Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особые условия труда: коды профессий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В ходе судебного разбирательства истец Саевский В.П. исковые требования увеличил, просил признать незаконным решение, оформленное протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ — УПФ РФ в г. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Комментарий к ст. 147 TК РФ
1. Единого нормативного правового акта, который бы содержал перечни тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, дающего право работникам на повышенную оплату труда, пока нет.
2. В отношении лишь некоторых категорий работников (медицинских, занятых на работах с химическим оружием, водолазов и др.) приняты специальные акты, устанавливающие повышенный размер оплаты труда при выполнении работ в неблагоприятных для них условиях.
3. В части, не противоречащей ТК и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, продолжают действовать утвержденные в свое время Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС типовые перечни профессий и работ, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам и окладам в зависимости от условий труда, а также типовые перечни работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, при работе в которых работник вправе получать доплаты.
4. Конкретные размеры повышения оплаты труда работников, занятых в указанных выше неблагоприятных условиях, устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (см. комментарий к ст. 372 ТК).
В связи с увеличением размера страховых взносов и предельной облагаемой базы планируется, что максимальный размер пособий вырастет к 2025 году в 1,5 раза.
Сейчас, напомним, максимальный размер пособия:
- по временной нетрудоспособности при стаже более 8 лет составляет 78 207 рублей за полный календарный месяц;
- по беременности и родам – 360 164 рубля за 140 дней;
- по уходу за ребенком до полутора лет – 31 282,82 рубля за полный календарный месяц. Если у работника заработная плата 150 000 рублей, то он мог бы получить пособие по уходу за ребенком около 60 000 рублей. Но законодатель для всех ограничил предельный размер пособия, независимо от того, какой размер зарплаты.
Новые изменения несколько улучшат ситуацию и работники, зарабатывающие выше среднего, смогут претендовать на более высокие суммы пособий (Таблица 3).
Взносы по дополнительным тарифам за сотрудников с досрочной пенсией
Одним из изменений, внесенных Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ1 , является введение с 01.01.2013 дополнительных тарифов страховых на финансирование страховой части трудовой пенсии в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу лиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ.
Размер дополнительного тарифа зависит от того, относятся ли работы к, условно говоря, «вредным» ( пп. 1 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ) или к «тяжелым» (пп. 2-18 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ). Также предусмотрено увеличение размера дополнительных тарифов в будущих годах.
При исчислении страховых взносов по этим тарифам не предусмотрено ограничение базы предельной величиной (в 2013 году – 568 000 руб.).
Напомним, что указанные лица имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии и сведения персонифицированного учета по ним подаются с соответствующими отметками в части сведений о стаже. Для автоматического формирования таких сведений в программе имеется (и имелась) возможность указать соответствующие основания в штатном расписании или в сведениях о должности.
Однако эти признаки не могут быть использованы при принятии программой решения о том, следует ли начислять сотрудникам, занятых на таких должностях или позициях штатного расписания взносы по дополнительному тарифу, поскольку, в частности, законом предусмотрено освобождение от уплаты таких взносов «по результатам специальной оценки условий труда».
В связи с этими изменением в версии 2.5.59 реализована возможность указать в сведениях о должности, следует ли начислять сотрудникам, занятым на ней, взносы по дополнительному тарифу, а также уточнить к какой категории («вредной» или «тяжелой») относится эта должность, поскольку тарифы взносов для разных условий различаются.
На эти выплаты РК не распространяется
По логичным причинам коэффициент не применяется к следующим денежным начислениям в пользу сотрудников:
- оплата отпускных – при их начислении используется ставка, которая уже учитывает РК;
- единично оказываемая материальная помощь – если эта выплата нерегулярна, а порядок ее начисления не прописан в колдоговоре или специальном положении предприятия;
- нерегулярные премии;
- командировочные средства, если работник не едет в область, также принадлежащую к «особым» регионам;
- надбавки за работу в условиях Крайнего Севера и аналогичных регионах – РК и «северная» доплата представляют собой разные показатели, смешивать их не следует, хоть они и увеличивают одни и те же выплаты.
Если ПФР не включил в специальный стаж периоды работы на вредном производстве
Правительство постановлением от 07.10.2022 № 1706 установило на 2022 год допустимую долю иностранных работников для следующих видов деятельности:
- выращивание овощей (код 01.13.1) – 50% общей численности работников;
- лесоводство и лесозаготовки (код 02) – 50% общей численности работников;
- обработка древесины и производство из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки (код 16) – 50% общей численности работников;
- строительство (раздел F) – 80% общей численности работников;
- торговля лесоматериалами (код 46.73.1) – 50% общей численности работников;
- торговля оптовая пиломатериалами (код 46.73.2) – 50% общей численности работников;
- торговля алкоголем (код 47.25.1) – 15% общей численности работников;
- торговля табачными изделиями (код 47.26) – 15% общей численности работников;
- торговля лекарственными средствами (код 47.73) – 0% общей численности работников;
- торговля на рынках, в палатках (коды 47.8, 47.99) – 0% общей численности работников;
- сухопутнный пассажирский транспорт и грузовой транспорт (код 49.3, 49.41) – 24% общей численности работников;
- управление недвижимым имуществом (код 68.32) – 70% общей численности работников;
- обслуживание зданий и территорий (код 81) – 70% общей численности работников;
- деятельность в области спорта прочая (код 93.19) – 25 % общей численности работников.
Строительство в Дагестане – 50% общей численности работников;
Строительство в Краснодарском крае – 60% общей численности работников;
Величина прожиточного минимума на 2022 год утверждена постановлением Правительства от 30.06.2021 № 1070.
Прожиточный минимум по России на душу населения составит в 2022 году:
- в целом — 11 950 рублей,
- для трудоспособного населения — 13 026,
- для пенсионеров — 10 277,
- для детей — 11 592 рубля.
По поправкам, которые внесены федеральным законом от 29.06.2021 г. № 234-ФЗ, в Закон об исполнительном производстве, с 1 февраля 2022 года размер ежемесячного дохода гражданина не должен быть ниже прожиточного минимума.
На 2022 год — это 13 026 рублей. С этой суммы никаких взысканий производить нельзя.
Прожиточный минимум теперь является неприкосновенным минимальным доходом на нужды должника и лиц, находящихся на его иждивении.
Правительство не будет индексировать выплаты защитникам по назначению до 2022 г.
В рамках аттестаций рабочих мест на предприятиях Российской Федерации необходимо один раз в 10 лет проводить дополнительное исследование. Его наименование – специальная оценка условий труда. Обязанность юридических лиц проводить данное мероприятие прописана в ст.212 ТК РФ. Порядок её проведения регулируется законом от 28.12.2013 г. №426-ФЗ. Методику проведения СОУТ разработал, издал и утвердил своим приказом от 24.01.2014 г. №33н Минтруд РФ.
Для того, чтобы санкционировать проведение оценки, руководитель предприятия должен подписать приказ.
Документ: Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467
В ноябре Правительству поручили отменить до января множество актов с обязательными требованиями, соблюдение которых оценивают при госконтроле или надзоре. Неотмененные акты, вступившие в силу до 2020 года, разрешили не соблюдать с 2021 года. Однако правительство опубликовало перечень документов, которые по-прежнему обязательны.
Перечень вступил в силу 1 января. В него вошли акты, например, в сферах:
- федерального пожарного госнадзора;
- федерального госнадзора в области защиты прав потребителей;
- контроля и надзора за соблюдением законодательства о применении ККТ;
- федерального госнадзора за соблюдением трудового законодательства;
- федерального государственного санэпиднадзора;
- федерального строительного госнадзора;
- федерального госнадзора в области связи;
- госконтроля качества и безопасности меддеятельности;
- федерального госнадзора за обращением лекарств;
- лицензионного контроля в сфере фармацевтики;
- госконтроля за обращением медизделий.
Для многих пунктов перечня установлены сроки действия. Если власти решат изменить включенный в перечень акт, то им придется его переиздать (отменить старый документ и принять обновленный).
Документ: Федеральный закон от 29.12.2020 № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Вступил в силу: 1 января 2021 года
С 1 января МРОТ увеличился на 5,5% и составил 12 792 руб. Напомним, по действующей редакции закона МРОТ на следующий год должен равняться величине прожиточного минимума за II квартал текущего. Значит, на 2021 год его величина должна быть 12 392 руб.
МРОТ будет зависеть от медианной зарплаты за предыдущий год. Методику ее расчета определит Росстат. Соотношение МРОТ и медианной зарплаты закрепили на уровне 42%. Пересматривать это соотношение будут не реже одного раза в 5 лет. При этом МРОТ не должен быть меньше:
- прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России за год;
- величины МРОТ предыдущего года.
Прожиточный минимум на очередной год будут устанавливать до 1 июля текущего года. Показатель будет зависеть от медианного среднедушевого дохода в целом по России за предыдущий год (п. 4 ст. 1 проекта). Его, как и медианную зарплату, будут исчислять по методике Росстата. Предложенное соотношение прожиточного минимума и дохода — 44,2% (с пересмотром не реже чем раз в 5 лет). И еще одно ограничение: прожиточный минимум на следующий год не может быть меньше установленного на текущий год.
Документы: Приказ МВД России от 30.07.2020 N 536, Приказ МВД России от 30.07.2020 N 533
Вступает в силу: 1 января 2021 года
Обновлены некоторые формы, связанные с работой иностранцев. Нужно использовать их, чтобы:
- уведомить МВД о приеме и увольнении иностранного сотрудника;
- оформить иностранцу разрешение на работу, продлить срок действия документа или получить дубликат.
Источник: проект Постановления Минтруда от 20.11.2020
Чиновники из Минтруда собираются утвердить новый бланк трудовой книжки и вкладыша в нее. Существенно менять документ не планируют, но заводить вкладыши придется реже. Ведь если постановление примут, то для записей о работе в новом бланке будет 14 разворотов вместо 10. Чтобы внести сведения о награждениях сотрудника, в трудовой останется 7 разворотов. Сейчас их 10. Во вкладыше разворотов тоже станет больше. Сейчас их 9 в разделе «Сведения о работе» и 8 в разделе «Сведения о награждении». В новой форме их будет 12 и 5 соответственно.
Порядок ведения трудовых хотят обновить, поэтому новых правил станет больше. Те правила, по которым кадровики заполняют трудовые сейчас, перестанут действовать.
Изменений много. Так, работник-совместитель сможет потребовать внести запись о своей работе по совместительству у последнего работодателя, у которого он трудился по основном месту.
Сделать он это сможет даже после увольнения. Правило будет действовать только в случае, когда работник решил, что хочет видеть в трудовой запись о работе по совместительству, но сейчас не работает.
Записи о работе по совместительству разрешат вносить в трудовую книжку как в хронологическом порядке, так и блоками — одновременно о приеме и увольнении.
Когда сотрудника будете принимать на работу дистанционно, запись будете вносить в трудовую по соглашению сторон. Такое требование уже есть в обновленной главе 49.1 ТК.
Чиновники хотят сделать и послабления для кадровиков. Например, сотрудников больше не придется просить поставить подпись под закрывающей записью. Подписи в личной карточке Т-2 в разделе с приемом и переводами тоже больше не понадобятся.
В новом порядке появятся примеры записей, которые кадровики могут вносить в трудовые. Чиновники при увольнении советуют писать в большинстве случаев «Уволен», а не «Договор расторгнут». Но можно будет не отказываться от привычных формулировок, так как они соответствуют закону.
Перестанут штрафовать за отсутствие книги учета движения трудовых книжек
Разрешат отказаться от приходно-расходной книги по учету бланков трудовых книжек и вкладышей в них, а также книги учета движения трудовых книжек и вкладышей. Сейчас, если в отделе кадров нет этих журналов по утвержденным формам, проверяющие из ГИТ имеют право штрафовать компанию на сумму до 50 000 руб. В лучшем случае выносят предупреждение, ч. 1 ст. 5.27 КоАП.
Но полностью отказаться от учета трудовых будет нельзя. Зато вместо обязательных журналов можно будет разработать свои формы документов по учету трудовых книжек и вкладышей.
Изменят правила работы с трудовыми книжками тех, кто решил перейти на ЭТК
Сотруднику, который отказался от бумажной трудовой, выдать ее придется не позже чем через три рабочих дня с даты, когда он принес заявление с решением насчет формата трудовой книжки. Минтруд за 2020 год опубликовал несколько писем с разными рекомендациями насчет того, когда выдавать сотруднику трудовую, если он выбрал справки о трудовой деятельности.
Когда нужно выдать трудовую, в законе сейчас не указано. Минтруд три раза за 2020 год менял свою позицию. Сначала ведомство предлагало выдавать трудовую в день подачи работником заявления о переходе на электронную трудовую.
Чиновники решили, что отдать работнику трудовую книжку кадровик должен в течение трех рабочих дней после того, как работодатель получил от сотрудника заявление.
Минтруд вернулся к первоначальному мнению: даты приема заявления о переходе на электронную трудовую книжку и выдачи бумажной трудовой книжки должны совпадать.
Запись для такого случая тоже решили изменить. Она станет короче. Вариант записи, который указали в проекте постановления: «Подано письменное заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности в соответствии со стат��ей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации».
К данному коду профессий относятся деятельность, подразумевающую труд в особых условиях. А их, в свою очередь, определяют следующие факторы:
- Химические. В частности, повышенная концентрация канцерогенов и аллергенов на рабочем месте.
- Биологические. Сюда относится работа с ядами, токсинами, наркотиками, инфицированным материалом.
- Физические. К этим факторам относятся все виды излучений, а также воздействие на человека шумов, вибраций, а также геомагнитного и электромагнитного поля.
- Обстоятельства. Это перегрузки, монотонные движения, интенсивное воздействие на зрение и глаза, долгое нахождение трудящегося в одной и той же позе.
Перечень данных факторов утвержден Министерством здравоохранения, он в обязательном порядке учитывается при подписании с работником трудового договора.
Так тоже обозначается женский труд, но только в сфере текстильной промышленности, на работах с повышенной тяжестью и интенсивностью.
Специалисты, занятые в данной области, занимаются обработкой волокнистых веществ синтетического, животного, растительного и минерального волокна. Этот процесс состоит из нескольких операций. Это добывание, производство, прядение, ткачество, а также отделка волокна.
Изучая тему, касающуюся особых условия труда и списка профессий, к ним имеющих отношение, нужно упомянуть и этот код. Номер 27-5 обозначаются следующие деятельности:
- Работа в локомотивных бригадах.
- Организация и дальнейшее осуществление перевозок.
- Обеспечение безопасности движения на метрополитене и ж/д-транспорте.
- Вождение грузовых автомобилей в рудниках, карьерах, разрезах и на шахтах (вывоз руд, сланца, пород и угля).
Этим кодом обозначаются следующие работы:
- Изыскательные.
- Гидрологические.
- Геофизические.
- Лесоустроительные.
- Гидрографические.
- Поисковые.
- Геологоразведочные.
- Топографо-геодезические.
То есть все люди, которые работают в отрядах, экспедициях, бригадах и на участках, относятся к данной категории.
Выше было рассказано о наземных и подземных работах. Кодом 27-7 обозначаются «родственные» деятельности. Если быть точнее, работа на лесосплаве и лесозаготовках. Сюда же относится обслуживание оборудования и механизмов.
Вот некоторые профессии из данной категории для примера:
- Вальщики леса.
- Лебедчики на трелевке.
- Вздымщики.
- Раскряжевщики.
- Машинисты трелевочных машин.
- Лесорубы.
- Сортировщики древесины на воде.
- Машинисты-крановщики.
- Водители машины на вывозке леса.
- Навальщики.
- Обрубщики сучьев.
- Сплотчики.
- Слесари по ремонту оборудования.
Дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда
Кто уплачивает: страхователи, осуществляющие выплаты и вознаграждения физическим лицам, занятых на видах работ, перечисленных в пунктах 1-18 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О страховых пенсиях».
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, Г.А.Гаджиева, Л.М.Жарковой, C.М.Казанцева, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, В.Г.Ярославцева,
руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 471, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,
рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности статьи 208 ГПК Российской Федерации.
Поводом к рассмотрению дела явились жалобы граждан Л.В.Бакиной, С.А.Жидкова, Е.М.Семенова и Е.И.Семеновой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемое заявителями законоположение.
Поскольку жалобы граждан Л.В.Бакиной, С.А.Жидкова, Е.М.Семенова и Е.И.Семеновой касаются одного и того же предмета, Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь статьей 48 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», соединил дела по этим обращениям в одном производстве.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.Г.Ярославцева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации
установил:
1. Согласно статье 208 ГПК Российской Федерации (в действующей редакции, введенной Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») по заявлению взыскателя или должника суд, рассмотревший дело, может произвести индексацию взысканных судом денежных сумм на день исполнения решения суда в случаях и в размерах, которые предусмотрены федеральным законом или договором.
1.1. Л.В.Бакина обратилась в суд с заявлением об индексации в размере 60 063,45 руб. денежных сумм, присужденных по решению Корсаковского городского суда Сахалинской области от 25 февраля 2015 года по иску гражданина Т. (правопреемником которого является заявительница на основании определения указанного суда от 11 августа 2015 года) о взыскании неосновательного обогащения в размере 533 323 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 59 276,62 руб. и судебных расходов в размере 9 125,99 руб., указывая на фактическое исполнение данного судебного решения 19 марта 2019 года, что зафиксировано постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании соответствующего исполнительного производства.
Определением Корсаковского городского суда Сахалинской области от 18 октября 2019 года в удовлетворении заявления Л.В.Бакиной отказано с указанием, в частности, на отсутствие между сторонами договора, предусматривающего индексацию, и федерального закона, устанавливающего возможность индексации присужденных денежных сумм по данной категории споров. Суд отметил также, что Л.В.Бакина реализовала свое право на получение процентов за пользование чужими денежными средствами в период принудительного исполнения решения суда путем подачи в суд в 2016 и 2018 годах исков к должнику о взыскании с него денежных средств за периоды со 2 января 2015 года по 11 января 2016 года и с 12 января 2016 года по 30 ноября 2018 года.
Определение суда первой инстанции было оставлено без изменения апелляционным определением Сахалинского областного суда от 17 декабря 2019 года и определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 февраля 2020 года. При этом суд кассационной инстанции, отклоняя доводы заявительницы о неправомерном неприменении судами к спорным правоотношениям правовой позиции, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июля 2018 года N 35-П, указал, что Конституционный Суд Российской Федерации признал часть первую статьи 208 ГПК Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу 1 октября 2019 года Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ в части изложения в новой редакции указанной нормы) не соответствующей Конституции Российской Федерации и определил критерий расчета индексации присужденных денежных сумм, подлежащий применению до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из данного Постановления, однако такой критерий неприменим в связи с внесением указанным Федеральным законом изменений в правовое регулирование индексации присужденных денежных сумм.
С судебными постановлениями по данному делу согласился судья Верховного Суда Российской Федерации, определением от 9 апреля 2020 года отказав Л.В.Бакиной в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
1.2. Заочным решением мирового судьи судебного участка N 5 города Абакана от 20 января 2016 года с гражданина Б. в пользу С.А.Жидкова взысканы денежные средства вследствие ненадлежащего исполнения договора займа. В связи с неисполнением должником данного решения суда С.А.Жидков обратился к мировому судье того же судебного участка с заявлением об индексации присужденных денежных сумм за период с 20 января 2016 года до 16 декабря 2019 года, в удовлетворении которого определением от 20 января 2020 года было отказано с указанием, в частности, на отсутствие федерального закона и заключенного сторонами договора, предусматривающих возможность такой индексации в соответствии с требованиями статьи 208 ГПК Российской Федерации (в действующей редакции, введенной Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ).
Апелляционная и кассационная жалобы заявителя на указанное определение мирового судьи оставлены без удовлетворения апелляционным определением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 20 февраля 2020 года и определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 9 июня 2020 года соответственно.
В законодательстве РФ словосочетание «особые условия труда» не определено в качестве нормы закона. Поэтому толковать его в контексте формирования оплаты труда, определения пенсионного стажа и начисления страховых пенсионных выплат весьма непросто. Юридическая практика указывает на то, что в качестве особых условий труда можно принять такие, которые в значительной степени отличаются от нормальных или допустимых. К таковым относятся:
- восьмичасовой рабочий день;
- продолжительность недели – не более 40 часов;
- соблюдение установленных санитарных норм;
- отсутствие факторов, оказывающих вредное воздействие.
Следовательно, особыми можно считать следующие условия:
- наличие вредных и опасных факторов воздействия;
- тяжёлые работы;
- неблагоприятный климат;
- экспедиционный труд.
В некоторых нормативных актах РФ в целях определения величины компенсации производится разграничение между вредными и опасными условиями труда. Так, статьями 117 и 118 ТК закреплены нормы о предоставлении дополнительных отпускных дней за каждый вид работ по отдельности. Определение факторов приводится с ст.209 ТК. Однако, термин «особые условия» трудовым кодексом не интерпретируется.
Пенсионным Фондом РФ утверждена форма расчёта страховых взносов на пенсионное страхование РСВ-1. Она составляется с использованием приложения – кодов и списков профессий. Их перечень содержит следующую информацию:
- номер кода;
- наименование профессии;
- перечень нормативных документов, в соответствии с которыми применяется код;
- срок действия.
Критерии отнесения профессий к особым условиям труда утверждены Правительства РФ от 16.07.2014 № 665, с отсылкой к ещё одному нормативному документу – Постановлению Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 № 481. Профессии из перечня кодов учитываются в части работ, которые отвечают критериям, приведённым в нормативных документах. Кодировка особых условий труда осуществляется пятнадцатью цифро-буквенными символами, распределёнными по группам.
Состав таблицы:
- 27.1-21.10;
- 27-ОС и 28-ОС;
- 27-ПЖ и 28-ПЖ;
- 28-СЕВ.
Обзор для кадровика за период с 01.01.2021г. по 31.01.2021г.
Коды, обозначающие особые условия труда работника, отмечаются в графе 5 подраздела 6.8 «Особые условия труда (код)». А если никаких особых условий нет, то графу просто оставляют пустой. Таким образом, графу 5 нужно заполнять только в том случае, если с выплат работника были начислены взносы по дополнительным тарифам (п. 37.6 Порядка заполнения РСВ-1 ).
Для РСВ-1 кодов условий труда предусмотрено немало и все они перечислены в Приложении N 2 к Порядку заполнения РСВ-1 (таблица «Особые условия труда»). Выдержка из таблицы с кодами приведена ниже.
На территории Российской Федерации осуществляют деятельность большое количество предприятий, на которых в силу сочетания различных факторов сложились особые условия труда. Они значительно отличаются от тех, которые принято считать нормальными. Причина в том, что такие условия оказывают значительное влияние на жизненный уклад и состояние здоровья граждан.
Перечислить все профессии, включаемые в понятие «тяжелые работы», в рамках нашей статьи не получится, да это и нецелесообразно. Прежде всего, для облегчения поиска интересующего кода профессии объединены по группам. Дифференциация производится по отраслям экономики.
- горное дело;
- металлургическое производство;
- химическое производство и т.д.
В список профессий по отраслям включают относящиеся к ней, и обозначаются они особым кодом. К примеру, особые условия труда код 27-2 в списке профессий:б-25404. Сюда относятся энергетики цехов на металлургическом производстве.
Одним из изменений, внесенных Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ1 , является введение с 01.01.2013 дополнительных тарифов страховых на финансирование страховой части трудовой пенсии в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу лиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ.
Размер дополнительного тарифа зависит от того, относятся ли работы к, условно говоря, «вредным» ( пп. 1 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ) или к «тяжелым» (пп. 2-18 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ). Также предусмотрено увеличение размера дополнительных тарифов в будущих годах.
При исчислении страховых взносов по этим тарифам не предусмотрено ограничение базы предельной величиной (в 2013 году – 568 000 руб.).
Напомним, что указанные лица имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии и сведения персонифицированного учета по ним подаются с соответствующими отметками в части сведений о стаже. Для автоматического формирования таких сведений в программе имеется (и имелась) возможность указать соответствующие основания в штатном расписании или в сведениях о должности.
Однако эти признаки не могут быть использованы при принятии программой решения о том, следует ли начислять сотрудникам, занятых на таких должностях или позициях штатного расписания взносы по дополнительному тарифу, поскольку, в частности, законом предусмотрено освобождение от уплаты таких взносов «по результатам специальной оценки условий труда».
В связи с этими изменением в версии 2.5.59 реализована возможность указать в сведениях о должности, следует ли начислять сотрудникам, занятым на ней, взносы по дополнительному тарифу, а также уточнить к какой категории («вредной» или «тяжелой») относится эта должность, поскольку тарифы взносов для разных условий различаются.
Рисунок 1
Для задействования такой возможности необходимо в форме настройки параметров учета на закладке «Расчет страховых взносов» установить соответствующий флаг «Используются работы с досрочным выходом на пенсию»
Рисунок 2
Код основания выслуги лет | Подпункт п. 1 ст.
27 № 173-ФЗ |
---|---|
27-11ГР, 27-11ВП | 11 |
27-12 | 12 |
САМОЛЕТ, СПЕЦАВ, СПАСАВ, УЧЛЕТ, ВЫСШПИЛ, НОРМАПР, НОРМСП, РЕАКТИВН, ЛЕТРАБ, ИТСИСП, ИТСМАВ, ИНСПЕКТ | 13 |
27-14 | 14 |
27-15 | 15 |
27-СП (28-СП – до 2011 года) | 16 |
Взносы по дополнительным тарифам за сотрудников с досрочной пенсией
Одним из изменений, внесенных Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ1 , является введение с 01.01.2013 дополнительных тарифов страховых на финансирование страховой части трудовой пенсии в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу лиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ.
Размер дополнительного тарифа зависит от того, относятся ли работы к, условно говоря, «вредным» ( пп. 1 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ) или к «тяжелым» (пп. 2-18 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ). Также предусмотрено увеличение размера дополнительных тарифов в будущих годах.
При исчислении страховых взносов по этим тарифам не предусмотрено ограничение базы предельной величиной (в 2013 году – 568 000 руб.).
Напомним, что указанные лица имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии и сведения персонифицированного учета по ним подаются с соответствующими отметками в части сведений о стаже. Для автоматического формирования таких сведений в программе имеется (и имелась) возможность указать соответствующие основания в штатном расписании или в сведениях о должности.
Однако эти признаки не могут быть использованы при принятии программой решения о том, следует ли начислять сотрудникам, занятых на таких должностях или позициях штатного расписания взносы по дополнительному тарифу, поскольку, в частности, законом предусмотрено освобождение от уплаты таких взносов «по результатам специальной оценки условий труда».
В связи с этими изменением в версии 2.5.59 реализована возможность указать в сведениях о должности, следует ли начислять сотрудникам, занятым на ней, взносы по дополнительному тарифу, а также уточнить к какой категории («вредной» или «тяжелой») относится эта должность, поскольку тарифы взносов для разных условий различаются.
Надбавка за особые условия труда
В зависимости от отнесения работ к той или иной группе устанавливают и различные надбавки. Размер надбавок зависит от тех условий труда, к которым относится специальность.
Минимальная надбавка за особые условия составляет 4%. Окончательный размер определяется на основании соглашения с профсоюзным органом.
Одним из изменений, внесенных Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ 1 , является введение с 01.01.2013 дополнительных тарифов страховых на финансирование страховой части трудовой пенсии в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу лиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ.
Размер дополнительного тарифа зависит от того, относятся ли работы к, условно говоря, «вредным» ( пп. 1 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ) или к «тяжелым» (пп. 2-18 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ). Также предусмотрено увеличение размера дополнительных тарифов в будущих годах.
При исчислении страховых взносов по этим тарифам не предусмотрено ограничение базы предельной величиной (в 2013 году – 568 000 руб.).
Напомним, что указанные лица имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии и сведения персонифицированного учета по ним подаются с соответствующими отметками в части сведений о стаже. Для автоматического формирования таких сведений в программе имеется (и имелась) возможность указать соответствующие основания в штатном расписании или в сведениях о должности.
Однако эти признаки не могут быть использованы при принятии программой решения о том, следует ли начислять сотрудникам, занятых на таких должностях или позициях штатного расписания взносы по дополнительному тарифу, поскольку, в частности, законом предусмотрено освобождение от уплаты таких взносов «по результатам специальной оценки условий труда».
В связи с этими изменением в версии 2.5.59 реализована возможность указать в сведениях о должности, следует ли начислять сотрудникам, занятым на ней, взносы по дополнительному тарифу, а также уточнить к какой категории («вредной» или «тяжелой») относится эта должность, поскольку тарифы взносов для разных условий различаются.
Для задействования такой возможности необходимо в форме настройки параметров учета на закладке «Расчет страховых взносов» установить соответствующий флаг «Используются работы с досрочным выходом на пенсию»
Обращаем внимание, что при обновлении информационной базы, в которой уже ведется учет, на версию 2.5.59, флаг в настройках будет установлен автоматически, если выполняется хотя бы одно из условий:
- среди должностей есть соответствующие пп. 11 — 16 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ, т.е. реквизит «Основание выслуги лет» уже ранее был заполнен одним из значений:
Код основания выслуги лет | Подпункт п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ |
---|---|
27-11ГР, 27-11ВП | 11 |
27-12 | 12 |
САМОЛЕТ, СПЕЦАВ, СПАСАВ, УЧЛЕТ, ВЫСШПИЛ, НОРМАПР, НОРМСП, РЕАКТИВН, ЛЕТРАБ, ИТСИСП, ИТСМАВ, ИНСПЕКТ | 13 |
27-14 | 14 |
27-15 | 15 |
27-СП (28-СП – до 2011 года) | 16 |
Чем особые условия отличаются от вредных
Рассмотрев особые условия труда сотрудников: что это такое, необходимо изучить их отличие от вредных, согласно классификатору ОКПДТР. Все условия работы делятся по степени опасности на четыре класса: нормальные, допустимые, вредные, опасные. Особые условия включают вредные, опасные и особо опасные факторы.
Условия работы, считающиеся безопасными, не связаны с воздействием негативных факторов производства, либо их количество минимально. Вредные условия подразумевают воздействие отрицательных факторов, при которых сотрудник может получить заболевание.
Вредные производственные факторы (третий класс опасности) имеют четыре степени:
- Первая — вызывают незначительные функциональные сбои в работе организма, восстанавливающиеся к началу новой смены.
- Вторая — вызывают стойкие изменения в работе организма, которые в дальнейшем приводят к более частым заболеваниям, появлению легких признаков профессиональных болезней (возникают после пятнадцати лет работы).
- Третья — вызывают появление профессиональных заболеваний не тяжелой степени, увеличению хронической патологии, потере возможности работать по соответствующей профессии.
- Четвертая — вызывают профессиональные болезни в тяжелых формах, возникновение хронических заболеваний со стойкой утратой трудоспособности. Поэтому работа в таких условиях должна носить временный характер и производиться с применением специальных средств индивидуальной защиты.
Взносы по дополнительным тарифам за сотрудников с досрочной пенсией
Одним из изменений, внесенных Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ 1 , является введение с 01.01.2013 дополнительных тарифов страховых на финансирование страховой части трудовой пенсии в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу лиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ.
Размер дополнительного тарифа зависит от того, относятся ли работы к, условно говоря, «вредным» ( пп. 1 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ) или к «тяжелым» (пп. 2-18 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ). Также предусмотрено увеличение размера дополнительных тарифов в будущих годах.
При исчислении страховых взносов по этим тарифам не предусмотрено ограничение базы предельной величиной (в 2013 году – 568 000 руб.).
Напомним, что указанные лица имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии и сведения персонифицированного учета по ним подаются с соответствующими отметками в части сведений о стаже. Для автоматического формирования таких сведений в программе имеется (и имелась) возможность указать соответствующие основания в штатном расписании или в сведениях о должности.
Однако эти признаки не могут быть использованы при принятии программой решения о том, следует ли начислять сотрудникам, занятых на таких должностях или позициях штатного расписания взносы по дополнительному тарифу, поскольку, в частности, законом предусмотрено освобождение от уплаты таких взносов «по результатам специальной оценки условий труда».
В связи с этими изменением в версии 2.5.59 реализована возможность указать в сведениях о должности, следует ли начислять сотрудникам, занятым на ней, взносы по дополнительному тарифу, а также уточнить к какой категории («вредной» или «тяжелой») относится эта должность, поскольку тарифы взносов для разных условий различаются.
Для задействования такой возможности необходимо в форме настройки параметров учета на закладке «Расчет страховых взносов» установить соответствующий флаг «Используются работы с досрочным выходом на пенсию»
Обращаем внимание, что при обновлении информационной базы, в которой уже ведется учет, на версию 2.5.59, флаг в настройках будет установлен автоматически, если выполняется хотя бы одно из условий:
- среди должностей есть соответствующие пп. 11 — 16 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ, т.е. реквизит «Основание выслуги лет» уже ранее был заполнен одним из значений:
Код основания выслуги лет | Подпункт п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ |
---|---|
27-11ГР, 27-11ВП | 11 |
27-12 | 12 |
САМОЛЕТ, СПЕЦАВ, СПАСАВ, УЧЛЕТ, ВЫСШПИЛ, НОРМАПР, НОРМСП, РЕАКТИВН, ЛЕТРАБ, ИТСИСП, ИТСМАВ, ИНСПЕКТ | 13 |
27-14 | 14 |
27-15 | 15 |
27-СП (28-СП – до 2011 года) | 16 |