатывало их самостоятельно.

Русская правда Ярослава Мудрого

Общий свод законов был нужен для того, чтобы легче было управлять государством. При руководстве народными обычаями и «неписаным законом» часто возникала путаница, принимались несправедливые решения, поскольку суд часто бывал субъективным. Ещё одна причина принятия – необходимость замены устаревшей кровной мести «европейскими» методами наказания: системой штрафов, то есть материального возмещения ущерба.

Читайте также:  Правила замены зимней резины на летнюю в 2023 году

Ярослав Мудрый и его наследники собрали в общем сборнике имевшиеся на тот момент устные и письменные правовые нормы регулирования жизни граждан молодой Киевской Руси.

Виды нарушений закона

Методы урегулирования

Совершение убийства

Наказание было различным. Судьи при определении меры наказания должны были руководствоваться не соображениями о тяжести совершенного преступления, а брать за основу принадлежность убийцы и убитого к определённому сословию. Тот, кто по происхождению своему относился к знати, получал более мягкое наказание. Если жертва являлась знатным человеком, преступник был обязан уплатить в казну 80 гривен. Если это был простой свободный человек – 40 гривен. За убийство женщины полагался штраф (вира) в 20 гривен. Лишение жизни холопа каралось вирой в 6 гривен.

Побои

Существовала классификация побоев, за те, что признавались сильными (с подтверждёнными синяками и увечьями), полагалась вира в 3 гривны, плюс оплата лечения пострадавшего. Альтернативой была кровная месть (это понятие было ещё не полностью изжито).

Кража

Кража, совершённая свободным человеком, каралась штрафом в пользу князя. Часть денег преступник отдавал пострадавшему.

Если кражу совершал холоп (который не обладал имущественными правами), штраф за него платил феодал. Мера наказания холопа определялась его хозяином, причём она могла быть абсолютно любой, вплоть до убийства – закон ничем не ограничивал господина.

Поджог двора и гумна – основного имущества, без которого человек превращался в нищего

Мера наказания – «поток и разграбление», что означало физическое уничтожение преступника и полное разорение его семьи.

В «Русской Правде» уделялось большое внимание преступлениям против имущества, против личных прав. Впервые были разделены умышленное убийство и убийство в процессе ссоры, за них предусматривались разные наказания. Особо тщательно охранялось имущество князя.

Штрафы с момента приёма нового сборника законов на Руси стали применяться в качестве основного вида наказания. Преступления делились на уголовные и гражданско-административного характера. Наказанием за уголовные преступления являлась вира (слово взято с немецкого). За преступления имущественного характера взимался урок. Часть денег изымалась в пользу князя, олицетворявшего верховную власть (государство), часть выплачивалась пострадавшему лицу или его представителям.

Год создания «Русской Правды». Свод законов Ярослава Мудрого

«Русская Правда» — нормативно-правовой документ Древней Руси, сборник всех законов и правовых норм, существовавших в 10-11-м вв.

«Русская Правда» — первый нормативно-правовой документ в Древней Руси, который объединил в себе все старые нормативно-правовые акты, княжеские указы, законы и другие административные документы, издававшиеся разными инстанциями. «Русская Правда» — не только важная часть истории права в России, но и важный культурный памятник, так как она отражает быт и жизнь Древней Руси, ее традиции, принципы ведения хозяйства, а также является важным источником сведений о письменной культуре государства, которая на тот момент только зарождалась.

Краткая редакция содержала 43 статьи и описывала новые государственные традиции, появившиеся незадолго до создания документа, а также ряд более старых законодательных норм и обычаев (в частности, правила кровной мести). Вторая часть содержала сведения о штрафах, нарушениях и пр. Правовые основы в обеих частях были построены на вполне обычном для того времени принципе — сословном. Это значило, что тяжесть преступления, мера наказания или размер штрафа зависели не столько от самого преступления, сколько от того, к какому сословию принадлежал человек, его совершивший. Кроме того, разные категории граждан обладали разными правами.

2 1.«Русская Правда» первый свод законов на Руси 2. Родовая месть в Древней Руси 3. Вира за убийство 4. Размер штрафа за различные проступки 5. Имущество и здоровье План 6. Испытание железом и водой 8. Деньги на Руси 9. Дружина князя 7. Кто такие смерды, наймиты, холопы? 10. Русские богатыри 11. Полевицы 12. Житие Ильи из Мурома

3 При великом князе Ярославе Мудром Русь получила первый свод законов. Он известен под названием «Русская Правда». «Русская Правда» – первый свод законов на Руси Синоидальный список Русской Правды, 1282.

4 Этот выдающийся памятник древнерусского права сохранился в трех видах или редакциях (краткая, пространная и сокращенная) и многочисленных списках, потому что с течением времени законодательство изменялось и дополнялось. Русская правда. XV век.

5 Пространная редакция этого памятника называется: «Суд Ярославль. Правда Русская». Древнейшей редакцией является краткая «Правда», состоящая из «Правды Ярослава», «Правды Ярославичей» и некоторых других документов. Краткая редакция включена в состав «Новгородской первой летописи» в записи под 1016 годом. Марка «Русская правда» (XI-XIII вв)

6 Победив после кончины князя Владимира своего брата Святополка Окаянного, Ярослав щедро одарил участвовавших в походе новгородцев и, отпустив их по домам, «дал им Правду и Устав списав». При этом князь сказал им: «По сей грамоте ходите, якоже списав вам». И далее после слов «А се есть Правда Русская» начинаются статьи этого древнерусского свода законов. Ярослав Мудрый Н.Рерих,1941

7 Из «Русской Правды» исследователи получили множество самых разнообразных сведений о жизни, нравах, судебных порядках Древней Руси. А. Кившенко. Чтение народу Русской правды в присутствии великого князя Ярослава, 19 век

8 Изучая «Русскую Правду», историки узнают о том, какие группы людей, или сословия, существовали в Древней Руси, как они назывались и как относились друг к другу, а также чем занимались наши предки в их повседневной жизни.

9 Из «Русской Правды» можно узнать о наказаниях преступившим законы, а по тому, какие проступки наказывались особенно строго, можно судить о нравах, существовавших тогда на Руси. М. Горелик

10 «Русская Правда» показывает, что несмотря на принятие христианства родовая месть при Ярославе считалась еще законною: так сильны были древние языческие обычаи. «Русская Правда» делает лишь то ограничение, что разрешает мстить не всему роду обиженного, а только ближайшим родственникам: брату за брата, отцу за сына и племяннику за дядю. Родовая месть в Древней Руси

11 За убийство или увечье с виновного взимались штрафы. Если штраф платился князю, он назывался вирой, если штраф платился родственникам убитого головничеством. Вира за убийство Шамков А.А. Ярослав Мудрый.

12 Вира была трех видов: двойная в 80 гривен за убийство члена старшей княжеской дружины, простая в 40 гривен за убийство свободного человека, половинная (или полувирье) в 20 гривен за убийство женщины и за тяжкие увечья. К тяжким увечьям относились: отсечение руки, ноги, носа, порча глаза. Литография Чорикова Б. А.

13 Главным наказанием во времена Ярослава Мудрого был денежный штраф, или пеня. Если осужденный не мог заплатить, его продавали в холопы. Размер штрафа за различные проступки Гривны-слитки (достоинством 1 серебряная гривна) Гривны Южной Руси

14 Одинаковая пеня в 12 гривен грозила за похищение бобра из туловища, за уничтожение полевой межи, разделяющей крестьянские хозяйства, за выбитый зуб, за вырванный клок бороды и за убийство чужого холопа. Одинаковый штраф в 3 гривны назначался за отсечение пальца и похищение охотничьего пса. Много это или мало, можно судить по тому, что конь стоил 2 гривны, вол 1 гривну и на 1 гривну можно было купить 10 овец. Киевская серебряная гривна Гривна черниговского типа

15 По «Русской Правде» особенно сильно наказывались поджигатели, грабители и конокрады. Виновные в этих преступлениях выдавались князю на «поток», то есть на изгнание, а дома их и имущество отбирались. Разбой наказывался чрезвычайно строго. Грабителя и всю его семью продавали в рабство за границу. Таким образом, увечье оценивалось дешевле, чем повреждение имущества. Имущественное право в Ярославово время охранялось очень строго. Имущество и здоровье Князь Ярослав Мудрый. А.Гергель

16 Следствие по любому делу велось очень тщательно: вызывались свидетели, выслушивались стороны, и только тогда суд выносил решение. Если свидетелей не было и дело было неясным, обвиняемых подвергали испытанию железом или водой. Испытание железом и водой Подворье удельного князя. Васнецов А.М.

17 Испытание железом состояло в том, что обвиняемый должен был произносить клятву о своей невиновности, стоя на раскаленном железе либо держа на нем пальцы. Суд во времена Русской правды И.Я.Билибин

18 При испытании водой обвиняемый должен был сделать несколько шагов в глубину реки: если он при этом робел, то проигрывал дело. Ярослав Мудрый Восковая фигура, Киев

19 Слово «деньги» на Руси появилось только в XIII веке. Это татарское слово, означающее звонкую монету. На Руси деньги имели очень любопытные названия: куны и гривны. Кунами назывались шкурки куницы. Деньги на Руси

20 а гривнами (от «грива» шея) первоначально назывались драгоценные металлические обручи шейные украшения.

  • Спасибо большое, надеюсь на хорошую оценку

    Айгуль 2019-06-25

  • работа выполнена нормально

    Дарья 2019-06-27

  • Все хорошо. Высокий процент оригинальности. Были незначительные замечания (опечатки, шрифт, текст), которые можно исправить и самим.

    Инесса 2019-07-03

Во времена правления князя Ивана III в русских землях наблюдается преодоление феодальной раздробленности с одновременным созданием единого Русского государства. Происходит усиление власти князя, растет и влияние боярства. На этом фоне формируется мощный государственный аппарат централизованного управления. Поэтому возникает объективная потребность в принятии качественно нового нормативного правового акта, который отвечал бы действительности того времени.

Во времена феодальной раздробленности для каждого княжества было характерно свое законодательство, базировавшееся, главным образом, на положениях Русской Правды. Однако при этом в отдельных землях происходило редактирование данного документа, дополнялся он и новыми нормами. Нередко законодательство разных княжеств было неодинаковым и даже содержало противоречия. Поэтому необходимо было создание единой законодательной системы. Можно предполагать, что идея утверждения нового сборника пришла с территории Османской империи, поскольку в Европе общий законодательный акт еще не был создан.

В Судебнике содержались нормы, регулирующие отношения собственности и определяющие статус отдельных групп населения в городской и сельской местности. В нем было введено ограничение права крестьян на переход от одного собственника к другому. Ранее переход осуществлялся после окончания полевых работ – если крестьянин не был удовлетворен жизнью у одного владельца, то он мог перейти к другому. Об этом говорили древние обычаи.

Как назывался в Древней Руси первый свод законов?

Первый письменный свод законов в Древней Руси «Русская Правда» создавался на протяжении 11-12 веков и стал так называться в 1072 году. Авторами этих законопроектов были:

  1. Ярослав Мудрый. В 1016 году он издал свод законопроектов о порядках в городе Новгороде и назвал его «Русская Правда Ярослава Мудрого». Законопроект состоял из 35 глав, в которых было выделено уголовное и гражданское право-
  2. трое братьев Ярославичей — Всеволод, Святослав и Изяслав. Они дополнили свод новыми законопроектами в 1072 году, которые стали ч.2 «Русской Правды» и назывались «Правда Ярославичей». В дальнейшем свод законов регулярно пополнялся церковными постановлениями и княжьими уставами-
  3. Владимир Мономах. В 1097 году он дал Руси новую «Русскую Правду» — «Устав Владимира Всеволодовича» и на время остановил распад Руси.

В первой главе «Русской Правды Ярослава Мудрого» были описаны наказания за убийство. В те времена убийства были настоящей бедой для государства. В законе говорилось, что карой за любую смерть является кровная вражда. Поэтому родственники убитого человека могли самостоятельно убить убийцу. Если же убийце отомстить было некому – с него брали штраф в пользу казны государства.Особые условия этого закона были такими:

  1. холоп мог стать свободным. Для этого ему нужно было заплатить хозяину определенную сумму-
  2. рабы должны были отвечать за имущество своих господ-
  3. в законе было описано все про долговые обязательства, штрафы за кражу чужого скота и захват чужой земли, и многое другое-
  4. определялись порядок и очередность получения наследства.

Законы Ярослава Мудрого были очень суровыми, но только так он смог навести порядок в государстве. В «Правде Ярославичей» многие законы стали не такими суровыми. К примеру, кровную месть вообще заменили штрафами.Свод законов, которые издал Владимир Мономах, был уже намного мягче:

  1. запретили долговое рабство-
  2. отменили смертную казнь для беглых холопов-
  3. определили положение закупов и купцов-
  4. упорядочили взимание ростовщических процентов.

Принятие Русской правды стало своеобразным признанием величайшего благоразумия князя Ярослава Мудрого. До времен его правления никто не сделал столь существенного вклада в развитие законодательной базы Киевской Руси. На положениях первого письменного сборника законов стали базироваться все законы, принимаемые впоследствии.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *