Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «3-НДФЛ за 2021 год: образец заполнения в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 НК РФ одним из основных начал законодательства о налогах и сборах является положение о том, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.
Санкционирование расходов по уплате налогов
Обязательства по уплате налоговых платежей принимаются к учету казенными учреждениями в пределах утвержденных ЛБО (п. 5 ст. 161 БК РФ). Учет таких обязательств ведется в разрезе финансовых периодов на соответствующих аналитических счетах санкционирования расходов счета 50200000 «Обязательства» (п. 318, 319 Инструкции № 157н):
Счет аналитического учета |
Виды обязательств |
0 502 х1 ххх* |
Принятые обязательства |
0 502 х2 ххх |
Принятые денежные обязательства |
Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами
Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.
Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.
Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.
Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.
Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.
Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.
«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8
Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.
Налоговые вычеты и льготы и процедуры их получения
Льготы по налогам и сборам предоставляют собой возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере для отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов.
НДФЛ не облагаются государственные социальные пособия и субсидии, предоставленные на основании положений федерального, регионального или местного законодательства и за счет средств соответствующих бюджетов, например, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Также не облагаются НДФЛ пенсии и стипендии за исключением случаев, когда пенсии и стипендии выплачиваются организациями за их счет. НДФЛ не облагают алименты и доходы в денежной и натуральной формах, полученные в дар от близких родственников: родителей, детей, братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков. А доходы в виде наследства в принципе не облагаются НДФЛ, независимо от степени родства между наследником и наследодателем. Не облагаются НДФЛ процентные доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам. Полный перечень необлагаемых НДФЛ доходов включает около сотни вариантов и указан в ст. 217 главы 23 части второй Налогового кодекса РФ,
Российское законодательство предусматривает налоговые вычеты: из дохода физического лица, облагаемого налогом по ставке 13 %, вычитается определенная сумма, с которой не взимается НДФЛ. Если доход облагается по ставке 13 %, то, прежде чем рассчитывать налог, доход нужно уменьшить на сумму налоговых вычетов. В зависимости от того, что служит основанием для получения налоговых вычетов, они делятся на стандартные, профессиональные, социальные, имущественные и инвестиционные. Такие вычеты предоставляются только налоговым резидентам Российской Федерации.
Причем вернуть можно только реально уплаченный налог, а если налогоплательщик не платит НДФЛ, то получить вычет нельзя. Например, вычет не сможет получить неработающий пенсионер, безработный или предприниматель, который платит единый налог на вмененный доход либо использует упрощенную систему налогообложения, поскольку все они не платят НДФЛ.
Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам, которые относятся к числу основных получателей социальных льгот. Кроме того, повсеместно распространен стандартный налоговый вычет для родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних детей, а также для их супругов. За каждого ребенка из дохода физического лица вычитается определенная сумма, которая не подлежит налогообложению. Следует отметить, что по состоянию на 2017 год размеры стандартных налоговых вычетов представляли собой чисто символические суммы, от 500 до 3 тыс. рублей. Соответственно, сумма экономии на уплате налога составляет от 65 до 390 рублей. Исключение составляет вычет, который предусмотрен для родителей и усыновителей детей-инвалидов, – 12 тыс. рублей.
Для использования стандартного налогового вычета нужно подать заявление работодателю о подтверждении своего права на него. Если налогоплательщик не работает по найму, заявление нужно подать в налоговый орган вместе с декларацией о доходах.
Опыт СМИ в поддержании законодательных инициатив в сфере налогообложения
Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.
Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.
В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.
Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.
В 2015 году благодаря СМИ распространилась информация о появлении инвестиционного налогового вычета для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Этот вид счетов и связанная с ним налоговая льгота были специально разработаны в рамках государственной политики по стимулированию инвестиционной активности населения. СМИ принадлежит большая заслуга в популяризации этого нового финансового продукта и преимуществ, которые получает инвестор, который управляет своим портфелем посредством ИИС.
Плательщики налога на прибыль
Плательщиками налога на прибыль признаются юридические лица Республики Беларусь, иностранные и международные организации (в т.ч. не являющиеся юридическими лицами), простые товарищества (участники договора о совместной деятельности кроме участников договора консорциального кредитования). Иными словами, налог на прибыль уплачивают только организации.
Также стоит помнить о том, что организации, местом нахождения которых является Республика Беларусь, относятся к белорусским организациям. В связи с этим они в полном объеме обязаны уплачивать налоги от доходов, полученных от источников в нашей стране и за ее пределами, а также по имуществу, расположенному как на территории Республики Беларусь, так и на территории иных государств.
Филиал, представительство и иное обособленное подразделение юридического лица Республики Беларусь, имеющее отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт счет в банке с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам этих обособленных подразделений, самостоятельно исчисляют налог на прибыль и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц в части своей деятельности, если иное не установление налоговым законодательством или Президентом Республики Беларусь.
Иностранные организации признаются плательщиками налога на прибыль в случае, если они осуществляют свою деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство.
Таким образом, все белорусские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в нашей стране через постоянное представительство, являются плательщиками налога на прибыль. Отметим, что данный налог уплачивают как коммерческие, так и некоммерческие организации, в т.ч. бюджетные учреждения.
При этом некоторые организации освобождены от уплаты налога на прибыль. К ним относятся организации, применяющие особый режим налогообложения:
– производящие сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента);
– применяющие УСН (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента);
– осуществляющие деятельность в качестве резидентов ПВТ (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента).
Субъектом налогового правоотношения является индивидуально-определенный реальный участник конкретного правоотношения.
При этом необходимо различать понятия «субъект налогового права» и «субъект (участник) налогового правоотношения».
Субъектом налогового права является лицо, наделенное правосубъектностью (включающую в себя понятия «налоговая правоспособность» и «налоговая дееспособность»), т. е. признаваемой налоговым законодательством способностью быть участником конкретных налоговых правоотношений.
Вступая в конкретные налоговые правоотношения, субъект налогового права приобретает новые свойства, становясь субъектом (участником) финансового правоотношения, но не теряет при этом качеств, которыми он обладал до вступления в них. Следовательно, понятие «субъект налогового права» по своему объему больше, чем понятие «субъект (участник) налогового правоотношения».
Налоговый кодекс РФ определяет понятие «участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах» (ст. 9 НК РФ), к числу которых относятся:
- налогоплательщики или плательщики сборов (организации и физические лица);
- налоговые агенты (организации и физические лица);
- налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
- таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).
Таким образом, статус участников налоговых отношений имеют две категории субъектов:
- налогоплательщики и плательщики сборов, а также налоговые агенты (частные субъекты);
- государство в лице органов, представляющих и реализующих его имущественные интересы (публичные субъекты).
Названные виды субъектов представляют разные стороны налоговых правоотношений, имеющих противоположные фискальные интересы.
Правовой статус участников налоговых отношений, перечисленных в ст. 9 НК РФ, регулируется всей совокупностью нормативных правовых актов о налогах и сборах, включая региональное налоговое законодательство и правовые акты органов местного самоуправления.
Кроме субъектов, имеющих непосредственный собственный имущественный интерес в налоговых отношениях, фактически в них могут участвовать большее количество субъектов, которые наделены налоговым законодательством соответствующими правами и обязанностями. К ним можно отнести:
- экспертов, свидетелей, специалистов, понятых и переводчиков, принимающих участие в процессе налоговой проверки (ст.ст. 90, 95-98 НК РФ);
- регистрационные органы, выполняющих определенные функции (ст.ст.85, 86 НК РФ);
- банки, выполняющие расчетные операции по перечислению налогов и сборов (ст.ст. 60 НК РФ);
- законных или уполномоченных представителей (ст.ст. 27, 29 НК РФ).
При этом правовой статус названных субъектов имеет две особенности:
- факультативный (вспомогательный) характер, поскольку помогает реализовывать налогоплательщикам или государству фискальные права или выполнять обязанности;
- отсутствие собственного имущественного интереса в налоговых отношениях.
Объект налогообложения
Объектом обложения налогом на прибыль признается валовая прибыль (п. 1 ст. 167 НК).
По общему правилу валовая прибыль для белорусских организаций (за исключением банков) представляет собой сумму прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее – реализация товаров) и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов (п. 2 ст. 167 НК).
Если плательщиком является иностранная организация, которая осуществляет свою деятельность на территории РБ через постоянное представительство, то валовой прибылью для нее будет сумма прибыли от реализации товаров этого представительства и его внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.
Доходы (прибыль), которые не являются объектом налогообложения налогом на прибыль (п. 11 ст. 167 НК):
1) доходы, получаемые эмитентами от размещения акций;
2) прибыль от отчуждения находящегося в государственной собственности имущества, при котором полученные денежные средства подлежат направлению в бюджет в соответствии с актами законодательства, регулирующими порядок распоряжения государственным имуществом, и (или) на цели, определенные этими актами законодательства, либо подлежат распределению согласно указанным актам законодательства;
3) прибыль от реализации предприятия как имущественного комплекса должника в процедуре конкурсного производства;
4) прибыль государственных учреждений социального обслуживания, финансируемых из бюджета, от реализации изделий, изготовленных в рамках лечебно-трудовой деятельности и на занятиях в кружках по интересам, а также при проведении мероприятий по развитию доступных трудовых навыков инвалидов;
5) доходы от оценки ценных бумаг по справедливой стоимости.
Убытки от реализации товаров, прибыль от реализации которых в соответствии со ст. 167 НК и иными законодательными актами не является объектом налогообложения налогом на прибыль, при налогообложении не учитываются.
Сроки уплаты налога на прибыль и представления налоговых деклараций (расчетов)
Сумма налога на прибыль по итогам отчетного периода исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода как произведение налоговой базы, уменьшенной на сумму прибыли, освобождаемой от налогообложения, а по итогам IV квартала также на сумму убытков, переносимую на прибыль этого отчетного периода в соответствии с положениями ст. 183 НК, и налоговой ставки, если иное не установлено ст. 186 НК.
Расчет налога производится в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль, которая представляется в налоговые органы не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим календарным кварталом (ч. 1 п. 6 ст. 186 НК).
Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль за истекший налоговый период представляется не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч. 1 п. 7 ст. 186 НК).
Вместе с тем не требуется представление налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль при отсутствии по итогам истекшего налогового периода валовой прибыли (убытка) следующими субъектами хозяйствования:
– бюджетными организациями;
– общественными и религиозными организациями (объединениями);
– республиканскими государственно-общественными объединениями;
– иными некоммерческими организациями, за исключением потребительских обществ и их союзов, являющихся субъектами торговли (абз. 2 ч. 2 п. 7 ст. 186 НК).
Установлены следующие сроки уплаты налога на прибыль:
– за I–III кварталы налог уплачивается не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом,
– за IV квартал – авансовым платежом не позднее 22 декабря текущего года с последующей доплатой или уменьшением не позднее 22 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (подп. 9.1 п. 9 ст. 186 НК).
Таким образом, налог на прибыль по результатам деятельности за 2021 год необходимо уплатить в следующие сроки:
– за I квартал 2022 г. – не позднее 22 апреля 2022 г.;
– за II квартал 2022 г. – не позднее 22 июля 2022 г.;
– за III квартал 2022 г. – не позднее 24 октября 2022 г. (22 октября 2022 г. приходится на нерабочий день – субботу) (ч. 7 ст. 4 НК);
– за IV квартал 2022 г. – авансовым платежом не позднее 22 декабря 2022 г., а не позднее 22 марта 2023 г. производится доплата налога по итогам 2022 г. по результатам произведенного перерасчета в целом за год.
При этом авансовый платеж налога на прибыль за IV квартал 2022 г. определяется в размере 2/3 суммы налога на прибыль за III квартал 2022 г.
М – П. Макрорегулирование – Процесс бюджетный
Макрорегулирование (макроэкономическая политика) – это процесс, суть которого заключается в осуществлении посредством основных экономических инструментов таких как бюджетно-налоговая денежная политика.
Бюджетно-налоговая политика проводится в основном Правительством РФ, а кредитно-денежная – Банком РФ.
Маркетинг – это система, которая занимается управлением деятельностью предприятия по разработке, производству и сбыту продукции или предоставлению услуг на базе исследований рынка и активного влияния на спрос потребителей.
Менеджмент финансовый – 1. Процесс управления денежным оборотом, созданием и применением финансовых ресурсов предприятия. 2. Система форм, методов и приёмов, посредством которой происходит управление денежным оборотом и финансовыми ресурсами.
Механизм финансовый – совокупность форм, которые характерны финансовым отношениям организации, а также методов становления и применения финансовых ресурсов, применяемых в обществе для создания благоприятной атмосферы экономического и социального развития.
Согласно структуре финансовой системы, финансовый механизм делится на финансовый механизм предприятия, страховой механизм, бюджетный механизм и т.д. Для каждого из этих механизмов характерны следующие звенья: мобилизация финансовых ресурсов, финансирование, стимулирование и пр.
Налог – это вид обязательного индивидуально-безвозмездного платежа, который взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств для обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Налог адвалорный – это вид налога, который исчисляется по процентным ставкам к таможенной стоимости товаров или стоимостной оценке услуг, которые могут быть перемещены через границу.
Налоги косвенные – это разновидность налогов, которые взимаются в качестве надбавки к цене товара.
Налоги региональные – это налоги и сборы, которые устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ, вводятся в действие согласно НК РФ и законам субъектов РФ на соответствующих территориях.
Налоги федеральные – это налоги и сборы, которые устанавливаются согласно НК РФ и обязательны к уплате по всей территории РФ.
Налогообложение – это процесс, который подразумевает установление и взимание налогов в стране, определение их видов, объектов, величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты, круга юридических и физических лиц согласно правилам и законам существующей и действующей налоговой политике, а также её принципам их установления.
Налогообложение двойное – это обложение одного и того же объекта налогом несколько раз.
Двойное налогообложение может быть реализовано при взимании налогов разными государствами, если между данными государствами не существует налогового соглашения, а также при обложении государственными и местными налогами и в некоторых других ситуациях.
Нарушение правил учёта доходов, расходов и объектов налогообложения грубое – это выражается в отсутствии первичных документов, регистров бухгалтерского учёта, систематическое несвоевременное или неверное отражение на счетах бухгалтерского учёта и в отчетных документах по хозяйственным операциям, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений, которые были сделаны налогоплательщиком.
Наценка торговая – это доля розничной цены товара, которая даёт возможность возместить текущие затраты и получить прибыль розничными предприятиям торговли.
Недоимка – сумма налога или сумма сбора, которая не была уплачена в установленный законодательством срок согласно НК РФ.
Недоимка безнадёжная – это такая задолженность, которая числится за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскать которые оказалось невозможно по некоторым причинам экономического, социального или юридического характера.
Недра – такая часть земной коры, которая располагается ниже почвенного слоя, а если он отсутствует, до ниже дна водоёмов и водостоков, располагающаяся вниз до глубины, которые постижимы геологическому исследованию и освоению.
Нерезидент – 1. Юридическое лицо, которое действует в данной стране, при этом зарегистрировано в качестве субъекта хозяйствования в другой стране. 2. Физическое лицо, которое действует в стране, в которой постоянно не проживает.
Для нерезидентов устанавливаются особые правила налогообложения.
Номинал – это номинальная или основная стоимость, которой обозначается акция, облигация или вексель, а также данная информация может быть указана на купоне, банкноте или ином инструменте.
Норма амортизации – это процент от стоимости основного капитала, который каждый год включается в себестоимость произведённой продукции.
Норматив минимальной бюджетной обеспеченности – это расчётный показатель потребности, в которой минимально нуждается один житель муниципального образования по текущим расходам.
Носитель налога – это физическое или юридическое лицо, которое обязано уплачивать налог из собственных средств.
Обеспечение воспроизводственного процесса финансовое – это покрытие затрат посредством финансовых ресурсов, которые аккумулируются субъектами хозяйствования и государством.
Обеспеченность бюджетная минимальная – это нижняя граница допустимости стоимости государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, которые представлены органами государственной власти или местного самоуправления с расчётом на душу населения за средства соответствующих бюджетов.
Обеспеченность кредита – это разновидности и формы обязательств, которые гарантирует заёмщик перед кредитом банку, направленные на создание мнения о возможности возмещения заёмных средств в случае если сам заёмщик их вернуть не сможет.
Облигации – это вид ценных бумаг, которые приносят конкретный доход в форме процентов.
Выпуском облигаций занимаются государственные органы с целью покрытия дефицита в бюджете, а также общества акционеров для мобилизации капитала. На облигациях содержится информация о сроке их погашения.
Облигации государственные краткосрочные бескупонные – государственные ценные бумаги, выпуск которых происходит сроком на 3, 6, 12 и более месяцев, основной целью которых является покрытие дефицита федерального бюджета, а также других операций, которые могут быть размещены среди юридических лиц и иностранных инвесторов.
Облигации государственных займов – это ценные бумаги кратко- и долгосрочного характера, которые выпускаются Министерством финансов РФ с целью привлечения внимания инвесторов к стране и к выполнению обязанностей и функций государством.
Облигации сберегательного займа – государственные ценные бумаги, которые выпускаются с целью привлечения средств инвесторов, но их основная функция – размещение среди населения.
Обновление фондов – это процесс, который подразумевает выбытие и замену фондов посредством прежних или новых технологических основах.
Оборачиваемость оборотных средств – это показатель эффективности применения оборотных средств.
Р – Т. Работа – Требование платёжное
Работа – это вид деятельности, чьи результаты приносят материальное выражения и могут реализовываться для удовлетворения потребностей организации или физического лица.
Разгосударствление – это процесс перевода государственной собственности в иные её формы.
Процесс, в котором разгосударствление происходит посредством приобретения гражданами в частную собственность государственных и муниципальных предприятий и создание на их базе акционерных обществ называется приватизацией.
Размер предприятия оптимальный – это размер предприятия, который предоставляет возможность выполнять заключённые договора и обязательства по производству продукции в оговоренные сроки с минимальными затратами и максимальной эффективностью.
Расходы бюджета – это экономические отношения, которые основаны на распределении фонда денежных средств государства и использовании согласно отраслевому делению, а также ведомственному, целевому и территориальному назначению.
Расходы государственные – это вид денежных отношений, который связан с применением централизованных и децентрализованных государственных средств на совершенно разные потребности государства.
Расходы накладные – это расходы, которые идут на хозяйственное обслуживание производства и управление предприятием, одновременно являющиеся дополнительными к основным затратам, при этом на одинаковых условиях они включаются в издержки производства.
Расчёт коммерческий – метод ведения хозяйства, суть которого заключается в соизмерении в денежной форме затрат и итогов работы; его ключевая цель состоит в получении максимума прибыли при минимальных затратах.
Коммерческий расчёт подразумевает обязательное получение прибыли, а также высокого уровня рентабельности, которого будет достаточно для продолжения хозяйственной деятельности.
Реализация – передача на возмездной основе права собственности на товары, итоги сделанных работ одним лицом для другого, а также возмездное оказание услуг.
Регулирование бюджетное – это перераспределение средств для уравновешивания территориальных бюджетов и обеспечение их минимальным уровнем доходов, с целью финансирования экономического и социального развития территорий.
Регулирование государственное – это система, которая оформлена на государственном уровне для внешнего воздействия на предприятие.
Регулирование экономики – это специфические меры, которые сконцентрированы на изменении темпов развития народного хозяйства и его отдельных структурных подразделений, основанные на перераспределении финансов.
Регулирование экономики осуществляется в двух формах: саморегулирование и государственное регулирование. Для саморегулирования характерны методы формирования финансовой базы в разных сферах общественного производства, которые сами же и используют субъекты хозяйствования. А для государственного регулирования характерно вмешательство государства в процесс развития общественного производства посредством различных экономических инструментов, особенно через финансовые рычаги.
Режим налоговый специальный – это специфический порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, который устанавливается на ограниченный период времени.
Режим таможенный – это совокупность положений, посредством которых определяется статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через государственную границу с таможенными целями.
Резидент – это юридическое или физическое лицо, которое на постоянной основе зарегистрировано или проживает в указанной стране.
Резиденты должна неукоснительно соблюдать законы конкретной страны в своих экономических действиях. Они обязаны выплачивать налоги, согласно законодательству и норм страны проживания.
Результаты финансовые – это процесс, который подразумевает получение финансовых ресурсов и связан напрямую с производством и реализацией товаров, а также операциями на рынке капиталов.
Рекламация – это претензия, которая предъявляется покупателем в сторону продавца и основана она на несоответствии качества или количества поставленного товара, описанного в условиях контракта.
Реконструкция – это процесс глубокого переустройства действующего производства на основе технического и организационного совершенствования, комплексного обновления и модернизации основных фондов.
Рентабельность – это стоимостный показатель эффективности производства.
Рентабельность даёт характеристику уровню отдачи затрат, которые были вложены в процесс производства и реализации продукции, работы и услуг.
Рентабельность продукции – это показатель, который отражает уровень эффективности производства и определяется отношением прибыли от продажи продукции к её себестоимости.
Рентабельность производства – это показатель эффективности производства, который определяется отношением общей прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов производства и оборотных средств.
Реструктуризация внешнего долга – это процесс, который подразумевает под собой продление сроков погашения долга и выплаты по нему процентов.
Реструктуризация фискальной задолженности – это установление суммарной задолженности в бюджет, установление сроков для её полного погашения и осуществление контроля за соблюдением всех сроков выплаты платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Ресурсы финансовые – это денежные доходы, накопления и поступления, формирование который сосредоточены в руках субъектов хозяйствования и государства, чьё предназначение видится как расширение производства, материальное стимулирование сотрудников компании, удовлетворение потребностей, нужд обороны и государственного управления.
Финансовые ресурсы представляют собой материальные носители финансовых отношений, которые применяются в двух формах: фондовой и нефондовой.
Роспись бюджетная – это такой документ, в котором представлено поквартальное распределение доходов и расходов бюджета и поступлений из возможных источников финансирования дефицита бюджета, а также распределяющий бюджетное ассигнования между получателем бюджетных средств и составленный согласно нормам и правилам бюджетной классификации РФ.
Рынок товара – это сфера обращения товара, которая определяется на основе возможностей покупателя реально и без серьёзных дополнительных затрат, купить товар, услугу или работу на самой близкой относительно покупателя площадке в РФ или за её пределами.
Рынок финансовый – это рынок, где происходит обращение капиталов и кредитов.
Финансовый рынок делится на рынок краткосрочного капитала и рынок долгосрочного ссудного капитала.
Самострахование – это список мер, которые направлены на устранение и предотвращение рисков, а также на создание резервных фондов материальных и финансовых ресурсов.
Самофинансирование – это специфический метод накопления финансового капитала, который способствует обеспечению воспроизводственных затрат, где основная функция – использование субъектами хозяйствования собственных финансовых ресурсов, которые были привлечены посредством выпуска ценных бумаг.
Когда физическое лицо признается плательщиком налога?
Пунктом 1 статьи 185 НК установлено, что для целей налогообложения капитальным строением (зданием, сооружением), его частью (включая жилые дома, садовые домики, дачи, жилые помещения в многоквартирных или блокированных домах, хозяйственные постройки), а также машино-местом, принадлежащим физическому лицу, признаются капитальное строение (здание, сооружение), его часть, а также машино-место (доли в праве собственности на указанное имущество).
Таким образом, жилые помещения у физического лица признаются объектом налогообложения налогом на недвижимость, и, соответственно, в отношении указанных объектов физическое лицо обладает статусом плательщика налога на недвижимость (при наличии оснований в соответствии с законодательством, в частности в соответствии с подпунктом 1.17 пункта 1 статьи 185 НК, применяется освобождение от налога на недвижимость для физических лиц).
Каждый установленный налог (сбор) характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога (сбора).
Элементы налога:
• объект налогообложения;
• налоговая база;
• налоговый период;
• налоговая ставка;
• порядок исчисления налога;
• порядок и сроки уплаты налога;
• льготы по налогу (если они установлены).
Если хотя бы один из элементов налога отсутствует (кроме элемента «льготы»), налог нельзя считать установленным (ст. 17 НК РФ), т.е. не может быть введена обязанность по его уплате.
При установлении сборов определяются элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Объектами налогообложения могут являться реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ.
Налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Состоять налоговый период может из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является время со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.
При создании организации в день, попадающий с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.
Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).
Понятие «объект налогообложения» определено ст. 38 НК РФ. В зависимости от типа налога объектами налогообложения могут являться: реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Под имуществом в целях налогообложения понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Товаром для тех же целей признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В части регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом РФ.
Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
Услугой же в налоговом законодательстве считается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Само понятие реализации товаров (работ или услуг) организацией или индивидуальным предпринимателем дано в ст. 39 НК РФ. Оно подразумевает соответственно передачу на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу а в случаях, предусмотренных НК РФ, – и на безвозмездной основе.
При определении объекта налогообложения следует руководствоваться принципами определения цены товаров (работ или услуг) для целей налогообложения, установленными ст. 40 НК РФ. Из положений этой статьи следует, что обычно принимается цена товаров (работ или услуг), указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен, причем бремя доказывания лежит на налоговом органе (п. 6 ст. 108 НК РФ).
В случаях когда цены товаров (работ или услуг), примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары (работы или услуги).
По отдельным налогам (сборам) могут устанавливаться льготы – преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ).
По федеральным налогам льготы устанавливаются НК РФ (а до вступления в силу соответствующих глав Кодекса – законами РФ). Дополнительные налоговые льготы по федеральным налогам могут быть установлены региональным или местным законодательством лишь в отношении сумм, зачисляемых в региональный или местный бюджет, и только в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом.
По региональным и местным налогам льготы устанавливаются соответственно законами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.
В основу классификации налоговых льгот положен принцип существа льготы.
Виды налоговых льгот:
• необлагаемый минимум объекта налога;
• освобождение от налога;
• уменьшение объекта налогообложения;
• понижение ставки налога;
• понижение налога;
• отсрочка исчисления и уплаты налога;
• освобождение, понижение, отсрочка уплаты установленных налоговым законодательством пени и штрафов, начисленных за нарушение налогового законодательства.
Налоговая льгота не может иметь индивидуальный характер.
Налогоплательщик вправе отказаться от льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.
Выездные налоговые проверки
Если камеральные налоговые проверки – это повседневная работа налоговых инспекторов, не требующая специального распоряжения руководителя налоговой инспекции, то выездная проверка – это особое мероприятие, проводимое по распоряжению руководителя инспекции. Выездная налоговая проверка, как правило, проводится по местонахождению организации. В ходе этой проверки проверяются первичные документы и записи в регистрах бухгалтерского учета, а также может проводиться инвентаризация имущества организации.
Выездная налоговая проверка может проводиться как по одному, так и по нескольким налогам и не может охватывать период более трех лет. Законодательство не допускает проведения в течение одного календарного года более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, за исключением особых случаев.
Стандартная налоговая ставка по налогу на прибыль составляет 20 %. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке 2 %, зачисляется в федеральный бюджет, сумма налога, исчисленная по налоговой ставке 18 %, – в региональный бюджет, причем субъект Российской Федерации имеет право уменьшить свою налоговую ставку до 13,5 %.
Ограничивая право субъекта Российской Федерации уменьшать свою ставку ниже определенного уровня, государство препятствует появлению «внутренних офшоров» – зон с особо льготным налоговым режимом.
По другим ставкам облагаются доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации.
Ведение учета при возврате целевого финансирования
Важной особенностью целевого финансирования является то, что бюджетные средства подлежат возврату в случаях их неиспользования в установленные сроки, а также при их нецелевом использовании бюджетополучателем (ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).
Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Нецелевое использование бюджетных средств влечет:
- Наложение штрафов на должностных лиц организации (от 40 до 50 МРОТ), на организацию (от 400 до 500 МРОТ) в соответствии со ст. 15.14 Кодекса об административных правонарушениях РФ;
- Изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, согласно ст. 289 Бюджетного кодекса РФ;
- При наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ.