Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за ремень: сколько, кто и в каких случаях платит, как оспорить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Не так давно камеры Москвы начали собирать “компромат” на водителей, которые не расстаются со своим телефоном даже во время движения. Нововведение получило поддержку от других автомобилистов, которым тоже изрядно поднадоели “телефонисты”. Однако много вопросов вызвала точность фиксации нарушений. Водители были обеспокоены тем, что камера могла принять за телефон другой прибор или предмет похожих габаритов. На эти опасения в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) ответили, что обучение нейросети достигло того результата, что камеры теперь способны определить наличие телефона в руке даже лучше, чем глаз человека. Остальное дело за оператором, который должен обработать полученную информацию.
Какой штраф за пользование телефоном во время движения?
За использование мобильного телефона без системы hands-free нарушителю положен штраф в размере 1500 рублей. Но пока обстоятельства, при которых будет выписан штраф, до конца не известны. Будет ли нарушением само наличие телефона в руке или же система зафиксирует только момент пользования устройством? Точного ответа нет. В любом случае, телефон во время движения не самый лучший компаньон, старайтесь пользоваться им по минимуму.
Как обжаловать штраф за ремень безопасности
Если вы не согласны с назначенными санкциями, у вас есть 10 дней, чтобы их обжаловать. Однако на руках должны быть доказательства невиновности и весомые доводы. Например:
- За рулем находился другой человек, ваш родственник или знакомый, что можно подтвердить страховкой, оформленной на двух и более водителей, либо доверенностью на другого человека.
- Вы продали машину, и не могли в момент нарушения управлять ею. Подтвердить ваши слова поможет договор с покупателем.
- Вы отстегнули ремень после остановки сотрудником ГИБДД, чтобы достать из бардачка документы, а инспектор зафиксировал, что ремень не был пристегнут, и назначил вам штраф. Вашу правоту докажет видео с регистратора, направленного на салон.
- Вы находились за рулем в темной одежде, и камера, не распознав на ней ремень, зафиксировала нарушение.
Могут быть и другие обстоятельства, когда взыскание назначили неправомерно.
Будет ли штраф, если ремней безопасности в машине нет?
Очень часто на автомобилях старых годов производства сзади может не быть ремней безопасности. Вопрос штрафа в этом случае неоднозначен, так как это зависит от того, предусмотрены ли ремни заводом-изготовителем:
- если ремни заводом предусмотрены, а Вы их просто сняли по тем или иным причинам, либо если предусмотрены штатные крепления для ремней, а самих ремней нет, то штраф будет законен;
- если ни сами ремни, ни штатные крепления для них не предусмотрены, то штраф незаконен, потому как в этом случае отсутствует вина водителя, а КоАП предусматривает, что наказанию подлежит человек только при наличии вины в нарушении. Более того, даже если Вы решите оборудовать такую машину ремнями, то за изменение конструкции по закону в теории положен отдельный штраф.
Штраф за непристегнутый ремень у пассажира
Водитель должен пристегиваться ремнем безопасности не только во время движения. Он также не должен перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности. В противном случае водитель будет оштрафован на 1000 рублей. Что касается пассажира, то ему придется заплатить 500 рублей за это правонарушение.
Обязанность пристегиваться ремнем безопасности распространяется и на пассажиров, находящихся на заднем сиденье. Игнорирование этих правил влечет за собой штраф (500 рублей для водителя и 1000 рублей для пассажира). Однако случается, что сотрудники полиции выносят только устное предупреждение. Избежать штрафа можно только в том случае, если на заднем ряду нет ремней безопасности. В основном это относится к старым моделям, которые давно сняты с производства.
Кто не должен платить штраф за ремень
Согласно правилам дорожного движения 2.1.2, водитель и пассажиры обязаны пристегиваться ремнями безопасности во время движения, и исключений из этого практически нет. Формально это требование может не распространяться на автомобили, не оборудованные креплениями для ремней безопасности. Однако это касается только тех автомобилей, которые конструктивно не оборудованы ремнями безопасности и заводскими креплениями. Однако если владелец автомобиля сам снял ремни или удерживающие устройства, ему грозит штраф.
Другая спорная ситуация — когда пряжка или крепление ремня безопасности ломается на дороге. В этом случае водитель должен немедленно обратиться на станцию технического обслуживания, если неисправность нельзя устранить самостоятельно.
Существует ряд исключений, когда платить за непристегнутый ремень не придется. Ими пользуются недобросовестные нарушители. Поэтому инспекторы вынуждены сомневаться в правдивости причин.
Когда оплачивать штраф никто не обязан:
- Заводская конструкция автомобиля не предусматривает ремни безопасности;
- Водитель с пассажиром сидят внутри припаркованного авто;
- Управляет ТС инвалид 1 или 2 группы;
- Транспорт эксплуатируется инструктором во время занятия;
- ТС принадлежит спецслужбам;
- Ремни вышли из строя в процессе поездки, автолюбитель едет в сервис.
Непристегнутые водитель, пассажир, ребенок: кто и за что платит
Кто | За кого | Сколько |
Водитель | за то, что не пристегнулся сам | 1000 р. |
непристегнутый ремень пассажира | 1000 р. | |
ребенка до 12 лет без специального кресла или адаптеров | 3000 р. | |
ребенка от 12 до 16 лет без обычного ремня | 1000 р. | |
Пассажир | только за себя, если не пристегнут | 500 р. |
Можно ли получить штраф за не пристегнутый ремень с камеры в 2022 году?
Да, можно. За то, что вы не пристегнулись за рулём могут наказывать не только сотрудники ГИБДД, но и комплексы автоматической фиксации нарушений. Камеры делают до 25 высококачественных снимков, а затем с помощью реперных точек определяют, пристёгнут ли водитель во время движения.
Первые камеры на ремни заработали в Москве и Подмосковье. Далее к фотофиксации нарушений ПДД подключились ЦАФАП в Татарстане, Тамбовской области и Перми. Планируется, что со временем настроенные комплексы будут работать во всех регионах России.
Но за что именно грозит штраф? Согласно п. 2.1.2 ПДД, обязанность любого водителя пристегнуться самому и проверить, зафиксированы ли ремни безопасности у пассажиров транспортного средства. Водители мотоциклов перед началом движения обязаны надеть и застегнуть мотошлем. И если обязанности не соблюдаются, то нарушителям в 2022 году грозит штраф с камеры.
Штрафуются ли правонарушения на задних сиденьях
Существует неправильное мнение о том, что якобы штраф за непристегнутый ремень распространяется только на передние сиденья авто. Думать так – это ошибка. Правила ДД не исключают обязательную фиксацию пассажиров на заднем сидении. Это требование распространяется на несовершеннолетних и взрослых попутчиков.
На заметку! Сумма штрафа за непристегнутый ремень на задних местах автотранспорта равносильна размеру санкции на передних сиденьях.
Исключение составляют устаревшие марки машин отечественного производства. У них могут изначально отсутствовать удерживающие механизмы на задних местах. Не предусмотренные заводом-изготовителем безопасные ремни не могут штрафоваться сотрудниками ГИБДД. Здесь будет уместно подать жалобу на постановление об АП, ели его выписали некомпетентные работники ГАИ.
Почему нельзя пропускать ремень безопасности под рукой?
Дело в том, что главная задача современного ремня безопасности это не только фиксация человека в кресле, но и направление движения тела на подушку безопасности. Чтобы понять этот процесс достаточно внимательно посмотреть видеоролики краш-тестов, снятые из салона. Если происходит лобовое столкновение, то по инерции тело движется вперед и упирается в лямку ремня, перекинутую через плечо. Ремень вытягивается, замедляет движение и направляет человека точно в центр раскрывшегося купола айрбэга. Тем самым удается избежать опасных травм.
Однако если лямка пропущена под рукой, то при ударе тело не встречает никакой предварительной опоры. Более того, в момент удара срабатывают натяжители ремня и лямка под рукой отталкивает тело из кресла вбок. В итоге, человек летит по инерции не вперед, а в сторону, мимо подушки безопасности или на ее край, часто соскальзывает с нее и ударяется о переднюю панель головой. Особенно опасно, когда таким образом пристегнуты два человека на передних сиденьях, потому как они могут удариться не только о панель, но еще друг о друга головами.
Если же водитель и пассажир думают, что смогут защититься во время столкновения руками, то это большое заблуждение. Если упираться руками в руль, то они во-первых ломаются, а во-вторых отбрасываются в стороны раскрывшейся подушкой. Единственное за что можно крепко хвататься в машине перед ударом, это за собственную голову, как боксер, чтобы защитить ее от ударов и осколков. Остальное сделает электроника и подушки.
В общем, пропускать лямку под рукой нельзя. И штрафы с камер за такой способ пристегивания вполне обоснованы. За непристегнутый ремень безопасности, в соответствии со статьей 12.6 КОАП, накладывается административный штраф в размере 1000 рублей.
Активно циркулирует информация, что изменить подходы хотят пока только власти Москвы
. Центр организации дорожного движения (ЦОДД) обучил нейросеть, которая по кадрам обнаруживает нарушения, связанные с ремнём безопасности и разговором по мобильному телефону. Что ж, подобные системы действуют не первый год в США, Германии, Японии и других развитых странах. Почему бы не стать с ними на одну ступень хотя бы здесь?
Действительно, интернет пестрит новостями о том, что инициатива исходит от Дептранса Москвы. Как удалось выяснить, на конец ноября 2020 года в столице установлено 8 камер, которые выявляют такие нарушения автоматически
. Идёт речь о непристёгнутом ремне, либо ещё и о телефоне – достоверно узнать не удалось.
Забавно, что тестовый этап окончен, но о запуске реальной работы ничего не сообщается на официальных сайтах ведомств.
Зачем нужен ремень безопасности?
Для людей с российским менталитетом стимулом для того, чтобы пристегнуть ремень безопасности, в первую очередь выступает боязнь штрафных санкций, а не сохранность собственной жизни. Хотя статистика показывает, что пристегнутый ремень увеличивает шансы благополучного исхода при лобовом столкновении на 70%, в то время как подушка безопасности только на 20%.
При фронтальном ударе водитель машины или пассажир, находящийся на переднем сиденье авто, либо разбивают голову об руль, либо о лобовое стекло. При этом зачастую человек просто-напросто вылетает на дорогу и, как правило, это заканчивается летальным исходом. Пассажиры и водитель, не зафиксированные ремнями, могут вылететь через боковые окна или оказаться в другой части салона, при этом в лучшем случае они получат травмы и ранения.
Таким образом, при лобовом ударе ремень безопасности сокращает риск гибели людей в два раза, а если машина перевернется — в пять раз. Поэтому пристегивать ремень вы должны всегда, помня о том, что он может спасти жизнь при аварии. Также обязательно нужно заставлять своих пассажиров делать это.
К сожалению, не все люди сознательно и ответственно подходят к данному вопросу, поэтому его регулировку берет на себя государство.
Если ваш автомобиль не оборудован с завода ремнем безопасности, выпишут ли вам штраф?
Сейчас уже не встречаются машины не оборудованными ремнями безопасности с завода. Ремни безопасности стали для всех автопроизводителей незыблемой аксиомой в плане обеспечения сохранения здоровья и жизни водителя и пассажиров, а соответственно и возможностью продавать безопасные и востребованные тем самым машины. Тем не менее, некоторые ретро автомобили, еще даже выпускавшиеся в СССР, например ранние Москвич 412 или Волга 21, не были оборудованы такими ремнями. Если вы едите на такой машине и соответственно не пристегнулись, то в отношении вас не будет применена мера административной ответственности, описанная выше, но технический осмотр вы уже не пройдете.
На сегодняшний день, без ремней безопасности невозможно пройти технический осмотр, на основании п. 54 (Правил прохождения ТО).
54. Транспортные средства должны быть оснащены ремнями безопасности.
Ремни безопасности не должны иметь следующих дефектов:
надрыв на лямке, видимый невооруженным глазом;
замок не фиксирует «язык» лямки или не выбрасывает его после нажатия на кнопку замыкающего устройства;
лямка не вытягивается или не втягивается во втягивающее устройство (катушку);
при резком вытягивании лямки ремня не обеспечивается прекращение (блокирование) ее вытягивания из втягивающего устройства (катушки)
В итоге, машины без ремней безопасности просто не будут допущены к эксплуатации по итогам технического осмотра, либо на них должны быть установлены данные ремни. Априори таких машин (без ремней безопасности) просто не должно остаться на сегодняшний день…
Ответственность за сломанные ремни
Управление автомобилем или доставка пассажиров с неработающей пассивной системой предупреждения травм предусматривает ответственность по статье 12.5 КоАП. Штраф за сломанный ремень безопасности в 2019 году в России представлен суммой в 500 рублей. Такой же размер санкций ожидает водителя, если они были демонтированы по собственной инициативе или при возникновении не зависящих от него обстоятельств, но предусмотрены конструкцией машины.
Важно знать! При игнорировании ремней или их неисправности, срабатывание подушек безопасности даже при незначительной аварии увеличивает риск получения травмы – тело не зафиксировано, что делает непрогнозируемой зону соприкосновения человека и защитной оболочки. На многих автомобилях иностранного производства при отключении ремня она просто не срабатывает.
Существует ли скидка на штраф?
Непристегнутый пассажир, которому выписан штраф, может снизить его размер, если произведет оплату оперативно: в этом случае скидка на штраф составит 50%. Подобный «бонус» действителен на протяжении 20 дней со дня вынесения постановления об административном правонарушении.
Так или иначе, пассажир, равно как и водитель автосредства, должен осознавать и помнить, что перевозка пассажиров, не пристегнутых удерживающим ремнем — это серьезное нарушение ПДД. И даже если сам он по жизни привык «надеяться на авось», то пристегнуться следует хотя бы из чувства уважения и заботы о водителе. Ведь в случае ДТП, за любую травму, полученную непристегнутыми пассажирами, придется отвечать перед законом именно ему, равно как и возмещать материальный ущерб, причиненный их здоровью. Да и для самого нарушителя куда большим наказанием, чем штраф, может стать потеря жизни или выход на инвалидность в результате ДТП, трагических последствий которого можно было бы избежать с помощью обычного ремня.