Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В каких случаях происходит увольнение в связи с утратой доверия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В части шестой статьи двенадцать Закона № 58-ФЗ указано, что основания прекращения государственной службы, в частности, увольнения в запас либо же в отставку государственного служащего, должны устанавливаться федеральными законами о видах госслужбы.
Увольнение по утрате доверия: порядок действий
Чтобы уволить работника по данному основанию, необходимо доказать, что работник действительно совершил виновные действия, вследствие чего утратил доверие своего работодателя. Соответственно, если работодатель решил не обращаться в полицию, он должен провести собственное расследование.
Для проведения такого расследования создается специальная комиссия, а основанием для его проведения может служить, например, служебная записка непосредственного начальника провинившегося работника.
Отметим, что если в процессе проведения расследования необходимо провести инвентаризацию (например, чтобы подтвердить факт недостачи/хищения), то перед ее проведением обязательно возьмите с работника расписку о том, что все доверенные ему денежные и материальные ценности оприходованы, а те, которые выбыли, — списаны.
Увольнение по утрате доверия судебная практика
В основном за восстановлением нарушенных прав обращаются бывшие директора предприятий. Решения суда в этом вопросе не имеют единообразия, так как каждый случай строго индивидуален.
Следует обратить внимание, что отсутствие доказательственной базы может привести не только к отказу в возмещении вреда, но и послужить основанием для восстановления в должности руководителя. Если не соблюдена процедура, то работодатель также лишается оснований для вменения в качестве увольнения “утраты доверия”.
В некоторых случаях оспаривается требование о материальном ущербе при условии отсутствия соглашения о полной материальной ответственности. Однако в этом вопросе суды опираются на разъяснения ВС РФ. В нем говорится, что заключать подобные соглашения необязательны, если профессия уволенного сотрудника вошла в перечень наименований должностей, которые несут ответственность за товарные ценности и доверенные денежные знаки. Поэтому в отношении главного бухгалтера и генерального директора будут вынесены различные постановления.
Следует обратить внимание и на тот факт, что дела в отношении недоверия к военнослужащему рассматриваются в военных судах. Здесь существует особый порядок доказывания, исключающий субъективный подход. Эта категория лиц в основном подвергается наказанию за несоблюдение порядка предотвращения конфликта интересов.
Как провести расследование и оформить его результаты
Чтобы подтвердить обнаруженные нарушения, создают комиссию для внутреннего расследования. В ее состав должны входить не заинтересованные в исходе разбирательства лица. Ее численность – не менее 3-х человек. Для этого издают приказ в произвольной форме, в котором указывают:
- должности и фамилии лиц, участвующих в выяснении всех обстоятельств проступка;
- полномочия членов комиссии;
- цели расследования;
- срок его проведения.
ОБРАЗЕЦ ПРИКАЗА О СОЗДАНИИ КОМИССИИ
Комиссия должна:
- Выявить все условия, при которых совершено нарушение.
- Установить список ценностей, которые утеряны или повреждены.
- Обследовать место совершения нарушения.
- Оценить суммы прямого действительного ущерба.
- Определить виновных сотрудников и получить доказательства их вины.
- Установить обстоятельства, способствовавшие совершению проступка.
С приказом под роспись знакомят всех членов комиссии.
Принято решение уволить
В Законе N 79-ФЗ не определен общий порядок прекращения служебного контракта. Напомним, в силу ст. 73 Закона N 79-ФЗ неурегулированные вопросы регламентируются нормами ТК РФ. В частности, ст. 84.1 ТК РФ устанавливает общий порядок оформления прекращения трудового договора работодателем, соответственно, указанный порядок будет применим и к отношениям на госслужбе.
Из ч. 2 ст. 33 Закона N 79-ФЗ следует, что прекращение служебного контракта с гражданским служащим, освобождение его от замещаемой должности и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа (приказом или распоряжением), с которым служащий должен быть ознакомлен под роспись. Если акт об увольнении невозможно довести до сведения госслужащего или он отказывается от ознакомления, в акте необходимо сделать запись об этом.
Днем увольнения является последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей, за исключением случаев, когда он фактически не работал, но за ним сохранялась должность.
Обращаем ваше внимание на то, что увольнение с гражданской службы в период временной нетрудоспособности или отпуска по рассматриваемому основанию не допускается (ч. 3 ст. 37 Закона N 79-ФЗ). Это подтверждает и судебная практика.
Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 15.02.2008 М., проходивший службу в ФССП по Березовскому району Красноярского края в должности старшего судебного пристава и уволенный по п. 4 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ (совершение виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя), был восстановлен на работе.
«Железную» гарантию безопасности при увольнении по желанию начальства Трудовой кодекс дал только беременным женщинам, работающим на условиях бессрочного трудового договора, ст. 261 ТК РФ. Для этой категории угрозу представляет только полная ликвидация предприятия. Возможно, но только после получения согласия трудового инспектора и работников комиссии по работе с несовершеннолетними, прекратить трудовой договор с лицами до 18 лет, ст. 269 ТК РФ.
Остальные работники, совершившие виновные действия в отношении родной компании и ее имущества, могут быть подвергнуты столь строгому дисциплинарному взысканию, как увольнение сотрудника в связи с утратой доверия, без ограничений.
Основанием для увольнения в связи с утратой доверия может стать приговор суда, о действии которого работник не сообщил до приема на работу.
Как провести расследование и оформить его результаты
Чтобы подтвердить обнаруженные нарушения, создают комиссию для внутреннего расследования. В ее состав должны входить не заинтересованные в исходе разбирательства лица. Ее численность — не менее 3-х человек. Для этого издают приказ в произвольной форме, в котором указывают:
1. Выявить все условия, при которых совершено нарушение.
2. Установить список ценностей, которые утеряны или повреждены.
3. Обследовать место совершения нарушения.
4. Оценить суммы прямого действительного ущерба.
5. Определить виновных сотрудников и получить доказательства их вины.
6. Установить обстоятельства, способствовавшие совершению проступка.
С приказом под роспись знакомят всех членов комиссии.
По итогам проведенных действий составляют акт. В нем приводят следующую информацию:
Акт подписывают все члены комиссии, а работник знакомится с ним под роспись. Если он отказывается от ознакомления, это так же оформляют отдельным актом.
Когда военнослужащий хочет уволиться с работы, первое, что он должен сделать – донести свое желание руководству. Причем сделать это нужно не в устной, а письменной форме. Желательно получить подтверждение о принятии документа на руки – так у служащего останется доказательство, что он написал заявление на увольнение.
После этого в общем порядке сотрудник отрабатывает положенные 2 недели. Примечательно, что вплоть до подписания приказа работник может передумать и забрать свое заявление, оставшись на своей должности. После этого действия работодателя выглядят так:
- составление приказа об увольнении;
- прием документов и обходного листа у сотрудника;
- подпись приказа работником;
- занесение соответствующей записи в трудовую книжку;
- выдача документов сотруднику на руки;
- проведение всех необходимых выплат.
Дополнительно увольнение с госслужбы предполагает, что сотрудник должен не нарушать требования, прописанные в специальной памятке по служебному поведению. Работодатель должен также выдать ее работнику.
Примечательно, что увольнение с госслужбы по своему желанию накладывает ограничение на последующее устройство на работу по ГПД в течение 2 лет. Предварительно придется получить разрешение специальной комиссии. Более того, об обустройстве на новую работу в течение этих 2 лет нужно сообщить в госорганы – такое обязательство накладывается на нового работодателя.
Кто не может быть уволен в связи с утратой доверия
Увольнение по утрате доверия– не такой простой процесс в действительности. Даже крупные работодатели могут применять эту процедуру к провинившемуся сотруднику, с постоянной оглядкой на все нюансы действующего законодательства. В противном случае есть риск вызвать ответный иск со стороны увольняемого лица. Вот один из случаев, где у руководства могут быть «связаны руки»: вина есть, а приказа на увольнение вынести нельзя.
Если в результате определенных действий виноватой стала сотрудница, работающая с материальными или денежными ценностями, но она является беременной на момент совершения таких нарушений, то работодатель не может расторгнуть с ней трудовые отношения. Об этом подробно написано в статье 261 Трудового кодекса РФ.
Более того, когда работник находится на больничном или использует предоставленный ему отпуск, увольнение по причине утраты доверия в этот период не совершается. Статья 81 ТК РФ повествует, что увольнение можно произвести только при выходе сотрудника на работу.
Обстоятельства, возникающие в семьях, могут вынудить пойти на работу несовершеннолетних членов семьи. При этом закон разрешает им быть трудоустроенными, но рабочий день и допуск или отсутствие такового на работы с вредными факторами обязательно оговариваются соответствующими статьями. И вопрос нашей темы, увольнение по недоверию несовершеннолетних, не обошли в Министерстве труда. Наложен запрет на увольнение тех сотрудников, которые считаются несовершеннолетними, если работодатель, обратившись в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, и трудовую инспекцию, не получил от них разрешения. Об этом более подробно читать в ст. 269 ТК РФ.
Утрата доверия к госслужащему: увольнение или дисциплинарное взыскание?
Что следует понимать под утратой доверия, не определено ни в Законе N 79-ФЗ, ни в ТК РФ, поэтому в каждом конкретном случае представитель нанимателя самостоятельно решает данный вопрос, исходя из характера должностных обязанностей гражданского служащего, сложившейся ситуации, обстоятельств, послуживших основанием для постановки вопроса об утрате доверия, а также личностных и деловых качеств гражданского служащего.
Пунктом 47 Постановления Пленума ВС РФ N 2 установлено, что если виновные действия, дающие основание для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей, то такой работник может быть уволен с работы при условии соблюдения порядка применения дисциплинарных взысканий.
Статьей 57 Закона N 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
- замечание;
- выговор;
- предупреждение о неполном должностном соответствии;
- освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
- увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. «а» — «г» п. 3, п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ.
Увольнение за утрату доверия государственного служащего предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ. Получается, что увольнение по данному основанию не является дисциплинарным наказанием и соблюдать порядок применения такого наказания не нужно. Однако это не так, и вот почему.
Федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом N 79-ФЗ, поэтому согласно рекомендациям, указанным в Постановлении Пленума ВС РФ N 2, соблюдать порядок применения дисциплинарных взысканий необходимо.
Обратите внимание! Если виновные действия, дающие основание для утраты доверия, совершены гражданским служащим не по месту службы и не в связи с исполнением им должностных обязанностей, увольнение не будет мерой дисциплинарного взыскания (ч. 1 ст. 57 Закона N 79-ФЗ).
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. В это время не включаются периоды:
- временной нетрудоспособности;
- пребывания в отпуске;
- других случаев отсутствия на службе по уважительным причинам;
- проведения служебной проверки.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Что же считать днем совершения действий, влекущих утрату доверия со стороны представителя нанимателя? Минздравсоцразвития в Письме от 29.07.2008 N 2647-17 разъяснило, что днем совершения дисциплинарного проступка следует считать день его обнаружения. Днем обнаружения дисциплинарного проступка, с которого исчисляется срок применения дисциплинарного взыскания, считается день, когда непосредственному руководителю гражданского служащего стало известно о совершенном проступке.
Однако со словами «день совершения проступка приравнивается ко дню его обнаружения» согласиться нельзя в силу буквального толкования нормы ч. 4, 5 ст. 58 Закона N 79-ФЗ, тем более что Закон N 79-ФЗ устанавливает разные сроки применения взыскания относительного даты совершения и даты обнаружения проступка.
Какие выплаты положены?
Недоверие начальства и его острое желание не только быстренько избавиться от работника, но еще и осложнить его материальное положение – прямой путь к поражению в трудовом споре. Вне зависимости от оснований для увольнения, расчетные суммы во многом незыблемы:
- зарплата за то время, которое он успел отработать до даты ухода;
- компенсационные выплаты за все виды оплачиваемых отпусков, которыми работник не успел воспользоваться;
- возмещение перерасхода личных средств по подотчетным тратам в пользу предприятия;
- все дополнительные выплаты, утвержденные в колдоговоре, не поставленные в непосредственную зависимость от причины увольнения.
Бухгалтерия и финансы
- Составление докладной записки работником, заметившим правонарушение. Четко и лаконично изложить основания для увольнения.
- Формирование комиссии по факту замеченного нарушения.
- Работа комиссии. Члены комиссии должны установить факты случившегося, обстоятельно пересмотреть доказательства, пересчитать наличие материальных ценностей и определить, чего не хватает. Доказательства виновности должны быть найдены и предъявлены в адрес обвиняемого.
- Подготовка Акта по результатам работы членов комиссии. Зафиксировать документ по установленной форме.
- Ознакомить с Актом сотрудника, позволившего себе допустить нарушение.
- Прекратить действие трудового соглашения в одностороннем порядке.
- Подготовка распорядительного документа на увольнение с предприятия. Причем никаких объяснений требовать с работника не нужно.
В трудовом законодательстве нет конкретной статьи по увольнению сотрудников в связи с утратой доверия. Работодатель также имеет право на основании собственного решения, учитывая ряд факторов, проводить расследования для выявления аргументов.
Основания и порядок увольнения в связи с утратой доверия
- непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является,
- непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей,
- открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации,
- владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми
Для начала необходимо отметить тот факт, что перед непосредственной подготовкой и последующим изданием данного приказа на трудящегося должно быть наложено взыскание дисциплинарного характера, приказ о котором разрабатывается организацией самостоятельно в силу отсутствия единой формы. Он должен в себе содержать данные о ФИО трудящегося, его должности, структурном подразделении, где он осуществлял свою трудовую деятельность.
Проблема правового регулирования увольнения гражданского служащего в связи утратой доверия
Подробно данный вопрос урегулирован ст. 59.2 ФЗ № 79, представляющей конкретные причины, которые могут привести к утрате доверия. Например, к ним законодатель отнес: непринятие гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. При этом согласно ч. 2 ст.59.2 ФЗ № 79 подлежит увольнению в связи с утратой доверия и сам представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, но не принято мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов. Ученые данное основание часто относят к списку коррупционных правонарушений, отсюда часто возникает вопрос о том какой вид юридической ответственности в этом случае применяется [4, С. 15]. Так, например, Н. А. Кандрина предлагает рассматривать ответственность гражданских служащих как служебную ответственность, а М. Б. Добробаба полагает, что в сфере гражданской службы существует служебно-дисциплинарная [5, С. 50; 6, С. 49]. Можно поддержать в этом споре В.В. Коробченко и Т.В. Иванкину, которые посчитали подобный подход не вполне удачным, так как он «предполагает смешение различных по своей природе и целевому назначению видов юридической ответственности» [7, С. 34].
Основания прекращения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя содержатся в статье 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 79) [1]. В целом они воспроизводят соответствующие нормы ст. 81 Трудового кодекса РФ [2]. Данные основания традиционно можно разделить на две группы в зависимости от вины гражданского служащего. Благодаря принятому Федеральному закону от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в 2011 году в ФЗ № 79 было внесено новое основание, которое является причиной увольнения гражданского служащего вследствие его виновных действий [3]. А, именно, это прекращение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей (п. 1.1 ч. 1 ст. 37 ФЗ № 79).
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством