Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новое в законодательстве об исполнительном производстве: преимущества и риски». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для начала давайте разберемся, какой документ дает начало для открытия исполнительного производства. Их большое множество, все они перечислены в статье 12 вышеуказанного закона: судебные приказы исполнительные листы, акты государственных органов, постановления должностных лиц, нотариальные соглашения по алиментам, постановления самого пристава. Нет большого смысла заострять на них внимание. Однако Вы должны иметь представление об общих началах.
С чего начинается исполнительное производство?
В ходе принятия должностным лицом документа к исполнению, он обязан убедиться в том, что документ соответствует требованиям предъявляемым законом. Это очень важно, поскольку на данной стадии судебный пристав наделен правом и вовсе отказать в возбуждении дела, если установит, что документ не соответствует требованиям.
Поэтому, грамотный должник или его представитель всегда проверит документ на соответствие статье ФЗ «Об исполнительном производстве». В случае наличия основания для отказа в возбуждении позволит сторонам растянуть время и отсрочить появление дела.
Оформление постановления
Постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства оформляется согласно закону и ведомственным инструкциям, в частности, методическим указаниям.
Перечень сведений в постановлении пристава следующий:
- название подразделений, адрес офиса;
- дата принятия решения;
- должность, фамилия, инициалы пристава;
- номер производства (обычно тот, который был присвоен делу в суде);
- разрешаемый вопрос (об открытии производства);
- ссылка на законодательство;
- существо принятого решения (отказать в открытии производства по заявлению ФИО заявителя);
- порядок и сроки подачи жалобы на постановление (часто искажается и не соответствует нормам закона);
- дата и подпись.
На документе обязательно сотрудниками канцелярии ставится подпись.
Причины отказа в возбуждении исполнительного производства
В связи с чем пристав может отказать возбуждать производство по исполнительному листу указано в ст. 31 закона № 229 от 02.10.2007 г.
Постановление об отказе должно быть вынесено в течение 3-х дней, когда поступил исполнительный документ приставу. Пристав вынесет постановление об отказе если:
- вместе с исполнительным документом взыскателем не подано заявление о возбуждении исполнительного производства или же заявление не подписано уполномоченным лицом, т.е. взыскателем или его представителем
- взыскатель предъявляет документ не по тому месту, где должны производиться исполнительные действия, по-другому говоря, не по месту жительства или нахождения должника территориально который относится к конкретному отделу службы судебных приставов
- исполнительный документ подан приставам после истечения срока, в который он может быть подан
Исполнительное производство в отношении бюджетных учреждений
В силу положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета по денежным обязательствам их учреждений-должников (федерального казенного учреждения, казенного учреждения субъекта Российской Федерации либо муниципального казенного учреждения), направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 названного Кодекса, в орган федерального казначейства (в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, либо в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения).
В соответствии с пунктом 2 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названным Кодексом.
Вместе с тем судебный пристав-исполнитель не вправе отказывать в возбуждении исполнительного производства лишь по той причине, что должником является бюджетное учреждение.
Правомерным такой отказ будет в том случае, если на момент получения исполнительного документа в отношении должника — бюджетного учреждения судебный пристав-исполнитель располагал достоверной информацией об отсутствии у должника счета, открытого в учреждении Центрального банка Российской Федерации (далее — Банк России) или кредитной организации.
Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — управление) вынесло постановления о назначении административного наказания бюджетному учреждению в связи с привлечением его к административной ответственности.
В связи с неисполнением должником в добровольном порядке требований, содержащихся в исполнительных документах, постановления направлены судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения.
Законом установлены конкретные временные рамки, когда исполнительный документ следует представить в ССП для принудительного взыскания. Если их пропустить, можно лишиться права на получение денежных средств, взысканных решением суда. Срок составляет 3 года.
В случае пропуска срока, можно попытаться восстановить его в судебном порядке. Потребуется заявление с просьбой о восстановлении пропущенного процессуального срока. Заявление может быть удовлетворено при условии, что у взыскателя имеется уважительная причина. Наличие таких обстоятельств нужно документально подтвердить.
После поступления документы распределяются конкретному сотруднику, который будет вести дело. На это законом отводится ровно 3 дня. В последующие 3 дня судебному приставу необходимо оценить представленные материалы и принять решение о возбуждении исполнительного производства.
Как устроено исполнительное производство в России?
От устройства исполнения решений суда зависит и механизм обжалования в его процессе. Как и во многих других государствах, в России исполнение судебных решений в основном регулируются нормами обычного права. Исполнительное производство находится под контролем со стороны административных органов. Все основные полномочия, связанные с контролем процесса исполнения судебных решений переданы службе судебных приставов, то есть государству. Но вся деятельность административных органов контролируется судами.
Фактически эффективность взыскания долгов связана с возможностями Федеральной службы судебных приставов (ФССП), которая входит в систему органов при Министерстве юстиции РФ. ФССП имеет три уровня: федеральный, региональный и местный один. На федеральном уровне осуществляется только общее руководство службой, рассматриваются обращения и т.д.
Региональный уровень, в дополнении к организационным и контрольным функциям, аналогичным федеральным полномочиям, также отвечает за расследование и поиск должников, решает вопросы, связанные с процедурами сложного исполнительного производства (несколько должников, правоприменение в отношении градообразующих предприятий и т.д.).
Фактическое исполнение судебных решений осуществляется местными подразделениями ФССП). Они возглавляются старшими судебными приставами, который контролирует исполнение, санкционирует некоторые действия судебных приставов. Некоторые из них могут быть законными, только если предварительно утверждены старшим судебным приставом (исполнительные действия в ночное время, доступ в жилую недвижимость, занимаемую должником и т.д.).
Пройдите опрос по вероятности привлечения к СО
Все руководители ФССП — от старших судебных приставов до главы службы имеют право отменить любые распоряжения судебных приставов (даже по собственной инициативе) и объявить их действия (или бездействие) незаконным.
Срок обжалования бездействия судебного пристава
Закон об исполнительном производстве по поводу срока обжалования бездействия пристава говорит, что жалоба должна быть подана в течение 10 дней, когда установлен факт бездействия. В данном случае встает вопрос, а как установить такой факт и высчитать срок? Ведь по сути речь идет о длящемся событии отсутствия работы в рамках исполнительного производства.
Одним из вариантов может быть ознакомление с материалами исполнительного производства с фиксацией факта своего ознакомления в листке-ознакомления исполнительного дела. А сам по себе срок бездействия может составлять несколько месяцев, но выявлено это будет только при ознакомлении. Также бездействие пристава может быть установлено из его ответа на запрос взыскателя о предоставлении информации по производству.
Очень редко, но бездействие может начаться с вынесением постановления по делу, после принятия которого пристав ничего не делает. Тогда срок на обжалование постановления 10 дней с момента получения процессуального документа. Вот тут уже нужно торопиться и подавать жалобу, чтобы не попасть на пропуск срока давности, как основание отказа Вам во всех просьбах.
Рассмотрение жалобы в порядке подчиненности происходит не позднее 10 дней после ее поступления в контролирующую инстанцию.
Когда в удовлетворении требований могут отказать
Ввиду большего профессионализма и знания юридических тонкостей судебным приставам чаще всего удается отстоять свою точку зрения и добиться отказа в удовлетворении требований об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства.
Отказ будет вынесен в следующих случаях:
- пропущен установленный десятидневный срок обжалования постановления пристава,
- пристав сам отменил свое постановление, увидев в нем признаки нарушения закона. Тогда, по сути, интересы гражданина восстановлены, но официально это будет звучать как отказ в связи с отсутствием предмета спора,
- постановление о возбуждении исполнительного производства соответствует требованиям закона, а мнение заявителя ошибочно,
- заявление подано несоответствующим лицом, которое не имеет отношения к делу.
Чтобы избежать подобных казусов, когда потрачено время, а результата нет, нужно прибегать к помощи профессионалов. Юрист предоставит квалифицированную консультацию и подскажет, есть ли основания для признания постановления о возбуждении исполнительного производства незаконным.
Исходя из обстоятельств конкретного дела станет понятно, какая именно инстанция окажется наиболее эффективной в решении вопроса.
Случаи, при которых судебные приставы не могут назначить исполнительный сбор
Закон защищает от наложения штрафов со стороны ФССП граждан в некоторых ситуациях. Приставы не могут назначить исполнительный сбор в отношении граждан, живущих:
- На территории военных действий;
- В зоне, находящейся под ударом стихийных бедствий;
- На территории, где бушуют массовые беспорядки.
Состояние здоровья, болезнь или потребность в срочном лечении не является уважительной причиной, если объективно не мешала исполнить денежные обязательства и вовремя оплатить долг.
Временная неплатежеспособность или плохое финансовое положение могут стать причиной отмены назначения исполнительного сбора при наличии доказательств. Если гражданин предъявит документы, подтверждающие низкий доход (справки с работы, сведения о расходах или уплате алиментов), сотрудник ФССП может отменить штраф.
Следующие ситуации тоже относятся к вопросу, как не платить исполнительный сбор судебным приставам:
- Вы находитесь на территории, где у пристава нет полномочий (в другой стране, например);
- Дело открыто повторно;
- Назначено слушание о взыскании;
- По решению суда, вам положено отбывание обязательных работ;
- Планируется депортация из страны;
- Есть необходимость в розыске несовершеннолетнего гражданина.
Прочитать Что делать, если коллекторы звонят и угрожают?
Что делать если приставы не исполняют решение суда
Одним из принципов исполнительного производства является соотносимость объемов требований и мер принудительного исполнения. К сожалению, найти эту грань в связи с отсутствием законодательного закрепления понятия соотносимости, конкретных количественных показателей, не представляется возможным. Приставы на практике очень часто открыто прикрываются принципом соотносимости и отказывают использовать те или иные меры принудительного исполнения.
Таким образом, должник продолжает ездить на машине, жить в квартире в центре Москвы, иметь загородом дачный домик, а исполнительный лист так и остается на руках у пристава, а Взыскатель с дыркой в кармане.
Если все же, несмотря на все усилия, пристав не исполняет надлежащим образом свои обязанности, и ваши походы в приемные часы на прием к приставу не дают результатов, то хорошим инструментом может выступать обжалование действий (бездействий) пристава.
Для начала мы бы рекомендовали подать жалобу на пристава его руководителю, то есть старшему судебному приставу-исполнителю. Иногда этого достаточно.
Жаловаться на старшего пристава можно в вышестоящее структурное подразделение приставов. Совместно с жалобой на старшего пристава, рекомендуем подать соответствующее заявление в органы прокуратуры. Такая процедура позволяет добиться личного внимания старшего пристава. Не поверите, но старший пристав порой начинает лично звонить Взыскателям и рассказывать о ходе проведения исполнительного производства.
Если, несмотря на все старания, вышеуказанные способы все же не помогли, мы рекомендуем обращаться в Суд. Не желая проиграть дело, приставы свою работу все же выполняют. Ну а это как раз и является главной целью Взыскателя.
Образец жалобы на действия судебного пристава-исполнителя старшему приставу
В * ОСП УФССП России по г. *
Адрес местонахождения
ФИО Вышестоящего судебного пристава
Номер исполнительного производства
От: ООО «Взыскатель»
Адрес местонахождения
Контактный телефон и адрес электронной почты
Жалоба
на действие (или бездействие) судебного пристава-исполнителя
ООО «Взыскатель» является взыскателем по исполнительному производству № *, которое находится на исполнении у судебного пристава-исполнителя ФИО * ОСП УФССП России по г. *.
В рамках указанного исполнительного производства ФИО судебного пристава-исполнителя было вынесено Постановление № * от *, на основании которого Обозначить действия или бездействие, нарушающие права Взыскателя, а именно: Обозначить какие именно права Взыскателя нарушены.
Взыскатель полагает, что данные действия (бездействие) не соответствуют нормам ст. * ФЗ «Об исполнительном производстве».
Поскольку ООО «Взыскатель» не было извещено о времени и месте совершения действий, Взыскателю стало известно о вынесении Постановления № * от * при ознакомлении с материалами исполнительного производства, т.е. *.
Согласно ст. 122 ФЗ «Об исполнительном производстве», лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Таким образом, срок подачи жалобы Взыскателем соблюден.
Согласно п. 1 ст. 121 ФЗ «Об исполнительном производстве», постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства в порядке подчиненности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями ст. 19 ФЗ «О судебных приставах», ст. ст. 121, 122 ФЗ «Об исполнительном производстве»,
ПРОШУ:
Признать незаконными действия (или бездействие) судебного пристава-исполнителя ФИО по исполнительному производству № *, предусмотренные Постановлением № * от *.
Окончание исполнительного производства за отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание
В связи с неоднократными жалобами граждан на бездействие должностных лиц Федеральной службы судебных приставов России при наличии оснований для окончания исполнительного производства, оцениваемого гражданами как вымогательство взятки за совершение предусмотренных законом действий, следует обратить внимание на следующее.
Согласно Федеральному закону «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина (статья 4).
Согласно статье 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Пунктом 4 части 1 статьи 46 данного закона установлено, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, притом что все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
В соответствие пункту 3 части 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.
Исходя из данных правовых норм, можно предположить, что судебный пристав-исполнитель обязан в двухмесячный срок принять все допустимые законом меры по отысканию имущества должника и, в случае его отсутствия, окончить исполнительное производство, возвратив исполнительный лист взыскателю.
То есть при наличии указанного основания судебный пристав-исполнитель обязан в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» вынести постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, что в силу части 4 той же статьи не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 данного Федерального закона: в отношении исполнительных листов, выдаваемых судом на основании судебных актов, такой срок, по общему правилу, составляет три года со дня вступления судебного акта в законную силу (часть 1).
Однако, как следует из многочисленных обращений граждан, судебные приставы-исполнители, произведя все необходимые запросы и не установив имущества, на которое может быть обращено взыскание, зачастую годами не принимают мер к окончанию исполнительного производства.
При этом в качестве обеспечительной меры исполнителем могут быть установлены арест либо запрет на распоряжение на перечисленное в абзацах втором и третьем части 1 статьи 446 ГПК РФ имущество, принадлежащее должнику-гражданину.
В связи с чем, неясно подлежит ли окончанию подобное исполнительное производство, если в ходе его исполнения приставом в целях исключения выбытия имущества должника был наложен арест или запрет на распоряжение имуществом, на которое не может быть обращено взыскание.
Таким образом, в производстве пристава-исполнителя длительное время может находиться значительное количество исполнительных производств, исполнение которых в данный период времени заведомо невозможно ввиду отсутствия у должника соответствующего имущества.
Данное обстоятельство может вынуждать приставов-исполнителей бессмысленно тратить время на подготовку различных отчетов и статистических данных по бесперспективным производствам, что, в свою очередь, может негативно отражаться на работе приставов-исполнителей по реальным делам.
Кроме того, отсутствие четких разъяснений по вопросу условий и сроков, при наличии которых судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке оканчивает исполнительное производство по основанию предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве, может способствовать развитию коррупционных отношений между должностными лицами Федеральной службы судебных приставов России и лицами, заинтересованными в окончании исполнительного производства по указанным основаниям. О наличии подобных отношений также имеется информация от граждан.
В связи с изложенным и с целью обеспечения правовой определенности, стабильности и предсказуемости в сфере гражданского оборота необходимо дать официальные разъяснения по вопросу правоприменения указанных норм закона.
Как устроено исполнительное производство в России?
От устройства исполнения решений суда зависит и механизм обжалования в его процессе. Как и во многих других государствах, в России исполнение судебных решений в основном регулируются нормами обычного права. Исполнительное производство находится под контролем со стороны административных органов. Все основные полномочия, связанные с контролем процесса исполнения судебных решений переданы службе судебных приставов, то есть государству. Но вся деятельность административных органов контролируется судами.
Фактически эффективность взыскания долгов связана с возможностями Федеральной службы судебных приставов (ФССП), которая входит в систему органов при Министерстве юстиции РФ. ФССП имеет три уровня: федеральный, региональный и местный один. На федеральном уровне осуществляется только общее руководство службой, рассматриваются обращения и т.д.
Региональный уровень, в дополнении к организационным и контрольным функциям, аналогичным федеральным полномочиям, также отвечает за расследование и поиск должников, решает вопросы, связанные с процедурами сложного исполнительного производства (несколько должников, правоприменение в отношении градообразующих предприятий и т.д.).
Фактическое исполнение судебных решений осуществляется местными подразделениями ФССП). Они возглавляются старшими судебными приставами, который контролирует исполнение, санкционирует некоторые действия судебных приставов. Некоторые из них могут быть законными, только если предварительно утверждены старшим судебным приставом (исполнительные действия в ночное время, доступ в жилую недвижимость, занимаемую должником и т.д.).
Пройдите опрос по вероятности привлечения к СО
Все руководители ФССП — от старших судебных приставов до главы службы имеют право отменить любые распоряжения судебных приставов (даже по собственной инициативе) и объявить их действия (или бездействие) незаконным.
Статья 31. Отказ в возбуждении исполнительного производства
1. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:
1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;
2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 30 настоящего Федерального закона;
3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона;
5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным статьей 43 и частью 14 статьи 103 настоящего Федерального закона;
6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 47 и пунктами 1, 2 и 4 части 15 статьи 103 настоящего Федерального закона;
7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;
8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
2. Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
3. Устранение обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 — 4 и 7 части 1 настоящей статьи, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.