Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПРИМЕНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЖИМА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Положения указанной статьи обязаны исполнять все государственные и муниципальные заказчики, которые подпадают под действие законодательства о контрактной системе 44-ФЗ в случае закупки ими товаров из утвержденного Постановлениями Правительства перечня.
Какие документы необходимо прикладывать участникам закупок
Для того чтобы определить соответствие заявки от участника требованиям национального режима, он должен прописать в ней страну происхождения товара. В противном случае, такая заявка подлежит отклонению от участия.
Если закупка подпадает под национальный режим, то заказчик должен должным образом оформить закупочную документацию:
- в первой части заявки указать требование о декларировании страны происхождения;
- прописать условия о предоставлении преимуществ товарам, произведенным в РФ и странах ЕАЭС;
- указать требование о предоставлении документов, которые подтверждают соответствие участникам ст. 14 44-ФЗ;
- указать сведения о применении национального режима;
- указать на ответственность поставщика при сообщении недостоверных сведений о стране происхождения.
Если заказчик не запросит дополнительных документов во второй части заявки, то участнику достаточно задекларировать страну происхождения товара. Но обычно заказчики запрашивают сертификат соответствия по форме СТ-1 и акт экспертизы, которые подтвердят производство товаров на российской территории (или его переработку на территории РФ и в Беларуси или Казахстане). Указанные документы поставщику требуется предварительно получить в региональном отделении Торгово-промышленной палаты. Они готовятся на платной основе.
В случае закупки товаров из Перечня по Постановлению Правительства №1224 от 2013 года от участника также требуется документальное подтверждение того, что компания является российским резидентом. Это можно подтвердить с помощью выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
В любой момент до заключения контракта заказчик должен отстранить участника от процедуры определения поставщика в следующих случаях:
- Участник закупки не соответствует общим требованиям, которые изложены в ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 (к примеру, не обладает действующими лицензиями, сертификатами, проводится ликвидация, имеется решение арбитражного суда о признании организации банкротом, участник не соответствует дополнительным требованиям о наличии соответствующего опыта работ и пр.).
- Участник предоставил недостоверную информацию о том, что он соответствует указанным условиям. К примеру, предоставленная лицензия о соответствии оказалась подделкой (ч. 9 ст. 31).
- При закупке жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств предельная цена не зарегистрирована или предлагаемая цена превышает их предельную отпускную при условиях, которые указаны в п. 2 ч. 10 ст. 31.
- Выявлена недостоверность информации, которая содержится в документах, указанных в ч. 3 и 5 ст. 66 (первые и вторые части) согласно ч. 6.1 ст. 66. К примеру, содержащиеся в первой части характеристики являются недостоверными согласно ГОСТу, указанному в техническом задании.
Формирование протокола
44-ФЗ также не определяется порядок формирования протокола об отстранении от участия в закупочных процедурах. Более того, законом не установлена обязанность заказчика направлять протокол отстранения поставщику и размещать его в ЕИС.
Для составления протокола заказчик может воспользоваться нормами и правилами, определенными для формирования протокола о подведении итогов закупки.
В данном документе необходимо указать информацию о времени и месте его формирования, регистрационные сведения о юридическом лице, в отношении которого закупочная комиссия приняла решение отстранить, а также изложить все факты, которые послужили основанием для принятия такого решения.
Если протокол формируется на основании ч. 6.1 ст. 66 44-ФЗ, то есть по факту выявления недостоверности предоставленных участником аукциона данных, то заказчик может воспользоваться нормами ч. 11 ст. 31 44-ФЗ и направить сформированный протокол поставщику не позднее 1 рабочего дня, следующего за датой принятия решения об отстранении, и в аналогичный срок разместить протокол в ЕИС.
Что регулирует статья 14 №44-ФЗ
Ст. 14 44-ФЗ устанавливает правила применения национального режима закупок и ситуации, когда такой режим должен применяться государственными и муниципальными заказчиками в рамках контрактной системы. Такой режим предполагает предоставление преференций для отечественных производителей перед иностранными.
Согласно Постановлению Правительства №925 от 2016 года, преференции, указанные в ст. 14 44-ФЗ, предоставляются не только российским товарам, но и товарам, произведенным в странах ЕАЭС (Казахстане и Беларуси).
Ст. 14 структурно включает в себя 6 частей. За время действия 44-ФЗ она менялась дважды: в 2015 и 2017 годах. Так, в 2015 году статья дополнилась ч. 6, в которой сказано, что в нормативно-правовых актах может содержаться информация о невозможности замены страны происхождения или товара в рамках определенной закупки.
Изменения с 2020 года
С 2020 г. национальный режим при осуществлении закупок по 44-ФЗ не распространяется на товары, работы, услуги, происходящие из Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии, которые входят в состав стран ЕАЭС.
Т. е. продукция этих государств не считается на территории РФ иностранной.
Кроме того, отныне запрет не применяется в случаях, когда:
- имеется разрешение на закупку товара иностранного происхождения, выданное при помощи государственной информационной системы промышленности (ГИСП) в соответствии с требованиями Минпромторга РФ;
- требуется взаимодействие используемых заказчиком товаров с совместимыми с ними товарами иностранного происхождения;
- закупаются запчасти и расходные материалы для машин, которые использует заказчик, по имеющийся техдокументации;
- закупается единица товара стоимостью не свыше 50000 руб. или если стоимость совокупности таких товаров составляет менее 1 млн. руб.;
- закупки проводятся в интересах ФСБ, ФСО, СВР, МВД, Росгвардии, Управления делами Президента и Главного управления спецпрограмм Президента;
- поставляются принятая на вооружение техника, военная и специальная техника, разработанные согласно конструкторской документации, снабжённой литерой не ниже «О»;
- закупается продукция в рамках реализации программы приграничного сотрудничества.
Какие документы должны приложить участники закупок
Чтобы заявка участника соответствовала требованиям национального режима, в обязательном порядке должна быть прописана страна происхождения товара. Если это требование не соблюдено, заявка не будет принята для участия.
Если закупка все же подпадает под национальный режим, заказчик должен подготовить закупочную документацию:
- указываются требования о декларировании страны происхождения;
- прописываются условия о предоставлении преимуществ товарам, которые произведены в России и странах ЕАЭС;
- указывается необходимость предоставить документы, которые подтверждают, что участник соответствует требованиям согласно со статьей 14 закона no 44 ФЗ;
- указать необходимость применения национального режима;
- указать, что поставщик несет ответственность за предоставление недостоверных сведений о стране происхождения товара.
Заказчик может не запросить дополнительные документы во второй части заявки. В таком случае, участнику достаточно всего лишь задекларировать страну происхождения товара.
Но на практике, заказчики просят сертификат соответствия по форме СТ-1 и акт экспертизы. Эти документы необходимы для подтверждения факта, что товары произведены на территории РФ, либо были переработаны на территории РФ, Беларуси или Казахстане.
Ограничения и условия
Согласно ч. 1 ст. 14 44-ФЗ, национальный режим применяется по отношению к иностранным товарам, произведенным за пределами РФ. Все мероприятия, которые проводятся при госзакупках в его рамках, разделяются на три крупные группы:
- Первая группа ограничений предполагает полный запрет к поставке импортной продукции в рамках госконтракта. Он, в частности, распространяется на продукцию машиностроительной отрасли, легкой промышленности, программному обеспечению, мебельной продукции, а также на товары с оборонным предназначением. При таких закупках, если заявка от участника предполагает поставку товаров иностранного производства, она подлежит отклонению.
- Вторая группа ограничивает допуск товаров иностранного производства. В этом случае заказчик вправе рассматривать поступившую заявку от участника с предложением иностранного товара только в том случае, если российский аналог такой продукции отсутствует. Эти правила закупок распространяются на лекарственные препараты, радиоэлектронику, медицинские изделия.
- Третья группа предполагает предоставление преференций для товаров российского производства. При закупках подобного рода заказчик может рассматривать все поступившие заявки, но те, которые содержат предложения на поставку товаров отечественного производства, обладают ценовым преимуществом.
Например, на участие в закупочной процедуре участник подал 2 заявки. В первой был товар российского производства с ценой в 105 р., а во второй – иностранный товар с ценой в 100 р. При обычной закупке победил бы второй участник. Но так как российскому производителю предоставляются преференции, то считается, что он предложил цену в 89,25 р. (105-15%) и именно он становится победителем. Но контракт с ним заключается по предложенной цене в 105 р.
Если же закупка предполагает проведение торгов и в ней победил участник, который предложил товары иностранного производства, то с ним подписывается контракт по цене ниже на 15% от предложенной.
Преференции не предоставляются, если закупка признана несостоявшейся, и контракт заключен с единственным поставщиком.
При этом ст. 14 44-ФЗ содержит отсылочные нормы и не устанавливает перечень товаров, которые подпадают под действие национального режима. Они устанавливаются Постановлениями Правительства.
Согласно ч. 3 ст. 14 44-ФЗ, внедрение национального режима закупок имеет такие цели:
- Оно направлено на обеспечение безопасности страны и поддержание ее обороноспособности.
- Поддержка и развитие национальной экономики.
- Защита конституционного строя.
- Стимулирование внутреннего рынка.
- Поддержка отечественных производителей.
Согласно ч. 3 ст. 14 44-ФЗ, при невозможности применения национального режима заказчик обязан разместить обоснование своего решения в ЕИС.
Согласно ч. 5 ст. 14 44-ФЗ, нормативные акты с условиями поставки товаров в рамках национального режима подлежат публикации в ЕИС в течение 3 дней после их утверждения.
На кого распространяются положения статьи
Положения указанной статьи обязаны исполнять все государственные и муниципальные заказчики, которые подпадают под действие законодательства о контрактной системе 44-ФЗ в случае закупки ими товаров из утвержденного Постановлениями Правительства перечня.
Перечни иностранных товаров, которые запрещено закупать по 44-ФЗ, включают продукцию машиностроения из Постановлений Правительства №656, №1224 (вагоны, прицепы, тракторы), легкой промышленности по ПП №791 (одежда, сумки, обувь и пр.), программного обеспечения по ПП №1236, товары для обороны и безопасности государства по ПП №9, мебель по ПП №1072.
Перечни товаров, при которых иностранные товары ограничиваются, включают лекарства из числа ЖНВЛ по ПП№1286, медицинские изделия по ПП №102 (включая хирургическое оборудование и ортопедические изделия), радиоэлектронную продукцию по ПП №986, пищевую продукцию по ПП №832.
Перечни товаров, которые имеют ценовые преимущества, содержатся в Приказе Минфина №126н от 2018 года. Сюда включены продукты питания, мебель, посуда и некоторые другие товары.
Здесь, в частности, описаны ситуации, когда национальный режим не применяется. Это такие случаи:
- Если в рамках лота закупается несколько групп товаров и некоторые под национальный режим не подпадают.
- Если конкурс или аукцион признали несостоявшимся.
- Если в поступивших заявках нет предложений поставок российских товаров или о поставках иностранных.
Минэкономразвития рекомендует при закупках с нацрежимом требовать от поставщиков декларацию о том, что товар был произведен в РФ, и отклонять заявки с неуказанной в них страной происхождения.
Таким образом, в ст. 14 44-ФЗ приводятся особенности применения национального режима при осуществлении закупочной деятельности. Законодателем устанавливаются ограничения или полный запрет на закупках в рамках контрактной системы отдельных видов товаров, работ и услуг, которые произведены за пределами РФ.
Иные требования к участникам закупок
Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах
В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем, не позднее одного рабочего дня, составляет и размещает в ЕИС протокол об отказе от заключения контракта. Протокол должен содержать информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю.
Решение об отстранении участника от участия в закупке или отказ от заключения контракта с победителем закупки могут быть обжалованы таким участником или таким победителем в установленном Федеральным законом о контрактной системе порядке.
Иные требования к участникам закупок
Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах
В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем, не позднее одного рабочего дня, составляет и размещает в ЕИС протокол об отказе от заключения контракта. Протокол должен содержать информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю.
Решение об отстранении участника от участия в закупке или отказ от заключения контракта с победителем закупки могут быть обжалованы таким участником или таким победителем в установленном Федеральным законом о контрактной системе порядке.
Дополнительные требования к участникам госзакупок
Заказчики могут предъявить дополнительные требования к квалификации участников, их опыту, деловой репутации, финансовым ресурсам и оборудованию. Такие требования устанавливают, если закупка касается реконструкции объекта культурного наследия, строительству объекта капитального строительства, ремонту автодорог и других работ из перечня Правительства РФ №99. Подтвердить соответствие требованиям участник должен до подачи заявки на закупку — прикрепив документы в личном кабинете на федеральной ЭТП.
Заказчик может потребовать, чтобы участник закупки соответствовал требованиям на выполнение определенной деятельности — имел соответствующую лицензию для проведения работ, членство в саморегулируемых организациях и тд.
Участник должен иметь патент, лицензионный договор или другое подтверждение прав на результаты интеллектуальной деятельности. Это требование обязательно, если в рамках контракта заказчик получает права на результаты интеллектуальной деятельности. Требования не устанавливается, если по контракту поставщик создает или исполняет произведение литературы или искусства, финансирует прокат или показ национального фильма.
Снижение начальной цены контракта на 25%
Если контракт с победителем заключен по цене, которая ниже НМЦК на 25% и больше, то к победителю применяются антидемпинговые меры:
- В закупках с НМЦК больше 15 млн руб. победитель должен предоставить обеспечение контракта увеличенное в 1,5 раза.
- В закупках с НМЦК меньше 15 млн руб. победитель может предоставить либо полуторное обеспечение контракта, либо подтвердить свою добросовестность и предоставить обеспечение в обычном размере (указан в документации). Добросовестность подтверждается тремя контрактами за 3 последние года, которые исполнили без неустоек. При этом цена одного из контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.
Реестр недобросовестных поставщиков
Если компания попала в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), то она не сможет участвовать в закупках по 44-ФЗ и других закупках, если заказчик установит соответствующее требование.
Причины, почему победитель закупки может попасть в РНП по 44-ФЗ:
- Если он победил в закупке (или стал единственным допущенным участником закупки) и отказался заключать договор с заказчиком.
- Компания победила в закупке, но подписала контракт позже необходимых сроков.
- Победитель не предоставил обеспечение контракта, предоставил его поздно или с ошибкой.
- Если контракт расторгнут по решению суда, потому что победитель серьезно нарушил обязательства по контракту.
- Заказчик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
Как подтвердить страну товара по статье 14 44-ФЗ
Ст. 14 44-ФЗ с изменениями от 29.06.2015 № 188: добавлен порядок подготовки и размещения в единой информационной системе обоснования, почему невозможно соблюдать запрет.
Изменения от 13.07.2015 № 227: предусмотрены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену продукции или страны ее происхождения.
- Как по-новому работать в условиях национального режима
- Отклонения заявок по второй части за нарушение национального режима (44-ФЗ)
- Торги с применением национального режима (44-ФЗ и 223-ФЗ)
- ТРЕБОВАНИЯ К ЗАВЕРЕНИЮ КОПИЙ ДОКУМЕНТОВ ПО ГОСТ Р 7.0.97-2016 И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК (44-ФЗ, 223-ФЗ)
- НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ЗАКУПОК
- ПЛАН-ГРАФИК ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПКИ
- ПРАВИЛА ОБОСНОВАНИЯ ЗАКУПОК 44 ФЗ
- ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРОЦЕДУР ЗАКУПОК
- ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА
- ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ЗАКУПОК
Существуют два способа подтверждения соответствия требованиям: декларация и представление документов.
Декларация может быть в виде отдельного документа или в составе заявки. Конкретной формы закон не предусматривает, поэтому составляется она произвольно. Обычно это документ, в котором поставщик указывает свое наименование, юридический адрес, ИНН, а также подтверждает, что соответствует на дату подачи заявки единым требованиям.
Иногда требуется подтвердить соответствие требованиям иным документом. Из следующей таблицы видно, в каких случаях может применяться декларация, а когда — определенные документы.
Требования | Основание для требования | Документы, которые предоставляет участник | НПА |
---|---|---|---|
Участник должен соответствовать требованиям законодательства к лицам, поставляющим товар, или оказывающим услуги, которые представляют собой объект закупки | Пункт 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ | Лицензия | Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ |
Свидетельство о допуске, которое выдала саморегулируемая организация | Статья 52 ГК РФ, приказ Минрегиона от 30.12.2009 № 624 | ||
Другие | Письмо Минэкономразвития от 28.05.2015 № Д28и-1542 | ||
Постановление Правительства от 29.12.2015 № 1457, письмо Минэкономразвития и ФАС от 28.04.2016 № 12589-ЕЕ/Д28и, АЦ/28993/16 | |||
Статья 49 ГК РФ | |||
Отсутствие судебного решения о банкротстве участника, непроведение ликвидации участника | Пункт 3 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ | Декларация и др. | — |
Деятельность участника закупки не должна быть приостановлена | Пункт 4 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ | Декларация и др. | — |
Участник не должен иметь недоимки по налогам, сборам | Пункт 5 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ | Декларация и др. | Письмо Минэкономразвития от 30.09.2015 № Д28и-2971 |
Участник не должен быть судим за преступления в сфере экономики, не должен быть дисквалифицирован | Пункт 7 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ | Декларация и др. | Письмо Минэкономразвития от 28.01.2015 № Д28и-166 |
Участник должен обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (если заказчик приобретет по контракту права на такие результаты) | Пункт 8 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ | Декларация и др. | — |
У участника и заказчика не должно быть конфликта интересов | Пункт 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ | Декларация и др. | Обзор судебной практики, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016 |
Участник закупки не является офшорной компанией | Пункт 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ | Выписка из ЕГРЮЛ | Письмо Минэкономразвития от 08.02.2016 № Д28и-224; обзор судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016 |
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
Для того чтобы понимать, как работают все эти изъятия, необходимо знать, какие применяются принципы и механизмы правового регулирования при установлении ограничений и запретов на допуск иностранных товаров к закупкам по 44-ФЗ.
I. Прямые запреты на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Здесь все понятно: Правительство РФ своим постановлением запрещает закупать в рамках 44-ФЗ конкретные иностранные товары по перечню. Как правило, с пониманием этих запретов никаких проблем не возникает.
Примеры запретов, установленных Правительством РФ:
- Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом автомобили иностранных марок, которые собираются на территории Российской Федерации, считаются российскими.
- Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд». В этом постановлении содержатся два приложения – в отношении федеральных заказчиков и в отношении региональных и муниципальных заказчиков с соответствующими перечнями.
- Постановление Правительства РФ от 14 января 2017 г. № 9 «Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (у слуг) для нужд обороны страны и безопасности государства».
- Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В России ведется реестр программного обеспечения.
- Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2017 г. № 1072 (запрет в отношении товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности). С 1 декабря 2017 года на два года установлен запрет на закупку иностранной мебели.
II. Установление ценовых преференций для российских товаров, или условий допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Здесь речь идет о Приказе Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В этом приказе применяются два механизма условий допуска.
В приказе существует специальный перечень товаров, на которые он распространяется (например, компьютерная техника, продукты питания, ряд медицинских изделий и т.д.). При проведении электронного аукциона в рамках 44-ФЗ участники закупок, предлагающие иностранный товар, при соблюдении условий, установленных приказом № 155, в том числе, наличии заявок с товаром, происходящим из государств – членов Евразийского экономического союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия), заключают контракт по цене, сниженной на 15 % по отношению к предложенной в рамках аукциона цены иностранного товара.
Например, в закупке приняли участие два участника. Участник-1 предлагает российский товар за 120 рублей, а Участник-2 предлагает иностранные товар, но за 100 рублей. В этой ситуации выигрывает Участник-2, но поскольку он предлагает иностранный товар, контракт с ним будет заключен с учетом требований приказа №155 не за 100 рублей, а за 85 рублей.
Суть ограничений сводится к предоставлению ценовой преференции производителям из государств-членов ЕАЭС, которая делает невыгодным участникам закупки предлагать иностранный товар в рамках 44-ФЗ. Условия допуска устанавливает Минэкономразвития России.
При осуществлении закупок товаров, работ и услуг другими способами (путем проведения конкурса, запроса предложений, запроса котировок) оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, для целей оценки заявок из заявки с товаром ЕАЭС вычитается 15% от предложенной в них цены (по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов). То есть если участник предлагает российский товар за 100 рублей, то при расчете баллов по критерию «цена контракта» будет считаться, что он предложил цену 85 рублей, но при этом контракт с таким участником будет заключен по цене 100 рублей. Но при этом учитываются и другие критерии оценки.
III. Ограничения на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами
С 1 декабря 2017 года действует двухлетний запрет на закупку иностранной мебели и товаров деревообрабатывающей промышленности. Установлен специальный перечень такой продукции. Суть заключается в запрете на приобретение иностранной продукции, кроме товаров, произведенных в странах ЕАЭС, как при проведении конкурентных процедур, так и при закупках у единственного поставщика.
Кроме того, на заказчиков возлагается обязанность устанавливать дополнительное требование к участникам закупки об использовании отечественных материалов (ЕАЭС) из пунктов 1 и 2 перечня (ДВП и ДСП) при производстве товаров из пунктов 3 – 29 перечня (ч. 2 ст. 31 ФЗ-44).
Перечень отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд
№ п/ п | Наименование товара | Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) |
1 | Плиты древесно-стружечные и аналогичные плиты из древесины или других одревесневших материалов | 16.21.13 |
2 | Плиты древесно-волокнистые из древесины или других одревесневших материалов | 16.21.14 |
3 | Мебель металлическая для офисов | 31.01.11 |
4 | Мебель деревянная для офисов | 31.01.12 |
5 | Мебель деревянная для предприятий торговли | 31.01.13.000 |
6 | Мебель кухонная | 31.02.10 |
7 | Основы матрасные из деревянного каркаса | 31.03.11.110 |
8 | Основы матрасные из металлического каркаса | 31.03.11.120 |
9 | Основы матрасные прочие | 31.03.11.190 |
10 | Матрасы, кроме матрасных основ | 31.03.12 |
11 | Мебель металлическая, не включенная в другие группировки | 31.09.11 |
12 | Мебель деревянная для спальни, столовой и гостиной | 31.09.12 |
13 | Диваны, софы, кушетки с деревянным каркасом, трансформируемые в кровати | 31.09.12.110 |
14 | Диваны, софы, кушетки детские и подростковые с деревянным каркасом, трансформируемые в кровати | 31.09.12.111 |
15 | Диваны, софы, кушетки с деревянным каркасом, трансформируемые в кровати, прочие | 31.09.12.119 |
16 | Мебель деревянная для спальни | 31.09.12.120 |
17 | Кровати деревянные для взрослых | 31.09.12.121 |
18 | Шкафы деревянные для спальни | 31.09.12.123 |
19 | Тумбы деревянные для спальни | 31.09.12.124 |
20 | Гарнитуры деревянные, наборы комплектной мебели для спальни | 31.09.12.125 |
21 | Мебель деревянная для спальни прочая | 31.09.12.129 |
22 | Мебель деревянная для столовой и гостиной | 31.09.12.130 |
23 | Столы обеденные деревянные для столовой и гостиной | 31.09.12.131 |
24 | Столы журнальные деревянные | 31.09.12.132 |
25 | Шкафы деревянные для столовой и гостиной | 31.09.12.133 |
26 | Гарнитуры и наборы комплектной мебели | 31.09.12.134 |
27 | Мебель деревянная для столовой и гостиной прочая | 31.09.12.139 |
28 | Мебель деревянная, не включенная в другие группировки | 31.09.13 |
29 | Мебель из пластмассовых материалов | 31.09.14.110 |
В связи с запретами возникает вопрос: каким образом все это подтверждается?
Запрет в отношении коронарных артерий и катетеров действует с 14 декабря 2017 года до 1 июля 2018 года. Здесь действует правило «Второй лишний»: то есть при наличии хотя бы одной заявки с российской продукцией заявки с иностранными товарами заявка отклоняются. Если никто из участников, предложивших иностранные товары, не будет отклонен, то применяется приказ Минэкономразвития № 155.
Этот запрет применяется только при проведении электронных аукционов и запросов предложений, когда помимо заявки с иностранным товаром подана хотя бы одна заявка с российской продукцией.