Что относится к бланкам строгой отчетности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что относится к бланкам строгой отчетности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Сначала несколько слов о том, что относится к бланкам строгой отётности. Четкого перечня документов, которые можно было бы отнести к БСО, законодательно не установлено. Обычно в эту категорию относят квитанции, билет, талоны, абонементы, наряды, путевки.

Раньше формы всех БСО были утверждены нормативными актами. Сейчас же бизнес при необходимости может разработать бланк строгой отчётности самостоятельно. Главное – включить в него все нужные реквизиты. Какие именно – об этом читайте ниже.

Вместе с тем есть утверждённые формы БСО для некоторых услуг, которые до сих пор применяются, но выдаются они только вместе с кассовым чеком. Вот что относится к бланкам строгой отчётности, которые утверждены:

  • разного рода билеты на перевозки – транспортные, авиационные, железнодорожные;
  • путевки – туристические, экскурсионные;
  • билеты в кино, музеи;
  • парковочные билеты;
  • ветеринарные квитанции;
  • билеты и квитанции для ломбардов.

Несмотря на то, что формы этих бланков утверждены официально, они нужны вовсе не для подтверждения расчёта. Например, на транспортных билетах печатаются параметры поездок. А на билете в кинотеатр – дата, ряд и номер места. Выдавая клиентам такие БСО, необходимо:

  • либо формировать чек на обычном кассовом аппарате (для электронных билетов – электронные чеки);
  • либо печатать параметры чека и QR-код на бланке билета.

Законодательное урегулирование

П. 2 ст. 2 ФЗ №54 говорит о возможности применения БСО вместо кассовой техники при оказании населению услуг, входящих в соответствующий перечень ОКУН.

Федеральный закон от 03 июля 2016 года №290-ФЗ внес изменения в вышеупомянутый ФЗ №54, сделав список услуг, оплата за оказание которых может регистрироваться с помощью БСО, без ККТ, исчерпывающим.

В 2008 году правительство РФ обновило положение об осуществлении расчетов без применения кассовой техники (Постановление от 06 мая 2008 года №359). В нем подробно освещены требования к этому виду документации, порядок расчетов с их помощью, особенности бухучета и утилизации. Главные изменения (по сравнению с предыдущими требованиями) заключаются в следующем:

  • старые формы БСО признаются неактуальными и применяться не могут;
  • предприниматели должны сами разработать новые формы БСО (кроме отдельных видов деятельности, для которых утверждены типовые);
  • БСО должны содержать некоторые реквизиты в обязательном порядке;
  • нужно указывать типографские данные, если БСО печатались таким способом.

Формы бланков строгой отчетности

Раньше до момента использования бланков строгой отчетности предприниматели убеждались в том, что коды их деятельности есть в ОКУН. С 1.01.2017 появились новые классификаторы для документации.

Мы выяснили, что БСО называются по-разному. Разными бывают и их формы. ИП и организации получили возможность самостоятельно разрабатывать такие формы, которые им наиболее удобно использовать. Главное условие заключается в том, чтобы форма бланка содержала перечень обязательных реквизитов.

Постановление №359 указывает, что формы бланков могут утверждаться на федеральном уровне. Эти формы обязательны к использованию на территории РФ. Структура билетов на общественный транспорт определяется постановлением №112, выданным в 2009 году.

Инвентаризация бланков строгой отчетности: процедура

Работники ФНС осуществляют контроль по использованию БСО. Предприниматель обязан предоставить инспектору книгу учета документации или данные из автоматизированной системы. С 2019 года данные БСО автоматически поступают в ФНС.

Инвентаризация БСО выполняется одновременно с идентичной процедурой для наличных средств, сохраняемых в кассе организации. Эти мероприятия на постоянном основании проводит специальная инвентаризационная комиссия, сформированная в организации. Комиссия составляет акт приемки БСО. В состав комиссии входят:

  • работники бухгалтерии;
  • представители руководства компании;
  • сотрудники на должностях, которые имеют отношение к инвентаризации БСО.

Меры контроля при использовании БСО

Функции контроля правильности применения БСО осуществляются работниками Федеральной налоговой службы. Если Вы стали объектом подобной проверки, представьте инспектору для проверки книгу учёта бланков строгой отчётности или данные о выпущенных бланках, которые содержит автоматизированная система.

Читайте также:  Что делать, если машину эвакуировали

При получении этих сведений проверяющий сначала сверит по количеству бланки строгой отчётности, которые содержит книга учёта (автоматизированная система), с корешками (копиями) бланков. Далее последует проверка суммы по корешкам (копиям) бланков с общим итогом, отражённым через кассу организации или индивидуального предпринимателя. Выявление расхождений при подобных процедурах – это всегда подозрение в нарушении правил использования БСО. В этом случае будьте готовы представить объяснения.

Преимущества и недостатки БСО

В настоящее время предприниматели вместо выдачи БСО могут устанавливать онлайн-кассы. Для того, чтобы определиться с тем, как лучше быть, следует оценить все плюсы и минусы БСО.

Преимущества БСО Недостатки БСО
Не требуется покупать кассу и регистрировать ее в ФНС

При оказании выездных услуг бланки взять с собой проще, чем кассу

С 1 июля 2023 года придется устанавливать онлайн-кассу

Требуется проведение обязательного учета

Необходимо выделять специальное место для хранения БСО

Требуется проведение инвентаризации

Заполнение БСО требует некоторое время

Как учитывать бланки по старой версии 54-ФЗ

Необходимо учитывать БСО, которые изготовлены в типографии. Если они произведены при помощи автоматизированной системы, их учет осуществляется через аппаратно-программные инструменты, а также под наблюдением налогоплательщика.

Чтобы работать с типографскими бланками, необходима специальная книга учета БСО. Ее листы необходимо прошить, пронумеровать, а также заверить у директора и главного бухгалтера фирмы, поставить печать организации.

Руководитель компании и его подчиненный заключают договор. Отныне сотрудник фирмы должен вести БСО и получать денежные средства от клиентов фирмы, которым оказываются услуги. Сотрудник должен заполнять БСО в соответствии с Постановлением № 359.

Прием типографских БСО на предприятие осуществляет специальная комиссия.

БСО всегда хранятся в надежном месте.

Алгоритм расчетов с применением БСО

В таблице отражена последовательность действий при расчетах по бланкам БСО.

Наличный вариант Вариант применения карты
Заполнение всех реквизитов бланка Получение карты от клиента
Получение наличных денег от клиента Формирование БСО без подписи
Пересчет суммы и ее озвучивание Карта вставляется в терминал оплаты
Подпись БСО Ожидание, когда платеж обработается
Формирование копии документа Подпись БСО
Сдача Корешок бланка остается
Выдача корешка Карта возвращается клиенту

Кому не нужны кассовые аппараты для БСО

Не выдавать БСО и кассовые чеки могут предприниматели, которые не обязаны использовать онлайн-кассу при расчетах. Это те, кто:

  • работают в труднодоступной местности, перечень таких районов устанавливают региональные власти;
  • принимают оплату от физлиц через платежных агентов;
  • работают как самозанятые, электронные чеки им нужно формировать через приложение «Мой налог»;
  • продают ценные бумаги и работают в кредитных организациях;
  • продают товары на ярмарках и выставках, при условии демонстрации товаров с рук — например, бабушки, которые продают цветы или семечки;
  • продают газеты и журналы в киосках, при условии, что бумажная продукция составляет не менее 50% от общего ассортимента;
  • ремонтируют обувь, сумки, изготавливают ключи;
  • сдают в аренду собственное жилье.

Предприниматели, которые не попали в перечень, должны выдавать кассовые чеки или БСО, чтобы подтвердить факт оплаты товаров или услуг.

Кто может не применять ККТ

Определенная категория организаций и индивидуальных предпринимателей в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения вправе производить денежные расчеты без применения ККТ. Это возможно при осуществлении следующих видов деятельности (п. 3 ст. 2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», далее — Закон N 54-ФЗ):

  • продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта;
  • продажи ценных бумаг;
  • продажи лотерейных билетов;
  • продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
  • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест, открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
  • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков;
  • продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  • продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;
  • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей;
  • продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты, подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
Читайте также:  Часто задаваемые вопросы о специальной социальной выплате

Также могут осуществлять денежные расчеты без применения ККТ организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта.

А теперь посмотрим, что говорит законодательство о применении бланков строгой отчетности. Так вот, организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ). Виды услуг населению можно посмотреть в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденном Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163. Не так давно Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 было принято новое Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее — Положение).

Учтите, что приходные кассовые ордера и квитанции к ним не являются бланками строгой отчетности (Письмо УФНС по г. Москве от 05.09.2006 N 22-12/78389).

Бланки строгой отчетности, действующие до 01.12.2008

 Форма 
 Бланк строгой отчетности 
Нормативно-правовой акт
N 1-Г
"Анкета" 
Приказ Минфина России 
от 13.12.1993 N 121
N 2-Г
"Журнал регистрации иностранных 
граждан"
N 3-Г
"Счет" 
N 3-Гм
"Счет" 
N 4-Г
"Карта гостя" 
N 5-Г
"Кассовый отчет" 
N 7-Г
"Расчеты оплаты за бронирование и 
проживание по безналичному расчету"
N 8-Г
"Квитанция о возврате денег" 
N 9-Г
"Акт о порче имущества гостиницы" 
N 10-Г
"Заявка на бронирование мест" 
N 11-Г
"Автостоянка" 
N 12-Г
"Квитанция на предоставление 
дополнительных платных услуг"
N 13-Г
"Квитанция на прием вещей в камеру 
хранения"
"Абонементная книжка для расчетов 
за питание учащихся"
Письмо Минфина России 
от 20.12.1993 N 16-31,
Письмо Госналогслужбы
России от 30.08.1994
N НИ-6-14/320
"Счет"
"Абонемент на получение питания 
в столовой при производственном
предприятии или учреждении"
"Квитанция за парковку автомобилей" 
Письмо Минфина России 
от 24.02.1994 N 16-38,
Письмо Госналогслужбы
России от 30.08.1994
N НИ-6-14/320
форма N 5-ТС
"Квитанция на оплату и отпуск 
топлива, товаров, услуг населению
сбытовыми организациями Министерства
топлива и энергетики РФ"
Письмо Минфина России 
от 21.03.1994 N 16-49,
Письмо Госналогслужбы
России от 30.08.1994
N НИ-6-14/320
"Квитанция разных сборов"
Письмо Минфина России 
от 16.06.1994
N 16-30-64,
Письмо Госналогслужбы
России от 30.08.1994
N НИ-6-14/320
"Туристская путевка", "Накладная- 
счет", "Талоны на получение разового
питания
Письмо Минфина России 
от 16.06.1994
N 16-30-65,
Письмо Госналогслужбы
России от 30.08.1994
N НИ-6-14/320
"Путевка"
Письмо Минфина России 
от 14.04.1995
N 16-00-30-30,
Письмо Госналогслужбы
России от 22.06.1995
N ЮУ-4-14/29н
ОКУД 0700002
"Приходный ордер"
Письмо Минфина России 
от 20.04.1995
N 16-00-30-35,
Письмо Госналогслужбы
России от 22.06.1995
N ЮУ-4-14/29н
ОКУД 0700001
"Квитанция", "Копия квитанции" 
БО-1
"Наряд-заказ", "Квитанция", "Копия 
квитанции"
Письмо Минфина России 
от 20.04.1995
N 16-00-30-33,
Письмо Госналогслужбы
России от 31.03.1998
N ВК-6-16/210
БО-2
"Наряд-заказ", "Квитанция", "Копия 
квитанции"
БО-3
"Наряд-заказ", "Квитанция", "Копия 
квитанции"
БО-4
"Наряд-заказ", "Квитанция" 
БО-5
"Наряд-заказ", "Квитанция", "Копия 
квитанции"
БО-6
"Обязательство-квитанция", "Копия 
обязательства-квитанции"
БО-7
"Опись вещей" 
БО-8
"Опись вещей" 
БО-9
"Кассовая ведомость приема выручки",
"Копия кассовой ведомости приема
выручки"
БО-10 ДМ
"Наряд-заказ", "Квитанция", "Копия 
квитанции"
БО-11
"Листок учета выработки" (01), 
"Талон" (02)
БО-12
"Наряд-заказ", "Квитанция", "Копия 
квитанции"
Письмо Минфина России 
от 11.04.1997
N 16-00-27-15,
Письмо Госналогслужбы
России от 31.03.1998
N ВК-6-16/210
БО-13 (01)
"Наряд-заказ", "Квитанция", "Копия 
квитанции"
БО-13 (02)
"Наряд-заказ", "Копия наряд-заказа",
"Квитанция", "Копия квитанции"
БО-14
"Наряд-заказ", "Копия наряд-заказа",
"Квитанция", "Копия квитанции"
ОКУД
0751003 -
0751028
Билеты на проезд в наземном 
пассажирском транспорте
Письмо Минфина России 
от 23.10.1996
N 16-00-30-58
"Проездной документ АСУ "Экспресс" 
Письмо МНС России 
от 07.04.1999
N ВГ-6-16/222
форма 
ЛУ-12бр
"Багажная квитанция" 
форма 
ЛУ-97пко
"Катушечный билет основной для 
оформления проезда в поездах
пригородного сообщения"
форма 
ЛУ-97пкд
"Катушечный билет дополнительный 
для оформления проезда в поездах
пригородного сообщения"
ОКУД
N 0790033
"Входной билет" 
форма N 1
ОКУД 0791615
"Путевка" 
Приказ Минфина России 
от 10.12.1999 N 90н
форма N 2
ОКУД 0791616
"Путевка" 
форма N 3
ОКУД 0791617
"Курсовка" 
ОКУД
N 0793007
"Экскурсионная путевка"
Приказ Минфина России 
от 25.02.2000 N 20н
ОКУД
N 0793005
"Абонемент"
ОКУД
N 0793001
"Билет"
форма N 1
"Квитанция в приеме почтовых 
отправлений"
Приказ Минфина России 
от 29.12.2000 N 124н
форма N 5
"Квитанция в приеме почтового 
перевода денежных средств"
форма N 47
"Квитанция в приеме разного рода 
платы"
форма СП-2
"Квитанция в приеме платы за 
подписку на газеты, журналы и книги"
форма МТФ-2
"Талон на междугородное телефонное 
соединение и дополнительные услуги"
форма МТФ-4
"Бланк исходящего заказа за наличный
расчет"
форма
ТФ-2/22
"Акт-квитанция на выполнение 
гарантийных и платных работ
по ремонту абонентских установок"
форма N 10
ОКУД 0504510
"Квитанция" 
Приказ Минфина России 
от 10.02.2006 N 25н

Порядок и срок хранения БСО

Фискальный накопитель обеспечивает некорректируемую запись в своей памяти установленного перечня фискальных данных и энергонезависимое хранение этих фискальных данных в течение установленных сроков (абз. 11 п. 1 ст. 4.1 Закона N 54-ФЗ).

Читайте также:  Роды в Москве Для Иностранных Граждан

Пользователи обязаны обеспечивать сохранность фискальных накопителей в течение пяти лет с даты окончания их использования в составе контрольно-кассовой техники (абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона N 54-ФЗ).

Законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники состоит из Закона N 54-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (п. 1 ст. 1 Закона N 54-ФЗ).

Постановление N 359 не является нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Законом N 54-ФЗ, оно не относится к законодательству Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и, следовательно, не подлежит обязательному применению.

Таким образом, законодательство РФ о применении контрольно-кассовой техники устанавливает обязанность производить запись сведений о расчетах через фискальный накопитель (в том числе в виде кассового чека либо БСО), передачу таких сведений в налоговый орган (в том числе через оператора фискальных данных) и последующее хранение фискального накопителя.

Иных обязанностей, например по хранению кассовых чеков или БСО (в том числе корешков) на бумажном носителе, ведению журнала учета БСО либо правил по их уничтожению по аналогии с документами, подтверждающими расчет в труднодоступных местностях (п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 15.03.2017 N 296), законодательство РФ о применении контрольно-кассовой техники, по нашему мнению, не устанавливает.

Отмена старого порядка

До 1 июля 2019 года бланки строгой отчетности можно было выдавать на бумажном носителе. Можно и сейчас, только электронная копия должна отправляться в Федеральную налоговую службу. В этом и состоит главная суть изменений. Есть плюс: не нужно заморачиваться с распечаткой бланков. Раньше это можно было сделать двумя способами: в типографиях, имеющих разрешение или при помощи электронных автоматизированных систем (для этого существовал ряд специальных интернет-порталов).

Теперь бланк строгой отчетности формирует и распечатывает обычная онлайн-касса, подключенная к сети интернет.

Скажем больше: за работу по старинке предусмотрены штрафные санкции. Размер штрафов регламентируется статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях. Самое опасное нарушение — не применять ККТ в установленном порядке вообще. В этом случае ИП заплатит от 25 до 50 процентов выручки, сделанной без применения интернет-кассы, но не меньше 10 000 рублей. Юрлиц по традиции накажут еще строже. Придется отдать от 75% выручки, сделанной в обход кассового аппарата, но не меньше 30 тысяч. Еще строже карается повторное нарушение. Деятельность ООО могут запретить на срок до 3 лет, а ИП грозит приостановка деятельности на 90 суток. Правда, такие меры применяются лишь к тем, чья выручка при работе без кассы превысила миллион рублей (пункт 3 статьи 14.5 КоАП РФ).

Виды бланков строгой отчетности

Применительно к нормам действующего законодательства предприятия могут использовать в своей деятельности такие бланки БСО (для ООО и ИП):

  1. Унифицированные.
  2. Разработанные самостоятельно с учетом обязательных требований нормативных актов.

Унифицированные виды БСО согласовываются и утверждаются соответствующими государственными ведомствами и обязательны для применения. Если имеется утвержденная форма документа, то ее нельзя видоизменять и заменять своим вариантом. В п. 5 и 6 постановления № 359 говорится о том, какие утверждены бланки строгой отчетности, что к ним относится:

  • форма абонемента на услуги;
  • проездные билеты;
  • билеты на перевозки железнодорожным транспортом;
  • билеты на авиатранспорт;
  • квитанция БСО;
  • наряд.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *