Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные типы местных бюджетов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Муниципалитет имеет право положить в свой «кошелек» только доходы, которые предусмотрены Бюджетным кодексом России. К ним относятся налоговые и неналоговые поступления. Кроме того, муниципалитет может получать трансферты из регионального и федерального бюджетов.
Статья 52. Местные бюджеты
-
Постановление Правительства РФ от 06.09.2021 N 1500
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 483»
-
Постановление Правительства РФ от 06.09.2021 N 1506
«Об утверждении Положения об официальных и о специальных представителях Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
-
Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2021 N 2418-р
«О внесении изменений в распределение объемов субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение программ, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания, на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»
Все документы >>>
-
Письмо Минфина России от 19.02.2020 N 09-01-11/11657
«О бюджете одного гражданина»
-
Постановление Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 N 26-П
«По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Североуральский городской округ»
-
Решение ВАС РФ от 17.12.2012 N ВАС-1937/12
Все документы >>>
Местный бюджет (бюджет муниципального образования) — это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, путём исполнения исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
Административно-правовой институт регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с нимПраво, юриспруденцияFREEАдминистративно-правовой статус муниципальных служащих. Прохождение муниципальной службыПраво, юриспруденцияFREEАдминистративное правоЮриспруденцияFREEАдминистративное право СШАЮриспруденцияFREEПравовое регулирование административной деятельности милиции общественной безопасностиЮриспруденцияFREEОрганизация местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованияхПраво, юриспруденция
a) бюджета района, который состоит из расходов и доходов, необходимых для выполнения функций, входящих в компетенцию районов согласно законодательству и функций делегированных Правительством.
b) Местных бюджетов — бюджеты сел, городов входящих в данный район.
Бюджет административно- территориальных образований со специальным юридическим статусом состоит из:
· Центральных бюджетов административно- территориальных образований со специальным юридическим статусом, которые состоят из расходов и доходов, необходимых для выполнения функций, входящих в их компетенцию, согласно законодательству, и функций делегированных Правительством.
· Местных бюджетов — бюджетов сел, городов , входящих в состав административно территориальных образований со специальным юридическим статусом.
Бюджет муниципия Бельцы состоит из:
- Муниципального бюджета, который состоит из расходов и доходов, необходимых для выполнения функций, входящих в их компетенцию муниципия, согласно законодательству, и функций делегированных Правительством.
- Местных бюджетов — бюджетов сел, входящих в состав муниципия Бельцы.
Бюджет муниципия Кишинев состоит из:
- Муниципального бюджета, который состоит из расходов и доходов, необходимых для выполнения функций, входящих в компетенцию муниципия, согласно законодательству, и функций делегированных Правительством.
- Местных бюджетов — бюджетов сел, входящих в состав муниципия Кишинев.
Статья 15 БК РФ. Местный бюджет (действующая редакция)
- Отчисления от федеральных и региональных налогов образуют основную долю налоговой части местного бюджета. Причем большую их часть – около 70% налоговых доходов – составляют поступления по федеральному налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Такая зависимость от одного налога не дает стимулов к развитию собственной экономики и расширению налогооблагаемой базы муниципалитетов.
- Местных налогов всего два – это земельный налог и налог на имущество физических лиц. В муниципальном бюджете, по данным Минфина России, они занимают всего 12,2%. Это объясняется тем, что, хотя земли в стране огромное количество, почти 80% её территории находится в федеральной собственности и не облагается земельным налогом. Это в основном земли запаса, лесной фонд, военные объекты.
- Неналоговые поступления местного бюджета тоже невелики. К ним относятся доходы от использования и продажи муниципального имущества, от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями (например поликлиниками), различные штрафы и компенсации. Большую часть неналоговых поступлений составляют доходы от продажи и сдачи в аренду муниципального имущества (около 80%), но этот ресурс иссякнет, когда продавать будет нечего.
- Доля межбюджетных трансфертов занимает почти 60% от всех источников доходов местных бюджетов. Трансферты бывают двух типов – нецелевые (дотации) и целевые (субсидии и субвенции). Муниципалитет может сам решить, как потратить дотации, а субсидии и субвенции местной власти выдаются сверху на решение конкретной задачи при условии софинансирования. В последние годы с усилением роли нацпроектов и региональных программ именно субсидии становятся основным видом трансфертов – так региону и федеральному центру проще контролировать расходование денег, при этом у муниципалитетов становится меньше независимости в принятии решений о развитии территории.
Большая зависимость от федеральных и региональных трансфертов и НДФЛ поставила муниципалитеты в пассивное, подчиненное положение. Поэтому они почти полностью утратили мотивацию для активного поиска дополнительных ресурсов и находятся в постоянном режиме ожидания финансовой помощи «сверху». Никакой самостоятельности при таких условиях быть не может. Поэтому неудивительно, что сегодня в России более чем 24 тысячи муниципальных образований, и практически все они дотационные. А в постоянной денежной поддержке нуждаются даже самые обеспеченные городские округа.
По словам профессора кафедры экономической и социальной географии географического факультета МГУ Натальи Зубаревич, уровень дотационности российских муниципальных районов может доходить до 75%. «Они все живут на трансферты, – рассказала ученый в интервью изданию «Волга Ньюс». – Налоги на прибыль и на имущество юрлиц идут в региональный бюджет, от главного налога – НДФЛ – городским округам оставляют только 15%, а остальные средства тоже идут в региональный бюджет. Остаются налоги на малый бизнес, но они малы. Как результат в доходах городских округов доля трансфертов из вышестоящих бюджетов превышает 60%».
Что такое муниципальный бюджет
(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 165-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
Бюджет городского округа с внутригородским делением и свод бюджетов внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет городского округа с внутригородским делением.
(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 187-ФЗ)
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений, внутригородских районов, муниципальных районов (в отношении населенных пунктов, других территорий, расположенных на межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок составления, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
3. Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
4. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, предоставляют финансовым органам муниципальных образований информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих муниципальных образований, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае, если местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в соответствии с абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, предоставляет финансовому органу данного муниципального района информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет указанного поселения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. Руководитель финансового органа муниципального образования назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Проведение проверки соответствия кандидатов на замещение должности руководителя финансового органа муниципального района, муниципального округа, городского округа квалификационным требованиям осуществляется с участием финансового органа субъекта Российской Федерации. Порядок участия финансового органа субъекта Российской Федерации в проведении указанной проверки устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 19.11.2021 N 376-ФЗ)
Указанным в абзаце втором настоящей части законом субъекта Российской Федерации должны быть предусмотрены перечень предоставляемых в финансовый орган субъекта Российской Федерации документов, способы проведения проверки соответствия кандидатов квалификационным требованиям, включая проведение собеседования с кандидатами, а также перечень принимаемых по результатам проверки решений и форма заключения о результатах проверки. Законом субъекта Российской Федерации также могут регулироваться иные вопросы порядка участия финансового органа субъекта Российской Федерации в проведении указанной проверки.
(абзац введен Федеральным законом от 19.11.2021 N 376-ФЗ)
6. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 187-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
Местный бюджет – что это такое простыми словами
Местный бюджет – это элемент в бюджетной системе государства, основное предназначение которого заключается в обеспечении финансовой реализации функционирования органов местной власти, осуществляемой самими гражданами через избранные представительные органы. Для того, чтобы выполнять функции местной представительной и исполнительной власти, они наделяются бюджетными правами (имущественными и финансовыми).
Понятие «бюджет» в переводе со старонормандского значит «сумка, кошель, кожаный мешок», и является схемой расходов и доходов какого-либо лица (семьи, предприятия, страны), которая устанавливается на определённый промежуток времени, чаще всего на год. Местные бюджеты являются основными каналами, помогающими довести до населения конечные результаты производства. С их помощью общественные фонды распределяют средства определённым слоям населения и финансируют развитие производства.
Анализ локальных бюджетов: расходы
Изучим теперь основные особенности, которыми характеризуются расходы местных бюджетов. Есть два их основных типа: текущие и капитальные. Рассмотрим их специфику.
Что касается капитальных, или инвестиционных расходов, то они представляют собой часть издержек, которые связаны с вложениями в действующие либо создаваемые юридические лица, осуществляющие деятельность в рамках тех или иных инвестиционных программ. В структуру капитальных расходов могут входить: бюджетные кредиты; капиталы, направленные на увеличение имущества, которым владеют муниципальные образования; бюджеты развития; издержки на капремонт тех или иных объектов.
Текущие расходы местных бюджетов — это издержки, которые обеспечивают необходимое функционирование политических институтов на уровне муниципалитетов, различных учреждений, а также становятся механизмом предоставления финансовой помощи в пользу систем управления государственным капиталом на иных уровнях в виде дотаций, субсидий, субвенций и иных методов поддержки. К текущим издержкам относят те, которые не классифицированы как капитальные.
Регулирующие платежи: муниципальные районы
К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных районов. В них, как и в случае с городскими поселениями, полностью зачисляется земельный налог, а также сбор на имущество физлиц. Что касается регулирующих платежей, то в бюджет муниципальных районов подлежат зачислению: 5% от НДФЛ, взимаемых в городских поселениях; 13% — от НДФЛ, получаемого в сельских поселениях; 15% — от НДФЛ, взимаемого на межселенных территориях; 100% от ЕНВД; 50% от ЕСХН на городских поселениях; 70% от ЕНСХ в селах; 100% от ЕСХН на межселенных территориях; 100% от пошлины, которая взимается по месту государственной регистрации.
Есть и иные виды регулирующих платежей, которые перечисляются в казну муниципальных районов, но рассмотренные нами можно причислить к ключевым.
Доходы местных бюджетов формируются за счет следующих источников:
1. местных налогов и сборов;
2. отчислений от федеральных и региональных налогов и
3. налоговых доходов.
Местные налоги и сборы — это налоги и сборы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ (далее НК РФ).
Отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты (муниципальных районов, поселений и городских округов) предусмотрены Бюджетным Кодексом РФ по нормативам (в процентах) на предстоящий финансовый год. Законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской, могут быть установлены: единые для всех муниципальных районов и поселений субъекта российской Федерации нормативы отчислений в их бюджеты от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, предусмотренных специальными налоговыми режимами. Которые должны, зачислены в соответствии с Бюджетным кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации.
Отчисления от федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в пользу местных бюджетов осуществляются по таким видам, как:
· налог на доходы физических лиц;
· единый налог на вмененный доход для отдельных видов
· единый сельскохозяйственный налог;
· государственная пошлина;
· прочих платежей (за выдачу разрешений на распространение наружной рекламы, ордеров на квартиру, за государственную регистрацию транспортных средств и др.).
Местные налоги и сборы отчисления от федеральных и региональных налогов, а также неналоговые платежи в совокупности составляют собственные доходы местных бюджетов. Иными словами, их собственные доходы — налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на основе БК РФ или законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и направляемые в местные бюджеты.
В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-I «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и другими последующими законами к местным налогам относилось 23 налога. С введением в действие части первой НК РФ (1998г.) к местным налогам было отнесено 5 налогов:
1. земельный налог;
2. налог на имущество с
3. налог на наследование или дарение;
4. налог на рекламу;
5. местные лицензионные сборы.
В настоящее время к местным налогам отнесен земельный
Налоговые доходы формируются:
1. от использования (сдачи в аренду) имущества, находящегося в муниципальной собственности;
2. от платных услуг, оказываемых органами местного
3. от доходов от продажи
4. в местный бюджет поступают и другие неналоговые доходы (штрафы, суммы конфискаций,
5. неналоговые доходы местных бюджетов формируются также за счет части прибыли
К неналоговым доходам относятся еще безвозмездные и
Любой бюджет состоит из 2 частей. Проанализируем, из каких средств они формируются.
-
Доходная часть:
- внешние поступления – заемные средства (кредиты, займы, подарки и т.д.);
- внутренние доходы – денежные средства и другие материальные поступления, заработанные субъектом, формирующим бюджет.
-
Расходная часть – это денежные и иные материальные средства, необходимые для функционирования субъекта, формирующего бюджет. Расходные средства подразделяются на два основных направления:
- текущие расходы, необходимые в данный момент времени;
- капитальные расходы, вкладываемые в объекты долговременного использования.
Бюджет формируется на определенный период времени: месяц, квартал, год, несколько лет.
В структуру входят две составляющие: доходная и расходная.
К доходной части относятся:
- федеральные прямые и косвенные налоги;
- акцизные и таможенные пошлины и сборы;
- региональные и местные налоги.
К расходной части относятся:
- финансирование отраслей промышленного сектора экономики;
- финансирование агропромышленного комплекса и сельского хозяйства;
- затраты на оборону и правоохранительную деятельность;
- финансирование социального блока, а также науки, образования, здравоохранения.
Право. Понятие и признаки права.
Сущность формирования местного бюджета
Основные понятия и структура местного бюджета изложены в Конституции (ст. 132). Прежде всего, эта статья дает право местным властям формировать, утверждать и в дальнейшем реализовывать этот бюджет. Одновременно такой бюджет является частью консолидированного бюджета, который формируется в конкретном регионе.
Главная задача властей в формировании бюджета на местном уровне – сделать всю процедуру максимально прозрачной и сбалансировать все поступления и расходы. Однако все должно происходить в рамках федерального законодательства.
В структуре местного бюджета есть несколько статей доходов, которые распределяются для реализации полномочий этой власти и решения проблем, возникающих на местном уровне. Исходя из размера полученных доходов, решается вопрос о предоставлении субвенций конкретному региону, поселению, городу или селу.
Вторая часть расходной части
Эта часть структуры местного бюджета направлена на:
- обеспечение гарантированного обязательства по получению образования на бесплатной основе;
- обеспечение бесперебойной работы комиссий по проблемам детей до 18 лет;
- распределение доходов, их корректировка между поселениями;
- социальная поддержка лиц, которые нуждаются в помощи в наибольшей степени (инвалиды, малообеспеченные семьи, ветераны и сироты);
- субсидирование малообеспеченных семей и граждан по оплате коммунальных услуг;
- строительство новых дорог;
- решение экологических проблем в регионе;
- поддержание в надлежащем состоянии библиотечного фонда и прочее.
Следует понимать, что структура государственных и местных бюджетов может сильно отличаться. Но в целом можно говорить о том, что около 30% должно уходить на развитие социальной и культурной сферы, затем идет жилищно-коммунальное хозяйство и так далее.
– определение объема денежных средств, необходимых для финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления. Проект государственного (федерального) бюджета разрабатывается Министерством финансов. В нашей стране эта работа начинается в январе предшествующего года. На первой стадии формирования проекта бюджета разрабатываются сценарные условия социально-экономического развития на следующий год. После одобрения их Правительством Минфин разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год. На второй стадии происходит распределение бюджетных средств по статьям бюджетной классификации, а также адресное распределение их между главными распорядителями бюджетных средств.
В современной России эти мероприятия должны быть завершены до 15 июля. После этого до 15 августа Правительство и прочие органы исполнительной власти изучают прогноз социально-экономического развития РФ и проект федерального бюджета, внося изменения и дополнения.
Составление регионального бюджета: доходы
Составление регионального бюджета осуществляется в первую очередь благодаря установленному принятому государственным аппаратом финансовому плану, который рассчитывается на целый год. Доходность его заключается во внесении личных и контролирующих взносов. Первая группа состоит из налоговых сборов, куда входят:
- налоговые средства от недвижимости;
- налоговые средства на имущество, которое принадлежит компаниям и корпорациям;
- транспортные налоговые средства;
- налоговые средства на бизнес, связанный с игровой деятельностью;
- налоговые средства с лицензионных сборов, которые взимаются каждый месяц.
Вторая группа доходов состоит из неналоговых взносов, которые собираются под пристальным контролем законодательных актов при помощи перечисления прибыльной части от государственных организаций. Данные организации реализуют свою деятельность на территории страны, остающихся после выплаты всей налоговой составляющей и остальных долговых обязательств в государственную казну в том количестве, которое было принято в соответствии с законодательством регионов в Российской Федерации.
Личные взносы, которые выступают в роли доходов регионального бюджета, состоят из доходов от использования имеющегося имущества, которое принадлежит государству Российской Федерации. Помимо этого, ими являются и деньги, которые были получены для осуществления платежных операций внутри нескольких бюджетных учреждений, финансируемых государством.