Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанности и налогообложение владельцев иностранных компаний в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Понятие «постоянное представительство» в целях законодательства Российской Федерации о налогах и сборах приводится в статье 306 НК РФ, на основании положений которой определяется статус иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации. При этом следует учитывать нормы статьи «Постоянное представительство» межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения.
Налоговые последствия договора девелопмента, заключенного с иностранной компанией
Предмет договора девелопмента — возмездное оказание услуг (выполнение работ), а также совершение как от имени и за счет инвестора, так и от имени заказчика и за счет инвестора юридических и иных действий, связанных с сопровождением и контролем за ходом и результатами проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объекта недвижимости, расположенного на территории России. Заключение и исполнение договора девелопмента предлагается рассмотреть на примере договора между российской и кипрской компанией. Итак, инвестором строительства и заказчиком услуг выступает кипрская компания, имеющая постоянное представительство на территории РФ, а исполнитель услуг — кипрская компания, привлекающая российского субагента и субподрядчиков.
Учитывая характер услуг, в соответствии со ст. 148 НК РФ, названные услуги могут быть отнесены к одной из следующих групп:
- инжиниринговые услуги (инженерно-консультационные услуги по подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги, в частности, подготовка техникоэкономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги), информационные, консультационные или проектные;
- услуги агента, привлекающего лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (в частности, инжиниринговых, информационных, консультационных, и проектных), от своего имени или от имени инвестора.
Налогообложение вознаграждения, получаемого иностранной компанией — исполнителем услуг, зависит от квалификации услуг.
В силу подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ Российская Федерация признается местом реализации услуг, если покупатель услуг ведет свою деятельность на территории РФ. Правило применяется, в частности:
- при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытноконструкторских работ. При этом к инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и др.);
- оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания перечисленных видов услуг (услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации услуг, не предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, определяется по месту деятельности исполнителя таких работ, услуг.
Местом деятельности покупателя для целей применения подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ определена территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг) на ее территории на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.
Покупатель услуг в рассматриваемой ситуации — кипрская компания (инвестор и собственник земельного участка), имеющая на территории РФ постоянное представительство (филиал), которое напрямую оплачивает услуги субподрядчиков на территории РФ, аккумулирует выполненные объемы работ (услуг), получает средства на оплату услуг субподрядчиков и, в случае договоренности, на оплату вознаграждения российскому субагенту, привлеченному кипрским исполнителем.
Приведенные условия взаимодействия сторон свидетельствуют о том, что в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом деятельности кипрской компании-инвестора для целей НДС должна признаваться РФ, поскольку фактическим покупателем услуг является ее постоянное представительство на территории РФ.
Соответственно, для определения места реализации этих услуг в целях НДС следует установить, относятся ли фактически выполняемые кипрской компанией-заказчиком и (или) привлеченным субагентом (субподрядчиками) действия к услугам, поименованным в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Если они являются таковыми, место их реализации — Российская Федерация (по месту деятельности покупателя услуг, которым в любом случае предстает российское постоянное представительство кипрской компании инвестора) на основании абзаца пятого подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Если кипрская компания действует в отношениях с российским суб агентом или субподрядчиками от имени инвестора, такие агентские услуги на основании абзаца восьмого подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ также облагаются НДС на территории РФ.
Инвестор привлекает заказчика для «возмездного оказания услуг (выполнения работ), а также для совершения как от имени и за счет инвестора, так и от имени заказчика и за счет инвестора юридических и иных действий по оформлению, разработке всей необходимой предварительной, предпроектной, проектной, рабочей и разрешительной документации, управлению проектированием и строительством объекта и для выполнения иных функций, включая привлечение и контроль за техническим заказчиком, а также оказания различных, в том числе консультационных, услуг по осуществлению проектирования и строительства объекта, продаже, оформлению и содействия в регистрации прав при продаже объекта или его части». К оказываемым по договору услугам относятся, в частности, следующие виды услуг:
- услуги управления проектированием (управление процессом проектирования, включая получение полного комплекта проектной документации, необходимой и достаточной для получения разрешений на строительство объекта, выполнения строительства объекта и получения разрешений на ввод объекта в эксплуатацию);
- услуги управления строительством (привлечение специализированных организаций для подготовки, проектирования, строительства объекта, управление всеми процессами по возведению объекта в соответствии с утвержденной разрешительной и проектной документацией объекта и разработанными на ее основе регламентами);
- услуги выполнения функций технического надзора (технический надзор за строительством в объеме и в соответствии с требованиями, предусмотренными договором);
- услуги обеспечения сдачи объекта, законченного строительством, приемочной комиссии (сдача законченного строительством объекта приемочной комиссии и получение акта, надлежащим образом оформленного и подписанного всеми членами приемочной комиссии);
- услуги ввода объекта, законченного строительством, в эксплуатацию (получение надлежащим образом оформленного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, разработка и передача инвестору перечня правил и ограничений для арендаторов, включая технические характеристики объекта и отдельных входящих в него зданий).
Что признается осуществлением контроля?
Осуществление контроля над организацией включает в себя право распределения прибыли после налогообложения, основанное на долях прямого и косвенного участия или же специальном договоре об управлении финансовыми потоками организации.
При этом существует определенная разница между осуществлением контроля над организацией и контролированием иностранной структуры без образования юридического лица. В случае последней право на распределение активов может быть предусмотрено помимо специального договора, законодательством иностранного государства.
Законодатель дает оговорку, что о контролируемости организации может свидетельствовать свершение следующих сделок:
- Заключение договора об оказании услуг номинального директора
- Заключение трастового соглашения и договора доверительного управления имуществом
- Выдача лицу генеральной доверенности на управление активами и иными средствами.
Резюмируя, можно заключить, что контролирующими лицами могут быть признаны не только непосредственные «владельцы» иностранной организации, но и ее бенефициары, так или иначе задействованные в распределении прибыли.
Законодатель в понятии «осуществление контроля» стремился охватить максимально большое количество разновидностей возможного контроля российских резидентов, создавая тем самым казуальные критерии, которые при буквальном толковании игнорируют некоторые виды иностранных компаний. Таковыми являются частные фонды, которые функционируют в классических офшорных зонах Кипра, Сейшельских островов в качестве юридических лиц и не могут быть признаны КИКами, если их учредители лишены права распределения прибыли. В дальнейшем это может вызвать множество споров на практике между потенциальными налогоплательщики и налоговыми органами.
Ответственность за нарушение законодательства о КИК.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога посредством невключения в налоговую базу части прибыли КИК наказывается штрафом в размере 20% на сумму неуплаченного налога в отношении прибыли КИК, которая должна включаться в налоговую базу по НДФЛ для лиц, контролирующих организацию (если субъект физлицо), по налогу на прибыль организации для контролирующей организации. Однако сумма штрафа не может быть меньше 100 000 рублей.
При этом данная статья пока не применяется в отношении периодов 2015-2017 годов.
Если Вы решили укрыть сведения о КИК, то Вас также ждут санкции в размере 100 000 рублей в отношении каждой КИК, о которой вы не представили сведения или же представили недостоверные.
Также НК РФ не дозволяет скрывать сведения об участии в иностранной организации или представлять недостоверные сведения. Указанное налоговое правонарушение при его обнаружении обернется штрафом в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, о которой были скрыты сведения или были предоставлены недостоверные.
Более подробно меры налоговой ответственности описаны в ст. 129. 5 и 129.6 НК РФ. Однако специальные нормы законодательства о налогах не отменяли давно установленных положений УК РФ, посвященных уклонению от уплаты налогов. Ст. 198 и ст. 199 УК РФ применимы и контролирующим КИК лицам, если уклонение достигло крупного или даже особо крупного размера.
Крупный размер — 2 000 000 рублей за три финансовых года к ряду (в случае если не уплачено более 10% сумм, подлежащих уплате, либо неуплаченная сумма превышает 6 000 000 рублей)
Особо крупный размер – 10 000 000 рублей за три финансовых года к ряду (20% неуплаченных налогов и сборов, либо превышение 30 000 000 рублей).
Более того УК РФ в статье 199 УК РФ предусматривает особый квалифицирующий признак, выраженный в сокрытии и искажении информации о КИК.
Как и любой налогоплательщик иностранная организация обязана встать на учет. В соответствии с Положением об особенностях учета иностранных организаций обозначается несколько категорий иностранных организаций, которые должны встать на учет. Каждому налогоплательщику присваивается идентификационный номер.
В Российской Федерации была создана единая база данных, где состоят на учете иностранные организации с присвоением кода иностранной организации. Каждое иностранное предприятие, заявившее о своем намерении работать на территории Российской Федерации, имеет код. Этот код содержится в общем справочнике, администратором которого является Федеральная налоговая служба. Если иностранная организация собирается открыть несколько отделений на территории РФ, то это исключает возможность присвоения нескольких ИНН. Присвоение единого ИНН не означает, что иностранная организация считается единым налогоплательщиком. Каждое отделение определяется как самостоятельный налогоплательщик.
При постановке на учет иностранная организация должна представить в налоговый орган:
Заявление о постановке на учет по форме № 2001И; |
Легализованную выписку из торгового реестра, или сертификат об инкорпорации, или другой документ аналогичного характера, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации |
Документы, представляемые в налоговые органы, должны быть составлены на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.
В случае изменения сведений, содержащихся в заявлениях о постановке на учет или в уведомлениях, иностранные и международные организации обязаны письменно проинформировать об этом налоговые органы по месту учета. Причем сделать это нужно не позднее 10 дней с момента, когда произошли изменения. Если же изменились сведения, которые иностранные (международные) организации указали при постановке на учет в своих странах, указанные организации должны направить в налоговые органы по месту учета соответствующие документы, подтверждающие эти изменения.
Что будет являться прибылью КИК в целях налогообложения в РФ?
Налогооблагаемой будет являться нераспределенная прибыль КИК за год, предшествующий году определения этой прибыли (то есть в 2020 году, нужно отчитываться за прибыль 2018 года).
Прибыль будет считаться по финансовой отчетности и/или аудиторскому заключению по каждой КИК в отдельности, принадлежащей контролирующему лицу.
К финансовой отчетности нужно приложить все документы, которые могут подтвердить правомерность определения прибыли (договора, банковские выписки, иные первичные документы).
Далее, необходимо вычесть дивиденды и распределенную прибыль, выплаченную участникам компании в году, предшествующего году подачи финансовой отчетности.
После этого необходимо определить долю своего участия в нераспределенной прибыли и заплатить в вышеуказанные сроки налог на прибыль, если контролирующее лицо является юридическим лицом, или НДФЛ, если физическим.
Пассивные доходы КИК, облагаемые налогами у контролирующих лиц в РФ:
1. Все виды распределения прибыли или имущества компаний (в том числе после банкротства или ликвидации), а также дивиденды, определенные или выплаченные.
2. Процентные доходы от долговых обязательств любого вида, включая облигации любого типа.
3. Доходы от использования прав на интеллектуальную собственность.
4. Прибыль от продажи ценных бумаг любого вида, в том числе от компаний, не являющихся юридическими лицами, а также паев инвестиционных фондов.
5. Доходы от реализации или сдачи в аренду любого имущества (в том числе от лизинговой деятельности), за исключением следующих доходов:
- от аренды и субаренды морских судов, судов смешанного (река — море) плавания, воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках;
- от предоставления в аренду или субаренду подземных хранилищ газа и трубопроводов, используемых для транспортировки углеводородов.
Случаи возникновения обязанности налогового агента
В случаях, когда российские организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые налоговыми агентами, выплачивают иностранной организации, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, доходы, не связанные с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, такие выплаты относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль у источника выплаты (п. 1 ст. 309 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 309 НК РФ такими выплатами признаются:
- дивиденды, выплачиваемые иностранной организации — акционеру (участнику) российских организаций;
- доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (с учетом положений п. п. 1 и 2 ст. 43 НК РФ);
- процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации, в том числе:
- доходы, полученные по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов;
- доходы по иным долговым обязательствам российских организаций;
- доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности. К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания, за использование (предоставление права использования) любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса либо информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта;
- доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей). При этом доходы от реализации на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли) ценных бумаг или производных от них финансовых инструментов, обращающихся на этих биржах, не признаются доходами от источников в Российской Федерации;
- доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;
- доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках. При этом доход от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, рассчитывается исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового имущества (при лизинге) лизингодателю;
- доходы от международных перевозок.
Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации;
- штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств;
- иные аналогичные доходы.
Следует обратить внимание, что приведенный перечень не является закрытым.
Пунктом 2 ст. 312 НК РФ предусмотрено, что для возврата ранее удержанного у источника выплаты налога иностранные организации — получатели дохода представляют в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента заявление по форме, установленной МНС России.
Формы заявлений иностранной организации на возврат сумм налогов, удержанных с доходов от источников в Российской Федерации, утверждены Приказом МНС России от 15.01.2002 N БГ-3-23/13. Инструкции по заполнению форм заявлений иностранной организации на возврат сумм налогов от источников в Российской Федерации утверждены Приказом МНС России от 20.05.2002 N БГ-3-23/259.
Заявление может быть подано в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход. Указанная норма НК РФ применяется в отношении доходов, выплаченных с 1 января 2002 г.
Для удобства налогоплательщиков ими могут использоваться формы заявлений с подстрочным переводом на иностранный язык. Образцы таких форм заявлений в электронном формате размещены на интернет-сайте ФНС России.
Как платить налог на имущество с зарубежной недвижимости?
По российскому законодательству налогом на имущество облагается недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации (п.1 ст.374 НК РФ). Для зарубежного имущества – исключений нет. Правила расчета налога по такому имуществу определены специально – как его среднегодовая стоимость (п.3 ст.375 НК РФ). Налог на имущество должен быть уплачен в российский бюджет (письмо Минфина РФ от 25.05.2016 г. №03-05-05-01/29886).
Однако это же имущество может облагаться по местным законам в стране нахождения.
Но данный факт не означает, что налог на имущество будет взиматься дважды: в России и в иностранном государстве.
Практически во всех соглашениях об избежании двойного налогообложения (по тексту -Соглашение) есть оговорка, устраняющая двойное налогообложение (письмо ФНС РФ от 10.07.2020 г. №БС-4-21/11156@). Поэтому российская компания может зачесть фактически уплаченный за рубежом налог в счет уплаты российского налога (ст.386.1 НК РФ).
Налог на доходы физических лиц для иностранных организаций
Постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, выступают в качестве налоговых агентов, Они обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика сумму НДФЛ с суммы заработной платы и иных вознаграждений, начисленных работникам представительства, и перечислить в бюджет РФ.
Кроме того, на представительство иностранной организации возложена обязанность и по предоставлению в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных у них налогов.
Наряду с налоговой и бухгалтерской отчетностью иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РФ, предоставляют годовой отчет о деятельности вне зависимости от налогового статуса и финансовых результатов деятельности в отчетном году. В отчете отражаются особенности функционирования иностранного представительства, филиала или отделения на территории РФ.
Фирммейкер, январь 2014 Мария Ромашкан (Зенченко) При использовании материала ссылка на статью обязательна
Регистрировать дочернюю организацию предстоит поэтапно. Все этапы представлены в табличке.
Этап | Описание |
Подача заявления | Заявление об аккредитации подразделения с иностранным учредителем составляется по форме №15АФП. В заявке обязательно указывается место проживания в стране учредителя ООО, а также размер уставного капитала, складочного капитала, уставного фонда, паевого фонда. Информация о месте проживания на российской территории не пишется. Перед подачей заявление нужно утвердить в торгово-промышленной палате. Утверждается страничка, на которой указывается количество иностранных лиц, работающих на российской территории. Наименование юрлица на русском языке должно быть как полным, так и сокращенным. |
Заверение документации | В соответствии с конвенцией «О правовой помощи и правовых отношениях», граждане стран СНГ могут не апостилировать документы и не легализовать их в дипломатическом учреждении. |
Подача документации | Документация предоставляется в ИНФС 3 способами: при личном посещении офиса, по почте и при помощи доверенного лица. В последнем случае будет нужно оформить доверенность и заверить ее у нотариуса. Если иностранное лицо не может приехать в Россию, документы заверяются в российском консульстве на территории его страны. Перед высылкой документов по почте необходимо сделать опись вложения. Затем отправляется письмо-уведомление. |
Как встать на учет в налоговой инспекции
Стать плательщиком налогов на территории России не составит больших трудностей. Сделать это можно лично самому представителю, через почту или телекоммуникационные сети. Постановка иностранной организации на налоговый учет в РФ проводится после предоставления в инспекцию нескольких заполненных форм и заверенных копий:
- Заявление (приказ Минфина от 30.09.2010 № 117н).
- Учредительные документы и справка о подтверждении юридического статуса.
- Решение о создании представительства или контракт, на основании которого иностранное юрлицо намерено работать в России.
- Подтверждение аккредитации в РФ.
- Доверенность на представителя.
Налоговое резидентство в России: что говорит закон
Ппожалуй, самым принципиальным является вопрос налогового резидентства: если организация является налоговым резидентом РФ, применяемые к ней правила налогообложения практически не отличаются от правил для российских компаний. В то же время российское резидентство обяжет такую зарубежную компанию уплачивать все предусмотренные в России для юридических лиц виды налогов, в том числе и с доходов, полученных не на территории России.
Так, налоговым резиденством, согласно п. 1 ст. 246.2 НК, обладают:
- зарубежные компании, признанные налоговыми резидентами в соответствии с подписанными Россией международными договорами и соглашениями;
- зарубежные компании, управление которой осуществляется с территории РФ.
Под управлением с территории РФ понимается нахождение на постоянной основе в России исполнительного органа компании или осуществление исполнительских функций с территории РФ главными руководящими лицами. Таким образом, если органы управления предприятия постоянно действуют в России, такое предприятие имеет статус российского налогового резидента.