Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое налоговая тайна. Объясняем простыми словами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В зависимости от того значения, которое имеет информация по отношению к правам, свободам и законным интересам человека, безопасности общества и государства, имеет смысл в настоящее время говорить о разделении всего массива информации на информацию, изъятую из оборота, информацию, находящуюся в ограниченном обороте, и информацию, находящуюся в свободном доступе.
Разделение информации
Под информацией с ограниченным доступом понимается информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законом с целью защиты прав и законных интересов ее обладателей.
Условия отнесения информации с ограниченным доступом к сведениям, составляющим какую-либо тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными законами.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Основополагающими также являются положения о том, что:
- обязательно соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;
- защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне;
- федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение;
- информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на этих лиц федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации;
- информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда;
- срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе;
- запрещается требовать от гражданина (физического лица) представления информации о его частной жизни, в т.ч. информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами;
- порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается Федеральным законом о персональных данных.
В рамках данной статьи рассмотрим правовой режим доступа к налоговой тайне. Специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен ст. 102 НК РФ исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере. В процессе осуществления налоговыми органами Российской Федерации своих функций, установленных НК РФ и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому федеральное законодательство предусматривает ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях .
Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну
В соответствии с НК РФ, доступ к налоговой тайне означает наличие законного права у того или иного лица владеть определенной информацией, касающейся данных налогоплательщика, особенностей налогообложения определенного предприятия, организации и т.д.
Законный доступ к сведениям, которые были признаны налоговой тайной, имеется у определенных должностных лиц. Точный список данных лиц может быть установлен федеральным органом исполнительной власти, обладающим соответствующими полномочиями, федеральным органом, относящимся к уголовному судопроизводству, федеральным таможенным учреждением и т.д.
Доступ к данной информации, как правило, оформляется в письменном виде.
В документе указывается список полномочий и точные сведения об информации, к которой должностное лицо получает доступ.
Помимо этого, должностное лицо должно подписать согласие о том, что в случае, если налоговая тайна будет разглашена иным лицам, либо им будет обеспечен неправомерный доступ, данное нарушение обязательно повлечет за собой применение определенных мер ответственности, установленных НК РФ и иными нормативно-правовыми актами.
Для применения определенных мер ответственности, доступ и факт нарушения интересов налогоплательщика обязательно должны быть доказаны, иначе установление наказания станет невозможным.
Какие сведения составляют налоговую тайну?
Данные из бухгалтерских регистров и бухгалтерская отчетность потенциального контрагента являются коммерческой тайной. Инспекторы должны ограничить доступ к таким сведениям, которые они получили во время проверки компании.
Судьи рассмотрели дело и поддержали налоговую: запрошенные сведения, составляющие налоговую тайну, не имеют отношения к должнику.
Сведения, подлежащие размещению, по запросам не представляются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Налоговую тайну составляют любые полученные налоговыми и другими органами и организациями и должностными лицами, являющимися участниками налоговых отношений, сведения о плательщике, за исключением сведений, упомянутых в п. 1 ст. 29 НК.
В запуске сервиса заинтересованы участники госзакупок, честные компании высококонкурентных отраслей, которые надеются на защиту от недобросовестных предпринимателей, демпингующих на рынке за счет налоговой экономии, отметил сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.
Какие сведения налогоплательщика относятся к налоговой тайне
При этом запрос должен содержать конкретные цели получения конфиденциальной информации. То есть для чего эта информация будет использована.
Компания может столкнуться с налоговой тайной при работе с поставщиками или участии в тендерах. Например, крупный партнер попросит сделать налоговую тайну общедоступной. Звучит так себе, но на деле не страшно.
Следует отметить наблюдающуюся тенденцию сокращения перечня информации, подлежащей установленной ст. 29 НК охране в качестве налоговой тайны.
Если гражданин или уполномоченное лицо от организации подписали специальный документ о том, что разрешают распоряжаться рядом сведений (например., информацией о месте работы, банковских реквизитах, достижениях и пр.), то эта информация автоматически исключается из круга, составляющего налоговую тайну.
Согласно п. 4 ст. 9 Закона об информации условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую, служебную и иную тайну, обязательность соблюдения их конфиденциальности, а также ответственность за разглашение устанавливаются федеральными законами.
Согласно ст. 102 НК РФ, любая информация о лице, являющемся налогоплательщиком, которая поступает в различные занимающиеся взиманием налогов ведомства, а также в правоохранительные органы, является тайной. Все информационные сведения о налогоплательщике защищены режимом особой секретности. По закону, доступ к ним не может определяться юридическим статусом лица.
Не относятся к налоговой тайне те сведения, которые налогоплательщик разгласил сам или дал на это свое согласие. Также в свободном доступе находятся идентификационный номер (ИНН) и информация о нарушениях статей, устанавливающих порядок и сумму налоговых выплат. В случае наличия договоренностей о сотрудничестве между налоговыми службами разных стран, из категории тайны изымаются оговоренные в международных соглашениях сведения. Налоговой тайной также не является информация о доходах и их источников лиц, баллотирующихся на какой-либо государственный пост. Это же правило распространяется и на родственников таких лиц.
Получение информации о налогоплательщике
Налоговый кодекс определяет правила и способы получения налоговым органом сведений о налогоплательщике. Главным требованием здесь является необходимость получать данную информацию непосредственно при исполнении представителя того или иного органа своих полномочий. Если некая информация становится доступна представителю налоговой службы случайно, то она не относится к категории налоговой тайны. Налоговый кодекс заявляет, что в этом случае нет даже оснований говорить о какой-то секретности: по определению невозможно считать то, что становится известным третьим лицам в случайном порядке.
Получение информации о налогоплательщике регулируется тремя статьями. С. 31 НК РФ дает исполняющему свои полномочия представителю налогового органа запросить необходимые ему данные, а ст. 23 делает налогоплательщика обязанным такие данные предоставить. В случае невыполнения этой статьи, налогоплательщику грозят штрафные санкции, оговоренные в ст. 129.
В 2016 году были пересмотрены основания, на которых та или иная информация подлежит хранению в режиме секретности. К перечню данных, не входящих в категорию налоговой тайны, были добавлены три пункта:
- информация о среднем количестве зарегистрированных сотрудников компании, подаваемая за один календарный год, который предшествует году размещения таких сведений на веб-странице организации;
- сведения об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений на веб-странице организации или любом другом сайте, суммах налогов и сборов без учета сумм сборов, уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕЭС, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом;
- данные о доходах и расходах по документам, отражающим годовую финансовую отчетность организации за календарный год, предшествующий году публикации таких материалов в интернете.
Кроме того, изменения в законе теперь предписывают необходимость публикации сведений о недоимках и задолженностях налогоплательщика по каждому пункту, а также о возможностях применения к нему соответствующих мер, на официальном сайте федерального органа исполнительной власти. Однако размещение такой информации строго контролируется федеральным законодательством. Государство гарантирует, что информация, извлеченная из бухгалтерской отчетности, не будет раскрыта, а также оговаривает количество и характер запросов, согласно которым информация будет раскрываться. Введение такой поправки обусловлено загруженностью налоговой службы: количество запросов контрагентов на раскрытие сведений, подтверждающих добросовестность их партнера, уже давно превысило все возможные пределы. Реакцией налоговиков стало заявление, что они больше не будут предоставлять такую информацию, поскольку по закону им лишь предоставляется право на ее раскрытие, но это не является их обязанностью.
Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 183 УК РФ
В ч. 2 ст. 183 УК РФ сформулировано два альтернативных состава преступления.
Под незаконным разглашением следует понимать действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую, банковскую или налоговую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору. Например, операционист кредитной организации рассказывает знакомому предпринимателю, сколько денежных средств находится на счетах банка у его конкурента.
Под незаконным использованием следует понимать использование составляющих тайну сведений в целях, не связанных с теми, для реализации которых лицу предоставлен доступ к сведениям.
По ч. 2 ст. 183 УК РФ ответственность наступает для лиц, которым эти сведения были доверены или стали известны по службе или работе.
Лицом, которому эти сведения были доверены, следует считать того, кто в силу занимаемой должности располагает этими сведениями и использует их при осуществлении своей профессиональной деятельности. Лицом, которому эти сведения стали известны по службе или работе, может считаться такой работник, которому эти сведения не представляются для использования, но который ознакомился с ними при выполнении своих профессиональных обязанностей.
Должностные лица (прокурор, следователь, налоговый инспектор и др.), частный нотариус, частный аудитор, разгласившие или использовавшие подобные сведения, отвечают по совокупности преступлений — по ч. 2 ст. 183 и по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) или ст. 202 УК РФ (злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами).
# Какие предприятия должны защищать персональные данные?
Определение Согласно статье 3 ФЗ-152, вводится термин «оператора», под которым понимается государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующее и (или) осуществляющее обработку персональных данных, а также определяющее цель обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с ПДн. Предприятия, попадающие под озвученное определение, согласно статье 18.1 всё того же ФЗ-152, обязаны принимать достаточные и необходимые меры по защите персональных данных, обеспечивая тем самым выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов.
# Нужны ли лицензии оператору, например, на деятельность по технической защите конфиденциальной информации?
Здесь, пожалуй, можно дать односложный ответ: нет. Дело в том, что лицензии могут понадобиться подрядчику Оператора в случае, если сам оператор приглашает подрядчика оказать услуги по разработке проектов организационно-распорядительных документов и необходимых организационно-технических мер. В этом случае подрядчику понадобится как минимум лицензия на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, выдаваемая ФСТЭК России, а также может понадобиться лицензия ФСБ России на деятельность, связанную с применением в ИСПДн шифровальных/криптографических средств. Вывод Ни для клиента, ни для хостинг-провайдера озвученные лицензии не нужны, они необходимы исключительно подрядчику, реализующему внедрение мер по защите информации.
# Что представляют собой уровни угроз и уровни защищенности ПДн?
При обработке ПДн в информационных системах существуют установленные требования по их защите. Требуемый уровень защищенности зависит от трех уровней актуальных угроз. Список 2. Три уровня актуальных угроз
- Угроза I уровня Угрозы, связанные с наличием недокументированных возможностей в используемом системном программном обеспечении
- Угроза II уровня Угрозы, связанные с наличием недокументированных возможностей в используемом прикладном программном обеспечении
- Угроза III уровня Угрозы, не связанные с наличием недокументированных возможностей в используемом системном и прикладном программном обеспечении
Согласно Постановлению Правительства РФ № 1119 от 1 ноября 2012 года, вместо классов информационных систем персональных данных устанавливаются 4 уровня защищенностиперсональных данных при их обработке в информационных системах, а также требования для каждого из них. Информационная система может быть отнесена к тому или иному уровню защищенности в зависимости от:
- типа персональных данных, обрабатываемых информационной системой;
- типа актуальных угроз;
- количества обрабатываемых субъектов персональных данных и от того, персональные данные какого контингента обрабатываются.
Список 3. Категории обрабатываемых персональных данных 1-й уровень защищенности
- Для информационной системы актуальны угрозы 1-го типа, и информационная система обрабатывает либо специальные категории персональных данных, либо биометрические персональные данные, либо иные категории персональных данных.
- Для информационной системы актуальны угрозы 2-го типа, и информационная система обрабатывает специальные категории персональных данных более чем 100 000 субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора.
2-й уровень защищенности
- Для информационной системы актуальны угрозы 1-го типа, и информационная система обрабатывает общедоступные персональные данные.
- Для информационной системы актуальны угрозы 2-го типа и информационная система обрабатывает специальные категории персональных данных сотрудников оператора или специальные категории персональных данных менее чем 100 000 субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора.
- Для информационной системы актуальны угрозы 2-го типа, и информационная система обрабатывает биометрические персональные данные.
- Для информационной системы актуальны угрозы 2-го типа, и информационная система обрабатывает общедоступные персональные данные более чем 100 000 субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора.
- Для информационной системы актуальны угрозы 2-го типа, и информационная система обрабатывает иные категории персональных данных более чем 100 000 субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора.
- Для информационной системы актуальны угрозы 3-го типа, и информационная система обрабатывает специальные категории персональных данных более чем 100 000 субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора.
3-й уровень защищенности
- Для информационной системы актуальны угрозы 2-го типа, и информационная система обрабатывает общедоступные персональные данные сотрудников оператора или общедоступные персональные данные менее чем 100 000 субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора.
- Для информационной системы актуальны угрозы 2-го типа, и информационная система обрабатывает иные категории персональных данных сотрудников оператора или иные категории персональных данных менее чем 100 000 субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора.
- Для информационной системы актуальны угрозы 3-го типа, и информационная система обрабатывает специальные категории персональных данных сотрудников оператора или специальные категории персональных данных менее чем 100 000 субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора.
- Для информационной системы актуальны угрозы 3-го типа, и информационная система обрабатывает биометрические персональные данные.
- Для информационной системы актуальны угрозы 3-го типа, и информационная система обрабатывает иные категории персональных данных более чем 100 000 субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора.
4-й уровень защищенности
- Для информационной системы актуальны угрозы 3-го типа, и информационная система обрабатывает общедоступные персональные данные.
- Для информационной системы актуальны угрозы 3-го типа, и информационная система обрабатывает иные категории персональных данных сотрудников оператора или иные категории персональных данных менее чем 100 000 субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора.
Управление налоговой тайной для бизнеса
Теперь перейдем к информации о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за такие нарушения, которая по законодательству не относится к налоговой тайне. По нашему мнению, к такой информации могут быть отнесены сведения как о совершенных налоговых правонарушениях, так и о нарушениях налогового законодательства, за которые не установлена налоговая ответственность. Однако ФАС Центрального округа в Постановлении от 29 августа 2007 г. по делу N А14-15673-2006/614/34 высказал мнение, что, исходя из системного толкования норм ст. ст. 45, 72, 75, 106, 107 НК РФ, а также гл. 16 НК РФ, под сведениями о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения законодатель подразумевает только информацию о налоговых правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена НК РФ.
По мнению автора, этот вывод не соответствует законодательству о налогах и сборах, поскольку НК РФ под нарушениями данного законодательства понимает любое несоблюдение его норм. Например, согласно п. 1 ст. 100 НК РФ в случае выявления нарушений налогового законодательства в ходе проведения проверки должностное лицо, проводящее проверку, должно составить акт по установленной форме. Вопрос о том, квалифицировать ли выявленное нарушение как налоговое, решается не проверяющими, а руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки.
Согласно ст. 11 АПК РФ разбирательство дел в арбитражных судах открытое. Закрытое судебное заседание допускается, если открытое разбирательство дела может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны. Судебная практика по данному вопросу немногочисленна.
Пример. Заявитель ходатайствовал о проведении закрытого судебного заседания, ссылаясь на ст. 11 АПК РФ и мотивируя это необходимостью сохранения налоговой и банковской тайны. Ведь в материалах дела содержатся сведения о суммах налогов, влияющих на показатели операций по движению денежных средств по банковским счетам заявителя, а также имеются документы, предусмотренные ст. 165 НК РФ.
Это ходатайство апелляционным судом было отклонено, поскольку заявитель в силу ст. 159 АПК РФ не обосновал, каким образом открытое судебное разбирательство по правилам арбитражного судопроизводства может привести к разглашению сведений, составляющих налоговую или банковскую тайну. С доказательствами, имеющимися в материалах дела и содержащими сведения о заявителе как о налогоплательщике, согласно ст. 41 АПК РФ вправе знакомиться только лица, участвующие в деле (налогоплательщик и налоговый орган в лице их представителей, действующих по доверенности и на основании п. 1 ст. 31 НК РФ). Неограниченному кругу лиц материалы дела для ознакомления не предоставляются.
Информация, которая должна содержаться в судебном акте в силу ст. 201 АПК РФ по налоговому спору, предметом которого является ненормативный правовой акт налогового органа, по мнению апелляционного суда, не нарушает ни налоговую, ни банковскую тайну, так как не содержит в себе сведений, их составляющих. Сама по себе информация о представлении налогоплательщиком декларации по НДС в налоговый орган не является какой-либо тайной, а сведения о нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не являются налоговой тайной (пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ). При таких условиях ходатайство заявителя судом признано необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Правовой режим доступа к конфиденциальной налоговой информации
По общему правилу, установленному ст. ст.10, 12 Федерального закона № 24-ФЗ, государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными. Пользователи — граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения — обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа, которая в свою очередь, как уже отмечалось, подразделяется на информацию, составляющую государственную тайну и конфиденциальную информацию.
Ранее мы уже установили, что информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является одной из разновидностей конфиденциальной экономической информации. Следовательно, доступ к ней должен быть ограничен. Такое ограничение составляет основу правового режима защиты соответствующей информации. В этой связи необходимо установить правовое значение термина «режим».
Основываясь на этимологическом толковании слова «режим» предлагается понимать его, как установленный порядок жизни и деятельности для достижения каких-либо целей.
В юридической литературе правовой режим определяется и как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств1, и как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязыва-ний, создающих особую направленность регулирования2. Имеется также утверждение, что правовой режим это одновременно есть: права, обязанности и ответственность; система мер, которая используется для достижения поставленных целей; система правового воздействия, состоящая в специфике приемов регулирования и его механизма3. Существует и версия, что правой режим есть особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании правовых средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъекта права4.
Следует также принять во внимание отраслевую принадлежность правовых режимов. В одной из своих работ Д.Н. Бахрах отмечает, что «правовой режим отрасли права представляет собой совокупность юридических средств регулирования — отраслевой юридический инструментарий, — опосредованных отраслевым методом правового воздействия и базирующихся на принципах, специфичных для данной отрасли»1.
В этой связи интерес представляют определения тех или иных режимов в действующем законодательстве. Например, согласно ст. 18 ТК РФ таможенный режим это — совокупность положений, определяющих для таможенных целей статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
Во всех приведенных выше определениях режим, так или иначе, определяется как совокупность, система или сочетание правовых средств, мер и положений. Полагаем, что какой-либо режим действительно возможен лишь при установлении совокупности взаимосвязанных между собой положений, имеющих общий предмет правового регулирования. Ограничение доступа к информации, составляющей налоговую тайну, также базируется на совокупности соответствующих положений.
Уже упоминавшаяся Концепция обеспечения безопасности деятельности налоговых органов федеральными органами налоговой полиции, определяет защиту информации, прежде всего, как принятие мер по обеспечению сохранности информационных ресурсов налоговых органов от незаконного распространения, искажения или уничтожения. С учетом этого режим доступа к информации, составляющей налоговую тайну, можно определить, как совокупность правовых положений, обеспечивающих сохранность соответствующих информационных ресурсов.
Правовую основу этого режима составляют положения, закрепленные в ст. 102 НК РФ. В соответствии с ними налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами налоговой полиции, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Поступившие в налоговые органы, органы налоговой полиции, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно МНС России, органами государственных внебюджетных фондов, ФСНП России и ГТК России.
Принимая во внимание то, что основной массив информации, составляющей налоговую тайну, является составной частью информационных ресурсов налоговых органов, следует обратиться к анализу соответствующих ведомственных актов МНС России. Так, Порядок предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации, утвержденный приказом МНС РФ от 3 октября 2000 г. N БГ-3-24/346, определяет, что предоставление конфиденциальной информации налоговыми органами осуществляется на основании письменных мотивированных запросов, оформленных на официальных бланках, за подписью уполномоченного должностного лица, если иное не предусмотрено законодательством или соглашениями об обмене информацией. Указанные запросы не подлежат исполнению в случаях когда: предоставление конфиденциальной информации не предусмотрено законодательством, совместными соглашениями и приказами МНС России и сторонних организаций; налоговые органы не располагают в готовом виде запрашиваемыми статистическими или информационно-аналитическими сведениями.
Конфиденциальная информация, содержащаяся в едином государственном реестре налогоплательщиков, предоставляется в порядке, предусмотренном Правилами ведения единого государственного реестра налогоплательщиков. Например, самим налогоплательщикам предоставляются сведения о них, носящие конфиденциальный характер — в двухмесячный срок после представления установленной законодательством годовой налоговой отчетности за прошедший год. Конфиденциальная информация из реестра предоставляется также правоохранительным и судебным органам в пределах их компетенции с учетом требований законодательства по защите информации.
В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках, правоохранительным органам, при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми, возникла необходимость в получении указанных сведений, и мотивировать, что необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо.
Понятие «угроза информационной безопасности»
Рассмотрим, какие угрозы существуют, и на какие свойства информации они направлены. Свойства и краткие пояснения указаны в скобках.
- Противоправные сбор и использование информации (нарушение конфиденциальности).
- Нарушение технологии обработки информации (нарушение целостности, аутентичности).
- Внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов функций не предусмотренные документацией (нарушение достоверности).
- Разработка и распространение программ нарушающих нормальное функционирование информационных систем и систем защиты информации (нарушение целостности).
- Уничтожение, повреждение или разрушение средств и систем обработки информации (нарушение целостности).
- Воздействие на парольно-ключевые системы защиты систем обработки информации (нарушение доступности – ввести несколько раз неправильно пароль, блокировка информации через систему защиты; отключение парольной защиты – нарушение целостности).
- Компрометация ключей и средств криптографической защиты информации (угроза конфиденциальности, применительно к системе защиты информации).
- Утечка информации по техническим каналам, например, акустическим (нарушение конфиденциальности информации).
- Внедрение электронных устройств для перехвата информации в технические средства обработки информации «жучки» (нарушение целостностипомещения, системы).
- Уничтожение, повреждение, разрушение носителей информации, хищение (угроза целостности).
- Несанкционированный доступ к информации в БД (нарушение конфиденциальности).
- Перехват информации в сетях, дешифрирование и передача ложной информации (нарушение конфиденциальности/целостности).
- Использование несертифицированных средств защиты информации. Это не совсем угроза. Ну, приведу простое сравнение, например. Вы пришли в больницу, а почему я заболел – по тому, что таблетки не пили. Сертификация направлена на обнаружение недекларированных возможностей (нарушение достоверности).
- Нарушение законных ограничений на распространение информации (нарушение доступности).
То есть, нарушение информационной безопасности – случайное или преднамеренное неправомерное действие вызывающее негативные последствия (ущерб/вред) для организации.
Теперь немного не связно, но по сути.
Начнем с примера: бывшая жена ИП Петрова хочет узнать, сколько он зарабатывает и в каком банке держит деньги. Она обращается в налоговую с запросом:
Прошу предоставить сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета ИП Петрова; о номерах расчетных счетов, количестве и движении средств в рублях и иностранной валюте.
Если сотрудник налоговой расскажет о доходах и счетах предпринимателя, он рискует получить штраф до 1 млн рублей. Потому что эти сведения — налоговая тайна.
Что не относится к налоговой тайне — статья 102 налогового кодекса
В законе нет списка сведений, которые относятся к налоговой тайне. Зато есть определение от обратного: налоговая тайна — это любые сведения, которые налоговая получает от бизнеса, кроме тех, что перечислены в статье 102. К примеру, в списке:
- общедоступные сведения. Это название компании, ее адрес, дата регистрации и всё, что она сама рассказывает у себя на сайте или в рекламе, социальных сетях;
- ИНН;
- информация о долгах и задержках по налогам;
- налоговый режим компании, например упрощенка;
- среднесписочная численность сотрудников за прошлый год;
- налоги, доходы и расходы за прошлый год.
Всё, что не входит в список исключений, могут знать налоговая, сам налогоплательщик и по запросу в налоговую или компанию — полиция с судом. Задача налоговой — следить, чтобы её сотрудники не разглашали эти сведения.
Кажется, что налоговая тайна — это что-то из внутреннего мира налоговиков, но есть два случая, когда тайна может понадобится предпринимателю:
- проверка контрагентов;
- признание налоговой тайны общедоступной для участия в тендере или сотрудничества с крупной компанией.
Теперь подробнее.