Личные и профессиональные качества консультанта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Личные и профессиональные качества консультанта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Если вы считаете, что на работу в торговлю берут всех подряд, то глубоко заблуждаетесь. У каждого менеджера по набору персонала есть свое понимание идеального консультанта, его личных качеств, профессиональных навыков и опыта. Новичок без теоретической подготовки и опыта работы в торговле не сможет помочь в выборе товара и подтолкнуть клиента к покупке продукции.

Рассматривая проблему профессиональных навыков консультанта, хочется отметить, что в научном и профессиональном сообществе также нет единодушия по этому вопросу.

Подходы к тому, что должен уметь консультант, какой теоретической подготовкой и практическим опытом он должен обладать для успешной работы, вызывают множество дискуссий.

А.П. Посадский считает, что цель обучения консультанта — это прежде всего обеспечить консультанта объемом знаний и навыков в области методологии консультирования, достаточным для того, чтобы он смог работать самостоятельно в рамках проекта. Это, по его мнению, должно включать:

  • способность консультанта изучить существующую у клиента ситуацию и наметить необходимые меры для ее улучшения (умение собирать и критически анализировать информацию, идентифицировать все аспекты проблемы, а затем разрабатывать практические меры для улучшения ситуации, используя собственное воображение и творчество);
  • способность консультанта устанавливать отношения сотрудничества с клиентом, получать его согласие на изменения и компетентно способствовать их внедрению (умение легко налаживать контакты с людьми, понимание факторов, способствующих и препятствующих внедрению изменений, способность преодолевать сопротивление и доказывать правоту собственной позиции);
  • способности добиваться высокого мастерства в области будущей работы (знание всех теоретических аспектов своей работы, а также способность применить знание этих аспектов к решению проблем клиента);
  • способность работать результативно в незнакомой обстановке и под давлением (навыки приспособления к условиям каждой новой клиентской организации, и, с другой стороны – умение не поддаваться давлению сложившихся в ней стереотипам и сопротивлению нововведениям).

Пригожин, в свою очередь, также выделяет несколько направлений профессиональных знаний и умений консультанта. Прежде всего, это теория организации и управления, а также технологий и методов подготовки и осуществления консультационных процессов – проведения организационной диагностики, выработки решений проблем организаций, воплощения в жизнь этих решений. Кроме того, консультанту неплохо обладать и узкопрофильными знаниями и умениями, относящимися к какой-то одной дисциплине – экономическими, правовыми, социологическими и др. знаниями. Также консультант должен обладать техникой профессиональной работы, определенными эмпирическими процедурами. Это могут быть навыки обработки распорядительной документации, владение способами построения сценария выработки решений и т.д.

Стандарты этики и честности Академии развития человеческих ресурсов (США), например, предъявляют следующие требования к уровню профессиональной подготовки консультанта:

Консультанты могут предоставлять свои услуги, используя новые технологии, только после соответствующего академического обучения, тренингов, супервизии и консультаций с профессионалами в этой сфере. Профессиональный консультант должен иметь документ, подтверждающий признание уровня его профессиональной подготовки Академией.

Сами стандарты не содержат четкого перечня знаний и навыков, а также их уровня для успешной работы консультанта. Однако, необходимость их подтверждения существует. Таким образом, можно предположить, что требования к разным консультантам могут варьироваться – в зависимости от уровня академического образования, опыта работы, специализации консультанта.

Обобщая изложенное, думается, можно выделить три основных группы знаний и навыков консультанта по управлению:

  • Предметные знания и умения, то есть то, в чем собственно консультант может назвать себя экспертом – а именно, передовые технологии в области управления, формирования и укрепления организационной культуры, финансового планирования, управления маркетингом, возможно, обучения и развития персонала и т.д.
  • Собственно консультационные знания и умения – то есть знания и умения, касающиеся процесса консультирования, например, навыки диагностики ситуации, анализа данных, выработки рекомендаций и внедрения их, работа с различными формами сопротивления и т.д.
  • Навыки взаимодействия с людьми – умение слушать и слышать, техники постановки вопросов, навыки ведения групповых дискуссий, предоставления обратной связи и т.д.

Особенности профессии

Оказание консультативных услуг позволяет человеку решить целый ряд задач, связанных с разъяснением не только определенных терминов и обозначений, но и различных характеристик товаров.

Именно по этой причине, консультантом выступает человек, являющийся профессионалом в определенной отрасли и предоставляющий консультационные услуги именно в этой сфере деятельности.

На сегодняшний день на рынке труда особенно востребованными являются специалисты, имеющие определенный уровень подготовки и способные оказывать услуги по консультации по различным вопросам.

Профессия консультант подразделяется на 2 основных типа:

Давайте рассмотрим основные направления, в которых могут работать профессиональные консультанты.

Преимущества профессии консультант

Основным преимуществом профессии консультант является то, что в России этот вид профессиональной деятельности находится на стадии активного развития, а значит у него имеются большие перспективы на будущее. Другими словами, с каждым годом услуги таких профессионалов будут востребованы все больше и больше, причем практически во всех сферах жизнедеятельности человека: от создания собственного имиджа и выбора элементов меблировки до вопросов, связанных с развитием бизнеса. Поэтому для людей, которые досконально разбираются в том или ином вопросе, эта профессия открывает неограниченные возможности для самореализации и личностного роста.

Вполне естественно, что пропорционально с востребованностью консультантов увеличивается не только их клиентская база, но и доход, на который, кстати, практически не оказывают влияние внешние факторы. То есть, доход консультанта зависит исключительно от профессионализма самого специалиста: чем более компетентен он в своем вопросе, тем на больший уровень оплаты своих услуг может претендовать.

Недостатки профессии консультант

К недостаткам профессии консультант, можно отнести:

  • нервные условия труда — необходимо всегда сохранять предельное спокойствие, даже если клиент ведет себя несдержанно.
  • монотонность – иногда приходится многократно повторять одну и ту же информацию о товаре или услуге (это касается, преимущественно, специалистов в сфере продаж).
  • ответственность – в некоторых сферах деятельности (например, в области финансов и налогов) на консультантах лежит огромная ответственность за правильность принятого руководством компании решения.
  • физические нагрузки – по большей части этот недостаток относится к продавцам-консультантам, которые весь свой рабочий день проводят «на ногах». Однако и другие специализации этой профессии требуют от своих представителей крепкого здоровья и выносливости, поскольку рабочий график консультанта может быть ненормированным и очень насыщенным.

В нашей социокультурной ситуации у потенциального клиента нет отчетливого образа профессионала, а ролевые ожидания зачастую строятся из странной смеси образов западного кино и литературы и до боли знакомых стереотипов врача и учителя, с чем трудно не согласиться. К этому стоит добавить, что и у специалистов этот образ профессионала также не сформирован. У многих клиентов нет чёткого представления о работе психолога-консультанта, о методах воздействия и этических нормах поведения специалиста в консультативном процессе. Нередко психотерапевтическая практика беспрепятственно осуществляется неквалифицированными специалистами. В связи с ростом популярности профессии проблема неэтичного поведения психологов консультантов является крайне актуальной. Профессия психолога, обладающая возможностью оказывать влияние на индивида, на группу людей, решать их практические задачи, приобрела специфическую ценность для общества. С учетом особенностей профессиональной деятельности психолога, в частности психолога-практика, особое значение приобретает его ответственность за свою работу. Очевидный факт, что от профессиональной деятельности психолога-практика, независимо от того, в какой сфере он работает, зависит, во многом психологическое состояние людей, что в свою очередь определяет в известной степени результаты труда последних, их общее состояние, как психологическое, так и физическое. Далеко не каждый человек, даже не каждый дипломированный психолог, может стать психологом-практиком. Определяющим фактором в профессиональной деятельности психологов-практиков в первую очередь является формирование у них необходимых профессионально-значимых качеств. Кроме того, специфика профессии психолога-практика такова, что при отсутствии у последнего необходимых для успешной профессиональной деятельности соответствующих личностных качеств, каким бы багажом профессиональных знаний он не обладал, даже при наличии хорошо сформировавшихся профессиональных умений и навыков, он не может считаться специалистом высшей квалификации. Более того, поскольку речь идет о необходимости решать конкретные практические психологические проблемы людей, проблемы, связанные с духовным миром человека, такой специалист не имеет право их решать. В этой связи психолог должен обладать рядом профессиональных и личностных качеств, владение которыми позволяет специалисту сохранять доверие людей, правильно ориентироваться в ситуациях конфликта междунормами субординации и нравственности, потребностями и интересами отдельных людей и различных групп. Практически все ученые, занимающиеся теоретическими и методологическими изысканиями в области психологического консультирования и психотерапии, отмечают важность личностных особенностей консультанта. Объект исследования: психологическое консультирование как вид психологической помощи. Предмет исследования: личностные качества психолога-консультанта. Цель работы: обобщить и систематизировать научный материал, представленный в работах зарубежных и отечественных психологов о процессе психологического консультирования и личностных качествах психолога-консультанта. Задачи исследования:

  1. Изучить особенности, цели и задачи психологического консультирования.
  2. Рассмотреть стадии психологического консультирования.
  3. Определить личностные и профессионально важные качества психолога – консультанта.
  4. Провести исследование личностных качеств психолога-консультанта.
Читайте также:  Профессия Кладовщик: специалист по управлению складом

Преимущества профессии консультант

Основным преимуществом профессии консультант является то, что в России этот вид профессиональной деятельности находится на стадии активного развития, а значит у него имеются большие перспективы на будущее. Другими словами, с каждым годом услуги таких профессионалов будут востребованы все больше и больше, причем практически во всех сферах жизнедеятельности человека: от создания собственного имиджа и выбора элементов меблировки до вопросов, связанных с развитием бизнеса. Поэтому для людей, которые досконально разбираются в том или ином вопросе, эта профессия открывает неограниченные возможности для самореализации и личностного роста.

Вполне естественно, что пропорционально с востребованностью консультантов увеличивается не только их клиентская база, но и доход, на который, кстати, практически не оказывают влияние внешние факторы. То есть, доход консультанта зависит исключительно от профессионализма самого специалиста: чем более компетентен он в своем вопросе, тем на больший уровень оплаты своих услуг может претендовать.

1 поделились

Поделиться

Поделиться

Ссылка

Что это?

В event-бизнесе, как в любой другой сфере услуг, ключевую роль играет удовлетворенность заказчика. При этом, его мнение будет складываться не только из того, как прошло само мероприятие — огромное значение имеет сам процесс переговоров, а также ваше умение улаживать конфликты и производить положительное впечатление. Что же делать, если клиент оказался сложным?

Несколько типов «трудных» клиентов:

  • «Всезнайки». Они уверены, что отлично разбираются в любых вопросах и способны сделать работу лучше вас, но причина, почему не делают это — нехватка времени.
  • «Нытики». Люди этого типа редко бывают чем-то довольны и склонны расстраиваться по всякому пустяку.
  • «Вежливые надоеды». Чрезвычайно вежливы, навязчиво обходительны, но при этом чересчур дотошны к каждой детали.
  • «Переменчивые натуры». До мероприятия остаются считанные часы, и вдруг заказчик решает внести в программу очередные изменения. Event-команда мечется в панике, но что поделаешь? Клиент всегда прав!
  • «Выскочки». Такие люди привыкли быть лучшими и держать ситуацию под контролем. Они не оставят вас в покое, контролируя и комментируя каждый ваш шаг.
  • «Скупердяи». Некоторые клиенты твердо убеждены в том, что услуги не представляют никакой ценности, и не готовы платить за «воздух». Увидев стоимость проекта, они сразу же начинают сбивать цену, и в дальнейшем, при всяком удобном случае просят дополнительную скидку.
  • «Бойцы». Темпераментные, эмоциональные люди, живущие по принципу «Жизнь — это вечная борьба». Их агрессивность и стремление постоять за свои интересы превращает процесс переговоров в жаркую битву. И не обольщайтесь, что такие качества характерны лишь мужчинами — практика показывает, что количество «бойцов» среди женщин ничуть не меньше.

Какие достижения продавец может указать в своем резюме?

Когда соискатель претендует на должность менеджера по продажам, его резюме должно идеально вписываться в требования компании. Помимо личных и профессиональных характеристик, в анкете важно расписать успехи, которых благодаря трудолюбию и упорству удалось добиться на предыдущем месте работы. В графе достижений можно указать:

  • умение оказывать компетентные профессиональные консультации по продукту;
  • развитые презентационные навыки, умение заинтересовать собеседника;
  • опыт устранения нестандартных ситуаций, урегулирования конфликтов;
  • знание основ мерчандайзинга, правил выкладки продукции на витринах;
  • навыки допродаж сопутствующих товаров, увеличения среднего чека;
  • умение завершать сделку позитивно, формировать у клиента удовлетворенность от покупки.

Компетентный продавец-консультант, обладающий перечисленными выше личными качествами и развитыми профессиональными навыками, сможет легко найти работу в компании, занятой в сфере торговли или предоставления услуг. Опыт продаж поможет специалисту на любой должности, в том числе на позиции руководителя. Грамотный продавец-практик сможет продолжить карьеру в отделе обучения организации на позиции бизнес-тренера.

Деловые качества: на что обращать внимание при подборе

Деловые качества работника — способность выполнять трудовые обязанности, закрепленные должностной инструкцией. В выборе сотрудника ориентируйтесь на пользу, которую он принесет организации. Учитывайте и личностные качества — они характеризуют отношение к работе.

Деловые и личностные качества работника: перечень

Деловые качества
  • Уровень образования, грамотность, квалификация, специальность;
  • Опыт работы, производительность труда, ранее занимаемые должности;
  • Аналитические способности, внимание к деталям, обучаемость, гибкость;
  • Адаптация к информационным системам, математический склад ума;
  • Готовность к сверхурочной работе, скрупулезность;
  • Навыки взаимодействия с клиентами, делового общения, планирования;
  • Ораторские и организаторские способности, навыки подготовки докладов;
  • Предприимчивость, умение заниматься несколькими проектами одновременно, работать с большим количеством информации;
  • Способность принимать решения;
  • Стратегическое и творческое мышление, стремление к самосовершенствованию;
  • Умение вести переговоры или переписку, договариваться, излагать мысли, находить общий язык;
  • Умение обучать, работать в команде, располагать к себе людей, убеждать;
  • Хорошие внешние данные, дикция, физическая форма.
Личностные качества
  • Аккуратность, внимательность, исполнительность, дисциплинированность, организованность, ответственность, пунктуальность;
  • Активность, настойчивость, амбициозность, решительность, инициативность, бесконфликтность, вежливость, коммуникабельность, обаяние, уравновешенность;
  • Порядочность, преданность, принципиальность, честность;
  • Самоконтроль, терпеливость, самостоятельность, стрессоустойчивость;
  • Энергичность, энтузиазм.

Многие молодые люди, приходя на должность эдвайзера, ошибочно считают, что главное – поставить перед собой цель получить повышение, плыть по течению, безошибочно выполняя свои обязанности. Они не видят новых возможностей и ускорения процесса развития, потому что:

  • имеют размытые представления о перспективах работы на позиции;
  • не готовы подстраиваться под постоянные изменения (организационные, законодательные);
  • быстро забывают знания, полученные на тренингах и курсах;
  • делают лишь то, что хорошо умеют, боясь взяться за сложные задачи;
  • не умеют грамотно организовать время;
  • не держат обратную связь с руководителем.

В связи с расширением сферы услуг в области психологии актуальной является проблема качества профессиональной подготовки практического психолога.

Профессия психолога, обладающая возможностью оказывать влияние на индивида, на группу людей, решать их практические задачи, приобрела специфическую ценность для общества. С учетом особенностей профессиональной деятельности психолога, в частности психолога-практика, особое значение приобретает его ответственность за свою работу. Далеко не каждый человек, даже не каждый дипломированный психолог, может стать психологом-практиком. Определяющим фактором в профессиональной деятельности психологов-практиков в первую очередь является формирование у них необходимых профессионально-значимых качеств. Кроме того, специфика профессии психолога-практика такова, что при отсутствии у последнего необходимых для успешной профессиональной деятельности соответствующих личностных качеств, каким бы багажом профессиональных знаний он не обладал, даже при наличии хорошо сформировавшихся профессиональных умений и навыков, он не может считаться специалистом высшей квалификации. Более того, поскольку речь идет о необходимости решать конкретные практические психологические проблемы людей, проблемы, связанные с духовным миром человека, такой специалист не имеет право их решать. В этой связи психолог должен обладать рядом профессиональных и личностных качеств, владение которыми позволяет специалисту сохранять доверие людей, правильно ориентироваться в ситуациях конфликта между нормами субординации и нравственности, потребностями и интересами отдельных людей и различных групп.

Таким образом, актуальность темы курсовой работы связана не только с профессионально-личностными требованиями предъявляемые к психологам консультантам и проблеме качества профессиональной подготовки практического психолога, но и с вопросами личностного развития студента и формирование его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, который как раз и приходится на время обучения в ВУЗе, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируется его жизненная и мировоззренческие позиции, осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения. При этом одной из ведущих проблем является построение такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста.

Объектом исследования является влияние процессов развития личности на формирование личных и профессиональных качеств специалиста.

Предметом исследования является проблема выявления взаимосвязи и взаимообусловленности двух процессов: развития личности и становление профессионала в процессе обучения в ВУЗе.

Исходя из вышеизложенного, целью данной работы является: изучение и обобщение профессиональных и личностных качества психолога.

Глава 1.1. Особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Теоретический анализ модели «идеального» психолога-консультанта.

Проблеме изучения особенностей профессиональной деятельности психолога-консультанта и портрету «идеального» психолога посвящено большое количество исследований (Ю.Б. Алешина, 2000; Г.С. Абрамова, 1998; Р. Кочюнас, 1999; Р. Мэй, 2001; Р.С. Немов, 2000; К. Роджерс, 1994; Н.А. Аминов, М.В. Молоканов, 1992; Е.Э. Смирнова, 1977). Отмечается, что необходимо определить личностные особенности специалиста, которые обеспечивают успешность его профессиональной деятельности (Е.Э. Смирнова, 1977). Необходимость обсуждения этого вопроса связана, прежде всего, на мой взгляд, с тем, что работа психолога-консультанта очень специфична своим предметом – индивидуальностью человека. Р.Кочюнас говорит, что личность консультанта выделяется почти во всех теоретических системах как «важнейшее целительное средство» в процессе консультирования. «По существу основная техника психологического консультирования – это «я – как – инструмент» (23, c.25). Специфичность проявляется и в том, что сам психолог тоже выступает как индивидуальность, как человек, имеющий на нее полное право. В этом смысле возникает множество проблем, связанных с социальным статусом профессии психолога-консультанта, например, проблема критериев эффективности его работы, уровня его квалификации, в конечном счете, проблемы подготовки психологов-консультантов.

Важной особенностью психологического моделирования личности является учет основных факторов, оказывающих формирующее влияние на коммуникативную компетентность личности психолога – характер деятельности, система отношений с другими людьми и прочее. Модель «перспективного» специалиста строится на основе экспертных оценок (Г.Е. Леевик, 1982).

При построении модели специалиста метод моделирования широко использовался в социологии. Е.Э. Смирнова модель специалиста раскрывает обобщенно «в виде…образца специалиста, которого высшая школа должна выпустить из своих стен».

Каким же должно быть сочетание свойств личности, которое в наибольшей степени обеспечивало бы успех консультирования?

Хотя исследований в этой области много, однако, единого ответа о свойствах личности, способствующих эффективной работе консультанта, к сожалению, нет.

Определение критериев оценки продуктивности уровня коммуникативной деятельности психолога-консультанта позволяет представить желательные коммуникативные качества профессионала для эффективного осуществления стоящих перед ним практических задач.

Г.С. Абрамова считает, что «эмпирически очевидные показатели, которые служат для проверки валидности теста, обозначаются термином критерий.» (1, с.34). Критерием чаще всего бывает проявление изучаемой характеристики в повседневной жизни. Другими словами, критерий – это очевидный показатель тех характеристик личности, определяемый независимо от предъявления теста.

Известны такие исследования, в которых осуществляется изучение связи и влияние определенного качества (коммуникативная компетентность) на эффективность деятельности профессионала, что дает возможность, учитывая результаты исследования, расценивать составляющие изучаемого качества как желательные или нежелательные для психолога-консультанта, т.е. способствующие или препятствующие оптимальному уровню функционирования коммуникативной компетентности у специалиста, и таким образом входящие или не входящие в модель коммуникативной компетентности эффективного профессионала.

Дадим определение «продуктивной деятельности» – «это специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.» (30, с. 76). Это деятельность, которая приносит ощутимый желаемый результат, имеет конечной своей целью создание какого-либо продукта, например, в качестве продукта может выступать приобретенное умение активно слушать. Более подробное освещение проблемы изучения личности профессионала, его коммуникативных способностей, позволит нам подойти к выявлению критериев оценки данных способностей, которые определяются на материале научных источников.

Несомненно, что коммуникативная компетентность психолога-консультанта находится в прямой зависимости то личностных качеств специалиста, личность психолога оказывает влияние на выбор стиля и способов воздействия.

Качества, необходимые психологу-консультанту, условно можно разделить на 3 сферы:

1. Коммуникативная сфера.

2. Эмоционально-волевая сфера.

3. Познавательная сфера.

Перейдем к рассмотрению качеств, составляющих эти сферы.

1. Коммуникативная сфера.

Эта сфера, по моему мнению, является основной, т.к. психологу-консультанту постоянно приходится иметь коммуникативные связи с другими людьми (клиентами) и умение устанавливать раппорт и поддерживать контакт является необходимым для подобного специалиста.

Необходимой базой для развития этой сферы является такое качество, как потребность в общении с другими людьми. То есть изначальное желание быть включенным в межличностное общение, ориентация на совместную деятельность. Известно, что общительность обеспечивает успех в профессиях, главной особенностью которых является межличностный контакт. Однако в исследовании М.Р. Битяновой (1991), также, как и исследовании Е.И.Рогова (1995), указывается на нежелательность аффектотимии (высокие показатели по фактору общительность), т.к. личность с высокими оценками по данному фактору подвержена аффективным переживаниям, характеризуется сильными колебаниями настроения в течение дня. Излишнюю общительность Е.И. Рогов относит к деформированности личности, вызванной спецификой профессиональной деятельности (1995). Вышеперечисленные факты относятся к профессии педагога, учитывая смежность с профессией психолога, и были приведены эти данные, однако важно помнить о специфике работы психолога.

Читайте также:  Разрешительные документы для открытия мойки цистерн

Следующее важное качество – способность к эмпатии. «Так, одним из важнейших качеств психолога-консультанта некоторые исследователи называют эмпатию (Н.А. Аминов, М.В. Молоканов, 1992; К. Роджерс, 1994). В качестве особых форм эмпатии выделяют: сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через чувствование и отождествление с ним; сочувствие – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний по поводу чувств другого, способность понимать аффективные ориентации; когнитивную эмпатию, бизирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и анализ); предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого; эмпатия как социальный инсайт, субъект как бы реконструирует внутренний мир другого человека; эмпатия может рассматриваться как эмоциональное состояние, возникающее при виде переживаний другого; эмпатия рассматривается (школа психоанализа) как свойство врача при взаимодействии с больным, как рефлексивная эмпатия, как способность понять человека при деформации его защитных механизмов и т.д.» (55).

Второй уровень коммуникаций, который также необходимо учитывать специалисту, работающему с людьми – это невербальные коммуникации.

Список использованных источников

  • Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для судентов вузов. Изд. 6-е, перераб. и доп. — М.: Академический проект, 2001. — 480 с.
  • Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1; Пер. с англ. / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. — М.:Педагогика, 1982. — 320 с.
  • Браун Дж. Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. — СП16.: Питер, 2001. — 352 с.
  • Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. — СТ16.: Питер, 2001. – 304 с.
  • Хъелл Л. Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). — СП16.: Питер Ком, 1998. -608 с.
  • Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 191 с.
  • Карандашев В.Н. Введение в профессию. М.: Смысл, 2000. — 288 с.
  • Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 400 с.
  • Куликов Л.В. Практическая психология: Советы и рекомендации. СПб., 1994. – 293 с.
  • Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М.:Смысл, 1998. – 109 с.
  • Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2005. – 928 с.
  • Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2003. – 272 с.

Если в резюме вписано больше 5 характеристик, это сигнал о том, что претендент не способен сделать грамотный выбор. Причем стандартные «ответственность» и «пунктуальность» стали банальными, поэтому при возможности расспросите, что означают эти общие понятия. Яркий пример: фраза «высокая работоспособность» может означать «способность работать с большим количеством информации», в то время как вы рассчитывали на «готовность к сверхурочной работе».

Такие общие понятия, как «мотивация к труду», «профессионализм», «самоконтроль», претендент может раскрыть другими выражениями, конкретнее и содержательнее. Обратите внимание на несовместимые качества. Чтобы убедиться в честности претендента, можете попросить проиллюстрировать примерами указанные им характеристики.

Качества для разных профессий

Определенные профессиональные качества нужны почти во всех видах деятельности. Вы можете облегчить претендентам работу и заодно сузить их круг, внеся информацию о нужных характеристиках в объявлении о приеме на работу. Для работника в области продвижения или развлечения основные качества – коммуникабельность, умение работать в команде, располагать людей к себе. В перечень выигрышных качеств также войдут: обаяние, уверенность в себе, энергичность. В сфере торговли список лучших качеств будет выглядеть так: гибкость мышления, навыки взаимодействия с клиентами, умение договариваться, работать в команде, а также быстрая реакция, вежливость, настойчивость, активность.

Руководителю в любой сфере должны быть свойственны такие профессиональные качества, как организаторские навыки, способность находить общий язык и работать в команде, находчивость, бесконфликтность, обаяние и умение обучать. Не менее важны умение быстро принимать решения, уверенность в себе, внимательность и уравновешенность.

Сильные стороны сотрудника, работающего с большим объемом данных (бухгалтера или системного администратора): внимание к деталям, аккуратность, быстрая обучаемость, внимательность, организованность и, конечно, способность работать с большим количеством информации.

Характеристика секретаря включает разнообразные положительные качества: навыки взаимодействия с клиентами, делового общения, грамотность, умение вести переговоры и деловую переписку, способность заниматься несколькими делами одновременно. Также обратите внимание на хорошие внешние данные, внимательность, тактичность и уравновешенность, исполнительность. В любой профессии пригодятся ответственность, внимательность и стрессоустойчивость. Но претендент, вписывая такие качества в резюме, не всегда относится к ним серьезно.

В любой профессии пригодятся ответственность, внимательность и стрессоустойчивость. Но претендент, вписывая такие качества в резюме, не всегда относится к ним серьезно.

Качества для разных профессий

Почти каждая профессия подразумевает необходимость в каких-либо профессиональных качествах или навыках. Чтобы не путать людей, вы можете сами обозначить нужные навыки в информации об открытой вакансии. Однако, если пишите также банальные и размытые определения, ждите, что откликаться будут люди, у которых в резюме также всё размыто и по-общему. Либо же, сконцентрируйтесь на том, чтобы раскрывать эти навыки непосредственно на собеседовании.

  • Если вы заняты в области продвижения товара, или развлекательной ниши, то и головными навыками станут коммуникабельность, командная работа, располагающие к себе качества.
  • В распространённой более остальных сфере торговли нужно найти человека с навыками общения, обаяния и умением знакомиться с людьми. Реакция, вежливость и стрессоустойчивость конечно также скажутся.
  • Если цель — нанять человека на руководящие должности, то и проф качества должны этому отвечать. В первую очередь — это способность руководить, находить общий язык и понимание, быстрота реакции и принятия решений.
  • На бухгалтерские места следует искать человека, который спокойно будет относиться к большому количеству информации, документов и будет обладать аккуратностью и ответственностью.
  • Позиции секретарей подразумевают деловое общение, грамотность, многозадачность. Хорошие внешние данные, хоть они и не относятся к профессиональным значениям, также имеют большую роль. Потому что человек будет взаимодействовать напрямую с важными людьми и представлять вас.

Но помните, чтобы не было написано в резюме, при составлении его человек мог не относиться серьёзно к определяемым навыкам. Поэтому, как уже говорилось, делайте упор на личное общение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *