СНиП II-89-80 от 1982-01-01. Генеральные планы промышленных предприятий Часть 2

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «СНиП II-89-80 от 1982-01-01. Генеральные планы промышленных предприятий Часть 2». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Пути эвакуации должны освещаться. Если имеется возможность, следует обеспечить естественное освещение. Кроме того, должно иметься искусственное освещение на всей протяженности. Должны иметься как работающие постоянно осветительные приборы, так и специальные варианты, которые будут работать в аварийной ситуации, чтобы люди смогли двигаться к выходу, ориентируясь на световые дорожки.

Противопожарные требования к путям эвакуации

Необходимы фотолюминисцентные планы эвакуации. При задымлении, нарушении подачи электроэнергии они будут служить указателем, ориентиром. Символы должны быть четкими, не слишком маленькими по размеру.

Проходы нельзя захламлять. Любые отходы, мусор, выставленная в коридор мебель или техника создадут дополнительную преграду, которая станет причиной замедления продвижения эвакуирующихся. Нельзя устанавливать препятствия и намеренно: установка не предусмотренных в планировке турникетов, замков, перегородок запрещена.

Если ведущий на улицу выход не соответствует установленным стандартам, он называется аварийным. Такой проход является запасным. На планах его не обозначают.

Со второго и более высоких этажей эвакуационные и аварийные выходы ведут на лестницы, с которых можно спуститься на первый. Иногда спуститься получается сразу на улицу.

Существует ряд требований к эвакуационным лестницам. В детских садах, яслях, домах престарелых, больницах, предназначенных для сна корпусах интернатов ширина пролета должна составлять не меньше 1,35 м. Если в здании на любом уровне может одновременно находиться не больше 200 человек, показатель равняется 1,2 м. Лестницы, ведущие к 1 обслуживаемому рабочему месту, могут иметь ширину от 70 см. Для всех остальных вариантов разрешается ширина от 90 см.

Различают разные типы эвакуационных лестниц. В зависимости от типа предъявляются требования. Существуют наружные и внутренние открытые варианты, внутренние в составе лестничных клеток.

У ведущей к выходу в безопасное место лестницы может быть не больше 18 ступенек. Высота ступеней должна варьироваться в пределах от 25 до 29 см, длина одной ступени может составлять от 22 см и больше.

Правила часто нарушают, из-за чего пожарная эвакуация проводится неправильно, увеличивается вероятность гибели людей в огне.

По своду правил системы противопожарной защиты эвакуационные пути и выходы должны иметь высоту не меньше 1,9-2 м. Часто устанавливаются более низкие двери.

Выходы всегда открыты, чтобы не возникали препятствия для покидающих горящее помещение. Это правило особенно часто нарушается в детских учреждениях: двери запирают, чтобы школьники и дошколята не покидали здание школы или детского сада в неположенное время. В случае пожара это нарушение может стать причиной гибели детей, поскольку проход может не быть вовремя открыт.

Ширина лестничных пролетов нередко оказывается меньше положенной. При эвакуации людей на носилках или в инвалидной коляске может возникать затруднение: широкое оборудование будет непросто транспортировать вниз.

Выходы могут быть завалены мусором, строительным оборудованием. Часто мебель выставляют в коридоры, по которым люди должны идти к эвакуационным выходам.

Коридоры часто отделывают материалами, которые могут воспламениться.

Дверные проемы часто делают уже, чем положено. Из-за этого при возникновении аварийной ситуации, когда все стремятся быстрее покинуть строение, в дверях возникает давка, где люди могут получить механические повреждения. Кроме того, выйти из помещения становится сложнее, увеличивается вероятность гибели людей в огне.

На окнах первого этажа часто устанавливают решетки. Такая мера защищает от проникновения грабителей, но является нарушением правил пожарной безопасности: люди не смогут покинуть здание через оконные проемы.

В неисправном состоянии может находиться пожарная сигнализация. Иногда огнетушитель отсутствует. Возможен и вариант, когда приспособление для тушения пожара находится в неисправном состоянии.

Отсутствовать может система, устраняющая задымление. Если дым не может покинуть помещение, концентрация токсичных веществ в нем увеличивается. Человек может потерять сознание.

Аварийное освещение и люминисцентные указатели также есть не везде. Поскольку во время пожара электроснабжение часто нарушается, свет может выключиться. В темноте людям будет затруднительно сориентироваться в пространстве, особенно если локация плохо им знакома.

Не соблюдается количество выходов. Часто следует устанавливать большее количество дверей, чтобы все люди своевременно смогли покинуть помещение.

Судебная практика показывает, что нарушения требований организации, эксплуатации и оснащения эвакуационных путей и выходов в зданиях — явление распространенное. За последние 5 лет из-за несоблюдения положений свода правил «СП 1.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» на рассмотрении в судебных инстанциях оказалось свыше 1 600 дел, из них 24 дошло до Верховного Суда РФ. Именно этот свод правил — наряду с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности и Правилами противопожарного режима — является определяющим в принятии решений по данному вопросу. Проблема стоит настолько остро, что МЧС России выпустило за указанный период 8 информационных писем, дополнительно разъясняющих требования СП 1.13130.2009.

Рассмотрим ключевые аспекты, которые надлежит знать собственникам, арендаторам и техническим службам зданий в отношении обустройства путей и выходов эвакуации, и, в кон��чном итоге, создании условий обеспечения спасения людей в случае пожара.

1 . Определения и классификации Технического регламента о пожарной безопасности

Напомним, что свод правил СП 1.13130.2009 включен приказом Росстандарта от 16 апреля 2014 года № 474 в список документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Регламент). Термины и определения, приведенные в Регламенте, имеют приоритет перед понятиями документов нижестоящего уровня при различиях в формулировке, или расширяются ими при отсутствии противоречий.

Итак, эвакуацией называют процесс движения людей в безопасную зону или наружу из помещений с риском воздействия опасных факторов пожара. Этот процесс должен быть:

· организованным и своевременным, т.е. осуществляться по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы,

· беспрепятственным и безопасным, причем без учета применяемых средств пожаротушения и противодымной защиты,

· самостоятельным, либо с помощью служебного персонала, если эвакуируется маломобильное население.

Для более полного понимания терминологии стоит осознавать разницу между терминами «эвакуация» и «спасение». Последнее осуществляется как вынужденная мера:

· в отношении людей, которые уже подверглись опасным факторам пожара или для которых существует непосредственная угроза их воздействия,

· не только при помощи эвакуационных, но также аварийных и любых других выходов,

· с применением всех доступных средств, методов и мероприятий защиты от пожара,

· преимущественно извне и при помощи спасателей или иных обученных людей.

Эвакуационные пути — это маршруты передвижения людей, выводящие в безопасную зону или наружу из здания.

Эвакуационные выходы двери и проемы, расположенные на пути эвакуации и, в конечном счете, завершающие маршрут эвакуации людей в безопасную зону или наружу из здания. Их нельзя путать с аварийными выходами, применяемыми как дополнительные средства безопасности для спасения людей при пожаре, которые не принимаются в расчет при оценке соответствия путей и выходов эвакуации требуемым габаритам и количеству.

Пути и выходы эвакуации должны удовлетворять всем требованиям безопасности для осуществления действий по эвакуации, иначе выходы, не отвечающие требованиям, предъявляемым к эвакуационным, при проверке будут рассматриваться как аварийные.

Маршруты служебного прохода

Медицинские осмотры.

Лица, поступающие на работу, связанную с движением транспорта, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры для определения пригодности их к поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний.

Медицинские осмотры работников проводятся за счет работодателя.

При уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнении им рекомендаций по результатам проведенных обследований работодатель не должен допускать работника к выполнению им трудовых обязанностей.

Основными видами контроля и надзора за состоянием охраны труда на ж.д.транспорте являются:

1. государственный контроль и надзор – осуществляется федеральными органами исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности;

2. ведомственный контроль и надзор – осуществляется ведомственными органами надзора, руководителями и специалистами подразделений аппарата управления ОАО «РЖД», ФПД, РДОП, иных структурных подразделений, контроль проводится в виде проверок: комплексных, целевых, оперативных, трехступенчатый контроль.

— первая ступень контроля проводится ежедневно непосредственным руководителем работ как в начале, так и в течение рабочего дня. Устранение выявленных нарушений проводится немедленно, если не могут быть устранены силами бригады- докладывает об этом руководителю производственного подразделения и делает запись в журнале трехступенчатого контроля;

— вторая ступень проводится руководителем производственного подразделения не реже одного раза в месяц, может принимать участие уполномоченное лицо по охране труда, по результатам вносятся записи о выявленных нарушениях;

— третья ступень контроля проводится не реже одного раза в квартал комиссией, возглавляемой одним из заместителей начальника вагонного участка, определенного приказом. Отметка о проведении делается в журнале трехступенчатого контроля.

3. общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей и иными представителями, избранными работниками ОАО «РЖД».

Все работники Вагонного участка обязаны следовать к месту работы, проходить по территории предприятия, возвращаться с места работы по установленным маршрутам служебных проходов, обозначенными указателями «Служебный проход», быть предельно внимательными в местах движения транспорта, выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных, предписывающих знаков, надписей, звуковых и световых сигналов, подаваемых машинистами локомотивов, кранов, водителей транспортных средств и другими работниками железнодорожного транспорта, а также указаний, передаваемых по громкоговорящей связи; обходить на безопасном расстоянии места производства земляных, строительных, ремонтных работ и работ на высоте.

Маршрут служебного прохода по станции Санкт-Петербург – Главный.

1. По 7-ой пассажирской платформе до конца, переход через 11 приемоотправочный пункт, вдоль 16-го пути Почтово-багажного парка по направлению поста МРЦ-1.

2. Переход от указателя «Служебный проход» через пути между стрелками №№ 66 и 75 к зданию поста МРЦ-1.

3. По асфальтовой дорожке вдоль здания поста МРЦ-1 и ПТО Ранжирного парка до указателя «Служебный проход» на углу здания МРЦ-1.

4. От здания ПТО Ранжирного парка переход через пути по пешеходному настилу на междупутье 8 и 9 путей Ранжирного парка до сбрасывающего башмака № 9.

5. С междупутья 6 и 8 путей Ранжирного парка переход на междупутье 11-12 путей Ранжирного парка у сбрасывающего башмака № 9.

6. По междупутью 11-12 путей Ранжирного парка до угла здания 96 бокса с южной стороны, переход через 12 путь Ранжирного парка к зданию поста МРЦ-2.

7. Переход с междупутья 11 и 12 путей Ранжирного парка у стрелочного перевода № 95 на междупутье 15 и 16 путей Ранжирного парка.

8. Вдоль 16 пути Ранжирного парка до стрелочного перевода № 97, далее переход через 16 путь Ранжирного парка к зданию локомотивного депо ТЧ-8.

9. Проход по территории локомотивного депо ТЧ-8 до здания поста МРЦ-2.

10. По пешеходному проходу по мосту через Обводный канал в Новый парк.

11. Проход по обочине 10 пути Нового парка и переход через 4 и 3 пути Нового парка у стрелочного перевода № 23 к зданию поста МП-1.

12. По асфальтовой дорожке до угла здания вагоноремонтного депо ВЧД-8.

13. От угла здания вагоноремонтного депо ВЧД-8 с северной стороны проход по асфальтовой дорожке через 5, 4, 3, 2 и 1 пути депо ВЧД-8 до обочины 69 пути Нового парка.

14. Вдоль здания вагоноремонтного депо ВЧД-8 вдоль пути Нового парка в сторону платформы «Навалочная».

15. Переход с междупутья 4 и 5 путей вагоноремонтного депо ВЧД-8 на междупутье 13 пути Нового парка и 5 пути депо у стрелочного перевода № 144.

16. Переход с междупутья 4 и 5 путей ВЧД-8 на обочину 10 пути Нового парка у стрелочного перевода № 142.

17. Проход вдоль 10 пути Нового парка к зданию холодильного цеха.

18. Проход от здания холодильного цеха по междупутью 12 и 13 путей Нового парка до стрелочного перевода № 112.

19. Переход через 13 путь у стрелочного перевода № 112 к платформе «Навалочная».

Правила размещения строений на участке

4.1.1 Требования настоящего свода правил установлены для:

обеспечения возможности своевременной и беспрепятственной эвакуации людей при пожаре;

обеспечения возможности спасения людей при пожаре.

4.1.2 Защита людей на путях эвакуации должна быть обеспечена комплексом объемно-планировочных, эргономических, конструктивных, инженерно-технических и организационных решений.

Эвакуационные пути в пределах помещения должны обеспечивать возможность безопасного движения людей через эвакуационные выходы из данного помещения.

За пределами помещений защиту путей эвакуации следует предусматривать из условия обеспечения безопасной эвакуации людей с учетом функциональной пожарной опасности помещений, выходящих на эвакуационный путь, численности эвакуируемых, их групп мобильности, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, количества эвакуационных выходов с этажа и из здания в целом.

Пожарная опасность строительных материалов поверхностных слоев конструкций (отделок и облицовок) в помещениях и на путях эвакуации за пределами помещений должна ограничиваться в зависимости от функциональной пожарной опасности помещения и здания, количества людей, а также с учетом других пожарно-технических характеристик здания.

4.1.3 В случаях, когда предполагается возможность отступления от какого-либо требования настоящего свода правил, оно излагается с оговоркой «как правило» и с условиями, при которых допускаются отступления.

4.1.4 Размеры эвакуационных путей и выходов (ширина и высота), а также геометрические характеристики конструктивных элементов путей эвакуации (высота и ширина ступеней и т.п.), приведенные в настоящем своде правил, за исключением специально оговоренных случаев, указаны в свету. Размером в свету является минимальное расстояние между выступающими конструкциями измеряемого элемента в его нормальной проекции.

4.1.5 Отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов допускается в пределах не более чем 5%.

4.1.6 В настоящем разделе свода правил установлены общие требования для зданий всех классов функциональной пожарной опасности. Требования для зданий (частей зданий) конкретных классов функциональной пожарной опасности, изложенные в последующих разделах, не могут снижать требований настоящего раздела, за исключением специально оговоренных случаев.

4.1.7 Защиту МГН при пожаре, а также людей, имеющих ограничения подвижности, следует предусматривать в соответствии с требованиями раздела 9.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463, от 21.05.2021 N 766)

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О пожарной безопасности» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2026 г. включительно.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. МИШУСТИН

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 сентября 2020 г. N 1479

77. Перед началом отопительного сезона руководители организации и физические лица организуют проведение проверок и ремонт печей, котельных, теплогенераторных, калориферных установок и каминов, а также других отопительных приборов и систем.

Запрещается эксплуатировать печи и другие отопительные приборы без противопожарных разделок (отступок) от конструкций из горючих материалов, предтопочных листов, изготовленных из негорючего материала размером не менее 0,5 x 0,7 метра (на деревянном или другом полу из горючих материалов), а также при наличии прогаров и повреждений в разделках, наружных поверхностях печи, дымовых трубах, дымовых каналах и предтопочных листах.

При обнаружении на примыкающих строительных конструкциях, выполненных из древесины или других горючих материалов, признаков термического повреждения (потемнение, обугливание, оплавление) эксплуатация печи прекращается. При этом поверхность поврежденной конструкции должна быть теплоизолирована либо увеличена величина разделки (отступки).

Неисправные печи и другие отопительные приборы к эксплуатации не допускаются.

78. Руководители организаций и физические лица перед началом отопительного сезона, а также в течение отопительного сезона обеспечивают очистку дымоходов и печей (отопительных приборов) от сажи не реже:

Читайте также:  Микропредприятия — все о форме малого бизнеса

1 раза в 3 месяца — для отопительных печей;

1 раза в 2 месяца — для печей и очагов непрерывного действия;

1 раза в 1 месяц — для кухонных плит и других печей непрерывной (долговременной) топки.

79. При эксплуатации котельных и других теплопроизводящих установок запрещается:

а) допускать к работе лиц, не прошедших специального обучения и не получивших соответствующих квалификационных удостоверений;

б) применять в качестве топлива отходы нефтепродуктов и другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, которые не предусмотрены технической документацией на эксплуатацию оборудования;

в) эксплуатировать теплопроизводящие установки при подтекании жидкого топлива (утечке газа) из систем топливоподачи, а также из вентилей у топки и емкости с топливом;

г) подавать топливо при потухших форсунках или газовых горелках;

д) разжигать установки без их предварительной продувки;

е) работать при неисправных или отключенных приборах контроля и регулирования, предусмотренных изготовителем;

ж) сушить горючие материалы на котлах, паропроводах и других теплогенерирующих установках;

з) эксплуатировать котельные установки, работающие на твердом топливе, дымовые трубы которых не оборудованы искрогасителями и не очищены от сажи;

и) чистить котел при открытой двери тамбура в железнодорожном подвижном составе при движении.

80. При эксплуатации печного отопления запрещается:

а) оставлять без присмотра печи, которые топятся, а также поручать надзор за ними детям;

б) располагать топливо, другие горючие вещества и материалы на предтопочном листе;

в) применять для розжига печей бензин, керосин, дизельное топливо и другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;

г) топить углем, коксом и газом печи, не предназначенные для этих видов топлива;

д) производить топку печей во время проведения в помещениях собраний и других массовых мероприятий;

е) использовать вентиляционные и газовые каналы в качестве дымоходов;

ж) перекаливать печи.

81. Топка печей в зданиях и сооружениях (за исключением жилых домов) прекращается не менее чем за 2 часа до завершения рабочего дня, а на социально значимых объектах защиты с круглосуточным пребыванием людей — не менее чем за 2 часа до отхода людей ко сну.

В организациях с дневным пребыванием детей топка печей прекращается не позднее чем за 1 час до прихода детей и не начинается ранее их ухода из здания.

Зола и шлак, выгребаемые из топок, должны быть залиты водой и удалены в специально отведенное для них место.

82. Для отопления зданий допускается установка металлических печей только заводского изготовления. При этом руководителями организаций и физическими лицами обеспечивается выполнение технической документации изготовителей этих видов продукции.

84. В гостиницах, мотелях, общежитиях и других зданиях, приспособленных для временного пребывания людей, лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, обеспечивают ознакомление (под подпись) прибывающих физических лиц с мерами пожарной безопасности. В номерах и на этажах этих объектов защиты вывешиваются планы эвакуации на случай пожара.

На объектах защиты с пребыванием иностранных граждан речевые сообщения в системах оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей, а также памятки о мерах пожарной безопасности выполняются на русском и английском языках.

85. В квартирах, жилых комнатах общежитий и номерах гостиниц запрещается устраивать производственные и складские помещения для применения и хранения пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов, а также изменять их функциональное назначение.

Запрещается использование открытого огня на балконах (лоджиях) квартир, жилых комнат общежитий и номеров гостиниц.

Приказ Министерства труда №883н от 11 декабря 2020 года

9. Организация и проведение строительного производства на объектах капитального строительства должны осуществляться в соответствии с организационно-технологической документацией на строительное производство, которая предусматривает перечень мероприятий и решений по определению технических средств и методов работ для конкретных видов выполняемых процессов и работ, обеспечивающих выполнение требований законодательства Российской Федерации по охране труда.

10. Работодатель при организации строительного производства обязан учесть указанные в организационно-технологической документации на строительное производство опасные зоны, в которых возможно воздействие опасных производственных факторов, связанных или не связанных с технологией и характером выполняемых работ.

11. К опасным зонам с постоянным присутствием опасных производственных факторов в строительном производстве, отражаемым в организационно-технологической документации на строительное производство, относятся:

  • Места на расстоянии ближе 2 м от неизолированных токоведущих частей электроустановок
  • Места на расстоянии ближе 2 м от неогражденных (отсутствие защитных ограждений) перепадов по высоте 1,8 м и более либо при высоте защитных ограждений менее 1,1 м

12. К опасным зонам с возможным воздействием опасных производственных факторов относятся:

  • Участки территории строящегося здания (сооружения)
  • Этажи (ярусы) зданий и сооружений, над которыми происходит монтаж (демонтаж) конструкций или оборудования
  • Зоны перемещения машин, оборудования или их частей, рабочих органов
  • Места, над которыми происходит перемещение грузов кранами

13. На границах зон с постоянным присутствием опасных производственных факторов должны быть установлены защитные ограждения, а зон с возможным воздействием опасных производственных факторов – сигнальные ограждения и знаки безопасности.

14. Для исключения работ на высоте в организационно-технологической документации на строительное производство предусматриваются преимущественное первоочередное устройство постоянных ограждающих конструкций (стен, панелей, ограждений балконов и проемов).

15. В организационно-технологической документации на строительное производство должны быть определены:

  • Устройства, предназначенные для организации рабочих мест при производстве строительно-монтажных работ на высоте (далее – средства подмащивания), предназначенные для выполнения данного вида работ или отдельной операции
  • Пути и средства подъема работников на рабочие места при строительстве зданий и сооружений выше 5 этажей с установкой пассажирских подъемников и (или) лифтов
  • Грузозахватные приспособления, позволяющие осуществлять дистанционную расстроповку длинномерных и крупногабаритных строительных конструкций

16. В целях предупреждения падения с высоты перемещаемых краном строительных конструкций, изделий, материалов, а также потери их устойчивости в процессе монтажа или складирования в организационно-технологической документации на строительное производство должны быть определены:

  • Средства контейнеризации или тара для перемещения штучных или сыпучих материалов, а также бетона или раствора с учетом характера и массы перемещаемого груза и удобства подачи его к месту работ
  • Грузозахватные приспособления (грузовые стропы, траверсы и монтажные захваты), соответствующие массе и габаритам перемещаемого груза, условиям строповки и монтажа
  • Способы строповки, обеспечивающие подачу элементов конструкций при складировании и монтаже в соответствии с проектными решениями
  • Приспособления (пирамиды, кассеты), обеспечивающие устойчивое хранение элементов строительных конструкций
  • Порядок и способы складирования строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования
  • Способы временного и окончательного закрепления конструкций
  • Способы удаления отходов строительных материалов и мусора
  • Защитные устройства (защитные улавливающие сетки, защитные перекрытия, козырьки или другие) при необходимости

17. Перед началом строительного производства на территории действующего объекта (в том числе действующих административных, производственных и иных зданий) работодатель и руководитель (полномочный представитель руководителя) хозяйствующего субъекта, эксплуатирующего объект, должны оформить акт-допуск для производства строительно-монтажных работ на территории действующего объекта строительного производства (рекомендуемый образец предусмотрен приложением №1 к Правилам) и наряд-допуск на производство работ в местах действия вредных и (или) опасных производственных факторов (рекомендуемый образец предусмотрен приложением №2 к Правилам) (далее соответственно – акт-допуск, наряд-допуск).

18. При совместном производстве нескольких видов работ, по которым требуется оформление наряда-допуска, допускается оформление единого наряда-допуска с включением в него требований по безопасному выполнению каждого из вида работ.

35. Для обеспечения безопасного производства работ работодатель обязан осуществить подготовку строительных площадок, участков строительного производства, на которых будут заняты работники данного работодателя, до начала строительного производства и оформить акт (рекомендуемый образец предусмотрен приложением N 3 к Правилам).

36. Производственные территории и участки проведения строительного производства в населенных пунктах или на территории эксплуатируемого объекта в целях обеспечения безопасности строительных работ для третьих лиц должны быть ограждены во избежание доступа посторонних лиц.

37. Места прохода людей в пределах опасных зон должны иметь защитные ограждения. Входы в строящиеся здания (сооружения) должны быть защищены сверху козырьком, выступающим не менее чем на 2 м от стены здания. Угол, образуемый между козырьком и вышерасположенной стеной над входом, должен быть от 70° до 75°.

38. У въезда на производственную территорию при капитальном строительстве необходимо устанавливать стенды с указанием строящихся, сносимых и вспомогательных зданий и сооружений, въездов, подъездов, схем движения транспорта, местонахождения водоисточников, средств пожаротушения.

39. Автомобильные дороги, находящиеся на производственных территориях, должны быть оборудованы соответствующими дорожными знаками, регламентирующими порядок движения транспортных средств и строительных машин.

40. В случае если в процессе проведения строительного производства в опасные зоны в непосредственной близости от мест перемещения грузов кранами могут попасть эксплуатируемые гражданские или производственные здания и сооружения, транспортные или пешеходные дороги и другие места возможного нахождения людей, необходимо соблюдение следующих требований:

  • Необходимо оснащать краны дополнительными средствами ограничения зоны их работы, посредством которых зона работы крана должна быть принудительно ограничена таким образом, чтобы не допускать возникновения опасных зон в местах нахождения людей
  • Скорость поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны должна быть ограничена до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее 7 м;
  • Перемещение грузов на участках, расположенных на расстоянии менее 7 м от границы опасных зон, должно производиться с применением дополнительных съемных грузозахватных приспособлений, предотвращающих падение груза;
  • По периметру здания необходимо установить защитный экран, имеющий равную или большую высоту по сравнению с высотой возможного нахождения груза, перемещаемого краном;
  • Зона работы крана должна быть ограничена таким образом, чтобы перемещаемый груз не выходил за контуры здания в местах расположения защитного экрана.

41. Территория строительной площадки, включая проезды, проходы на производственных территориях, проходы к рабочим местам должны содержаться в чистоте, очищаться от мусора и снега, не загромождаться складируемыми материалами и строительными конструкциями.

42. При производстве работ в темное время суток строительные площадки и участки строительного производства, рабочие места, проезды и подходы к ним должны быть освещены.

43. Санитарно-бытовые и производственные помещения и площадки для отдыха работников, а также автомобильные и пешеходные дороги следует располагать за пределами опасных зон.

Для работающих на открытом воздухе должны быть предусмотрены навесы для укрытия от атмосферных осадков.

44. При производстве земляных работ на строительных площадках, на территории населенных пунктов или на производственных территориях котлованы, ямы, траншеи и канавы в местах, в которых происходит движение людей и транспорта, должны быть ограждены.

В местах перехода через траншеи, ямы, канавы должны быть установлены переходные мостики шириной не менее 1 м, огражденные с обеих сторон перилами высотой не менее 1,1 м, со сплошной обшивкой внизу на высоту 0,15 м и с дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м от настила.

Колодцы, шурфы и другие выемки должны быть закрыты крышками, щитами или ограждены. В темное время суток указанные ограждения должны быть освещены электрическими сигнальными лампочками.

45. Территориально обособленные помещения, площадки и участки строительного производства должны быть обеспечены телефонной связью или радиосвязью.

46. Допуск на производственную территорию посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения или не занятых на работах на данной территории запрещается.

наверх

47. На рабочих местах безопасность оборудования и производственных процессов должна обеспечиваться в соответствии с требованиями эксплуатационно-технической документации, а условия труда должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.

48. При организации рабочих мест безопасность работников должна обеспечиваться:

  • Защитой работников от опасности, создаваемой движущимися частями технологического оборудования, изделиями, заготовками и материалами, отлетающими частицами обрабатываемого материала и брызгами смазочно-охлаждающих жидкостей
  • Соблюдением требований безопасной эксплуатации подъемных сооружений, кранов-манипуляторов, кранов-трубоукладчиков, подъемников с рабочими платформами, строительных подъемников, лифтов, паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, установок газового оборудования
  • Рациональным размещением технологического оборудования в производственных помещениях и вне их и обеспечением безопасного расстояния между оборудованием и стенами, колоннами, безопасной ширины проходов и проездов

49. Места временного или постоянного нахождения работников, не участвующих непосредственно в проведении строительного производства, должны располагаться за пределами опасных зон.

50. При организации рабочих мест, связанных с использованием строительных машин и иного технологического оборудования, в целях устранения вредного воздействия шума должны применяться:

  • Технические средства (уменьшение шума машин в источнике его образования, применение технологических процессов, при которых уровень звукового давления на рабочих местах не превышает допустимый)
  • Строительно-акустические мероприятия
  • Дистанционное управление шумными машинами, средства индивидуальной защиты
  • Организационные мероприятия (выбор рационального режима труда и отдыха, сокращение времени нахождения в шумных условиях, лечебно-профилактические и другие мероприятия)

Рабочие зоны с превышенным допустимым уровнем шума должны быть обозначены знаками безопасности. Работа в этих зонах без использования средств индивидуальной защиты запрещается.

51. Для снижения вредного воздействия общей вибрации на работников при организации рабочих мест следует предусмотреть возможность реализации защитных мер, включая (в порядке приоритетности): замену оборудования, применение конструктивных мер снижения уровней вибрации, уменьшение времени контакта с вибрирующими поверхностями, применение средств коллективной защиты, а для защиты от локальной вибрации — применение средств индивидуальной защиты.

52. При осуществлении производственных процессов в условиях повышенной запыленности, соответствующей вредным (опасным) условиям труда, работодатель обязан принять меры к снижению концентрации пыли до допустимых уровней или обеспечить работников средствами индивидуальной защиты органов дыхания.

53. Места проведения строительного производства с использованием пылевидных материалов, а также рабочие места у машин для дробления, размола и просеивания этих материалов должны быть обеспечены аспирационными или вентиляционными системами (проветриванием).

Управление затворами, питателями и механизмами на установках для переработки извести, цемента, гипса и других пылевых материалов следует осуществлять с выносных пультов.

54. Проемы в стенах при одностороннем примыкании к ним настила (перекрытия) должны ограждаться, если расстояние от уровня настила до нижнего проема менее 0,7 м.

55. Проходы на рабочих местах и к рабочим местам должны отвечать следующим требованиям:

  • Ширина одиночных проходов к рабочим местам и на рабочих местах должна быть не менее 0,8 м
  • Высота проходов в свету должна быть не менее 2 м

56. При расположении рабочих мест на перекрытиях воздействие нагрузок на перекрытие от размещенных строительных материалов, оборудования, оснастки и людей не должно превышать расчетные нагрузки на перекрытие, предусмотренные организационно-технологической документацией на производство работ.

57. Опасные зоны, находящиеся внизу под местом выполнения работ на высоте, необходимо определять, обозначать и ограждать в соответствии с правилами по охране труда при работе на высоте, утверждаемыми Минтрудом России в соответствии с подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации.

58. Перекрытие лифтовых шахт должно производиться на каждом этаже.

59. Для прохода работников, выполняющих работы на крыше с уклоном более 20°, а также на крыше с покрытием, не рассчитанным на нагрузки от веса работников, необходимо устраивать трапы шириной не менее 0,3 м с поперечными планками для упора ног. Трапы на время работы должны быть закреплены.

60. При использовании в строительном производстве на территории строительного объекта мобильных строительных машин должна обеспечиваться обзорность рабочей и опасной зон с рабочего места машиниста. В случаях, когда машинист, управляющий мобильной строительной машиной, не имеет достаточного обзора, ему должен быть выделен сигнальщик.

Со значением сигналов, подаваемых в процессе работы и передвижения мобильной строительной машины, должны быть ознакомлены работники, связанные с ее работой. Опасные зоны, которые возникают или могут возникнуть во время работы мобильной строительной машины, должны быть обозначены знаками безопасности и (или) предупредительными надписями.

89. Для предупреждения воздействия на работников вредных производственных факторов (неблагоприятного микроклимата, шума, вибрации, пыли и вредных веществ в воздухе рабочей зоны) необходимо:

  • Определить участки работ, на которых могут возникнуть вредные производственные факторы, обусловленные технологией и условиями выполнения работ
  • Определить средства защиты работников
  • Предусматривать при необходимости специальные меры по хранению опасных и вредных веществ

90. При проведении строительного производства с применением строительных машин, механизмов или иного технологического оборудования необходимо предусматривать:

  • Выбор типов машин, мест их установки и режимов работы в соответствии с параметрами, предусмотренными технологией работ и условиями производства работ
  • Вероприятия, ограничивающие зону действия машин для предупреждения возникновения опасной зоны в местах нахождения людей, а также применение ограждений зоны работы машин
  • Особые условия установки машин в зоне призмы обрушения грунта, на насыпном грунте или косогоре
Читайте также:  Патент иностранного гражданина

91. Ввод в эксплуатацию стационарного технологического оборудования, установленного на строительных площадках (бетонных или растворных заводов, строительных подъемников, компрессорных станций и тому подобное), производится совместным решением работников, ответственных за обеспечение охраны труда при проведении строительных работ на данной площадке и безопасную эксплуатацию данного вида оборудования.

92. Включение (запуск) и эксплуатация транспортных средств, строительных машин, технологического оборудования и других средств механизации должны производиться работником, за которым они закреплены, имеющим право управления этим средством.

Оставлять без надзора транспортные средства, строительные машины, технологическое оборудование и другие средства механизации с работающим (включенным) двигателем запрещается.

93. Перед началом выполнения работ в ограниченных и замкнутых пространствах, в которых возможно появление опасного газа, в том числе в емкостях, колодцах, траншеях и шурфах, необходимо провести анализ воздушной среды.

При появлении опасных газов производство работ в данном месте следует приостановить и продолжить их только после обеспечения рабочих мест вентиляцией (проветриванием) и (или) работников необходимыми средствами индивидуальной защиты.

94. Запрещается использование полимерных материалов и изделий с взрывоопасными и токсичными свойствами, а также строительное сырье и материалы, в том числе полимерные и синтетические материалы, производственные отходы для повторной переработки и использования, лом черных и цветных металлов (металлолом) без ознакомления с инструкциями по их применению.

95. При хранении материалов, содержащих вредные или взрывоопасные растворители, должны быть исключены риски возникновения возгорания и выделения вредных веществ.

96. Перед проведением технического обслуживания и ремонта технологического оборудования и механизмов они должны быть приведены в состояние, при котором исключена возможность самопроизвольного включения и приведения их в действие. На пусковых устройствах, обеспечивающих включение (отключение) электропитания, должны быть вывешены плакаты, указывающие, что оборудование находится в ремонте и пуск его запрещен. Приводные ремни должны быть сняты с рабочих шкивов, под пусковые педали поставлены соответствующие подкладки.

При проведении технического обслуживания и ремонта сборочные единицы оборудования или транспортного средства, имеющие возможность перемещаться под воздействием собственной массы, должны быть заблокированы механическим способом или опущены на опору с исключением возможности их самопроизвольного перемещения.

Ремонт оборудования и механизмов во время их работы запрещается.

97. Снимаемые при ремонте части оборудования должны устойчиво размещаться на специально отведенных местах. Круглые детали следует укладывать с применением упоров.

Съем узлов и деталей станка необходимо производить с применением специальных приспособлений и устройств.

98. Работы на высоте, в том числе с применением средств механизации, оснастки, приспособлений и средств подмащивания (электротали, домкраты, грузовые лебедки, люльки, подмости, передвижные леса, лестницы, стремянки), переносных ручных машин и инструмента (электродрели, электропилы, рубильные и клепальные пневматические молотки, кувалды, ножовки и другие), должны производиться в соответствии с правилами по охране труда при работе на высоте, утверждаемыми Минтрудом России в соответствии с подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. №610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №26, ст.3528).

Работники, эксплуатирующие средства механизации, оснастку, приспособления, средства подмащивания, переносные ручные машины и инструмент до начала работ должны быть обучены безопасным методам и приемам работ с их применением в соответствии с требованиями охраны труда, инструкций изготовителей и инструкций по охране труда, разработанных работодателем.

99. Лебедки, применяемые для перемещения подъемных подмостей и устанавливаемые на земле, должны быть загружены балластом, вес которого должен не менее чем в два раза превышать тяговое усилие лебедки.

Балласт должен быть закреплен на раме лебедки. Количество витков каната на барабане лебедки при нижнем положении груза д��лжно быть не менее двух.

104. Работодатель обязан в рамках СУОТ с учетом пункта 5 Правил разработать мероприятия обеспечивающие безопасность работников, связанных с опасностями и их источниками, представляющих угрозу жизни и здоровью работников при разборке (разрушении) зданий и сооружений (далее — строения) в процессе их реконструкции или сноса.

105. Разборку (разрушение) строений необходимо осуществлять на основе решений, предусмотренных в организационно-технологической документации на производство работ. Указанные решения должны быть приняты после проведения обследования общего состояния строения, а также фундаментов, стен, колонн, сводов и прочих конструкций. По результатам обследования составляется акт, на основании которого принимается решение о:

  • Выборе метода проведения разборки (разрушения)
  • Установлении последовательности выполнения работ, исключающих самопроизвольное обрушение конструкций
  • Установлении опасных зон при принятом методе разборки (разрушении)и применении при необходимости защитных ограждений
  • Временном или постоянном закреплении или усилении конструкций разбираемого строения с целью предотвращения случайного обрушения конструкций
  • Мероприятиях по пылеподавлению в процессе разрушения конструкций и их погрузке
  • Мерах безопасности при работе на высоте
  • Схемах строповки при демонтаже конструкций и оборудования

106. Перед началом работ необходимо ознакомить работников с решениями, предусмотренными в организационно-технологической документации на строительное производство, и провести инструктаж о безопасных методах работ.

Удаление неустойчивых конструкций при разборке строения следует производить в присутствии руководителя (производителя) работ.

107. Работы по разборке (разрушению) строений выполняются после мероприятий, связанных с отселением проживающих в них граждан (выездом расположенных организаций), отключением от сетей водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и электроснабжения, канализации, технологических продуктопроводов и принятием мер против их повреждения.

Требования к противопожарным дверям на путях эвакуации

Ввели требования к высоте дверного порога, она должна быть не более 5 см (п. 4.3.5 СП 52.13330). Раньше высота порога не регламентировалась.

Работники, обслуживающие тоннели, должны быть обеспечены, в зависимости от фактических условий труда, респираторами противоаэрозольными или противогазами фильтрующими.

Допускается вместо армированного стекла использование стекла с классом защиты не ниже СМ4 по ГОСТ 30826 или противопожарных дверей с остеклением, соответствующим указанному классу защиты.

Работники, обслуживающие тоннели, должны быть обеспечены, в зависимости от фактических условий труда, респираторами противоаэрозольными или противогазами фильтрующими.

Допускается вместо армированного стекла использование стекла с классом защиты не ниже СМ4 по ГОСТ 30826 или противопожарных дверей с остеклением, соответствующим указанному классу защиты.

Купить систему антипаника с замком для дверей. Комплект предназначен для обеспечения быстрой эвакуации людей из помещения.

Законодательная база Российской Федерации

При составлении технологических схем ремонта в тоннеле, при снятом напряжении, необходимо отдавать предпочтение самоходным машинам, исключающим дополнительное применение тепловозной тяги.

Выход из технических помещений без постоянных рабочих мест в помещения категорий А и Б считается эвакуационным, если в технических помещениях размещается оборудование по обслуживанию этих пожароопасных помещений.

Во-вторых, обозначить выступающие конструкции знаком «Осторожно. Сужение прохода» в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026. Выступающие конструкции – это шкафы для коммуникаций и пожарных кранов, а также оборудование в производственных помещениях и складах. Какая скорость соударения вагонов с ВМ, в перевозочных документах на которые отсутствует штемпель «Не спускать с горки» при сцепле…

IV. Требования охраны труда, предъявляемые к организации рабочих мест

В качестве второго эвакуационного выхода со второго этажа зданий во всех климатических районах допускается использовать наружные открытые лестницы с уклоном не более 60°.

ПУЭ · Правилами устройства электроустановок. Седьмое издание. Раздел 4. Распределительные устройства и подстанции.

Противопожарные расстояния от хозяйственных построек на одном земельном участке до домов на соседних земельных участках, а также между домами соседних участков следует принимать в соответствии с таблицей 1 и с учетом требований подраздела 5.3 при организованной малоэтажной застройке. Противопожарные расстояния между хозяйственными постройками на соседних участках не нормируются.

Примечание: на остекленных дверях в детских дошкольных учреждениях, школах, в домах отдыха и санаториях для родителей с детьми, как правило, должны предусматриваться защитные решетки до высоты не менее 1,2 м с обеих сторон двери.

Число эвакуационных выходов из помещения должно устанавливаться в зависимости от предельно допустимого расстояния от наиболее удаленной точки (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.

Примечание. Указанные расстояния определяются как наименьшее расстояние от наружных конструкций зданий, сооружений до границы лесного массива.

Противопожарные расстояния от указанных зданий, сооружений до зданий, сооружений производственного и складского назначения следует принимать по таблице 1, если иное не предусмотрено настоящим сводом правил и другими нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности.

Комментируемая статья, посвященная проходам, проездам и подъездам к зданиям, сооружениям и строениям, направлена на реализацию такой первичной меры пожарной безопасности, названной в п. 6 ст. 63 комментируемого Закона, как обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

6.1. Требования безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ из железнодорожного подвижного состава. 6.1.1. К погрузке, разгрузке и подготовке вагонов под погрузку разрешается приступать только после их закрепления тормозными башмаками и ограждения места работ переносными сигналами. 6.1.2. При открытии двери крытого вагона запрещается находиться против нее, во избежание травмирования при случайном ее падении или падении находящегося в вагоне груза. 6.1.3. Открывать крышки люков следует одновременно с обеих сторон полувагона разрешается механизированным способом или при помощи специальных штанг на выгрузочной эстакаде (повышенном пути). Перед открытием крышки люка необходимо убедиться в исправности ее шарнирных соединений и запорных устройств, снять проволочные закрутки при помощи ножниц для резки проволоки. При открывании крышки люка снизу (с земли) специальной штангой открывать запорное устройство (предохранительный сектор люкового запора) и крюк следует сначала с одной стороны всех люков. Затем, находясь сбоку от открываемого люка открыть с другой стороны и отступить в сторону от высыпающегося из люка груза. При неисправных запорных устройствах крышку люка открывать запрещается. 6.1.4. Закрывать крышки люков полувагона после выгрузки грузов следует при помощи специальных люко подъемников или других механизированных приспособлений, предусмотренных технологическим процессом на данный вид работ. Закрытие крышек люков (бортов) вручную должно производиться после вывода полувагонов (платформ) с эстакады (повышенного пути). Закрывать крышки люков полувагона вручную вне эстакады (повышенного пути) должна бригада работников из трех человек. При этом двое работников с помощью ломов поднимают крышку люка, а третий — с помощью лома через среднюю проушину дожимает крышку люка до упора. Затем один из работников, поднимавших крышку люка, подбивает кувалдой запорные устройства крышки люка и фиксирует их от самопроизвольного открывания предохранительными секторами. После вывода платформы с эстакады (повышенного пути) закрывать ее борта вручную может бригада работников из двух человек. При закрытии борта платформы работники должны находиться со стороны его торцов. После подъема борта платформы следует поднять запорные устройства его в верхнее положение и с помощью кувалды зафиксировать. 6.1.5. Открывать борта платформы следует одновременно с обеих ее сторон при помощи лома и кувалды. Перед открытием борта платформы следует убедиться в исправности запорных устройств и борта платформы. Запорные устройства борта платформы следует выводить из зацепления при помощи кувалды сначала в середине, а затем у торцов платформы. При этом работник должен находиться с боковой стороны от открываемого борта платформы во избежание удара падающим бортом. При неисправности борта или запорных устройств борт платформы открывать запрещается.
6.1.6. Для строповки грузов должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей стропов и угла их наклона.
Стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между ветвями при подъеме груза не превышал 90°.
6.1.7. Между стропальщиком и машинистом грузоподъемного крана (машины) должен быть установлен порядок обмена условными сигналами (сигнализация) при проведении погрузочно-разгрузочных работ.
6.1.8. При погрузке и выгрузке груз должен быть предварительно поднят на высоту 0,2 — 0,3 м для проверки правильности его строповки, равномерности натяжения строп и надежности действия тормоза крана. При необходимости исправления строповки груз должен быть опущен. Груз при горизонтальном его перемещении должен быть предварительно поднят на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов (препятствий).
6.1.9. Для предотвращения самопроизвольного разворота длинномерных и крупногабаритных грузов во время их подъема или перемещения необходимо применять специальные оттяжки из капронового, пенькового или хлопчатобумажного каната, а для ориентировки их на месте укладки — крюки с рукояткой длиной не менее 1 м. 6.1.10. Выгруженные или подготовленные к погрузке грузы вблизи железнодорожных путей должны быть уложены и закреплены так, чтобы не нарушался габарит приближения строений. Грузы (кроме балласта, выгружаемого для путевых работ) при высоте их укладки, считая от головки рельса, до 1,2 м должны находиться от наружной грани головки ближайшего к грузу рельса железнодорожного или подкранового пути на расстоянии не менее 2,0 м, а при большей высоте — не менее 2,5 м. 6.1.11. При перемещении груза грузоподъемными кранами (машинами) нахождение на грузе работников не допускается. Работники должны находиться на расстоянии не менее 5 м от поворотных рабочих органов грузоподъемного крана (машины). 6.1.12. На электрифицированных железнодорожных путях до снятия напряжения и заземления проводов контактной сети и связанных с ними устройств запрещается подниматься на крыши вагонов, на груженые платформы, полувагоны и контейнеры. 6.1.13. При промежуточном складировании грузов должны быть обеспечены меры, в том числе технические, по обеспечению устойчивости уложенных грузов. Площадки для промежуточного складирования грузов должны находиться на расстоянии не менее 2,5 м от железнодорожных путей и автомобильных дорог. 6.1.14. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с применением грузоподъемных кранов (механизмов) работники должны быть одеты в защитные каски. 6.2. Требования безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ с помощью специального самоходного подвижного состава. 6.2.1. К работам по погрузке и выгрузке материалов с помощью ССПС, оборудованных краном, допускаются водители ССПС, имеющие право на управление грузоподъемными машинами и аттестованные стропальщики. 6.2.2. Приступать к работе с краном на ССПС разрешается только после приведения в действие автоматического и вспомогательного тормоза. Для строповки грузов должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза. 6.2.3. Машинист перед началом движения тележки, каретки с краном, а также перед началом грузовых операций крана предупредил об этом рабочих звуковым сигналом. 6.2.4. Перед пропуском поезда по соседнему пути поднятый груз должен быть опущен, а работа крана прекращена. 6.2.5. При погрузке и выгрузке пакетированного груза с использованием крана установленного на ССПС стропальщикам необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

  • производить строповку пакета так, чтобы исключить смещение и развал пакета;
  • поддерживать и направлять пакет специальными оттяжками, находясь от поднимаемого груза на расстоянии не ближе 2 м.

Как нужно устанавливать входные двери: нормы пожарной безопасности

Распашные калитки в указанных в настоящем пункте (п.4.2.3) воротах, за исключением подъемно-опускных, могут считаться эвакуационными выходами, если они позволяют обеспечить необходимые геометрические параметры указанных выходов при любом положении ворот.

Запасной выход, что это? Такого понятия в теории эвакуации вообще нет! Есть понятие «эвакуационный выход», то есть то пространство- проем в ограждающих конструкциях, через которое можно безопасно покинуть помещение или здание в том случае если в нем возникнет неконтролируемое горение.

Основная причина гибели людей при пожаре – задымленность помещений. Дым и продукты сгорания различных материалов, из которых сооружено здание, собрана мебель или техника, являются ядовитыми. Даже дым от сгоревших бумажных документов быстро приводит к удушью. И выживает в этой ситуации тот, кто успел выбежать на улицу (на свежий воздух) до повышения концентрации дыма внутри помещений.

В правилах противопожарной безопасности оговаривается еще один вариант, который имеет отношение к производственным цехам.

Нельзя считать лифты и эскалаторы элементами маршрутов эвакуации. Отдельной позицией стоят эскалаторы метрополитена или лифты шахт, работающие и при рабочем режиме, и при аварийном.

Требования к эвакуационным путям приведены в следующих нормативных документах действующих в 2019 году:

  • ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
  • СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы.
  • Постановлении Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»

Выходы не являются эвакуационными, если в их проемах установ­лены раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, ворота для желез­нодорожного подвижного состава, вращающиеся двери и турникеты. Ка­литки в распашных воротах могут считаться эвакуационными выходами.

При этом выход через приямок должен быть оборудован лестницей в приямке, а выход через люк — лестницей в помещении.

Что может быть эвакуационным выходом

Для помещений на первом этаже и подвальных помещений разные правила, при которых выходы могут считаться эвакуационными.

Читайте также:  Переезд в другой город. Как решиться и с чего начать?

Эвакуационные выходы из помещений на первом этаже и выше

Если выход находится на первом этаже и ведет сразу наружу, то он может быть эвакуационным. Также на пути к выходу могут располагаться:

  • коридор;
  • вестибюль;
  • фойе;
  • лестничная клетка;
  • коридор и вестибюль;
  • коридор, реакреационная площадка и лестничная клетка.

Если выход из помещений любого этажа, кроме первого, ведет на лестничную клетку, специально оборудованный участок кровли, а также в фоей или коридор, которые ведут на лестничную клетку, то он может быть эвакуационным.

Эвакуационный выход может вести в соседнее помещение на том же этаже, в котором есть эвакуационный выход наружу. В том числе через коридор, вестибюль и лестницу.

Эвакуационные выходы из подвальных и цокольных этажей

Эвакуационные выходы из подвальных этажей должны вести сразу наружу и быть обособленными от общих лестничных клеток здания.

Эвакуационный выход из подвала может идти через общие лестничные клетки в тамбур если выполненные условия:

  • тамбур имеет обособленный выход наружу;
  • выход отделен от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа;
  • перегородка расположена между лестничными маршами от пола подвала до промежуточной площадки лестницы между первым и вторым этажами.

В складах и производственных зданиях эвакуационный выход из подвала может вести в помещения категорий В1-В4, Г и Д и вестибюль, если подвальные помещения категорий В1-В4, Г и Д.

В зданиях классов Ф2, ФЗ и Ф4 эвакуационный выход из фоей, гардеробной, курительных и санитарных помещений подвальных этажей может вести в вестибюль по отдельным лестницам 2-го типа. Это открытые внутренние конструкции, которые не имеют ограждений из стен.

Таблица. Здания, где могут быть эвакуационный выход из подвальных этажей в вестибюль, по функциональной пожарной опасности

Категория

Расшифровка категории

Ф2

здания зрелищных и культурно-просветительных учреждений

Ф3

здания организаций по обслуживанию населения, в том числе здания организаций торговли, общественного питания

Ф4

здания образовательных организаций, научных и проектных организаций, органов управления учреждений

Законодательные акты и рекомендации

Есть два документа, которые определяют пути эвакуации и заполнение дверных проемов, то есть правильную установку дверей. Это:

В них четко расписано, как должны открываться двери по пожарной безопасности.

К примеру, в многоквартирных жилых домах по требованиям пожарной безопасности должны выполняться два главных условия: наличие эвакуационных маршрутов (соответственно их свободное состояние), плюс отсутствие преград свободного открытие дверей в квартиры. То есть последние соседних квартир не должны при открытии мешать друг другу.

Чтобы эти условия можно было считать выполненными, необходимо строго соблюдать три несложных требования:

Оптимальный вариант тот, при котором соблюдаются все три требования. При условии, что входная квартирная дверь открывается наружу. Конечно, нет строгих строительных правил, в которых строго оговаривается направление открывание дверей по пожарной безопасности, то есть наружу или внутрь. Поэтому, проводя ремонт или реконструкцию, дверную конструкцию можно переставить. Это законодательными актами не запрещено.

Но остальные требования должны выполняться строго. И главный из них – нельзя допускать, чтобы дверное полотно квартиры стала помехой двери соседней квартиры.

Что касается межкомнатных дверей, то строгих правил их открытия не существует. Хотя специалисты дают три важные рекомендации, которые надо выполнять обязательно:

Необходимо отметить, что в частном домостроении правила открывания не учитываются. То есть строгие правила пожарной безопасности здесь не действуют. Во всяком случае, в законодательных актах об этом ничего не упоминается. Специалисты же рекомендуют включить здравый смысл и открыванию дверей по пожарным нормам уделить особое внимание. Ведь от этого часто зависит жизнь людей.

3.1. В настоящих Технических требованиях применены следующие термины с соответствующими определениями.
Железнодорожные пути общего пользования — железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также ж.д. пути, соединяющие такие станции.

Железнодорожные пути необщего пользования — железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Железнодорожный подвижной состав — локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

Габарит железнодорожного подвижного состава — предельное поперечное (перпендикулярное оси железнодорожного пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном железнодорожном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии железнодорожный подвижной состав, в том числе имеющий максимально нормируемые износы.

Габарит приближения строений — предельное поперечное (перпендикулярное оси железнодорожного пути) очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами железнодорожного подвижного состава.

Маршрут служебного прохода — маршрут движения работников ОАО «РЖД» по территории станции или структурных подразделений к служебным и вспомогательным помещениям и сооружениям, а также от места сбора к зданиям и помещениям, рабочим местам (зонам), к пассажирским платформам и другим остановкам транспорта и оборудованный в соответствии с настоящими Техническими требованиями.

Маршрут технологического прохода — маршрут движения работников от служебного прохода к рабочим зонам, обслуживаемому оборудованию и устройствам, сооружениям, подвижному составу, к местам для пропуска движущегося состава, вагонов, встречи с сигналом в руке движущегося поезда, подачи ручных сигналов при маневрах, расцепки вагонов вручную, общего осмотра вагонов, списывание номеров вагонов, коммерческого осмотра и разметки вагонов, устранения коммерческих неисправностей и технического осмотра, обслуживание вагонов, безотцепочного ремонта вагонов, снятия или навешивания сигнального диска на вагон, укладки и снятия тормозных башмаков вручную или с помощью вилки.

Зона ограниченной видимости (ЗОВ) — участок пути, на котором расстояние видимости от приближающегося поезда до мест пересечения на одном уровне маршрутов служебного и технологического проходов с железнодорожными путями при установленной скорости движения составляет менее длины тормозного пути. Участок территории станции или структурного подразделения, где по условиям видимости не обеспечивается своевременное восприятие работником следующего по маршруту служебного или технологического прохода прибывающего на смежные пути к проходам подвижного состава.

Недостаточная видимость — видимость железнодорожного пути, сигналов и препятствий на пути в условиях тумана, дождя, снегопада, в сумеречное время суток из кабины управления подвижной единицей

Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее — инфраструктура) — технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Настил служебного прохода — инженерное сооружение, пересекающее железнодорожные пути на одном уровне с верхом головок рельсов, обозначенное знаками и предназначенное для перехода работников ОАО «РЖД».

Пешеходный переход через железнодорожные пути — пересечение в одном уровне пешеходной дорожки с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия перехода пешеходов через железнодорожные пути.

Ширина служебного прохода — ширина зоны движения работника, в вертикальной плоскости перпендикулярной оси пути обеспечивающая его безопасный проход при максимально допустимых скоростях движения подвижного состава по смежным путям.

6.1. При выборе маршрутов служебных проходов приоритет должен отдаваться обеспечению безопасности работников, пользующихся служебными проходами.

6.2. На железнодорожных станциях маршруты служебного прохода следует прокладывать вдоль оси путей в наиболее безопасных местах (по уширенным обочинам пути, широким междупутьям), по возможности удаленных от главных путей станций. На территориях контейнерных площадок, грузовых дворов и других объектов — на безопасном удалении от движущихся машин и механизмов. Выбор маршрута служебного прохода должен соответствовать габаритам приближения строений ГОСТ 9238.

6.3. Запрещается прокладывать маршрут служебного прохода по междупутью главных железнодорожных путей и путей с организованным высокоскоростным движением поездов, в том числе вдоль стрелочной улицы входящей в данный маршрут следования высокоскоростных поездов.

6.4. При выборе маршрута служебного прохода необходимо стремиться минимизировать:
число железнодорожных путей, пересекаемых работниками;
число пересечений проезжей части автотранспорта, кранов и механизмов;
длину маршрутов движения работников, пользующихся служебным проходом.
При выборе места пересечения служебным проходом железнодорожных путей должны быть обеспечены нормы видимости подвижного состава, приведенные в таблице 1. Приведенные нормы видимости должны обеспечиваться для работников с расстояния не менее 2 м от крайнего рельса, пересекаемого железнодорожного пути.

Таблица 1. Таблица норм видимости подвижного состава

Максимальная скорость движения поезда, км/ч, установленная на подходах к переходу через ж.д. пути

Более 141

25 и менее

Расстояние видимости, м, не менее

Не менее 900

6.5. Зоны ограниченной видимости определяются комиссией в составе не менее трех человек: председателя — начальника станции, членов комиссии: дорожного мастера, машиниста-инструктора ближайшего эксплуатационного локомотивного и (или) моторвагонного депо. Дополнительно, при необходимости, в состав комиссии может быть включен специалист по охране труда станции или одного из структурных подразделений в границах станции.

6.6. Распорядительный документ о создании комиссии издается порядком, определенным пунктом 4.2.

6.7. Для определения выполнения условий видимости, исходя из наихудших условий видимости (занятия соседних путей подвижным составом), маневровый локомотив должен отъезжать от места пересечения железнодорожных путей маршрутом служебного прохода. В кабине локомотива должен находиться один из членов комиссии. Локомотив отъезжает до тех пор, пока работник, стоящий перед пересекаемым путем (2 м от крайнего рельса), перестает его наблюдать. Полученное расстояние сравнивают с расстояниями, приведенными в таблице 1.

Маршруты служебного прохода

Медицинские осмотры.

Лица, поступающие на работу, связанную с движением транспорта, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры для определения пригодности их к поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний.

Медицинские осмотры работников проводятся за счет работодателя.

При уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнении им рекомендаций по результатам проведенных обследований работодатель не должен допускать работника к выполнению им трудовых обязанностей.

Основными видами контроля и надзора за состоянием охраны труда на ж.д.транспорте являются:

1. государственный контроль и надзор – осуществляется федеральными органами исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности;

2. ведомственный контроль и надзор – осуществляется ведомственными органами надзора, руководителями и специалистами подразделений аппарата управления ОАО «РЖД», ФПД, РДОП, иных структурных подразделений, контроль проводится в виде проверок: комплексных, целевых, оперативных, трехступенчатый контроль.

— первая ступень контроля проводится ежедневно непосредственным руководителем работ как в начале, так и в течение рабочего дня. Устранение выявленных нарушений проводится немедленно, если не могут быть устранены силами бригады- докладывает об этом руководителю производственного подразделения и делает запись в журнале трехступенчатого контроля;

— вторая ступень проводится руководителем производственного подразделения не реже одного раза в месяц, может принимать участие уполномоченное лицо по охране труда, по результатам вносятся записи о выявленных нарушениях;

— третья ступень контроля проводится не реже одного раза в квартал комиссией, возглавляемой одним из заместителей начальника вагонного участка, определенного приказом. Отметка о проведении делается в журнале трехступенчатого контроля.

3. общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей и иными представителями, избранными работниками ОАО «РЖД».

Все работники Вагонного участка обязаны следовать к месту работы, проходить по территории предприятия, возвращаться с места работы по установленным маршрутам служебных проходов, обозначенными указателями «Служебный проход», быть предельно внимательными в местах движения транспорта, выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных, предписывающих знаков, надписей, звуковых и световых сигналов, подаваемых машинистами локомотивов, кранов, водителей транспортных средств и другими работниками железнодорожного транспорта, а также указаний, передаваемых по громкоговорящей связи; обходить на безопасном расстоянии места производства земляных, строительных, ремонтных работ и работ на высоте.

Маршрут служебного прохода по станции Санкт-Петербург – Главный.

1. По 7-ой пассажирской платформе до конца, переход через 11 приемоотправочный пункт, вдоль 16-го пути Почтово-багажного парка по направлению поста МРЦ-1.

2. Переход от указателя «Служебный проход» через пути между стрелками №№ 66 и 75 к зданию поста МРЦ-1.

3. По асфальтовой дорожке вдоль здания поста МРЦ-1 и ПТО Ранжирного парка до указателя «Служебный проход» на углу здания МРЦ-1.

4. От здания ПТО Ранжирного парка переход через пути по пешеходному настилу на междупутье 8 и 9 путей Ранжирного парка до сбрасывающего башмака № 9.

5. С междупутья 6 и 8 путей Ранжирного парка переход на междупутье 11-12 путей Ранжирного парка у сбрасывающего башмака № 9.

6. По междупутью 11-12 путей Ранжирного парка до угла здания 96 бокса с южной стороны, переход через 12 путь Ранжирного парка к зданию поста МРЦ-2.

7. Переход с междупутья 11 и 12 путей Ранжирного парка у стрелочного перевода № 95 на междупутье 15 и 16 путей Ранжирного парка.

8. Вдоль 16 пути Ранжирного парка до стрелочного перевода № 97, далее переход через 16 путь Ранжирного парка к зданию локомотивного депо ТЧ-8.

9. Проход по территории локомотивного депо ТЧ-8 до здания поста МРЦ-2.

10. По пешеходному проходу по мосту через Обводный канал в Новый парк.

11. Проход по обочине 10 пути Нового парка и переход через 4 и 3 пути Нового парка у стрелочного перевода № 23 к зданию поста МП-1.

12. По асфальтовой дорожке до угла здания вагоноремонтного депо ВЧД-8.

13. От угла здания вагоноремонтного депо ВЧД-8 с северной стороны проход по асфальтовой дорожке через 5, 4, 3, 2 и 1 пути депо ВЧД-8 до обочины 69 пути Нового парка.

14. Вдоль здания вагоноремонтного депо ВЧД-8 вдоль пути Нового парка в сторону платформы «Навалочная».

15. Переход с междупутья 4 и 5 путей вагоноремонтного депо ВЧД-8 на междупутье 13 пути Нового парка и 5 пути депо у стрелочного перевода № 144.

16. Переход с междупутья 4 и 5 путей ВЧД-8 на обочину 10 пути Нового парка у стрелочного перевода № 142.

17. Проход вдоль 10 пути Нового парка к зданию холодильного цеха.

18. Проход от здания холодильного цеха по междупутью 12 и 13 путей Нового парка до стрелочного перевода № 112.

19. Переход через 13 путь у стрелочного перевода № 112 к платформе «Навалочная».

Соединение гибких проводов в пролетах должно выполняться опрессовкой с помощью соединительных зажимов, а соединения в петлях у опор, присоединение ответвлений в пролете и присоединение к аппаратным зажимам — опрессовкой или сваркой. При этом присоединение ответвлений в пролете выполняется, как правило, без разрезания проводов пролета.

Пайка и скрутка проводов не допускаются.

Болтовые соединения допускаются только на зажимах аппаратов и на ответвлениях к разрядникам, ОПН, конденсаторам связи и трансформаторам напряжения, а также для временных установок, для которых применение неразъемных соединений требует большого объема работ по перемонтажу шин.

Гирлянды изоляторов для подвески шин в ОРУ могут быть одноцепными. Если одноцепная гирлянда не удовлетворяет условиям механических нагрузок, то следует применять двухцепную.

Разделительные (врезные) гирлянды не допускаются, за исключением гирлянд, с помощью которых осуществляется подвеска высокочастотных заградителей.

Закрепление гибких шин и тросов в натяжных и подвесных зажимах в отношении прочности должны соответствовать требованиям, приведенным в 2.115.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *