Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответы прокурора на заявления граждан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если прокурор, рассматривающий дело, бездействует или принимает решения, которые дают основания полагать, что будет нанесен ущерб гарантированным правам заявителя, то у последнего есть право на обращение в вышестоящие инстанции.
Когда можно обратиться к вышестоящему начальству
Фактически обратиться за помощью для восстановления справедливости разрешается в любой ситуации. Это может быть невыполнение прокурором своих непосредственных обязанностей или нарушение прав гражданина, заключенного под стражу. При этом обращение не является основанием для отказа в защите прав в судебном порядке.
Любой заявитель должен помнить, что обжаловать действия или бездействие прокурора можно только в том случае, если есть абсолютная уверенность в своей правоте. Следует помнить, что ст. 306 УК предусматривает ответственность за ложный донос.
Жалоба на ответ прокуратуры вышестоящему прокурору, образец которой представлен ниже, должна быть рассмотрена в срок не более 30 дней. Это предусмотрено требованиями ст. 5 Приказа Генеральной прокуратуры от 30.01.2013 года. Такой порядок касается всех обращений граждан (не только жалоб на ответ прокурора).
Отсчет времени, предусмотренный инструкцией, начинается с момента регистрации обращения. Если не требуется дополнительная проверка информации, изложенной в жалобе, срок рассмотрения сокращается в 2 раза и составляет 15 дней.
Инструкцией также предусмотрены сокращенные сроки, если дело требует неотлагательной реакции вышестоящего органа. В этом случае ответ должен быть подготовлен и направлен в адрес заявителя в срок от 3 до 10 дней. Если человек ошибается и направляет обращение не по адресу, то такой документ не возвращается, а перенаправляется нужному получателю. Это органы прокуратуры должны сделать в течение 7 дней с момента получения жалобы.
В сложных ситуациях, когда требуется дополнительная проверка или уточнение фактов, срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 30 дней.
Порядок процесса обжалования решения прокурора
Первая инстанция для подачи обращения – вышестоящий орган относительно того, где было принято решение. Жалобы рассматриваются только в иерархическом порядке.
Обжалование сформированного постановления прокурора путем подачи заявления может производиться как лично через приемную прокуратуры, так и в электронном виде или письмом по почте. Также могут быть обращения от одного лица или коллективные. Рассмотрение поданного обращения обязательно и бесплатно. Уполномоченное лицо (или группа) проводит рассмотрение, ряд действий по проверке отдельных аспектов на протяжении семи рабочих дней с момента получения такого обращения (отмечается в специальном журнале регистрации поступивших обращений). В случае перенаправления жалобы в другое структурное подразделение обязательно уведомляется инициатор обращения. При проверке могут быть задействованы все правовые институты.
Результаты рассмотрения обращения
По результатам изучения обстоятельств дела прокурор принимает решение о полном или частичном удовлетворении требований или об отказе. В первом случае указываются процессуальные действия, которые проводились для ускорения рассмотрения вопросов.
Заявитель сразу же уведомляется о результатах рассмотрения вопроса и порядке обжалования. В некоторых случаях документ остается без ответа. К ним относится:
- Отсутствие Ф. И. О. заявителя и контактных данных для направления официального ответа.
- В жалобе нет информации, достаточной для ее успешного разрешения.
- Прокурор не может определить суть обращения.
- В документе есть сведения, свидетельствующие о непосредственном вмешательстве в деятельность и компетенцию представителей прокуратуры.
- Текст нечитабелен, данные о заявителе есть, но их невозможно прочесть.
- В документе есть нецензурные выражения, угрозы в адрес сотрудников прокуратуры или других лиц.
Куда жаловаться на районную прокуратуру
Самая первая ступень, которая рассматривает нарушения гражданских прав – районная прокуратура. Именно в неё поступают жалобы от граждан, и именно с неё начинается большинство дел. Так же именно районная прокуратура наиболее часто выступает в качестве нарушителя прав граждан. Но при этом и пожаловаться на неё достаточно просто.
Для того, чтобы подать заявление с жалобой, нужно обратиться в отделение и найти уполномоченного представителя, ответственного за прием обращений. Так же в большинстве отделений есть специальные ящики и стенды, которые позволяют оставить жалобу не прибегая к помощи сотрудника.
Для того, чтобы пожаловаться на районную прокуратуру, нужно написать заявление на имя её руководителя. В заявлении нужно отметить, какой именно сотрудник, ведущий ваше дело, нарушил ваши права, и как именно он это сделал. Как правило, такой жалобы порой достаточно для того, чтобы привлечь сотрудника к дисциплинарной ответственности.
Основания обращения в прокуратуру
Подать заявление в прокуратуру возможно даже в том случае, если нарушение касается не вас лично и не вашей организации, но также если вы стали свидетелем нарушения в отношении третьих лиц или государства.
Единой установленной формы обращения в прокуратуру нет. Заявление пишется в свободной форме с указанием необходимых данных заявителя (ФИО, адрес, контактный телефон). В случае анонимного обращения с сообщением о готовящемся преступлении, заявление будет отправлено в соответствующие органы даже в том случае, если какие-либо контактные данные в нем отсутствуют.
Если заявление не содержит в себе сути нарушения конкретных законодательных актов и ссылок на них, оно может остаться не рассмотренным. При принятии обращения в работу, прокуратура имеет право вызвать заявителя для дачи пояснений по делу, описанному в заявлении.
Срок рассмотрения заявление в прокуратуру составляет тридцать календарных дней. Однако, к большому сожалению, сегодня не являются редкостью случаи, когда прокуратура бездействует по совершенно непонятным причинам: необходимые действия совершаются слишком медленно, а порой создается ощущение, что дело и вовсе не движется.
Составление заявления
Перейдем к самой форме жалобы. Это документ строгой формы, который пишется в соответствии с общими правилами обращений в государственные службы. То есть в нём не должно быть оскорблений, ложных сведений, он должен быть составлен без ошибок, а информация в нём должна быть прописана кратко, но чётко и понятно. При этом само заявление состоит из трех частей.
- Заголовок. В первую очередь в него вписывают ФИО и звание руководителя отделения, в которое подается жалоба. Затем прописывается полное наименование отделения, принимающего заявление, а так же данные по самому заявителю: ФИО, адрес, контакты;
- Информационная часть. Содержит описание дела, с которым вы пожаловались первоначально, а так же описание действий, предпринятых сотрудником прокуратуры. Затем подробно описывается проблема, с которой вы столкнулись (если речь идет о бездействии, то нужно описать в чём оно заключается) и ваша попытка мирно урегулировать конфликт. Завершает информационную часть перечень ваших просьб к руководству;
- Заключение. Содержит опись всех материалов, приложенных к жалобе, а так же подпись заявителя и дату подачи жалобы.
Куда жаловаться на прокуратуру района
Чтобы понимать, где произошло нарушение ваших прав работниками прокуратуры, нужно иметь представление о работе аппарата государственного надзора.
В каждом структурном подразделении организована горячая линия для обращения граждан. Заявления регистрируют и рассматривают. Ответ отправляют почтой или вручают при личной встрече. Чтобы обратиться за защитой своих нарушенных прав, человек может направить обращение в письменном виде или воспользоваться электронной почтой и связаться через интернет-приёмную.
В органах прокуратуры установлены ящики для приёма обращений граждан, почта из них вынимается регулярно, на корреспонденции ставится специальный штамп, указывается дата. Затем её регистрируют и передают на рассмотрение. Ежедневно ведётся приём граждан дежурным прокурором. Отследить судьбу своего обращения можно, позвонив в приёмную либо канцелярию. Вам должны ответить, какое структурное подразделение рассматривает ваше обращение.
