Глава 33. Охрана труда. Общие положения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 33. Охрана труда. Общие положения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Охрана труда работников может входить в обязанности непосредственного работодателя, специалиста по ОТ или работников службы. В ст. 217 ТК РФ сказано, что вводить штатную единицу или отдел нужно лишь в том случае, если в компании работает более 50 человек.

Кого назначить ответственным за охрану труда на предприятии

Сотрудник, назначенный на роль инспектора по ОТ, должен соответствовать квалификационным требованиям профстандарта «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2014 года № 524н. Перед допуском к работе его нужно направить на обучение по охране труда. Подойдут 40-часовые курсы в учебном центре — об этом сказано в п. 2.3.2 Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организации от 13.01.2003 № 1/29.

➤ Скачать профстандарт специалиста по охране труда

Если специалист по охране труда не справляется в одиночку, создают службу из нескольких человек. Предварительно вносят изменение в штатное расписание, разрабатывают должностные инструкции, корректируют положение о СУОТ.

Перечень документов по охране труда

В организации по охране труда должны заполняться следующие документы:

  • приказ о создании службы охраны труда;

  • положение о службе охраны труда;

  • должностные инструкции работников;

  • комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации;

  • перечень инструкций по охране труда по должностям, профессиям или видам работ;

  • инструкции по охране труда;

  • журнал учета инструкций по охране труда и журнал учета выдачи инструкций по охране труда;

  • журнал регистрации вводного инструктажа, программа вводного инструктажа.

  • протоколы проверки знаний рабочих по безопасности труда, удостоверения, журналы регистрации протоколов и удостоверений;

  • личные карточки учета выдаваемых СИЗ;

  • журнал регистрации несчастных случаев на производстве;

  • сведения о прохождении медицинских осмотров работников;

  • материалы по специальной оценке условий труда;

  • другие.

Система охраны труда – это система сохранения жизни и здоровья работников. Правила и порядок охраны труда работников регулирует Трудовой кодекс РФ. Ранее организация системы охраны труда на предприятии велась на основании положений Федерального закона от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ». Закон об охране труда утратил силу с 5 октября 2006 года.

Охрана труда работников включает в себя создание работоспособной системы управления охраной труда в компании (ст. 217 ТК РФ).

Создать службу охраны труда или принять специалиста в этой области необходимо всем организациям и предпринимателям с численностью сотрудников более 50 человек. Причем данное условие справедливо не только для работодателей-производителей, но и для тех, кто ведет деятельность в сфере услуг (письмо Минтруда от 10.06.2016 № 5-2/ООГ-2136).

Служба будет следить за условиями работы в компании или у ИП, контролировать безопасность работы на оборудовании, расследовать несчастные случаи на производстве, а также обучать сотрудников.

В организации, где работают не более 50 человек, функции по аудиту охраны труда по ТК РФ могут быть возложены на любого сотрудника — в порядке совмещения или по совместительству. Например, бухгалтера, кадровика, руководителя производственного цеха или начальника отдела продаж. Но только если этот человек согласен на такие изменения. Если расширить перечень обязанностей в одностороннем порядке, то потом сотрудник сможет оспорить их в суде (решение Центрального районного суда г. Сочи от 03.07.2014 № 2-2795/2014).

Требования охраны труда

Требования по охране труда – это требования, которые устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

В каких документах изложены требования охраны труда? Помимо Трудового кодекса правила по охране труда, обязанные для работодателя, прописаны в следующих законах и нормативных актах:

  • Федеральный закон от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • постановление Минтруда России от 08.02.2000 № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организациях»;
  • приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»;
  • Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Читайте также:  Как страховщики возмещают ущерб по каско? Часть 1

Соблюдение требований охраны – обязанность каждого работодателя независимо от того, какую систему налогообложения он применяет. Работодатель обязан обеспечить за свой счет:

  • безопасность при эксплуатации оборудования, зданий и используемых в процессе работы материалов и инструментов;
  • применение средств защиты, прошедших декларирование соответствия или сертификацию;
  • соответствующие условия на каждом рабочем месте;
  • выдачу средств индивидуальной защиты, обезвреживающих средств сотрудникам, которые работают в грязных условиях, при некомфортных температурных условиях или в небезопасных условиях;
  • проведение спецоценки условий работы;
  • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на рабочих местах, их контроль, санитарно-бытовое и медицинское обслуживание работников;
  • режим труда и отдыха.

Полный список обязанностей работодателя перечислен в статье 212 Трудового кодекса.

Разработка инструкций по охране труда

Для разработки инструкций учитывают специфику определенной работы. Обязательно необходимо учитывать 212 статью Трудового кодекса РФ. Также опираются при разработке на требования безопасности, изложенные в документации организации, связанной с используемым оборудованием.

Справка! Утверждением инструкций занимается руководитель компании. Ему необходимо учесть рекомендации профсоюза по этому вопросу.

Пока новые инструкции разрабатываются и еще не применяются на практике, допустимо использовать временные инструкции, служащие заменой основным. Они перестают действовать, как только новые правила будут утверждены.

Важно! Минимум каждые 5 лет руководитель должен организовывать пересмотр существующих инструкций. Можно запускать этот процесс чаще, если существуют определенные причины для этого.

Досрочный пересмотр возможен при переменах в условиях труда, внедрении нового оборудования, из-за требований организаций по труду Российской Федерации. Также новая разработка инструкций начинается после анализа несчастных случаев, произошедших в организации.

При неизменных трудовых условиях действующий документ с правилами и нормами продлевается на следующий срок. Хранятся бумаги у руководителя. Инструкция может вручаться работникам для ознакомления или размещаться в доступном для сотрудников месте.

Организация охраны труда

Различают государственный, региональный, муниципальный и корпоративный (локальный) уровни управления охраной труда.

В соответствии со ст. 216 ТК государственное управление охраной труда осуществляется Правительством непосредственно или по его поручению Минтруда и другими федеральными органами исполнительной власти.

Минтруда в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 610, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда. Имея в своем составе Департамент условий и охраны труда (Положение о нем утверждено приказом Минтруда РФ от 25 июля 2012 г. № 31), министерство, в частности, готовит предложения по разработке федеральных целевых и ведомственных программ по улучшению условий и охраны труда, осуществляет контроль за исполнением данных программ, разрабатывает и внедряет механизмы управления профессиональными рисками в системах управления охраной труда.

Эффективность регионального уровня управления охраной труда зависит от нормотворческой и правоприменительной активности органов власти субъектов РФ.

Положительный опыт накоплен в Москве. Здесь успешно используют в качестве главных составляющих организационной структуры, во-первых, функцию координации органов государственной власти, работодателей и общественности, а во-вторых, метод производственной демократии.

Статья 17 Закона г. Москвы от 12 марта 2008 г. № 11 «Об охране труда в городе Москве» (с изменениями от 24 июня 2015 г.) предусматривает различные формы общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в данной области. Так, профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы могут создавать собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

Причем данный региональный закон, подчеркивая авторитетность общественных формирований, предусматривает иную концептуальную модель их участия в мероприятиях по обеспечению охраны труда. Ее суть в том, что соответствующие органы профессиональных союзов Москвы имеют право осуществлять выдачу работодателям представлений, содержащих обязательные к выполнению требования об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников в области охраны труда. Напомним, что юридическая сила полномочий профсоюзных надзорных инстанций в соответствии с ТК невелика, поскольку ст. 370 предусматривает всего лишь обязательность рассмотрения требований общественных инспекторов труда.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10 ноября 2009 г. № 1212-ПП (с изменениями от 3 июля 2015 г.) утверждены положения о системе государственного управления охраной труда и о межведомственной комиссии по охране труда. Последняя является постоянно действующим самостоятельным органом. Ее основная задача — координация деятельности органов исполнительной власти Москвы, территориальных органов государственного надзора и контроля, социального страхования, объединений профсоюзов и работодателей по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.

Читайте также:  Как начисляются пени за несвоевременную уплату налогов

Третий уровень управления охраной труда — самый молодой из рассматриваемых управленческих ступеней, поскольку введен только летом 2011 г. Примером может служить Муниципальная целевая программа улучшения условий и охраны труда на 2011–2016 гг., утвержденная постановлением главы МСУ Тоншаевского района Нижегородской области от 16 мая 2011 № 6. Примечательно, что в данной программе отсутствует финансовая составляющая охранительных мероприятий, которые в основном связаны с оказанием методической помощи работодателям и работникам, их информационным обеспечением, обучением персонала правилам охраны труда.

Четвертый уровень связан с локальным управлением охраной труда. Охрана труда — в основном сфера публичного, а не договорного права. Работодатели неохотно заключают локальные соглашения по охране труда и (или) коллективные договоры, содержащие полновесные разделы, посвященные своим обязательствам в данной области. Возможно, поэтому, не надеясь на эффективность социального партнерства, законодатель установил порой жесткие требования, связанные с безопасностью на производстве.

Анализ законодательства позволяет говорить, что на данной ступени управления прописана острая необходимость выполнения двух базовых предписаний: во-первых, соблюдения работодателем правовых норм, носящих ярко выраженный императивный характер, а во-вторых, участия работников в осуществлении мероприятий, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда.

Управление охраной труда на производстве возложено на специализированную службу (ст. 217 ТК). Варианты создания службы зависят от количества работников. Если численность превышает 50 человек, то должно быть создано специализированное подразделение или в штатное расписание вводится должность специалиста по охране труда. Если у работодателя трудятся менее 50 человек, то функции данной службы работодатель или выполняет сам, или поручает соответствующие обязанности другому работнику, или приглашает специалиста по охране труда, заключая с ним гражданско-правовой договор о возмездном оказании услуг.

Состав службы охраны труда определяется работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду. Минтруд РФ постановлением от 8 февраля 2000 г. № 14 утвердил соответствующие Рекомендации, в соответствии с которыми структура службы и численность ее специалистов определяются в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов.

В соответствии с национальным стандартом безопасности труда участие работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации (п. 4.2.1). Статья 218 ТК предусматривает возможность создания комитетов (комиссий) по охране труда. Типовое положение об этом паритетном органе утверждено приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 мая 2006 г. № 413. Комитет (комиссия) является составной частью системы локального управления охраной труда, а также одной из форм участия работников в управлении организацией. Его работа строится на принципах социального партнерства. Поэтому при разработке локальных положений о комитете (комиссии) следует иметь в виду, что данный орган создается на паритетной основе из представителей работодателя, профсоюзов и иных представителей работников. Комитет может избрать из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не предусмотрено в коллективном договоре.

Ответственность за нарушение охраны труда

Охрана труда имеет значение не только для работников и работодателей, но и для государства. Сейчас все чаще уделяют внимание профилактике заболеваний и травматизма, нежели расследованию таких случаев. Чтобы заставить работодателей соблюдать нормы и требования, уделять внимание защите работников, законодатели изменили КоАП РФ. Появилась ст. 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации».

За халатное отношение к вопросам охраны труда в организации предусмотрено и уголовное преследование. Так, если работники погибнут или станут инвалидами, работодателя привлекут к ответственности по ст. 143, 216 или 217 УК РФ. Стоит отметить, что степень виновности каждого руководителя и специалиста по ОТ определят в ходе расследования.

1) Разработать внутреннее положение по охране труда. В локальный нормативный акт должны войти разделы Приказа Минтруда № 438 от 19 августа 2016 года, возможна адаптация текста.

2) Провести оценку профессиональных рисков. Выполняется специалистами по ОТ, работодателем либо независимыми экспертами.

3) Закупить смывающие средства, средства индивидуальной защиты, специальные машины и другие необходимые товары и приборы. Перечень конкретных позиций определяется спецификой деятельности предприятия и выявленными факторами негативного воздействия.

4) Составить график обслуживания и осмотра машин, выдачи СИЗ, выполнения планово-предупредительного ремонта. Ответственный за каждый вид работ назначается приказом.

5) Организовать специальную оценку рабочих мест.

6) Рассказать специалистам и руководству о методах и приемах безопасного ведения работ, провести инструктажи и стажировки, проверить знание требований по охране труда.

Читайте также:  Организации должны уплатить имущественные налоги за 2022 год по новым правилам

7) Обучить персонал навыкам первой помощи.

Важно: соответствующие занятия с руководителями и специалистами желательно проводить хотя бы каждые 3 года, а с рядовыми сотрудниками — ежегодно.

8) Подготовить локальные нормативные акты по охране труда.

В дальнейшем необходимо контролировать надлежащее функционирование системы и соблюдение установленных требований, а также своевременно подавать отчеты в проверяющие органы.

Термины и определения в области охраны труда

Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.

Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к заболеванию.

Наглядная агитация — система средств воздействия на сознание работников посредством предупреждения или отображения опасных производственных ситуаций в художественной форме, направленная на обеспечение безопасности.

Несчастный случай на производстве — случай с работником, связанный с воздействием на него опасного производственного фактора.

Опасная зона — пространство, в котором возможно воздействие на человека опасного и (или) вредного производственного фактора.

Организация — предприятие, учреждение либо другое юридическое лицо независимо от форм собственности и подчиненности.

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и другие мероприятия.

Пожарная безопасность — состояние объекта или производственного процесса, при котором исключается возможность пожара, а в случае его возникновения предотвращается воздействие на людей опасных факторов пожара и обеспечивается защита материальных ценностей.

Техника безопасности и охрана труда в организации: понятие

Обратимся к нормативным актам, контролирующим деятельность предприятий. В них указано, что руководитель (по иерархической системе ответственность распространяется с увеличением степени от начальника смены до главного руководства) обязан принимать решения, связанные с ТБ.

В компаниях, где численность сотрудников превышает 50 человек, необходимо ввести должность начальника по ОТ или целый отдел. На практике часто полномочия накладываются на старые кадры с дополнительными обязательствами.

Есть третий вариант – заказать услуги аутсорсинга, то есть приглашать стороннего специалиста для проведения плановых мероприятий и решения внеплановых проблем. Последний предложенный способ имеет ряд преимуществ:

  • Профессионал подкован в знании норм охраны труда и тех безопасности, имеет активный опыт работы и профильное образование. По доступной цене вы получаете высококвалифицированного сотрудника.
  • Это внештатная должность, руководство избегает дополнительной бумажной волокиты.
  • Происходит значительная экономия бюджета.

Ответственность за нарушение правил ТБ

В случае чрезвычайной ситуации проводится внутреннее расследование. если был нанесен тяжкий вред здоровью или имуществу, а тем более летальный исход, или установлены несогласные с результатами, то расследовать инцидент будут правоохранительные органы.

Ответственные стороны (ими обычно устанавливаются в разной мере – сотрудник, специалист службы ОТ, руководитель) могут получить разную степень наказания. От дисциплинарного взыскания (обычно используются по отношению к среднестатистическому рабочему) до признания уголовного преступления при выявлении преднамеренного нанесения тяжелой степени урона.

Стандартным вариантом развития событий является наложение штрафа (административная ответственность) и компенсация причиненного ущерба, а также снятие с должности – временное или увольнение, выговор и пр.

Понятие «охрана труда»

Закон о труде нашей страны определяет понятие охрана труда как комплекс мер и средств, призванных обеспечивать безопасность жизни и здоровья людей, осуществляющих трудовые процессы. Понятие включает многочисленные направления — правовые, социально-экономические, организационные, технические, санитарно-гигиенические, психофизиологические, лечебно-профилактические, реабилитационные, другие.

Реализация принципов охраны труда возможна благодаря соблюдению определенных норм и требований, предписаний. Их основная цель – это сохранение жизни и здоровья, работоспособности сотрудников различных сфер при выполнении ими трудовых процессов. Отражение данные требования получили в нормативных, технических, правовых актах и другой документации.

За нарушение требований, закрепленных нормативно-правовыми актами в сфере труда и трудового права, предусмотрена ответственность.

Например, отсутствие у работников, осуществляющих деятельность в опасных производственных условиях, средств индивидуальной защиты, может обернуться:

  • штрафом в 20-30 тыс. руб. в отношении должностных лиц и предпринимателей, ведущих деятельность в статусе ИП (индивидуальные предприниматели);
  • штрафом в 130-150 тыс. в отношении организаций.

Другой пример – допущение к работе сотрудников без проверки знаний по охране труда или без прохождения медосмотров. Штрафы:

  • в отношении должностных лиц – 15-25 тыс.;
  • в отношении ИП – 20-30 тыс.;
  • в отношении организаций – 110-130 тыс.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *