Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изготовление номера на лодку по ГОСТу ГИМС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С красящими веществами и номерами накладного типа все понятно – в первом случае нужно прочитать инструкцию на банке, а во втором зафиксировать на месте при помощи веревок. А вот с самоклеящейся лентой есть свои особенности.
Как нанести номер на лодку по ГОСТу
Номер на лодке ПВХ должен соответствовать требованиям ГИМС. Владелец плавательного средства должен измерить длину катера, найти середину рег. знака. Для этого нужно длину разделить на 4 и от носа отмерить расстояние – это будет середина. По правую и левую сторону нужно отложить границы по 875 миллиметров. В таких точках должен быть расположен номер, у которого общая длина не больше 1650 миллиметров с флагом России.
Смотрите из чего сделана пленка — не дайте себя обмануть! Будет полезно перевернуть номер, чтобы посмотреть маркировку.
Не каждая пленка является одинаковой! Рекомендуется модель Oracal 551 – это влагостойкое изделие с хорошей защитой от УФ лучей и механических повреждений – защищена от жидкости и солнца, не маркая и не отклеивается, не выгорает в течение длительного времени. Она еще называется «автомобильным винилом» и рассчитана для эксплуатации в условии загрязнения воздуха. Бензином и маслами промывать её не нужно, но легкая грязь и суровые погодные условия ей не вредя. Определить настоящую плёнку от поддельного изделия можно быстро по подложке – на ней есть сетка с логотипом и подходящей маркировкой, как на рисунке.
Необходимо ли регистрировать лодки ПВХ?
С 2021 года на территории Российской Федерации действуют новые правила регистрации маломерных плавательных судов, к которым относят и надувные лодки ПВХ. Отметим, что не имеет значения, из какого материала сделано плавсредство – дерево, металл, ПВХ, пластик и другие. Ключевым критерием обязанности в регистрации являются технические характеристики лодки. Кроме этого, регистрации подлежат плавсредства, которые используются для некоммерческих целей – туризма, охоты, рыбалки.
Маломерным считается судно, длина которого не превышает 20 метров и вмещает на борту не более 20 человек. Масса плавсредства не должна превышать 200 килограмм, с учетом веса мотора. Мощность двигателя должна быть не меньше 8 кВт (примерно 11 лошадиных сил).
Если ваша ПВХ лодка отвечает вышеперечисленным критериям ее необходимо ставить на учет в ГИМС. Остальные плавсредства регистрации не подлежат. Для управления зарегистрированным судном понадобятся соответствующие права. Если у лодки была старая регистрация, желательно снять ее с учета и зарегистрировать заново.
Техническое освидетельствование
Плавсредства, которые подлежат регистрации, непременно проходят ТО. Обязательной процедуре освидетельствования подвергаются судна до регистрации, не имеющие сертификата завода изготовителя, а также судна, сделанные кустарным способом.
Все судна проходят регулярные процедуры освидетельствования через каждые 5 лет. В данном случае, термины освидетельствования начинаются с даты регистрации плавсредства. ТО проводится так же в тех случаях, когда плавсредство перемещается в другой регион. Кроме этого, ТО подвергаются лодки, прошедшие через капитальный ремонт или после ликвидации замечаний, указанных после прохождения предыдущего ТО.
После принятия новых правил, осмотр плавсредств осуществляется в два этапа. Первый этап заключается в ходовых испытаниях наплаву, после чего судно подвергается окончательным процедурам, связанным с его пригодностью к дальнейшей эксплуатации. Все затраты, связанные с подъемом лодки ложатся на владельца.
Поучительно! Если термины технического освидетельствования просрочены, то владельца может ожидать штраф от 500 до 1000 рублей.
В каких случаях обязательно нужно наносить на судно номер
Итак, оформление номеров на лодки, яхты, катера и другие виды маломерного водного транспорта регламентируется требованиями государственной инспекции. А эти выдвигаемые требования, в свою очередь, неразрывно связаны с вопросами регистрации катеров и лодок, а также получения судоводительских прав.
Иначе говоря, если маломерное судно зарегистрировано в ГИМС, то требования к номеру на лодку определенно нужно соблюдать. Если же ваше плавательное средство по уважительным причинам не состоит на учете в государственной инспекции маломерных судов (ГИМС), то вас вопрос оформления бортовых опознавательных знаков никак не касается. Собственно, бортовой номер лодка и получает только в результате постановки на госучет, потому никакой самодеятельности здесь попросту быть не может.
Возможно будет интересно: В каком случае нужны права на лодку с мотором — порядок получения
Так что закономерный ответ на поставленный в заголовке вопрос будет звучать следующим образом:
все внесенные в реестр ГИМС маломерные суда обязаны иметь опознавательные знаки, нанесенные на корпус плавсредства по установленной форме.
А что представляет собой эта самая «установленная форма» и выясним прямо сейчас.
Регистрационные бортовые номера на катера, аквабайки, моторные лодки, яхты
Согласно действующему законодательству, регистрации в ГИМС подлежат маломерные суда, полная снаряженная масса которых превышает 200 кг, или двигатель плавсредства мощнее 8 кВт. Эксплуатация маломерного судна в Российской Федерации возможна только после нанесения на борта регистрационных номеров и техосмотра. Управление незарегистрированным судном повлечет за собой штраф, а плавсредство будет помещено на штрафную стоянку.
Другими словами: отсутствуют бортовые номера — нет права на эксплуатацию судна.
В отличие от ГИБДД, где при регистрации автомобиля номера выдают, в ГИМС их только присваивают. Проблема изготовления и нанесения номеров целиком ложится на судовладельца. ГИМС требует, чтобы номера были нанесены несмываемой краской, или жестко прикреплены к бортам. Однако, впоследствии может потребоваться продать или перерегистрировать судно. В этом случае удалить старый номер без потери внешнего вида уже не получится.
Инструкция по нанесению бортового номера на лодку с жестким бортом и катер
Данная инструкция предназначена для владельцев маломерных судов с жестким бортом, например, таких, как катер. Для владельцев надувных плав-средств подойдёт инструкция по нанесению номера на лодку ПВХ.
В инструкции мы постарались пошагово рассказать, как правильно нанести бортовой номер на судно, чтобы он соответствовал ГОСТу.
- Измерьте общую длину судна (L). Например, для судна длиной 6 метров, L = 6 метров.
- Определите расстояние, на котором будет середина номера. Для этого разделите длину судна на 4. В нашем примере 6/4=1,5 метра.
- Отмерьте от форштевня (от носа судна) полученную длину (в нашем примере 1,5м). Полученная точка будет серединой номера.
- Влево и вправо от этой точки отмерьте 875мм. Это крайние границы номера. В этих пределах необходимо расположить номер на лодку по действующему ГОСТу. Его общая длина (вместе с флагом) должна составлять 1750мм.
Далее переходим к самому нанесению номера на борт лодки.
Важно! Все работы должны проводиться в закрытом помещении при плюсовой температуре.
Если вы приобрели номер на своё маломерное судно у нас, то у вас в руках находятся символы с буквами и цифрами, вырезанные из виниловой пленки, цвет которой не стирается и не выцветает, материал не подвержен перепадам температур и устойчив к воде. А также флаг РФ с ламинированным покрытием, который также устойчив к воздействию воды, солнцу и перепадам температур.
Итак, что со всем этим делать? Вы разметили крайние границы, в пределах которых должен быть нанесен номер.
- Приготовьте мыльный раствор (можно взять обычные мыльные пузыри) и залейте его в пульверизатор (подойдет бутылочка от средства для мытья окон)
- Обезжирьте поверхность лодки в месте нанесения номера. Подойдет любой обезжириватель, например, бензин.
Важно! Поверхность должна быть не только обезжирена, но и очищена от малейших загрязнений, например, битумных точек, волосинок, соринок, песка и т.п.
- Мы рекомендуем начинать с приклеивания флага РФ.
Важно! Он должен располагаться ПОСЛЕ номера. Поэтому с правого борта флаг будет ближе к носу, а с левого борта ближе к середине лодки. Пожалуйста, учтите это при нанесении флага РФ.
- Распылите мыльный раствор на лодку в то место, где будет нанесен флаг так, чтобы поверхность была обильно смочена.
- Возьмите флаг и отделите его от подложки (бумажная основа).
- Приложите флаг к обильно смоченному борту лодки клейкой стороной. Он будет «ездить» по мылу. Это нам и нужно. Так мы можем откорректировать его, и он не приклеится сразу к борту лодки.
- Далее точно таким же способом наносим все оставшиеся символы номера на борт (НА МЫЛЬНЫЙ РАСТВОР!). Каждый символ отдельно.
- После того, как весь номер целиком нанесен в заранее размеченные границы. На мыльном растворе символы будут «ездить» и можно отредактировать расстояние между символами, наклон, центровку и т.п.
Важно! Расстояние между флагом и последним символом номера (вторая цифра региона) должно составлять 50мм.
- После того, как вы выровняли символы номера, и вас устраивает его расположение, возьмите пластиковую карточку и начинайте разглаживать, нанесенные символы и флаг, таким образом, чтобы из-под них вышел мыльный раствор и символы приклеились к борту судна.
- Проделайте всё то же самое с другой стороны судна.
- Оставьте просушиться номер на сутки
Федеральный закон о маломерных судах
Федеральный закон Российской Федерации № 23 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определений понятий маломерного судна» с момента опубликования (23.04.2012) практически не изменился. Однако теперь маломерное судно может быть:
- маломерным — лодки длиной до 20 метров и весом менее 200 кг (со снаряжением), способные перевозить не более 12 пассажиров;
- прогулочным — судна, вмещающие до 18 человек (из не более 12 пассажиров), используется в некоммерческих целях;
- спортивным парусным — яхты, предназначенные для занятий спортом.
Согласно Федеральному Закону о регистрации маломерных судов, постановке на учет не подлежат части, которые являются принадлежностью плавсредства, например, спасательные шлюпки. Кроме того, на учет не требуется ставить катера и лодки, весом до 200 кг и мощностью мотора менее 8 киловатт. Спортивные байдарки, катамараны, надувные лодки — все это не придется оформлять в инспекции.
Среди главных изменений — стоимость услуг о регистрации водного транспорта. Например, за постановление на учет судов внутреннего плавания надо заплатить 2 тысячи рублей, а за парусные или прогулочные — 1 тысячу. Если необходимо внести изменения, то стоимость снижается в несколько раз. Получение свидетельства о собственности сейчас стоит 500 рублей, а судового билета — 100.
Параметры записи бортового номера по требованиям ГИМС
Как уже отмечалось, одновременно с процедурой государственной регистрации маломерному судну присваивается индивидуальный идентификационный номер. Согласно последним стандартам, состоит судовой номер из 11 символов, распределенных следующим образом.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Буквенный код регионального подразделения ГИМС | Порядковый номер зарегистрированного маломерного судна
(от 0001 до 9999) |
Указание субъекта Российской Федерации. Элементы 7-9 неизменны и в совокупности представляют собой надпись RUS (от международного Russia), а разряд 10-11 призван обозначать порядковый номер конкретного региона страны (по аналогии с автомобильным транспортом). | ||||||||
АК | 2708 | RUS 55 |
Отдельно оговаривает ГОСТ размеры номера на лодку или катер. Так, каждый элемент насчитывает не менее 15 см по высоте и 10 см по ширине, при этом толщина линий должна быть на уровне от 1,5-2 см. Полная запись наносится на оба борта судна, причем обязательно цветом, контрастным к окрасу корпуса лодки. Указана в документе и желательная точка размещения номера на корпусе: середина записи должна находиться строго на расстоянии четверти длины судна от форштевня.
Если же ввиду габаритных особенностей указанные требования ГИМС к номеру на лодку выполнить не предоставляется возможности, то под судно разрабатывается индивидуальный формат нанесения номера. При этом точные размеры и место размещения записи вносятся в судовой билет, для чего предусмотрен специальный раздел «Особые отметки».
Здесь также важно упомянуть еще одно требование нормативных актов – обязательное наличие флага страны, в которой зарегистрировано судно. Изначально закон предполагает, что флаг РФ должен размещаться на мачте, флагштоке или другой конструкции, позволяющей закрепить полотно. Однако, подобное размещение могут себе позволить лишь некоторые суда. Поэтому допускается, ввиду конструкционных особенностей, размещать изображение российского флага непосредственно на корпусе судна.
Размеры номеров ГИМС нового образца, зарегистрированых, начиная с 2021 г. (в 2021 г. актуально)
При регистрации судну присваивается бортовой номер и судовладельцу выдаётся судовой билет. Присвоенный судну номер должен быть нанесён на оба его борта.
С 1 января 2021 года действуют новые Правила регистрации маломерных судов, используемых физическими лицами в некоммерческих целях (подробнее об этом ЗДЕСЬ). В связи с этим изменились структура и размеры бортовых номеров. Вместо 7 символов, из которых состоял регистрационный номер старого образца, новые номера содержат 11 символов, а также для судов, на которых нет флага на флагштоке или мачте, теперь в обязательном порядке необходимо после номера наносить изображение российского флага
, причём флаг должен быть размещён на судне (на борту или на мачте, или на флагштоке) даже в том случае, если оно зарегистрировано с номером старого образца.
Размеры номеров ГИМС старого образца, зарегистрированых до 2017 г. (в 2021 г. по-прежнему используются наравне с новыми)
Рис. Пример регистрационного номера на маломерное плавсредство старого образца (до 01.01.17) с флагом
Номер старого образца состоит из трёх литер (букв) русского алфавита и четырёх цифр, соответствующих регистрационному номеру в судовой книге. Например: Р 25-30 АМ. Первая буква “Р” означает “Российская Федерация”, а буквы, следующие за цифрами, — субъект Российской Федерации (например, АМ — Алтайский край).
Присвоенный судну бортовой номер наносится на обоих бортах на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой. Высота знаков не менее 150 мм, ширина штриха 15-20 мм. Интервал между символами и общая длина номера не регламентируются. Поправка, котрую вносят новые Правила ГИМС, действующие с 2017 г., касающаяся маломерных судов со старой регистрацией, относится только к флагам: теперь на мачте или флагштоке каждого российского судна должен быть флаг, а если мачты или флагштока нет, то изображение российского флага размером не менее 200х300 мм наносится на борт судна после номера.
Описание номера на гидроцикл
Номера на гидроцикл представляют собой наклейки из прочной и долговечной в использовании немецкой самоклеящейся виниловой плёнки Oracal 641, предназначенной для оклеивания поверхностей, эксплуатируемых в уличных условиях и обладающей характеристиками высокой устойчивости к влаге, выгоранию под действием UF-лучей, перепадам температуры. При отсутствии механических повреждений гарантийный заявленный производителем срок службы таких плёнок составляет 3 лет, по факту номера, изготовленные из плёнки Oracal 641, при аккуратной экспуатации судна служат 5 и более лет (подробнее о плёнках Oracal 641 и их характеристиках).
Обладая крепким и надёжным клеевым слоем, самоклеящаяся плёнка Oracal 641 прочно удерживается на бортах гидроциклов. При необходимости смены номера номер из плёнки может быть удалён без усилий и без повреждения поверхности гидроцикла.
Полезная информация для судовладельцев
Телефон Московской инспекции ГИМС
Адреса ГИМС России по городам
Правила государственной регистрации маломерных судов 24.06.16
Административный регламент МЧС РФ предоставления госуслуги по государственной регистрации маломерных судов.
Организационно-методические указания для сотрудников ГИМС по применению нового Регламента от 05.10.16
Изменения в регистрации маломерных судов и требований к регистрационным номерам с 1 января 2020 г.
Размеры номера на лодку по требованиям ГИМС (с изменениями с 01.01.17)
ГОСТ номера на лодку 2020 г.
Как нанести бортовой номер на лодку из ПВХ
Зачем нужны бортовые номера на лодку?
Полезная информация для судовладельцев
Телефон Московской инспекции ГИМС
Адреса ГИМС России по городам
Правила государственной регистрации маломерных судов 24.06.16
Административный регламент МЧС РФ предоставления госуслуги по государственной регистрации маломерных судов.
Организационно-методические указания для сотрудников ГИМС по применению нового Регламента от 05.10.16
Изменения в регистрации маломерных судов и требований к регистрационным номерам с 1 января 2021 г.
Размеры номера на лодку по требованиям ГИМС (с изменениями с 01.01.17)
ГОСТ номера на лодку 2021 г.
Как нанести бортовой номер на лодку из ПВХ
Зачем нужны бортовые номера на лодку?
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
До 2021 года бортовые номера выглядели так:
Размер старого номера: 820 мм в длину (в Приказе длина не прописана, цифра средняя, исключительно для ориентировки — дана нами исходя из уже готовых номеров) и минимум 150 мм в высоту (а вот эта цифра прописана в Приказе), ширина букв 100 мм (и эта тоже прописана) . Содержит 9 знаков: 4 цифры и 3 буквы. Буква «Р» означает «Российская Федерация», цифры — порядковый номер учета лодки, последние две буквы кирилицей — регион.
Размер номера нового образца без флага: 1300 мм в длину (в Приказе длина не прописана, цифра средняя, исключительно для ориентировки — дана нами исходя из уже готовых номеров) и минимум 150 мм в высоту (а вот эта цифра прописана в Приказе), ширина букв 100 мм (и эта тоже). С флагом: 1650 мм в длину (ориентировочно) и 200 мм в высоту (высота флага, буквы и цифры 150 мм минимум). Содержит 11 знаков. Первые 2 буквы — это орган ГИМС в пределах региона, который произвел регистрацию. Следующие 4 цифры — порядковый номер судна. После RUS следует субъект Российской Федерации, где прошла регистрация.
Если у вас новый номер, то вы обязаны нести на борту флаг Российской Федерации. Если не можете это сделать, то наносите флаг на борт справа, после номера. Его размеры тоже четко прописаны: 20 см высота и 30 см длина .