Если по заявлению не было заключения уполномоченного контролирующего органа, аппарат прокуратуры города принимает решение о направлении данного обращения соответствующему надзорному органу для рассмотрения вашей жалобы. На это выделяется 7 дней. Закон предусматривает направление запроса как с контролем, так и без него, в зависимости от ситуации или остроты проблемы. Существуют сроки рассмотрения заявления. Если сроки или права гражданина нарушены работниками главного надзорного органа, установлены правила обжалования действий прокуратуры.
Куда жаловаться на коррупцию в прокуратуре
Если вами отмечены случаи вымогательства работниками надзорных органов денег за прекращение расследования фактов нарушения федеральных законов, фальсификацию итогов, полученных при проверках подобных случаев, нужно обращаться в специализированное подразделение Генеральной прокуратуры РФ, занимающейся надзором за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
Такие же структурные подразделения созданы при каждом субъекте РФ. В их задачи входит противостояние коррупции в сфере государственной и муниципальной службы. Сотрудники подразделения расследуют факты взяточничества среди руководителей регионов и муниципальных образований, работников государственного надзора, судебных и надзорных властей, депутатов и т.п.
Куда подавать жалобу на прокуратуру?
Органы прокуратуры представляют собой вертикальную систему, включающую Генеральную прокуратуру, прокуратуры субъектов РФ, районные и городские прокуратуры. Обращаться с жалобой необходимо в вышестоящую прокуратуру или в суд.
Рассмотрим в таблице кто должен рассматривать жалобу на прокуратуру в зависимости от занимаемого уровня.
Инстанция, рассматривающая жалобу на прокуратуру | Наименование прокуратуры в зависимости от уровня |
---|---|
Прокуратура города или района | Бездействие работника городской или районной прокуратуры |
Прокуратура субъекта РФ | Бездействие прокурора города или района при рассмотрении жалобы |
Генеральная прокуратура | Бездействие прокурора области, края, республики, автономной области (субъекта РФ) |
Президент РФ | Бездействие генерального прокурора |
Следственный комитет | Совершение преступления сотрудниками органов прокуратуры |
Суд | Бездействие сотрудников органов прокуратуры при возбуждении или прекращении уголовного дела |
Жалоба должна подаваться в соответствии с подведомственностью. Если нижестоящее звено ответило отказом, необходимо обращаться в вышестоящую инстанцию. Последним звеном для обжалования является Президент РФ, Следственный комитет и Верховный суд РФ.
Как написать обращение в прокуратуру
Единого бланка законом не установлено, его составляют в свободной форме. Допустим машинописный и рукописный текст. При составлении от руки необходим разборчивый почерк, иначе документ оставят без рассмотрения.
Если вы подаете документ через канцелярию, вам предоставят бланк для заполнения и помогут составить документ. Допустимо принести готовый документ, его примут и поставят отметку о регистрации.
Вот инструкция, как составить заявление в прокуратуру:
- Заполните шапку. Укажите наименование и адрес ведомства. Подразделение выбирают по месту прописки заявителя. Укажите Ф.И.О., адрес и контактные данные заявителя.
- Укажите название обращения и дату составления.
- По тексту изложите, в чем заключается нарушение прав. Детально опишите события с указанием дат, места, Ф.И.О. должностных органов.
- В просительной части укажите требование.
- Составьте перечень прилагаемых документов.
- Поставьте подпись.
При электронной подаче заполняют форму на сайте:
- Ф.И.О., адрес электронной почты, номер телефона;
- излагают суть проблемы;
- при необходимости добавляют фото или скриншоты;
- вводят код подтверждения, который придет на электронную почту.
Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 марта 2017 г. N 308-КГ16-16394.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 марта 2017 г. N 308-КГ16-16394, вынесенное по вопросу возможности обжалования представлений прокурора в арбитражных судах, расширило сферу судебной защиты, реабилитировав право на судебную защиту.
Поскольку значимость данного Определения прежде всего заключается в толковании процессуального закона, мы здесь коротко опишем только процессуальную составляющую данного дела.
Общество с ограниченной ответственностью «Регион» обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском о признании недействительным представления и.о. прокурора г. Невинномысска от 23 июля 2015 г. N 7-84-2015.
В суде первой инстанции прокуратура Ставропольского края заявила ходатайство о прекращении производства по делу ввиду неподведомственности спора арбитражному суду, указывая, что представление прокурора не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний, влекущих для общества юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; оспариваемым представлением не были каким-либо образом затронуты права общества, касающиеся его предпринимательской деятельности, оно не повлекло каких-либо последствий и не породило обязательств для данной организации.
Решением суда первой инстанции от 21 апреля 2016 г. представление и.о. прокурора города Невинномысска от 23 июля 2015 г. N 7-84-2015 признано недействительным. Суд первой инстанции, руководствуясь ст. 46, 52, 53, 120 Конституции РФ, положениями Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 24 марта 2015 г. N 110-О, Постановлении от 17 февраля 2015 г. N 2-П, в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу отказал. При этом суд исходил из того, что требование, содержащееся в представлении прокурора, подлежит безусловному исполнению лицом, к которому это требование обращено, а само представление прокурора является ненормативным правовым актом и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном положениями гл. 24 АПК РФ.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2016 г. решение суда первой инстанции отменено, производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду. Прекращая производство по делу, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями ч. 1 ст. 27, п. 2 ч. 1 ст. 29, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, а также исходил из взаимосвязанных положений ст. 21, 22, 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и пришел к выводу о том, что само по себе представление прокурора как акт прокурорского реагирования не является ненормативным правовым актом, подлежащим принудительному исполнению, поскольку оно направлено на понуждение указанных в п. 1 ст. 21 данного Закона органов и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке; представление не затрагивает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем не подлежит проверке в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа Постановлением от 28 сентября 2016 г. оставил в силе Постановление суда апелляционной инстанции, согласившись с выводами о неподведомственности спора арбитражному суду.
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ не согласилась с выводами судов апелляционной и кассационной инстанций.
Судебная коллегия указала, что «в силу пункта 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам подведомственны возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности об оспаривании затрагивающих права и иные законные интересы заявителя ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностных лиц».
В соответствии со ст. 1 Закона о прокуратуре прокуратура РФ наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения (п. 3 ст. 22, ст. 24, 28 названного Закона).
В рамках возложенных полномочий прокурор осуществляет надзор:
- За исполнением законодательства (осуществляет проверку исполнения законодательства на основании поступившей информации, возбуждает дело об административном правонарушении и освобождает от ответственности, обжалует правовые акты, противоречащие закону).
- За соблюдением прав и свобод человека и гражданина (рассматривает заявления о нарушениях, разъясняет порядок защиты пострадавшим, возбуждает дела об административном правонарушении или уголовном преступлении, представляет интересы гражданина в суде).
- За исполнением законов правоохранительными органами (рассматривает заявления и жалобы граждан на действия (бездействия) правоохранительных органов, осуществляет проверку таких действий на соответствие требованиям уголовно-процессуального законодательства).
- За исполнением законов в сфере исполнения наказаний.
Также в соответствии с требованиями Конституции РФ, Закона о прокуратуре и УПК РФ прокурор:
- участвует в судебных заседаниях в качестве обвинителя (в уголовных делах) и представителя граждан, чьи права были нарушены;
- может ходатайствовать об изменении меры пресечения или сроке ареста;
- отменяет постановления органов полиции и иных правоохранительных структур в случае выявления нарушений и противоречий головному законодательству;
- отстраняет должностных лиц от исполнения обязанностей в области расследования;
- истребует материалы уголовного или административного дела для проведения проверки.
Порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов прокуратуры
Разъясняет старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Трошкина Анна Викторовна
С учетом положений статей 5, 9.1, 10, 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации, решения, ответы, действия (бездействие), акты прокурорского реагирования могут быть обжалованы вышестоящему прокурору и (или) в суд.
Выбор способа оспаривания является исключительным правом заявителя.
Принимаемые прокурорами решения на основании требований процессуального законодательства, обжалуются по правилам соответствующего кодекса (Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Иные решения обжалуются по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Действующее законодательство, предусматривая возможность оспаривания в судебном порядке действий (бездействия) должностных лиц органов прокуратуры, определило строгий порядок обжалования.
Административное исковое заявление об обжаловании действий (бездействия) может быть подано гражданином, организацией, иным лицом в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа, должностного лица, решение, действия (бездействие) которых оспариваются.
В случае, если место нахождения органа прокуратуры не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо прокуратуры, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанного органа или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо.
Право выбора между несколькими судами, которым подсудно административное дело, принадлежит административному истцу.
К решениям, действиям (бездействию), оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых:
оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту;
нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц;
создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Мнение эксперта
Захаров Виктор Юрьевич
Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — семейное право. Признанный эксперт права.
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Административное исковое заявление об обжаловании действий (бездействия) должно в обязательном порядке содержать следующую информацию: наименования суда, административного истца; орган прокуратуры, при необходимости должностное лицо, принявшее оспариваемое решение либо совершившее оспариваемое действие (бездействие); наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия); сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются органы прокуратуры и их должностные лица); иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия); сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием); нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие); сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов; сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении (в случае подачи указывается дата и результат рассмотрения); требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа прокуратуры; перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
Ежегодно в суды области поступает около 60-ти заявлений об обжаловании действий (бездействия) органов и должностных лиц прокуратуры области. Заявления поступают как от граждан, так и от юридических лиц.
Гражданами, как правило, обжалуются полученные ими ответы на обращения, отказ в ознакомлении с материалами прокурорской проверки.
Юридические лица обжалуют принесенные в их адрес акты прокурорского реагирования, содержащие требования об устранении выявленных нарушений закона.
Анализ рассмотренных судами области дел об оспаривании решений, ответов, действий (бездействия), актов прокурорского реагирования свидетельствует о том, что при реализации надзорных полномочий органы прокуратуры области и их должностные лица руководствуются требованиями действующего законодательства, не нарушая права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Срок обжалования решений государственных органов
Срок обжалования решения государственного органа установлен в зависимости от выбора способа обжалования административного или судебного.
Для обжалования решения в суде необходимо знать, что по общему правилу срок для направления заявления о признании решения незаконным установлен в 3 месяца, при этом следует учесть, что в ряде случаев срок является сокращенным, ввиду чего для наиболее эффективного обжалования необходимо как можно раньше обратиться в опытному адвокату для решения Вашей проблемы.
Для обжалования в вышестоящий орган по общему правилу установлен срок только для рассмотрения данной жалобы, в течении тридцати дней вышестоящее должностное лицо должно принять решение по существу обращения.
Однако, для административного срока обжалования не стоит затягивать со сроками, для реализации последующего обжалования данного решения в суд, ввиду чего необходимо обратиться с административной жалобой желательно в течении месяца после принятия решения. Зачастую данные способы являются альтернативными, то есть заявитель сам решает, куда направить жалобу, однако в ряде случаев, в частности для обжалования решений налоговых органов предусмотрен четкий порядок обжалования, вначале в вышестоящий орган, а только затем в суд.
Правовая направленность представления прокурора
Учитывая позицию Конституционного суда РФ, которая была изложена в определении «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Моторичевой И. И.» от 24.02.05 № 84-О, осуществляя надзор за выполнением законов, органы прокуратуры не могут подменять другие государственные органы (п. 2 ст. 21 закона № 2202-I).
Непосредственно прокурорское представление не имеет абсолютного характера и не обладает силой принудительного исполнения. Цель, с которой представление вносится, — понудить нормами, приведенными в п. 1 ст. 21 закона № 2202-I, устранить нарушения законодательства добровольно.
Требования, подлежащие безусловному исполнению, реализуются путем иных процедур, например посредством обращения прокурора в суд.