Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единый налоговый платеж с 1 января 2023 года: что такое и как платить в 1С:УНФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учет расчетов по налогам и сборам регламентируют законодательные нормы и действующие НПА. В бухучете все налоги и установленные сборы фиксируются на счете 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам», где по каждому из них специально открывают субсчет, объединяющий аналитическую информацию. Счет 68 предназначен для подытоживания в целом сведений по налогам, уплачиваемым фирмой, а также персоналом компании. Заметим, что только в учете НДС кроме 68-го применяется еще счет 19. С его помощью отражают входной НДС по купленным ценностям.
Единый налоговый счет
Единый налоговый счет (ЕНС) — счет, на котором учитываются, с одной стороны, все обязательства компании или ИП перед бюджетом: налоги взносы, пени, штраф и проценты. С другой стороны, учитываются все перечисленные денежные средства для оплаты обязательств в качестве ЕНП.
Пополнить ЕНС организация может банковским переводом денежных средств или в личном кабинете налогоплательщика. ИП дополнительно могут пополнить наличными в банке, МФЦ или почтовом отделении. При переводе денежных средств для пополнения счета указываем ИНН и сумму платежа. Реквизиты получателя для всех компаний и ИП одинаковые. Суммы обязательств организаций и ИП будут погашены исходя из того, что налогоплательщик указал в декларации или уведомлении.
Порядок списания обязательств с единого счета:
- Налоговая задолженность — начиная с наиболее ранней
- Текущие налоги, авансовые платежи, страховые взносы, сборы — по мере возникновения обязанности по их уплате
- Пени
- Проценты
- Штрафы.
Уведомление о суммах налогах и взносов: для чего и в какие сроки
Для распределения ЕНП по платежам с авансовой системой расчетов, по которым декларация приходит позже, чем срок уплаты налога, вводится новая форма документа Уведомление об исчисленных суммах налогов.
В уведомлении указываем, какую сумму налога или взноса мы должны бюджету за соответствующий месяц, квартал или год. Таким образом инспекция понимает, как разнести суммы с ЕНС по видам платежей.
Без уведомления поступившие на ЕНС деньги невозможно распределить по бюджетам, что может привести к начислению пеней.
Срок подачи уведомления — не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты налога или взноса. Например, по НДС и налогу на прибыль уведомление подавать не нужно, ведь декларации по ним надо сдать раньше, чем наступит срок их уплаты.
В частности, организации должны подавать уведомления:
• ежемесячно, кроме третьего месяца квартала, — перед уплатой НДФЛ и взносов;
• ежеквартально — перед уплатой авансов по УСН, по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам.
Уведомление содержит всего пять реквизитов: КПП, КБК, ОКТМО, отчетный период и сумма.
Достаточно одного уведомления по всем авансам вместо заполнения множества платежек с 15 реквизитами в каждой.
Можно оформить одно уведомление на несколько периодов. Например, если вы знаете, что у вас налог по имуществу не изменится в течение года, то можно подать уведомление один раз сразу за год по всем срокам уплаты.
С 2023 года устанавливается единый срок представления налоговых деклараций — не позднее 25 числа. При этом периодичность сдачи отчетов осталась прежней. То есть декларации по НДС, налогу на прибыль, РСВ надо будет по-прежнему сдавать раз в квартал. Декларацию по УСН и декларацию по налогу на имущество — раз в год.
Единый налоговый платеж
Налоги и взносы уплачиваются по общим реквизитам единого налогового платежа (ЕНП) на специальный счет Федерального казначейства, а не по разным реквизитам конкретных налогов. ЕНП зачитывается в счет уплаты конкретных налогов и взносов по сданным декларациям, расчетам и уведомлениям. Посмотреть распределение ЕНП можно будет в личном кабинете налогоплательщика (Федеральный закон от 29.11.2021 № 379-ФЗ).
Путем внесения ЕНП уплачиваются:
- все налоги, в том числе НДС налогового агента, НДФЛ за сотрудников, за исключением налога при АУСН и налога на профессиональный доход;
- авансовые платежи по налогам;
- торговый сбор;
- страховые взносы, за исключением добровольных взносов ИП в ФСС, взносов в ФСС от несчастных случаев на производстве;
- пени, штрафы и проценты, начисляемые в связи с исполнением обязанностей налогоплательщика;
- другие обязательные сборы, за исключением государственной пошлины, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ.
Бухгалтерский учет при УСН
Бухгалтерский учет в организациях, применяющих УСН, обязателен. Чаще всего они относятся к субъектам малого предпринимательства (СМП), и вправе осуществлять учет в упрощенной форме. Кроме того, они ведут книги учета доходов и расходов, которые для этой системы налогообложения являются налоговыми регистрами. О нюансах бухучета при УСН читайте в статье «Порядок ведения бухгалтерского учета при УСН (2020)»
Под учетным бухгалтерским регистром, который является атрибутом как полного обычного, так и полного упрощенного бухгалтерского учета, понимается документ, в котором все операции систематизированы по счетам и записаны в хронологическом порядке. Например, по счету 51 регистр нужен для того, чтобы было видно, на какие цели пошли денежные средства.
Бухгалтерские проводки по налогам
Для бухгалтерского учета налогов существуют определенные счета, на которых отражаются суммы всех проведенных в ФНС платежей. В стандартной ситуации они представлены следующими: Счет №68. Здесь отражаются все платежи по налогам на недвижимое имущество, транспорт. К ним же причисляется НДФЛ, который компания выплачивает за своих сотрудников (за исключением особой договоренности, когда работники производят процедуру самостоятельно). Счет№99. По нему проводятся убытки организации. К ним причисляются бухгалтерский учет налога на прибыль, а также штрафы и пени, назначенные УФНС. Счет №90. Сюда необходимо приписывать платежи, возвращенные компании, например, в виде НДС (налога на добавочную стоимость) на сумму реализации продукции или оказание услуг. Счет№91. На этом счете также отражается НДС, но на сумму реализованных материальных и нематериальных активов организации. Бухгалтерские проводки по налогам на редкие виды деятельности – добыча полезных ископаемых, операции с ценными бумагами, а также при загрязнении окружающей среды проводятся по счету№68.
Специальные налоговые режимы
Система налогообложения включает в себя специальные налоговые режимы. Особенность их заключается в том, что определен и закреплен на законодательном уровне ряд ситуаций, когда предусмотрен особый порядок уплаты налогов, либо обозначены ситуации об освобождении от уплаты определенных видов налогов и сборов, предусмотренных Налоговым Комитетом государства. При бухгалтерском учете налогов и сборов важно внимательно изучить ряд пунктов специальных налоговых режимов, чтобы избежать лишних выплат. Рассмотрим специальные налоговые режимы:
- Единый сельскохозяйственный налог, затрагивает работу сельскохозяйственных товаропроизводителей
- Упрощенная система налогообложения
- Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- Существуют соглашения о разделе продукции. При их своевременном выполнении система налогообложения предусматривает специальный налоговый режим
- Работа по патенту
Учет налогов и сборов по всем этим ситуациям обозначается счетом 68 «Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам». Важно знать, что для работы по каждому налогу на счете 68 открывается отдельный субсчет. Уплаченные в бюджет налоги отображаются в зависимости от источника, который уплачивает налог.
Учет расчетов по налогам и сборам, по социальному страхованию и обеспечению
Сельскохозяйственные предприятия, являясь субъектами Российской Федерации, подпадают под действие всех российских законодательных актов. Не составляет исключение и налоговое законодательство.
Современная отечественная система налогообложения представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
Система налогообложения на основе ЕСХН представляет собой специальный налоговый режим и позволяет соблюдать принцип равенства при налогообложении, обеспечивать единые критерии для всех хозяйствующих субъектов в сфере сельскохозяйственного
производства независимо от вида производимой сельскохозяйственной продукции. Воспользоваться данной системой могут лишь те предприятия, хозяйственная специализация которых позволяет иметь в общем объеме выручки товаров (работ, услуг) долю выручки от реализации произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции не менее 70%.
Переход на уплату ЕСХН не предусматривает ведения сельскохозяйственными товаропроизводителями бухгалтерского учета упрощенным способом (помимо законодательства в области нормативного регулирования, предусматривающего его ведение упрощенным способом с сокращением соответствующих форм отчетности). В этом смысле преимуществ у плательщиков ЕСХН по сравнению с плательщиками по другим системам налогообложения нет.
Объектом обложения ЕСХН является налоговая база.
Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. При этом расходами считаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные расходы, осуществленные налогоплательщиком. Ст. 346 8 НК РФ определяет фиксированный размер налоговой ставки в размере 6% от налоговой базы.
Учет расчетов по налогам осуществляется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Счет 68 может иметь развернутое сальдо.
Начисленные налоги и сборы (федеральные, региональные и местные) отражаются по налоговым декларациям по кредиту счета 68 и дебету разных счетов в зависимости от источников возмещения налогов и сборов. По дебету счета 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы НДС, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов. Построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных о текущих налоговых платежах, просроченных налоговых платежах, штрафных санкциях, отсроченных и рассроченных суммах по уплате налогов и сборов.
Учет расчетов по обязательным платежам во внебюджетные фонды осуществляется на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Этот счет предназначен для аккумулирования информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников предприятия. На этом счете обобщается информация о начислении и удержании сумм ЕСН.
При наличии у предприятия расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения к счету 69 могут открываться дополнительные субсчета.
Счет 69 кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, а также на суммы платежей по обязательному медицинскому страхованию. При этом записи производятся в корреспонденции:
1. со счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, – в части отчислений, производимых за счет предприятия;
2. со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – в части отчислений, производимых за счет работников предприятия.
Кроме того, по кредиту счета 69 в корреспонденции со счетом прибылей и убытков или расчетов с работниками по прочим операциям (в части расчетов с виновными лицами) отражается
начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей; в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» – суммы, полученные в случаях превышения соответствующих расходов над платежами.
По дебету счета 69 отражаются перечисленные суммы платежей, а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование, пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование.
Аналитический учет расчетов по ЕСН ведется в ведомостях № 55–АПК и № 56–АПК по субсчетам, итоговые данные в конце месяца переносят в журнал–ордер № 10–АПК. В журнале–ордере № 10–АПК систематизируются по счету 69 суммы оборотов в разрезе корреспондирующих счетов.
Учет расчетов по налогам и сборам, анализ, аудит и характеристика учета расчетов по налогам и сборам
Организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации и являясь ее субъектами, подпадают под действие всех законодательных актов России. Не составляет исключение и налоговое законодательство.
Система налогообложения современной России представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
Организации, работающие по общему режиму налогообложения, уплачивают все налоги, которые применяются на территории страны и в отношении которых организация выступает налогоплательщиком. К таким налогам относятся:
федеральные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, пошлины, лесной, водный, экологический, федеральные лицензионные сборы — ст. 13 НК РФ);
региональные налоги (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы — ст. 14 НК РФ);
местные налоги (земельный налог, местные лицензионные сборы — ст. 15 НК РФ).
Система налогообложения на основе ЕСХН представляет собой специальный налоговый режим и позволяет соблюдать принцип равенства при налогообложении, обеспечивать единые критерии для всех хозяйствующих субъектов в сфере сельскохозяйственного производства независимо от вида производимой сельскохозяйственной продукции.
Воспользоваться данной системой могут лишь те организации, хозяйственная специализация которых позволяет иметь в общем объеме выручки товаров (работ, услуг) долю выручки от реализации произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции не менее 70%.
В соответствии с п. 1 ст. 3462 НК РФ к плательщикам единого сельскохозяйственного налога отнесены организации и индивидуальные предприниматели (включая крестьянско-фермерские хозяйства), перешедшие на уплату ЕСХН в порядке, установленном гл. 261 НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 3462 НК РФ не вправе перейти на уплату
ЕСХН:
- организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
- организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с гл. 263 НК РФ;
- организации, имеющие филиалы и представительства.
Порядок учета расчетов по налогу на имущество
Налог на имущество организаций установлен главой 30 Налогового кодекса РФ.
Предприятие платит налог на имущество с остаточной стоимости основных средств.
Остаточную стоимость имущества рассчитывают так:
Первоначальная стоимость основных средств, отраженная на счете 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств».
Виды имущества, которые не облагают налогом, установлены пунктом 4 статьи 374 Налогового кодекса. К ним относят:
1) земельные участки и иные объекты природопользования (например, водные ресурсы), принадлежащие организации;
2) государственное имущество, используемое исполнительной властью для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в стране.
Чтобы рассчитать сумму налога, которую нужно уплатить в бюджет за отчетный или налоговый период (I квартал, полугодие, 9 месяцев, год), предприятие определяет среднегодовую стоимость налогооблагаемого имущества за этот период.
Ставку налога устанавливают региональные власти.
Предприятие ежеквартально подает в налоговую инспекцию налоговые расчеты, а по итогам года – декларацию по налогу.
Налоговый расчет по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев подается в течение 30 дней по окончании каждого квартала. Налоговую декларацию по итогам года представляют не позднее 30 марта следующего за отчетным года.
Порядок начисления и уплаты страховых взносов в ФСС
Предприятие обязано уплачивать в ФСС взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Они начисляются из расчета суммы заработной платы и иных выплат в пользу работников и установленного коэффициента по группе риска. Сумма указанных взносов относится на расходы производства или издержки обращения.
Заработную плату и другие доходы, начисленные сотрудникам организации, облагают взносом на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Форма выдачи выплат, вознаграждений и других доходов, как денежная, так и натуральная, при исчислении взноса значения не имеет. В большинстве предприятий форма выплат только денежная.
Взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний перечисляют в Фонд социального страхования РФ.
Сумму взноса, которую нужно заплатить в Фонд социального страхования РФ, определяют исходя из тарифа, который в настоящее время равен 2,9%.
Объект обложения для работодателей определяется как сумма доходов, начисленных за отчетный период в пользу работников отдельно по каждому работнику с начала отчетного периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
Взносы в ФСС России предприятие уплачивает ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на выплату зарплаты за истекший месяц.
Уплата страховых взносов (авансовых платежей) осуществляется отдельными платежными поручениями.
Сумму страховых взносов предприятие перечисляет в ФСС РФ не позднее 15-го числа следующего месяца за месяцем, за который производится выплата.
Учет ведется на субсчете 69-1 «Расчеты по социальному страхованию».
Начисление взносов оформляется записью:
Д 08, 10, 20, 23, 25, 26, 44, 91 К 69-1.
Перечисление взносов в бюджет оформляется записью:
Д 69-1 К 51 перечислены взносы по социальному страхованию.
Роль и сущность федеральных налогов
Налоги — обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги — основной источник доходов государства.
Налогообложение известно с тех пор, как существует государство. К настоящему времени достоверно установлено, что первые материальные свидетельства о налогах относятся к 3300-3200 годам до н. э. Немногим позже появились и первые специализированные органы, занимающиеся сбором налогов.
Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения Адам Смит говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает — признак не рабства, а свободы. Налоговые отношение – отношения перераспределительного характера, поэтому от их развития также зависит общественный прогресс.
Как известно, налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов в соответствии с уровнями государственной структуры — федеральных налогов, региональных налогов (налогов республик в составе Российской Федерации, налогов краев, областей, автономной области, автономных округов) и местных налогов и сборов.
Налоговая система любого государства представляет собой:
- взаимосогласованную совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
- систему законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет налогов, сборов и иных налоговых платежей;
- систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью их уплаты.
Могут устанавливаться специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать специальные федеральные налоги, не указанные в общем перечне настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в общих перечнях.
Глава 1. Экономическая сущность и правовое регулирование учета налога на прибыль
- Экономическая сущность налога на прибыль
С экономической точки зрения налоги представляют собой главный инструмент перераспределения доходов и ресурсов, который осуществляется финансовыми органами для обеспечения ресурсами тех лиц, организаций, секторов и сфер экономики, которые нуждаются в ресурсах, но не в состоянии получить достаточный уровень из собственных ресурсов.
Налог на прибыль организаций — федеральный, прямой налог, который взимается в Российской Федерации в соответствии с главой 25 НК РФ. Он формирует важную часть дохода бюджета РФ. После НДС налог на прибыль организаций занимает второе место. Более весома его роль в образовании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов РФ, где налог на прибыль занимает первое место в их источниках дохода.
Налог на прибыль является формой изъятия части чистого дохода и поступает в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ [12].
Налогоплательщиками налога на прибыль признаются российские организации и иностранные организации, которые осуществляют свою деятельность в РФ через постоянные представительства или получающие доходы от источников в РФ в соответствии со ст. 246 НК РФ.
Организации, освобождающиеся от обязанностей платить налог на прибыль:
- перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога (кроме налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, указанным в пп. 3 и 4 статьи 284 НК);
- применяющие упрощенную систему налогообложения (кроме налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, указанных в пп. 3 и 4 статьи 284 НК);
- осуществляющие виды деятельности, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход (в части тех доходов, которые полученны от деятельности, попадающей под ЕНВД);
- занимающиеся игорным бизнесом (в части тех доходов, которые получены от деятельности, по которой уплачивается налог на игорный бизнес).
Состав объектов налогообложения и порядок их определения приведены в ст. 247 НК РФ, которые представлены в таблице 1 (см. Приложение 1).
Так как рассматриваемый налог является прямым налогом, то действия государства по активному воздействию на экономику через налог на прибыль становятся обоснованными и понятными. Благодаря непосредственной взаимосвязи налога на прибыль с величиной реального дохода, который был получен налогоплательщиком, через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования налоговой ставки государство ограничивает или стимулирует ту или иную деятельность в различных отраслях экономики и регионах.
1.2. Нормативно-правовое регулирование учета налога на прибыль
Введение 25 главы НК РФ «Налог на прибыль организации» в действие с 1 января 2002 года для организации определяет не только изменениями в налоговом законодательстве, но и оказывает большое влияние на бухгалтерский учет [3].
После принятия 25 главы Налогового Кодекса РФ бухгалтерский учет рассматривается в трёх аспектах:
- налоговом,
- финансовом,
- управленческим.
Эта классификация показывает, что каждый факт хозяйственной деятельности, который возникает в бухгалтерском учете, рассматривается в трех вариантах:
- для государства — налоговый учет;
- для собственников организации — финансовый учет;
- для эффективного управления хозяйственной деятельностью — управленческий учет.
Необходимо отметить, что Налоговый кодекс РФ характеризует состав доходов и расходов и то, что к ним не относится. В соответствии с п. 1 ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) ранее приобретённых и собственного производства, выручка от реализации имущественных прав. Доходы, которые не указаны в ст. 249 Кодекса, согласно ст. 250 Кодекса, признаются внереализационными доходами. При расчете выручки необходимо руководствоваться одим из двух методов определения даты получения дохода — метод начисления или кассовый метод. Применение этих методов раскрыто в ст. 271 и 273 НК РФ.
В соответствии со ст. 252 НК РФ под расходами понимаются любые обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Состав затрат, на сумму которых можно уменьшить полученные доходы для исчисления налога на прибыль, рассмотрен в ст. 252-269 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 286 НК РФ сумма налога на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Таблица 3. Расчет налоговой нагрузки по расчетной прибыли ЗАО «XX» за 2006 — 2007 гг.
При этом совокупная налоговая нагрузка большинства российских организаций составляет от 15 до 25% выручки-брутто, за исключением добывающих предприятий, а по расчетной прибыли — 70% . Данные табл. 2 и 3 свидетельствуют, что налоговая нагрузка не превышает среднее значение показателя по отрасли.
Налоги и налогообложение: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Д.Г. Черника. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 235.
Ввиду того что объектом налогообложения может быть не только прибыль, но и расходы предприятия, важно выявить чувствительность общего уровня налоговых изъятий на изменения выручки и себестоимости выпускаемой продукции (табл. 4) .
Бакаев А.С. Стратегия трансформации бухгалтерского учета в рыночной экономике. М.: ВЗФЭИ, 2005. С. 142.
ЕНП — это единый налоговый платеж. Это не новый режим, а новый порядок уплаты налогов с 2023 года для ИП и компаний, кроме самозанятых.
Как было. Раньше вы платили каждый налог отдельно. Например, взносы по УСН, страховые в пенсионный фонд и торговый сбор. Для этого заполняли несколько платежек со своими реквизитами и КБК.
Как стало. Теперь вы делаете это одним платежом, для чего перечисляете деньги на Единый налоговый счет (ЕНС), а оттуда налоговая списывает их на все необходимые взносы в бюджет.
Предприниматели направляют в ФНС уведомление, сколько денег списать со счета на те или иные цели, заполняют одну платежку с одинаковыми реквизитами.
Единый налоговый счет устроен как кошелек или вклад-копилка — у каждого он свой, только для обязательных платежей в бюджет. Деньги с ЕНС можно вернуть, если они числятся как переплата.
Переход на новую систему — автоматический, в обязательном порядке. Никаких заявлений писать не нужно.