Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «12.19 Ч3.1. Остановка / стоянка в местах остановки маршрутного транспорта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ПДД предусматривают ситуации, когда водитель может быть вынужден остановиться вопреки своему желанию и самим правилам. Например, при возникновении неисправности автомобиля, препятствующей безопасному движению по дороге, при серьезном ухудшении состояния здоровья водителя или пассажира, при необходимости избежать аварийной ситуации. Любая из этих причин делает остановку вынужденной, а значит, за нее не должны наказывать, даже если она была совершена с нарушением ПДД.
Это право закреплено в ст. 24 Устава автомобильного транспорта. На практике это означает, что водитель не может препятствовать поездке пассажира, если в салоне есть свободные места, а пассажир не нарушает правила перевозки (например, на нем нет пачкающей одежды, он не отказывается платить, и так далее). Под «свободными местами» понимаются как сидячие, так и стоячие. Если возникают спорные ситуации, необходимо обратиться к техническим характеристикам автобуса, в них должно быть указано количество тех и других мест.
Это правило особенно актуально для регионов, где работают маршрутные такси, так как некоторые водители могут весьма вольно распоряжаться местами, придерживать их для определенных людей или в принципе не сажать пассажиров, например, рядом с собой.
Читайте: Штрафы за нарушение правил дорожной разметки
ПДД содержат следующие указания относительно возможности осуществления разворота:
- Допускается выполнение такого маневра при условии, что автомобилист осуществит все необходимые действия перед его совершением – займет крайнее левое положение на своей стороне движения. Таким образом разворот запрещено выполнять, если автомобилист не находится как можно ближе к центру проезжей части. Важным моментом является исключение из такого правила в случае, если дорога достаточно узкая. В такой ситуации автомобилист может начать выполнение маневра от обочины, но при этом стоит пропустить все машины, которые движутся как в попутном, так и встречном направлении;
- При совершении поворота водитель должен убедиться, что его действие не противоречит установленным знакам и дорожной разметке.
Отдельно рассматривается перечень тех мест и ситуаций, в которых разворот запрещено выполнять:
- На пешеходном переходе. При плохих погодных условиях не стоит думать, что если дорожной разметки не видно, то и штраф не будет наложен – автомобилисту стоит руководствоваться установленными знаками, сопровождающими каждый участок для пересечения дороги пешеходами;
- В тоннелях, где условия плохой видимости и ограниченности пространства не позволяют выполнить такой маневр;
- На мостах, эстакадах, путепроводе и под ними по причине ограниченного пространства и опасности для всех участников ДД;
- На железнодорожных переездах. После проезда такого участка автомобилист сразу может выполнить необходимый маневр и уже после него пересечь железную дорогу снова, но уже в обратном направлении;
- В условиях ограниченной обзорности – при условии, что в обоих направлениях движения дорога поворачивает на расстоянии менее 100 метров от места предполагаемого маневра, разворот запрещен;
- На остановках транспорта, к которому относится как общественный, так и маршрутный. Такой запрет основан на том факте, что это место характеризуется скоплением большого количества людей и транспорта, который мешает обзору и адекватной оценке ситуации. В связи с этим выполнение разворота допускается при условии, что автомобилист находится на расстоянии более 15 метров от такого места.
Если остановка транспортного средства произведена на остановке общественного транспорта с нарушением правил дорожного движения, водителя привлекают к административной ответственности.
Штраф составляет от одной до трех тысяч рублей. Его точный размер зависит от того, создавались ли помехи для других участников дорожного движения, а также от региона происшествия.
Это означает, что водителю лучше не рисковать, оставляя собственное транспортное средство, чтобы ненадолго посетить торговый центр или другое заведение. Даже если вы будет отсутствовать менее пяти минут, сотрудник ДПС имеет право выписать штраф. При более длительном отсутствии автовладельца автомобиль может быть эвакуирован на штрафстоянку, что непременно повлечет за собой еще большие расходы.
Нужно иметь в виду, что штраф инспектор может выписать не только при личном присутствии водителя. Для фиксации правонарушения достаточно информации со стационарных фиксирующих аппаратов. Если водитель согласен с правонарушением, он должен оплатить штраф в течение шестидесяти дней. По истечении этого срока сумма может быть увеличена.
Какой штраф возможен за парковку на автобусной остановке?
Можно ли останавливаться и высаживать пассажиров на автобусной остановке? В ПДД (пункт 12.4) указано, что останавливаться здесь нельзя. Также это правило распространяется на всю остановочную зону – 15 метров и остановки для такси. Автобусные остановки обозначаются специальным знаком, и дорожной разметкой, которые знает каждый водитель.
Указанный промежуток 15 метров считается от места установки соответствующего дорожного знака. Если его нет, то от обозначения разметкой или кармана.
Несмотря на то, что ПДД ясно глаголют о запрете на парковку в местах остановок городского транспорта, все равно находятся водители, которые его нарушают, получая соответствующее взыскание.
Разрешена ли (можно ли останавливаться) остановка на автобусной остановке для высадки пассажиров? Хоть городская остановка предназначена для муниципального транспорта, на ней можно увидеть и обычные авто, которые не являются нарушителями. Дело в том, что ПДД (пункт 12.4) отмечают нюанс, который в некоторых случаях позволяет останавливаться в указанном месте.
К таким случаям относятся:
- Посадка или высадка пассажира (не более 5 минут);
- Погрузка или выгрузка чего-либо (не более 5 минут).
Но при условии, что остановившийся автомобиль не будет мешать городскому транспорту.
К исключениям из правил также относится непредвиденная экстренное «торможение», спровоцированная поломкой машины, случившимся на остановке ДТП, плохим самочувствием водителя или опасностью перевозимого груза.
Чтобы не платить лишнего штрафа, а потом еще не забирать авто со штрафной стоянки, старайтесь без особой надобности не парковаться на муниципальных остановках.
Не мешайте людям и маршруткам. Даже если вам нужно забрать или высадить попутчика, сделайте это чуть дальше остановки (хотя бы за или до 15 метров до нее).
Ведь это не такой уж принципиальный вопрос, а пройтись пешком всегда полезно для водителя и его попутчиков.
Чтобы понять, разрешена ли остановка на автобусной остановке, необходимо знать все нюансы ситуации, правила парковки и ориентироваться на окружающие знаки. Водителям важно соблюдение временного отрезка в 5 минут. Столько разрешается стоять в «кармане», если рядом нет запрещающих знаков.
Знаки, сообщающие о месте стоянки, действуют на той стороне дороги, где находится эта стоянка. На другой стороне проезжей части можно парковаться спокойно.
В Правилах дорожного движения имеется очень точное определение понятия «Остановка» — это «преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства». Таким образом, высадка пассажиров является одной из главных причин остановки. И она запрещена там, где запрещена остановка.
Можно ли оспорить штраф
Для того чтобы у автовладельца была возможность оспорить свой штраф, ему необходимо очень хорошо знать правила дорожного движения. Так, например, если водитель остановился в случае либо посадки, либо высадки пассажиров, а также в случае разгрузки или выгрузки товаров, очень важно постараться проследить за тем, чтобы эта остановка ни в коем случае не превысила положенные законом 5 минут. И еще одно очень важное условие, которое обязательно необходимо соблюсти: не мешать движению общественного транспорта.
В случае если остановка задержалась, у сотрудника ДПС есть все основания, чтобы в отношении данного водителя применить необходимые санкции.
Денежное взыскание может быть назначено как лично инспектором ДПС, так и в том случае, когда правонарушение было отснято специальным стационарным фиксирующим аппаратом.
Кого теперь защищает закон
Новые поправки обещают санкции в формате штрафа для тех, кто оставляет коммерческие автомобили в жилых дворах на ночь, то есть создает несанкционированные массовые парковки. Касается это как грузовых автомобилей, так и пассажирских. То есть сюда относят все виды транспорта, которые используют для перевозки пассажиров: автобусы, микроавтобусы и, конечно, такси. Избавиться от нежелательного соседства по парковке на законных основаниях получится, правда, пока только у жителей трех городов: Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Новые правила распространяются сейчас только на них. Такой выбор власти сделали, опираясь на особенную загруженность этих городов и в целом сложную транспортную обстановку. Перенаселенность, огромное количество транспорта, отсутствие специальных паркингов, высокие цены парковочные места — все это вынуждает людей бросать коммерческие машины прямо в открытых жилых дворах на всю ночь. Штраф за такое самовольство теперь составляет от одной до пяти тысяч рублей.
Как водителю оспорить штраф?
Далеко не каждый автовладелец соглашается на оплату выписанного штрафа. Однако нужно понимать, что для его оспаривания нужно блестяще знать правила дорожного движения, чем вряд ли могут похвастаться те, кто непреднамеренно их нарушает.
При этом в некоторых ситуациях оспорить неправомерность взыскания удается даже в судебном порядке.
- Если продолжительность остановки составляет не более пяти минут, а ее целью была посадка или высадка пассажиров, а также погрузка или разгрузка каких-либо предметов.
- Не создавались помехи для общественного транспорта.
При соблюдении вышеописанных условий существует вероятность, что выписанный сотрудником ДПС штраф удастся оспорить.
В пункте 12.4 действующих Правил четко оговорено, что паркование любых немаршрутных автотранспортных средств в пределах автобусной остановки запрещено. В свою очередь, пунктом 12.5 запрещается стоянка в любом месте, где запрещено приостановление движения. Таким образом, на автобусной остановке парковаться нельзя.
При этом прекращение движения ближе, чем за 15 метров до места парковки маршрутного транспорта, является нарушением ПДД. Отсчет расстояния начинается или от соответствующей разметки или от точки, где размещен знак 5.16. Необходимо обращать на этот факт внимание. Если автобусная остановка, даже оборудованная специальным навесом, лишена этого знака – приостановка там движения не будет считаться нарушением. Неправильно отсчитывать расстояние от любой другой точки, кроме специальной разметки или соответствующего знака.
Как оспорить наказание?
Оспорить штраф допускается в случае, если его выписали неправомерно. Как показывает практика, только обращение в суд может избавить от штрафа за парковку на автобусной остановке. Подавать претензию следует в судебный орган, под юрисдикцией которого находится место составления постановления. Узнать его можно онлайн, воспользовавшись государственной системой «Правосудие». Рассмотрение жалобы проходит в двухмесячный срок.
В иске стоит указать:
- все обстоятельства дела;
- аргументы о неправомерности постановления;
- факты о нарушении работниками полиции процессуальных и законодательных норм в процессе рассмотрения ситуации.
На практике штраф за стоянку на автобусной остановке оспаривается достаточно редко. Размер штрафа недостаточно велик, чтобы тратить время и силы на обращение в судебные инстанции. Однако зачастую штрафы выписываются с нарушением норм и требований закона и часть постановлений можно достаточно легко оспорить.
Успеть за 10 секунд: таксистам придется поторопиться и осваивать новые правила парковки
Городское такси – любимый транспорт многих москвичей, позволяющий быстро и с комфортом добраться в нужную точку столицы. Однако из-за новых правил парковки многие таксисты вынуждены отказываться от заказов в центральных районах города, не желая быть оштрафованными. Страдают от этого и пассажиры, и владельцы такси, и московские власти предложили свое решение данной проблемы. Но насколько разумно это предложение?
Ожидая клиентов, водители такси часто останавливаются в запрещенных местах, за что регулярно получают штрафы с камер. Зная о проблемах таксистов, столичные власти решили вступить с ними в диалог, и попытаться решить этот вопрос. Представители таксопарков предложили установить фиксированное время посадки и высадки пассажиров, в течение которого стоянка будет разрешена, и штрафы выписываться не будут. Однако у Департамента транспорта есть свое видение решения данного вопроса.
Штраф за стоянку на остановке общественного транспорта
В некоторых случаях остановка автомобиля на остановке общественного транспорта возможна. Если не соблюдать эти правила, то можно получить штраф в размере 1 тысячи рублей. В городах федерального значения штраф значительно возрастает. В Москве и Санкт-Петербурге за нарушение данного правила ПДД придется заплатить 3 тысячи рублей. Есть риск найти свой автомобиль только на штрафстоянке.
Зона общественного транспорта составляет 15 метров до и после остановочного пункта.
В этом промежутке должны соблюдаться особые правила остановки для остальных автомобилей. Пункт остановки должен быть обозначен специальным знаком и разметкой:
- Остановка трамвая.
- Остановка автобуса.
- Остановка маршрутного такси.
- Остановка по требованию.
Если остановка транспортного средства произведена на остановке общественного транспорта с нарушением правил дорожного движения, водителя привлекают к административной ответственности.
Штраф составляет от одной до трех тысяч рублей. Его точный размер зависит от того, создавались ли помехи для других участников дорожного движения, а также от региона происшествия.
Это означает, что водителю лучше не рисковать, оставляя собственное транспортное средство, чтобы ненадолго посетить торговый центр или другое заведение. Даже если вы будет отсутствовать менее пяти минут, сотрудник ДПС имеет право выписать штраф. При более длительном отсутствии автовладельца автомобиль может быть эвакуирован на штрафстоянку, что непременно повлечет за собой еще большие расходы.
Нужно иметь в виду, что штраф инспектор может выписать не только при личном присутствии водителя. Для фиксации правонарушения достаточно информации со стационарных фиксирующих аппаратов. Если водитель согласен с правонарушением, он должен оплатить штраф в течение шестидесяти дней. По истечении этого срока сумма может быть увеличена.
Вот почему лучше тщательно изучить правила дорожного движения и стараться их не нарушать. Ведь это влечет за собой дополнительные расходы или необходимость оспаривания.
Что говорят правила дорожного движения
Следует внести ясность в понятия остановки и стоянки, так как эти термины ключевые в ППД и определяют дальнейшие действия водителя:
- Под термином «остановка» подразумевается кратковременное (до 5 минут) пребывание транспортного средства.
- Термин «стоянка» обозначает пребывание сроком большим, чем 5 минут.
Глава 12 ППД посвящена вопросам остановки и стоянки. Исходя из предоставленной информации, следует, что размещение частного транспорта в подобных местах запрещено. Такой же запрет действует на территорию в 15м от зоны остановки. Как правило, эта зона обозначена специальным знаком и разметкой на дорожном полотне (разметка, кодированная как 1.17). В некоторых случаях, знак может отсутствовать, но это не означает снятие запрета – в такой ситуации ориентиром служит только разметка.
Правила дорожного движения запрещают парковку в местах, предназначенных для посадки-высадки пассажиров муниципального транспорта.
Однако при этом есть причины, по которым это действие может быть осуществлено частными средствами передвижения.
К таким случаям относится:
- посадка или высадка пассажиров;
- погрузка или разгрузка груза;
- ухудшение самочувствия водителя;
- неожиданные неполадки в транспортном средстве.
Посадка и высадка пассажиров допустима в том случае, если пребывание транспортного средства ограничивается временными рамками в 5 минут.
Если парковка связана с поломкой транспортного средства – позаботьтесь о своевременном включении аварийной сигнализации (об этом более детально в ППД, глава 7.2). В том случае, если это невозможно осуществить, например, из-за поломки «аварийки», применяйте знак (треугольной формы красно-оранжевого цвета), свидетельствующий об аварийной остановке.
Автобусные остановки, как правило, проектируется в виде кармана.
Однако может возникнуть вопрос о выборе другого типа остановки для конкретной ситуации. Существуют различные критерии, которые должны рассматриваться в процессе принятия решения. В зависимости от существующей ситуации, критерии приводят к разным выводам.
Существенное влияние на выбор типа остановки имеют интенсивность транспортного движения, поток транспорта, расположение в дорожной сети (сельский или городской район, транспортная развязка, автоматизированная система управления дорожным движением и т.д.), требования к общественному транспорту (например, безопасность сообщения ), время остановки автобусов, разрешенная скорость, расходы, специфические местные условия и т.д. Так, на участке с высокой интенсивностью движения и непрерывным потоком преимущество имеют автобусные карманы, потому что автобус, который останавливается на проезжей части дороги, в котором, возможно, еще и во время остановки продаются проездные билеты, будет восприниматься как помеха. Если транспортный поток сильно разряжен или если автобусная остановка находится на участке с автоматизированной системой управления движением, то преимущество имеют остановки на проезжей части дороги или отсеки для остановки автобуса.
Выбор типа остановки — исходя из стандартной ситуации с автобусной карманом — является результатом общей оценки. Для этого следует использовать перечень контрольных вопросов «Рекомендация по установлению автобусных остановок: перечень контрольных вопросов по выбору типа автобусной остановки» (документ IMS 408.103). Он включает в себя основные критерии, которые должны соблюдаться в процессе принятия решений. С точки зрения сбалансированной транспортной политики стратегические цели и будущие изменения в транспортной сети, окружающей среде и т.д. так же следует включить в общую оценку.