Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Об отдельных вопросах представления налоговых деклараций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пунктом 7 ст. 346.21 НК РФ (к примеру) установлено, что авансовые платежи по «упрощенному» налогу вносятся не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. В данном случае 25-е (или другой последующий день – если эта дата выпадает на выходной или праздничный день) является крайним днем для выполнения «упрощенцем» обозначенной обязанности. Аналогичное словосочетание («не позднее») содержится и в ст. 346.23 НК РФ, определяющей сроки представления декларации по УСНО в различных случаях.
Общие принципы исчисления сроков.
Практически в каждом разделе Налогового кодекса определены различные сроки, в частности:
-
для уплаты налогов и сборов;
-
для взыскания налогов и сборов, штрафов и пени;
-
для представления налоговой отчетности;
-
для представления заявлений и уведомлений;
-
для проведения налоговых проверок и мероприятий налогового контроля;
-
на представление возражений по актам контрольных мероприятий;
-
на обжалование решений по результатам проверок и контрольных мероприятий
Общие принципы исчисление сроков в налоговых правоотношениях закреплены в ст. 6.1 НК РФ. В ней определены три вида сроков (п. 1). Приведем несколько примеров (см. таблицу).
Как определяется срок |
Примеры |
Исчисление срока |
---|---|---|
Календарная дата |
Согласно ст. 16 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ (о налоге на самозанятых) настоящий закон вступает в силу с 1 января 2019 года, но не ранее чем по истечении месяца со дня его официального опубликования. Другой пример: по общему правилу «упрощенцам» нужно подать декларацию по УСНО не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 346.23 НК РФ). Это указания на конкретные календарные даты |
По общему правилу течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (п. 2 ст. 6.1 НК РФ)* |
Указание на событие или действие |
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ (поправки в сфере применения ККТ) настоящий закон (за исключением ряда положений) вступает в силу со дня его официального опубликования. Другой пример: если дополнение к акту налоговой проверки направляется проверяемому лицу по почте заказным письмом, то в силу п. 6.1 ст. 101 НК РФ оно считается полученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Это указания на событие, которое должно неизбежно наступить |
|
Период времени |
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 23.04.2018 № 87-ФЗ (внесшего поправки в отдельные законодательные акты) настоящий закон вступает в силу по истечении сорока пяти дней после дня его официального опубликования (за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу). Другой пример: требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период для уплаты налога не указан в этом требовании (абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). Это указания на периоды времени |
Срок, определенный периодом времени, исчисляется днями, месяцами, кварталами или годами (п. 3 – 6 ст. 6.1 НК РФ)** |
Сроки хранения кадровых документов
Сроки хранения таких документов с 18.02.2020 регламентируются пунктом 8 раздела II приказа Росархива. Для определенных документов срок хранения зависит от даты их оформления. Срок хранения документов, оформленных до 2003 года — 75 календарных лет, начиная с года, следующего за годом их создания. Кадровые документы, созданные после 2003 года, нужно хранить не менее 50 лет. В перечень кадровой документации входят трудовые и гражданско-правовые договоры, договоры авторского заказа, личные карточки сотрудников, а также невостребованные оригиналы их трудовых книжек, дипломов, военных билетов, удостоверений, свидетельств.
Для некоторых документов установили специальный срок хранения, которого раньше не было:
- документы о дисциплинарных взысканиях – 3 года;
- заявления о выдаче документов, связанных с работой, и их копии – 1 год;
- документы учета инструктажа по охране труда (вводного и на рабочем месте) – 45 лет.
Категория документации | Вид документов | Срок хранения |
Налоговый учет | Документы о начисленных и перечисленных суммах налогов и задолженности по ним | 5 лет |
Налоговый учет | Налоговые декларации и расчеты по всем видам налогов | 5 лет |
Налоговый учет | Счета-фактуры | 5 лет |
Налоговый учет | Документы учета сумм доходов и налога на доходы сотрудников | 5 лет |
Налоговый учет | Документы учета реализации товаров, услуг и работ, облагаемых и не облагаемых НДС | 5 лет |
Налоговый учет | Справки о выполнении обязанности по уплате налогов, сборов, взносов, пени, штрафных санкций и состоянии расчетов с бюджетом | 5 лет |
Налоговый учет | Книги учета доходов и расходов организаций, применяющих УСН | 5 лет |
Налоговый учет | Документы (переписка, акты, возражения, заявления) о разногласиях с ФНС по вопросам начисления и уплаты налогов | 5 лет |
Налоговый учет | Переписка о реструктуризации задолженности по налогам | 6 лет |
Налоговый учет | Расчеты по страховым взносам за своих сотрудников | 50/75 лет |
Налоговый учет | Справки 2-НДФЛ и расчеты сумм НДФЛ | При наличии лицевых счетов — 5 лет |
При отсутствии лицевых счетов или зарплатных ведомостей — 50/75 лет | ||
Налоговый учет | Реестры сведений о доходах работников, представляемые налоговыми агентами в ФНС | 5 лет |
Налоговый учет | Карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и страховых взносов | При наличии лицевых счетов — 6 лет |
При отсутствии лицевых счетов — 50/75 лет | ||
Бухгалтерский учет | Первичные учетные документы и связанные с ними оправдательные документы (ордера, табели, накладные, квитанции, акты о приеме, сдаче и списании имущества) | 5 лет при условии проведения проверки; при возникновении споров, разногласий сохраняются до принятия решения по делу |
Бухгалтерский учет | Регистры бухгалтерского учета (главная книга, журналы операций, учетные карточки, ордера, ведомости, инвентарные списки) | 5 лет при условии проведения проверки |
Бухгалтерский учет | Документы учетной политики (стандарты бухучета, рабочий план счетов бухучета) | 5 лет после замены на новые |
Бухгалтерский учет | Годовая бухгалтерская отчетность | Постоянно |
Бухгалтерская (финансовая) отчетность и аудиторские заключения | ||
Бухгалтерский учет | Промежуточная бухгалтерская отчетность | 5 лет. При отсутствии годовой отчетности — постоянно |
Бухгалтерская (финансовая) отчетность и аудиторские заключения | ||
Бухгалтерский учет | Документы о рассмотрении и утверждении бухгалтерской отчетности (акты, заключения, протоколы) | Постоянно |
Бухгалтерская (финансовая) отчетность и аудиторские заключения | ||
Бухгалтерский учет | Аудиторские заключения по бухгалтерской (финансовой) отчетности: | а). 5 лет; для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности — постоянно |
Бухгалтерская (финансовая) отчетность и аудиторские заключения | ||
а) у аудируемого лица; | б). 5 лет при условии проведения внешней проверки качества работы | |
б) у аудиторской организации, индивидуального аудитора | ||
10 лет после возмещения ущерба; в случае возбуждения уголовных дел хранятся до принятия решения по делу | ||
Бухгалтерский учет | Документы (акты, справки, переписка) о присвоениях, недостачах и растратах | а). 5 лет; для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности — постоянно |
Бухгалтерская (финансовая) отчетность и аудиторские заключения | ||
б). 5 лет при условии проведения внешней проверки качества работы | ||
10 лет после возмещения ущерба; в случае возбуждения уголовных дел хранятся до принятия решения по делу | ||
Бухгалтерский учет | Документы о выплатах заработной платы и других выплатах (расчетно-платежные ведомости, расчетные листы) | При наличии лицевых счетов — 6 лет |
Бухгалтерская (финансовая) отчетность и аудиторские заключения | ||
При отсутствии лицевых счетов — 50/75 лет | ||
Кадровый учет | Документы по личному составу организации | 50/75 лет |
Кадровый учет | Коллективные договоры | Постоянно |
Кадровый учет | Перечни профессий | По месту утверждения – постоянно, в других организациях – до утверждения новых. |
Кадровый учет | Графики отпусков | 3 года |
Кадровый учет | Оригиналы личных документов работника (трудовая книжка, диплом, свидетельство и прочее) | До востребования, но не более 50/75 лет |
Кадровый учет | Документы о премировании сотрудников | 5 лет |
Кадровый учет | Приказы о кадровых перемещениях | 50/75 лет |
Кадровый учет | Личные карточки работников | 50/75 лет ЭПК |
Кадровый учет | Книги, журналы, карточки учета, базы данных бланков трудовых книжек, отпусков, выдачи служебных загранпаспортов, справок о зарплате, месте работы, стаже. | 5 лет |
Кадровый учет | Документы (заключения, акты, протоколы) о несчастных случаях, травмах и авариях на производстве | а) 45 лет; |
связанных с крупным материальным ущербом и человеческими жертвами — постоянно | ||
а) по месту составления; | ||
б) в других организациях | б) 5 лет | |
Кадровый учет | Документы (приказы, распоряжения) о дисциплинарных взысканиях | 3 года |
Кадровый учет | Заявки о потребности в иностранных работниках | 1 год |
Кадровый учет | Документы о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда (справки, обоснования, предложения) | 5 лет |
Кадровый учет | Заявления сотрудников о выдаче документов, связанных с работой, и их копий | 1 год |
Кадровый учет | Документы ( журналы, книги) учета инструктажа по охране труда (вводного и на рабочем месте) | 45 лет |
Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)
- СТ 119 НК РФ.
- 1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета
- влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
- 2. Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок
- влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.
Уголовные преступления
Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.
Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.
Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.
Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:
- умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
- причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
- достижение обвиняемым возраста 16 лет.
Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.
Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.
То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.
Комментарий к Ст. 116 Налогового кодекса
Учет организаций и физических лиц в налоговых органах является одной из форм налогового контроля, которая позволяет государству получать полную и достоверную информацию о потенциальных налогоплательщиках и их деятельности. В соответствии со ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по основаниям, предусмотренным в НК РФ. Следует оговориться, что учету подлежат именно организации, а не их филиалы, представительства и иные обособленные подразделения. Каждая организация тем не менее обязана встать на учет по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения в установленные законом сроки. Постановка на учет в налоговом органе осуществляется независимо от того, возникла ли у организации или индивидуального предпринимателя обязанность по уплате налогов и сборов .
———————————
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
П. 2 ст. 83 НК РФ.
Учет организаций и физических лиц производится по следующим основаниям:
1) для организаций: по месту нахождения организации; по месту нахождения ее обособленных подразделений (филиалов, представительств и иных обособленных подразделений);
2) для физических лиц (индивидуальных предпринимателей): по месту жительства физического лица;
3) как для организаций, так и для физических лиц (индивидуальных предпринимателей): по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств ;
4) для плательщиков налога на добычу полезных ископаемых: по месту нахождения участка недр ;
5) для плательщиков единого налога на вмененный доход: по месту осуществления предпринимательской деятельности ;
а также по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
———————————
Ст. 83 НК РФ.
Ст. 335 НК РФ.
Ст. 346.28 НК РФ.
Нарушению порядка постановки на учет в налоговом органе посвящена ст. 116 НК РФ. Данная статья предусматривает два состава налоговых правонарушений.
Пункт 1 ст. 116 НК РФ предусматривает ответственность за нарушение срока подачи налогоплательщиком заявления о постановке на учет в налоговом органе по установленным НК РФ основаниям. Таким образом, для правильной квалификации указанного налогового правонарушения необходимо уяснить, в какие сроки налогоплательщик обязан встать на учет.
Срок в пять рабочих дней устанавливается для постановки на учет по месту нахождения организаций и их филиалов и представительств, физических лиц (индивидуальных предпринимателей) по месту жительства, а также иностранной неправительственной некоммерческой организации по месту осуществления деятельности на территории Российской Федерации. Однако по данным основаниям постановка на учет производится налоговыми органами на основании сведений из Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГРИП). В то же время субъектом налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 116 НК РФ, является налогоплательщик. Субъект правонарушения — один из обязательных элементов состава правонарушения. В данном случае субъектом является налоговый орган, т.к. именно на него возложена обязанность по постановке на учет. Таким образом, нарушение срока постановки на учет по вышеуказанным основаниям не образует состава рассматриваемого налогового правонарушения.
———————————
П. 3 ст. 83 НК РФ.
Срок в 30 календарных дней со дня начала осуществления деятельности устанавливается для иностранной организации при подаче ею заявления о постановке на учет по месту нахождения своего обособленного подразделения на территории Российской Федерации .
———————————
Абз. 2 п. 4 ст. 83 НК РФ.
Срок в пять рабочих дней устанавливается для организаций и индивидуальных предпринимателей для подачи заявления при переходе на уплату единого вмененного налога .
———————————
П. 3 ст. 346.28 НК РФ.
Кроме того, срок в один месяц устанавливается для организаций при направлении в налоговый орган сообщения о создании обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством . В связи с исполнением данной обязанности организациями при осуществлении налоговыми органами налогового контроля часто возникают споры о правомерности привлечения к ответственности по п. 1 ст. 116 НК РФ. Возникновение данной правовой проблемы связано со следующим.
———————————
П. 2 ст. 23 НК РФ.
Обособленное подразделение организации, в соответствии со ст. 11 НК РФ, — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оборудовано на срок, превышающий один месяц. С введением в 2010 году новой редакции Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет по месту нахождения обособленных подразделений осуществляется в двух видах: постановка на учет филиалов и представительств и постановка на учет иных обособленных подразделений. Нарушение срока представления сообщения о создании обособленного подразделения налоговые органы квалифицируют по п. 1 ст. 116 НК РФ, что, как правило, вызывает несогласие налогоплательщиков, т.к. указанный состав требует нарушения срока подачи именно заявления. Законодательное регулирование данного вопроса отсутствует, однако существуют судебные решения в пользу налогоплательщиков (Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 октября 2013 года по делу N А09-11035/2012; Постановление Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2011 года по делу N 15АП-7650/2011 и др.). Таким образом, возникает пробел в правовом регулировании, связанный с несовершенством законодательной техники.
———————————
Документы опубликованы не были.
Санкция за налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 1 ст. 116 НК РФ, установлена в виде штрафа за нарушение сроков постановки на учет в налоговых органах в размере 10 тыс. рублей.
Следует отметить, что судебной практикой и разъяснениями финансовых органов определены случаи, при которых исключается ответственность за данное налоговое правонарушение. Так, не применяется ответственность за неподачу заявления о постановке на учет или уклонение от постановки на учет в налоговом органе по основанию, указанному в ст. 83 НК РФ, в случае если налогоплательщик уже состоит на учете в этом же самом налоговом органе по иному основанию, предусмотренному ст. 83 НК РФ . До 2013 года при решении схожих дел суды руководствовались п. 39 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года N 5. Однако с 2013 года в результате изменения судебной практики, и в частности отмены указанного постановления , данное правило не применяется к налогоплательщикам, перешедшим на уплату единого налога на вмененный доход .
———————————
Письмо Министерства по налогам и сборам РФ от 8 августа 2001 года N ШС-6-14/613@ // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2001. N 10; Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 декабря 2012 года N Ф09-12343/12 по делу N А34-1580/2012 // Документ опубликован не был.
П. 83 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 // Документ опубликован не был.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 апреля 2013 года по делу N А56-32161/2012 // Документ опубликован не был.
Комментарий п. 1 ст. 116 НК РФ не будет полным без рассмотрения аналогичного правонарушения, установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
———————————
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1. Ст. 1.
Внимание на срок давности по налоговым преступлениям!
По данным ВС РФ почти 40 % «налоговых» уголовных дел в 2018 году были прекращены по следующим основаниям:
-
На основании ст. 28.1 УПК РФ, согласно которой суд, а также следователь прекращает уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении налоговых преступлений, в случае, если до назначения судебного заседания ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме (недоимка, штрафы, пени).
-
На основании ст. 78 УК РФ — истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Как видим, на практике немаловажную роль для освобождения от уголовной ответственности играет срок давности по налоговым преступлениям. Данный срок по общим правилам зависят от тяжести преступления. Так, для преступлений небольшой тяжести срок давности составляет 2 года (например, ч. 1 ст. 198, ст. 199, ст. 199.1 УК РФ). Для тяжких преступлений срок значительно больше — 10 лет (например, ч. 2 ст. 199, ст. 199.1 УК РФ).
На момент формирования современной налоговой системы в начале 1990-х гг. внутренняя налоговая политика Российской Федерации состояла в решении следующих задач:
– ограничение стихийности рыночных отношений;
– воздействие на формирование производственной и социальной инфраструктур;
– снижение инфляции.
Формирование налоговой системы, а вместе с ней и государственной политики в сфере налогов проходило в условиях глобальных экономико-политических преобразований, повлекших за собой пересмотр уже действующих и создание качественно иных механизмов обеспечения существования государства.
Дальнейшее развитие налоговой системы потребовало пересмотра, как отдельных элементов, так и ее основных задач и непосредственной роли в системе государственной власти РФ. Было принято решение о реформировании налоговой системы.
Основными задачами, решение которых происходило в ходе налоговой реформы, стали:
– повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы;
– снижение общего налогового бремени;
– упрощение налоговой системы;
– обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы;
– создание эффективного инструмента государственного противодействия негативному влиянию на налоговую систему «проблемных налогоплательщиков».
В процессе реформирования налоговой системы РФ к настоящему моменту уже проведено несколько этапов.
Основными задачами первого этапа реформирования налоговой системы РФ были названы:
– формирование единого подхода к вопросам налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;
– четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;
– закрепление приоритета норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;
– достижение однократности налогообложения, означающей, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;
– определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов – с другой.
Нормативное закрепление путей своего достижения поставленные задачи нашли в Законе об основах налоговой системы.
Отсутствие единой научно обоснованной концепции на первом этапе формирования современной налоговой системы Российской Федерации привело к несбалансированному построению механизма налогообложения, недостатки которого продолжают проявляться и сегодня.
Второй этап налоговой реформы, реализация которого началась с середины 1990-х гг., преследовал задачи:
– построения стабильной, единой для Российской Федерации налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;
– развития налогового федерализма, позволяющего обеспечить федеральный, региональные и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками доходов;
– создания рациональной налоговой системы, обеспечивающей достижение баланса общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, увеличению богатства государства и его граждан;
– сокращения общего количества налогов в стране, запрет на введение налогов и сборов, не указанных в налоговом законодательстве;
– снижения общего налогового бремени;
– формирования единой налоговой правовой базы;
– совершенствования системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства;
– интеграции всего массива законодательных и нормативных актов в единый нормативный документ;
– закрепления единого понятийного аппарата, предусматривающего однозначную трактовку положений налогового законодательства;
– отмены всех видов налогов и сборов, имеющих базой объем производимой продукции (налог с оборота);
– реформирования порядка налогообложения средств, направляемых на оплату труда;
– исчисления базы для налога на прибыль согласно действующим мировым стандартам;
– отказа от многочисленных льгот и преференций;
– создания системы предупреждения совершения противоправных действий в налоговой сфере;
– повышения экономической ответственности за совершение налоговых правонарушений и преступлений.
Одним из важнейших результатов второго этапа реформирования налоговой системы РФ стало принятие первой, а затем и второй части НК. С середины 1998 г. началась активная работа органов налоговой администрации по сокращению размера налоговых недоимок. Закрытый перечень налогов и сборов, предусмотренный в первоначальном варианте текста НК, включал только 28 наименований (с 1 января 2006 г. в стране действует налоговая система, состоящая из 14 налогов и сборов и четырех специальных налоговых режимов), что по сравнению с почти сотней различных налогов и сборов уже является существенным позитивным фактором.
Безусловно, действующая в России налоговая система еще находится в стадии становления и пока недостаточно сбалансирована. Налоговое законодательство, служащее правовой основой ее существования, содержит в себе ряд неточностей. Только в течение 2005 г. принятыми федеральными законами в текст первой и второй частей НК было внесено около 700 поправок и дополнений.
В целях совершенствования налогообложения малого бизнеса устранены имевшиеся ранее недостатки в порядке упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности.
Для организаций, использующих труд инвалидов, значительно расширен перечень социальных целей, на которые может быть направлена получаемая прибыль.
С 1 января 2006 г. на территории РФ отменен налог на наследование и дарение.
В отношении производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, наряду с конкретизацией и уточнением отдельных понятий, используемых в том числе в целях налогообложения такой продукции, были определены дополнительные меры, направленные на дальнейшее усиление государственного контроля в данной сфере экономики и планомерное вытеснение теневого сектора.
Для субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, расширен перечень лиц, имеющих право переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога, и уточнены сроки уплаты этого налога.
В целях стимулирования инвестиционной активности предусмотрены особенности предоставления резидентам создаваемых особых экономических зон налоговых и таможенных преференций.
Новый порядок административного взыскания недоимок и санкций по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды должен снизить количество налоговых споров, требующих судебного разрешения, и тем самым в целом по стране будет способствовать обеспечению доступности правосудия и своевременного рассмотрения дел судами.
В числе основных задач налоговой политики в настоящий период названы:
– повышение четкости правил налогообложения, в том числе путем разграничения правомерной практики налоговой оптимизации и криминального уклонения от уплаты налогов;
– способствование посредством налоговых механизмов развитию рынка доступного жилья, развитию образования и здравоохранения;
– повышение экономических стимулов для увеличения заработной платы и легализации ее выплаты при одновременном снижении нагрузки на бизнес (прежде всего путем реформирования процедуры исчисления и уплаты ЕСН).
Налоговая система должна обеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть при этом необременительной для субъектов экономики и не препятствовать повышению их конкурентоспособности и росту деловой активности. Текущий этап развития налоговой системы должен включить в себя не только научную проработку элементов системы налогообложения, но и создание эффективной системы борьбы с противоправными действиями, посягающими на налоговую безопасность государства.
Обязанности налогоплательщика и плательщика сборов по своему составу не совпадают. НК содержит открытый перечень обязанностей налогоплательщика и плательщика сборов, который может быть дополнен в иных актах законодательства о налогах и сборах.
Например, налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, также несут обязанности, определенные таможенным законодательством РФ.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такая ответственность предусмотрена в НК, КоАП и УК.
Единственная обязанность плательщика сборов, о которой прямо говорится в статье 23 НК, состоит в необходимости уплачивать законно установленные сборы. Помимо этой обязанности плательщики сборов несут и иные обязанности, установленные законодательством РФ о налогах и сборах.
Для налогоплательщиков в статье 23 НК установлены обязанности:
– уплачивать законно установленные налоги (п. 1 ст. 3 и подп. 1 п. 1 ст. 23 НК);
– встать на учет в налоговых органах (подп. 2 п. 1 ст. 23 НК);
– вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения (подп. 3 п. 1 ст. 23 НК);
– информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности (подп. 4–6 п. 1 ст. 23 НК);
– выполнять законные требования налогового органа (подп. 7 п. 1 ст. 23 НК);
– обеспечивать сохранность документов и информации о своей деятельности (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК).
Эти обязанности в равной степени распространяются на всех налогоплательщиков. Помимо этих универсальных обязанностей, в ст. 23 НК закреплены также дополнительные обязанности для отдельных категорий налогоплательщиков:
– из числа организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 23 НК);
– для нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты (п. 3 ст. 23 НК).
Обязанность уплачивать законно установленные налоги (сборы) означает, что налогоплательщик или плательщик сбора обязаны самостоятельно уплачивать законно установленный налог или сбор, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Основания, при которых у налогоплательщика возникает обязанность встать на учет в налоговых органах определены в ст. 83 НК, а порядок постановки на учет, переучета и снятия с учета – в ст. 84 НК.
Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.
Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основе полученной налоговым органом информации либо на основании заявления физического лица.
Обязанность ведения в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения наступает, только если это прямо предусмотрено в законодательстве о налогах и сборах.
Обязанность информирования налоговых органов и их должностных лиц о результатах своей деятельности состоит в предоставлении им в установленном порядке налоговой отчетности, а также при необходимости – иной информации и документов о своей деятельности.
Обязанность выполнять законные требования налогового органа означает для налогоплательщика необходимость:
– не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей;
– устранить выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах.
В отношении указанной обязанности налогоплательщики наделены компенсирующим правом не соблюдать незаконные предписания и требования.
Обязанность обеспечивать сохранность документов и информации о своей деятельности означает, что налогоплательщик в течение четырех лет должен сохранять у себя документы, содержащие:
– данные бухгалтерского и налогового учета;
– информацию, подтверждающую получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов;
– иную информацию, необходимую для исчисления и уплаты налогов.
Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на основании п. 3 ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» несет руководитель организации.
Непредставление налоговой декларации
Объект — установленный порядок осуществления налогового контроля. Непосредственный объект — общественные отношения по подаче налоговой декларации.
Объективная сторона — непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
Субъект — налогоплательщик.
Субъективная сторона — виновное совершение налогового правонарушения.
Санкция — взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
Квалифицирующий признак — непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации.
Санкция — взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Состав рассматриваемого правонарушения является формальным, а само правонарушение оконченным в момент истечения срока подачи налоговой декларации при условии, что налогоплательщик так ее и не представил.
Таким образом, уплата суммы исчисленного налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок сама по себе не освобождает налогоплательщика от ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации, предусмотренной ст. 119 НК РФ.
В качестве практического примера, подтверждающего данное утверждение, можно привести следующее судебное дело.
Налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с акционерного общества штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ, за непредставление в установленный срок налоговой декларации по налогу на прибыль.
Ответчик требование не признал, ссылаясь на то, что сумма исчисленного налога уплачена им в бюджет полностью, недоимки налоговым органом не выявлено.
Суд поддержал доводы налогоплательщика и в удовлетворении заявления отказал по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 119 Кодекса непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% данной суммы и не менее 100 руб.
Правонарушение, указанное в приведенной норме, имеет материальный состав, поскольку совершение соответствующих деяний связано с возникновением у налогоплательщика задолженности перед бюджетом по конкретному налогу.
Как видно из материалов дела, ответчик уплатил налог на прибыль в полном объеме в установленный срок. Непредставление налоговой декларации по названному налогу не привело к возникновению задолженности перед бюджетом и не повлекло неблагоприятных последствий для него.
С учетом изложенного оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, не имеется.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и заявление удовлетворил, обратив внимание на следующее.
Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги закреплена подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ, а ответственность за ее неисполнение — ст. 122 НК РФ. Поскольку в рассматриваемом случае ответчик своевременно уплатил налог на прибыль, он не был привлечен к указанной ответственности.
Статьей 119 НК РФ установлена ответственность за неисполнение иной обязанности — по представлению в соответствующих случаях налоговой декларации. Эта обязанность закреплена подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ.
Поскольку требование предъявлено о взыскании штрафа за неисполнение обязанности по представлению налоговой декларации, ссылки ответчика на своевременное исполнение им другой обязанности (по уплате налога) не имеют правового значения для решения вопроса об обоснованности данного требования.
Факт непредставления налоговой декларации по налогу на прибыль материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, в связи с чем требование налогового органа о взыскании штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ, обоснованно.*(6)
Следует отметить, что ответственность, предусмотренная ст. 119 НК РФ, не наступает в случае несвоевременного представления налогоплательщиком расчета авансовых платежей по налогу.
Так, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с государственного унитарного предприятия штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ, за несвоевременное представление расчетов авансовых платежей по единому социальному налогу за январь и февраль 2001 г.
Отказавшись добровольно уплатить сумму штрафа, предприятие сослалось на то, что указанная ответственность установлена за непредставление в определенный законодательством срок налоговой декларации, коей расчет авансового платежа по налогу не является.
Суд требование налогового органа отклонил по следующим основаниям.
Согласно ст. 240 и п. 7 ст. 243 НК РФ (часть вторая) налоговым периодом по единому социальному налогу является календарный год, по итогам которого не позднее 30 марта следующего года налогоплательщиком представляется налоговая декларация.
Кроме того, налогоплательщики обязаны по итогам каждого календарного месяца производить исчисление авансовых платежей по названному налогу и представлять соответствующие расчеты не позднее 20-го числа следующего месяца (п. 3 ст. 243 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.
Поскольку приведенные выше положения гл. 24 НК РФ разграничивают налоговую декларацию по единому социальному налогу и ежемесячные расчеты авансовых платежей по этому налогу, несвоевременное представление последних не может повлечь применение ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ в отношении налоговой декларации.
Таким образом, требование налогового органа неправомерно.
Суды апелляционной и кассационной инстанций оставили решение в силе. Заявителю было отказано в принесении протеста на указанные судебные акты.
Неуплата или неполная уплата сумм налога
Объект — установленный законом порядок уплаты обязательных платежей (налогов).
Объективная сторона — неуплата или неполная уплата сумм налога. Метод совершения правонарушения — занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействие).
Субъект — налогоплательщик (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем), а также должностные лица налогоплательщика — организации или ПБОЮЛ.
Субъективная сторона — виновное совершение правонарушения.
Санкция — взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.
Квалифицирующий признак — по субъективной стороне — правонарушение, совершенное умышленно. Санкция — взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченных сумм налога.
При применении ст. 122 НК РФ необходимо иметь в виду, что неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).
Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
Объект — общественные отношения по осуществлению налогового контроля. Непосредственный объект — установленный порядок предоставления налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Объективная сторона — непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Субъект — налогоплательщик, налоговый орган и их должностные лица, а также иные лица, обязанные предоставлять в налоговый орган сведения, необходимые для осуществления налогового контроля.
Субъективная сторона — виновное совершение правонарушения.
Санкция — взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Комментарии к ст. 266 НК РФ
ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 17.04.2006 N Ф08-1388/2006-591А разъяснил, что пунктом 2 статьи 266 НК РФ установлены четыре основания, по которым долги признаются безнадежными: по истечении срока исковой давности, вследствие прекращения обязательства в соответствии с гражданским законодательством из-за невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа и в связи с ликвидацией организации. При этом суд указал, что в отношении сторонней организации завершена процедура конкурсного производства, вследствие чего она исключена из Единого государственного реестра юридических лиц. Из приведенных выше норм, по мнению суда, следует, что ликвидация юридического лица является достаточным основанием для признания долга безнадежным. Поскольку требования налогоплательщика не погашены в ходе конкурсного производства, налогоплательщик обоснованно признал задолженность сторонней организации нереальной к взысканию и, следовательно, подлежащей отнесению к внереализационным расходам.
Как следует из письма Минфина России от 20.06.2005 N 03-03-04/1/9, списание в состав внереализационных расходов безнадежных долгов, признаваемых таковыми согласно статье 266 НК РФ, производится в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были признаны безнадежными, в частности на дату исключения должника из реестра юридических лиц и погашения требования вступившим в силу определением суда о завершении конкурсного производства по процедуре банкротства должника.
В соответствии с письмом УФНС России по г. Москве от 21.08.2006 N 20-12/74624 организация может учесть суммы убытков по безнадежным долгам, по которым согласно гражданскому законодательству обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения в результате ликвидации организации (что подтверждается выпиской из государственного реестра), в составе внереализационных расходов при формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль за тот отчетный (налоговый) период, в котором в государственный реестр сделана соответствующая запись о ликвидации должника.
НК РФ не определены какие-либо ограничения по формированию резерва по сомнительным долгам лишь за счет производственных средств (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.03.2006 N А79-5765/2005).
Какие резервы создают в каждом учете?
Вид резерва | Бухгалтерский учет |
Налоговый учет |
На отпуска и вознаграждения по итогам за год |
Обязателен, за исключением тех, кто вправе вести упрощенный бухучет (п. 3 ПБУ 8/2010) |
Создают добровольно (ст. 324.1 НК РФ) |
По сомнительным долгам | Обязателен для всех компаний (п. 70 Положения по бухучету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) | Создают добровольно (п. 3 ст. 266 НК РФ) |
На гарантийный ремонт | Обязателен, за исключением тех, кто вправе вести упрощенный бухучет (п. 3 ПБУ 8/2010) | Создают добровольно (ст. 267 НК РФ) |
На ремонт основных средств | Не создается | Создают добровольно (п. 3 ст. 260, п. 2 ст. 324 НК РФ) |
Под снижение стоимости ТМЦ | Обязателен, за исключением тех, кто вправе вести упрощенный бухучет (п. 25 ПБУ 5/01) | Не создается |
Под обесценение финансовых вложений | Обязателен, если компания узнала о том, что стоимость вложений существенно снижается (п. 21, 38 ПБУ 19/02). Те, кто вправе вести упрощенный бухучет, вправе не создавать (п. 19 ПБУ 19/02) | Не создается |
На НИОКР | Не создается | Создают добровольно (ст. 267.2 НК РФ) |
ОС генератор бензиновый
Купили генератор бензиновый за 70 т.р., без НДС 59 т.р.
В налоговом учете я могу принять расходы единовременно.
В бухгалтерском учете его нужно отнести какой-то группе.
В интернете нахожу, что генераторы относят к 4 или 5 группе.
Нашла такой вариант
Четвертая группа «330.30.20.31.117 Машины энергосиловые и сварочные путевые и агрегаты источники автономного электропитания силовые, кроме основных средств, включенных в другие группы; агрегаты энергосиловые»
вопросы.
1. Пойдет такой вариант отнесения ос к 4 группе? Если честно, вообще не понимаю ,куда он может быть отнесен.Уже 2 часа смотрю на классификацию, и и мне кажется он никуда не подходит, в т.ч. и в тот вариант, что я написала.
2. Как-то непонятно, что он в одной группе со зданиями, станками. Как-то небольшой генератор и огромный станок за пол миллиона в одной группе. Нельзя его отнести к 1 или 2? Получается в бухучете 7 лет списывать 59 тысяч?
3. Насколько я понимаю теперь нужно будет платить налог на имущество? Если он все-таки в 4 или 5 группе.
это как раз из тех случаев, когда размер не имеет значения.
Группа определяется по сроку использования, а он у генератора вряд ли один год.
скорее всего, не нужно. Почитайте НК гл.30.
Этот код относится к 5 аморт. группе
СПИ ОС в бух. учёте, устанавливается организацией самостоятельно, исходя из ожидаемого срока использования,условий эксплуатации и т.д. п.20 ПБУ 6/01.
Если купили не у взаимозависимого лица,то пока нет (ст.381.1 действует с 01.01.2018). Такое имущество льготируемое -стоимость отражается в отчётности, но налогом не облагается. п.25 ст.381 НК.
Изучила информацию в и-нете. Я сделала вывод, что имею право в налоговом учете списывать генератор также, как и в бухгалтерском учете 7 лет и 1 месяц (для 5 группы.). Так? Это вопрос 1.
По поводу налога на имущество. Прочитала ст.381 п 25.
Это получается, что практически все основные средства движимые попадают в льготируемое имущество?
И следить за п. 25, семь лет все-таки списывать несчастные 59 тысяч.
Вопрос 2. Еще раз уточняю, мой случай попадает под льготы? Куплен у независимого ООО.
1. Изучайте нормативные документы.
2. ст. 256 НК РФ. — «Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.
3. Ваш генератор 70 000 р. в налоговом учете стоимость единовременно относится на уменьшение дохода.
4. СПИ в бухучете не должен определять бухгалтер, это делается в ТЭО — т.е. экономист совместно с инженерно-техническим персоналом,
путь наименьшего сопротивления — использовать классификацию для налогового учета.
5. Соответственно возникают временные разницы, которые нужно учитывать.
Я не очень понимаю, что значит использовать классификацию для налогового учета. Поясните пожалуйста.
Ростовчанка, Witov предлагает использовать классификацию ОС ,утв. Постановлением Правительства №1 от 01.01.2002, для установления СПИ в БУ.
Да уж, предлагаю. Сложившаяся массовая практика по безоговорочному применению Постановления Правительства №1 в целях бухучета просто удручает.
— устанавливать равные сроки для БУ и НУ для избежания разниц -остался.
Так все-таки равные сроки в моем случае можно установить? Я бы пошла на это даже если есть разные мнения.
В и-нете тоже находила мнения, что это сделать можно.
В этой ветке вот такой ответ мне написали. «СПИ в бухучете не должен определять бухгалтер, это делается в ТЭО — т.е. экономист совместно с инженерно-техническим персоналом,»
Я так понимаю неоднозначно, что это не такое серьезное нарушение. Сумма амортизации в месяц получается небольшая. Даже если и последуют какие-то санкции.
А 7 лет мучаться, еще неизвестно получится или нет это автоматизировать. Сейчас у меня налоговый учет полностью совпадает с бухгалтерским. А тут придется отписываться, почему расхождения. Не позволит 1с автоматизировать, так еще каждый месяц ручные проводки.
Самое интересное, необходимость данного мучения в принципе зачем. Последний вопрос риторический.
Написать приказик или какой другой документ, еще не разбиралась, что там нужно для этого, у нас есть начальник производства, механик и оператор. Вот они решили установить в налогом учете срок 7 лет и 1 мес.
В налоговом учете ваш генератор не амортизируется, списывается сумма на расходы, без вариантов. В бухгалтерском подлежит учету в составе основных средств. Равные сроки никак не получаться.
На счет спи поясню. Задача бухгалтера — учет. Запись в инвентарной книге и все.
Срок полезного использования зависит от режима и условий работы. Может быть генератор будет работать в агрессивной среде, напр. в условиях запыленности, срок использования будет один. Или в штатном режиме в идеальных условиях, регулярное ТО и тп. Вы как это сможете определить? Опытный технический персонал обычно знает сколько проработает то или иное оборудование в условиях для которых оно приобретается. Опять же закупке ОС, как правило, предшествует технико-экономическое обоснование. Вот там обычно и определяют СПИ. В добавок может быть политика компании — эксплуатировать оборудование пока оно окончательно не выйдет из строя или продавать по истечении какого-то периода, чтобы избежать расходов на серьезный ремонт. Как бухгалтер может определить СПИ? Все это находится вне компетенции бухгалтера.