Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за нарушение порядка учета драгметаллов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2013 года по 1 июля 2016 года деятельность по сбору, транспортированию, обработке и утилизации не подлежала лицензированию. В этот период сложилась практика, когда за работу по утилизации брались сервисные и ремонтные компании, предприятия, занимающиеся заготовкой лома металлов. Однако на данный момент привлечение таких организаций влечет нарушение законодательства. Как уже говорилось выше, списанное имущество это отходы, а с отходами любые действия могут совершить только лицензиаты.
1.1. Списанное имущество по факту выбывает из обращения. Его дальнейшее использование невозможно по причине частичной или полной утраты потребительских свойств, либо морального устаревания. Именно это и стало причиной списания. А предметы и изделия, которые утратили свои потребительские свойства, являются отходами (ГОСТ 30772-2001). Соответственно, организация, у которой вследствие списания имущества образовались отходы является образователем отходов.
1.2. Любые действия, производимые с отходами регулируются Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее 89-ФЗ). Обращение с отходами определяется 89-ФЗ как деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов., и такая деятельность подлежит лицензированию.
1.3. Юридические лица (а также ИП), в процессе деятельности которых образуются отходы I — V классов опасности, обязаны составить и утвердить соответствующие паспорта отходов, а при отсутствии вида отхода в Федеральном классификационном каталоге отходов (далее ФККО), обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности.
1.4. Временное складирование отходов до момента передачи их организации, осуществляющей деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению называется «накоплением отходов» и также регламентируется 89-ФЗ и называется Накоплением отходов. Максимальный срок накопления отходов 11 месяцев.
С 2013 года по 1 июля 2016 года деятельность по сбору, транспортированию, обработке и утилизации не подлежала лицензированию. В этот период сложилась практика, когда за работу по утилизации брались сервисные и ремонтные компании, предприятия, занимающиеся заготовкой лома металлов. Однако на данный момент привлечение таких организаций влечет нарушение законодательства. Как уже говорилось выше, списанное имущество это отходы, а с отходами любые действия могут совершить только лицензиаты.
Изъятие плат, содержащих драгметаллы из списанной компьютерной и оргтехники, является деятельностью по обработке отходов и не может осуществляться предприятиями не имеющими лицензии на обращение с отходами. Свидетельства Пробирной палаты на данный момент не достаточно, чтобы производить данные работы. После изъятия платы, содержащие драгоценные металлы, подлежат передаче только на аффинажные заводы, официальный перечень которых установлен законодательством РФ.
Оборудование, имеющее в своем составе черный или цветной металл, после списания становится отходом и не может собираться и транспортироваться предприятиями, имеющими лицензию на переработку (заготовку) металла, а должно передаваться как отход в установленном законом порядке на обработку и утилизацию. И только после утилизации вторичные ресурсы, в том числе и лом металлов, передаются предприятиям, имеющим лицензию на заготовку лома металлов.
Для организаций, осуществляющих деятельность по размещению отходов предусмотрены особые условия обновления лицензий. Переоформить их такие предприятия должны до 1 января 2019 года. В некоторых из этих лицензий указаны коды групп отходов, в которые включены отходы образованные при списании имущества. В связи с этим, может возникнуть ложное понимание, что списанную, например, технику можно разместить на полигоне. Однако это не так. Размещение отходов на полигоне возможно только если эти отходы не могут быть утилизированы. А отходы подлежащие обработке и утилизации только в той части, которая после обработки не подлежит утилизации.
Списание оргтехники перед утилизацией
Если рядовой потребитель может просто обратиться в фирму, занимающуюся утилизацией техники, юрлицо должно иметь для этого законодательные основания: списать данное имущество с баланса. Это не так просто, как кажется.
Главная сложность этой процедуры – в определении остаточной ценности отслужившей техники. Для того чтобы акт списания был законным, нужно грамотно оценить технический и моральный аспект приборов и их материальную ценность, что под силу только экспертам. Данную экспертизу вправе провести только специально сертифицированная организация, выдав заключение о непригодности техники к дальнейшему применению.
Нарушение процедуры списания чревато административной и даже уголовной ответственностью, ведь техника представляет собой материальную ценность. Оно непременно спровоцирует неправильности в ведении бухгалтерского учета, что чревато санкциями для руководства и главного бухгалтера организации:
- штрафом в 20-50 МРОТ для руководящих лиц;
- штрафом в 100-1000 МРОТ, наложенным на организацию.
ВНИМАНИЕ! Решение ставить старую технику на предприятии, чтобы избежать трат на списание и утилизацию, никак не сэкономит средства, поскольку за остающуюся активом технику придется платить налог.
Инвентаризация драгметаллов
Инвентаризация драгметаллов, содержащихся в основных средствах, а также находящихся на хранении на складе, проводится один раз в год (по состоянию на 1 января).
Наличие драгметаллов, находящихся в основных средствах, при невозможности проверки в натуре, устанавливается по учетным данным, техническим документам или комиссионно.
Инвентаризация драгметаллов, содержащихся в эксплуатируемых изделиях, а также в ломе и отходах обязательна при смене материально ответственных лиц, после стихийных бедствий, при установлении фактов утраты и хищения и т.п.
Комиссия отражает результаты инвентаризации в типовых междуведомственных формах № инв.-8а «Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях», и № инв.-8 «Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них».
Учет драгметаллов при списании объектов ОС.
Списание федерального имущества осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834, а имущества субъектов РФ, муниципального имущества – по правилам, установленным решениями высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации соответственно.
Решение о списании объектов ОС принимается комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в автономном учреждении (п. 1 ст. 296, п. 2 ст. 298 ГК РФ, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174‑ФЗ «Об автономных учреждениях»):
- в отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества, которое закреплено за ним собственником или приобретено за счет средств, выделенных собственником на его приобретение, – по согласованию с собственником имущества;
- в отношении остального имущества – самостоятельно.
Списание основных средств оформляется актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Разборка и демонтаж основных средств до утверждения и согласования соответствующего акта не допускаются.
Платить налог на имущество с устаревшего или давно не используемого компьютерного оборудования, как и продолжать списывать его через амортизацию, нецелесообразно. Легче всего его просто списать, руководствуясь тем, что выбытие объекта основных средств имеет место, в частности, в случаях списания при его моральном и физическом износе (Приказ № 26н от 30 марта 2001 г. «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств ПБУ 6/01»).
Остаточная стоимость недоамортизированного ОС должна учитываться при расчете налогооблагаемой прибыли. При этом оформленный для целей бухгалтерского учета акт на списание будет служить подтверждающим документом и для целей налогообложения.
Для исчисления налога на прибыль стоимость драгметалла, полученного при выбытии оборудования, учитывается по рыночной цене в составе внереализационных доходов (п. 13 ст. 250 НК РФ). Здесь же учитываются суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации. Причем в расходах их можно учесть единовременно в момент списания основного средства (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Контролирующие органы от государства иногда предпринимают проверки правил прихода, хранения и выбытия ценных пород, не забывая про лом и отходы, на предприятиях, не связанных с их обработкой или производством. Закон такое право даёт. Предусмотрены и административные наказания в виде штрафов за выявленные нарушения.
Основной контролирующий орган – это Российская государственная пробирная палата при Министерстве Финансов РФ. По Кодексу об административных правонарушениях возможно наложение санкций в отношении должностных лиц в размере от 10 до 15 тыс. руб., а предприятию в целом грозит штраф от 30 до 50 тыс. руб.
Налоговая ответственность тоже предусмотрена. При отсутствие учёта дорогих запасных частей в приборах и оборудовании, на предприятие можно квалифицировать несвоевременное или неверное отражение материальных ценностей. Нарушение наказывается штрафом в сумме от 5 до 15 тыс. руб. Неоприходованный лом или выброшенные без отметок отходы приравниваются к попытке занизить прибыль, напрямую связанную с выплатами в бюджет.
Контролирующие органы от государства иногда предпринимают проверки правил прихода, хранения и выбытия ценных пород, не забывая про лом и отходы, на предприятиях, не связанных с их обработкой или производством. Закон такое право даёт. Предусмотрены и административные наказания в виде штрафов за выявленные нарушения.
Основной контролирующий орган – это Российская государственная пробирная палата при Министерстве Финансов РФ. По Кодексу об административных правонарушениях возможно наложение санкций в отношении должностных лиц в размере от 10 до 15 тыс. руб., а предприятию в целом грозит штраф от 30 до 50 тыс. руб.
Налоговая ответственность тоже предусмотрена. При отсутствие учёта дорогих запасных частей в приборах и оборудовании, на предприятие можно квалифицировать несвоевременное или неверное отражение материальных ценностей. Нарушение наказывается штрафом в сумме от 5 до 15 тыс. руб. Неоприходованный лом или выброшенные без отметок отходы приравниваются к попытке занизить прибыль, напрямую связанную с выплатами в бюджет.
Каковы стоимость и момент признания ценностей от утилизации?
При принятии решения организацией о продаже МЦ они приходуются в качестве товаров или материалов и оцениваются по цене возможной реализации (предполагаемая стоимость продажи) за минусом суммы предполагаемых затрат:
- на демонтаж/разборку объекта,
- предпродажную подготовку,
- непосредственно саму продажу.
ВНИМАНИЕ! Цена возможной реализации устанавливается не выше остаточной стоимости самого утилизированного объекта (указанное требование позаимствовано из МСФО (IAS) 2 «Запасы»).
Подробнее об учете запасов по международным правилам см. в материале «МСФО № 2 Запасы — особенности применения и цели».
Стоимость МЦ, сформированная подобным образом, носит название «чистая стоимость продажи» (ЧС продажи).
Принятие к учету таких МЦ производится в размере ЧС продажи, увеличенной на фактически произведенные затраты:
- на демонтаж/разборку объекта,
- на их предпродажную подготовку.
ВНИМАНИЕ! Два последних вида затрат не должны быть выше ЧС продажи МЦ, актуализированной на момент фактического осуществления таких затрат (условие аналогично требованиям учета по МСФО (IAS) 2 «Запасы»).
С тонкостями учета запасов по международным стандартам можно ознакомиться в материале «МСФО № 2 Запасы — особенности применения и цели».
При принятии решения об использовании МЦ, полученных от утилизации объектов, в деятельности самой компании, их стоимость признается равной стоимости аналогичных запасов, находящихся у компании и используемых ею в своей операционной деятельности.
ВНИМАНИЕ! Указанная стоимость не может быть выше остаточной стоимости самого утилизированного основного средства, увеличенной на сумму фактических затрат на демонтаж/разборку объекта и затрат на доведение до состояния, пригодного к использованию (влияние МСФО (IAS) 2 «Запасы»).
С порядком трансформации отчетности из РСБУ в МСФО в отношении показателя «Запасы» можно ознакомиться в материале «Порядок трансформации отчетности из РСБУ в МСФО».
В обоих рассматриваемых случаях такие МЦ приходуются одновременно со списанием утилизированного объекта, момент которого наступает по наиболее поздней из следующих дат (п. 76 методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств; п. 9 ПБУ 5/01):
- дата прекращения эксплуатации,
- дата принятия решения об изменении способа использования объекта (т. е. изменении способа получения от объекта будущих экономических выгод).
Как происходит утилизация основных средств, см. на примере списания компьютерной техники в материале «Порядок списания компьютерной техники (нюансы)».
Как при оформлении на баланс, так и при списании вычислительной техники (ВТ) на предприятии создается специальная комиссия. Она создается из числа представителей администрации, работников бухгалтерской службы и других специалистов организации приказом руководителя компании. Этим же документом устанавливаются порядок, сроки начала и окончания ее работы. Обратите внимание — в состав комиссии не должны входить материально ответственные лица (п. 5.3. Инструкции № 68н).
К полноте состава комиссии стоит относиться серьезно, поскольку отсутствие хотя бы одного из назначенных сотрудников может послужить основанием для признания результатов ее работы недействительным.
При приеме компьютера оформленный и подписанный этой комиссией акт вместе с приложенными к нему техническими документами передается в бухгалтерию. На основании акта открывается инвентарная карточка на данный объект, который регистрируется в описи инвентарных карточек. Если оборудование по паспорту содержит драгоценные металлы, то на карточке и в акте делается соответствующая пометка или ставится штамп, указывающий на наличие в объекте драгметалла.
При списании или ликвидации вычислительной техники комиссия, назначаемая руководителем подразделения, должна определить техническое состояние оборудования. При этом сотрудники будут обязаны установить степень и причины износа средств ВТ, имеющиеся дефекты, послужившие основанием для списания этих средств. Далее им необходимо будет установить календарную продолжительность эксплуатации. А уже после этого комиссия дает заключение о целесообразном использовании списываемого оборудования.
Списание основных средств должно быть оформлено приказом руководителя и актом на списание основных средств ОС-4 (утвержден Постановлением Госкомстата РФ № 71А от 30 октября 1997 г.). Второй документ составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, другой — остается у сотрудника, ответственного за сохранность основных средств. Данный документ является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате списания запчастей, материалов, металлолома и т. п.
внимание
К вычислительной технике применяется механизм ускоренной амортизации (Письмо Министерства экономики РФ от 17 января 2000 г. № МВ-32/6-51).
Судьба программного обеспечения
Как правило, проблема утилизации вычислительной техники тесно связана с вопросами лицензирования операционных систем и приложений, которые были установлены на списываемых компьютерах.
Итак, существует лицензия на операционную систему, которая при покупке компьютера уже установлена на нем. Право на ее инсталляцию имеет только продавец ВТ. Такие лицензии неотделимы от компьютера (в частности, от его стоимости) и не учитываются бухгалтерией как отдельное программное обеспечение. Срок действия такой операционной системы приравнен к ресурсу техники. Соответственно, при списании последней лицензия «умирает».
А что касается как называемого «коробочного» способа лицензирования, когда компания приобретает программное обеспечение отдельно от компьютера, то при списании техники оно просто переустанавливается на другие машины.
Кроме вышеперечисленного, существует и так называемое программное обеспечение «разовой инсталляции», которое тоже приобретается отдельно от ЭВМ, но его переустановка на другой компьютер регулируется, как правило, договором с правообладателем. В этом соглашении можно прописать условие, согласно которому программное обеспечение либо переустанавливается при определенных условиях (например, за дополнительную плату), либо после утилизации компьютера организации придется приобретать новое ПО.
внимание
Остаточная стоимость недоамортизированного ОС должна учитываться при расчете налогооблагаемой прибыли. При этом оформленный для целей бухгалтерского учета акт на списание будет служить подтверждающим документом и для целей налогообложения.
Переработка лома и отходов драгоценных металлов
Прием вторсырья и его переработка, ставящая целью выработку драгоценных металлов, регулируется нормативно правовыми актами РФ.
Организация, занимающаяся подобным видом деятельности, должна встать на учет в Государственной инспекции пробирного надзора, входящей в структуру Министерства Финансов РФ. Собранные лом и отходы драгметаллов также подлежат учёту.
Кроме того, оборудование, содержащее серебро, золото, платину и редкоземельные металлы, требуется ставить на учет.
Операции по продаже лома в целях производства драгоценных металлов или для аффинажа (т. е. сделки непосредственно с производителем) не облагаются НДС.
]
С апреля 2020 года юридические лица могут, не отправляя на аффинаж, самостоятельно обрабатывать лом и отходы, полученные в ходе собственного производственного процесса. Перевозить драгоценные металлы с этого момента разрешается без специализированных транспортных средств, но с соблюдением мер по обеспечению их сохранности.
Что касается приёма благородных металлов от физических лиц, то ломбарды принимают ювелирные изделия в качестве лома. Физическое лицо не может сдать в ломбард самородное золото, отходы ювелирного производства, награды, оружие из драгметаллов, промышленные комплектующие или запасные части, химические соединения.
Что изготавливается из вторичного сырья?
При переработке отходов, содержащих драгоценные металлы, получается возвратный материал близкий к исходному. В основном его получают от плавки ювелирного лома или направленного на утилизацию электронного мусора.
Для смешанного переработанного сырья не характерна высокопробная чистота, которая нужна для изделий лучшего качества. В таком случае, продукция используется в 2 направлениях:
- если на производстве отсутствует строгие требования к чистоте металлов;
- если в дальнейшем идёт на отчистку от примесей (аффинаж) для получения вторметаллов высокой пробы.
Вторичные благородные металлы подходят для:
- позолоты (без требований к качеству);
- участия в химических соединениях;
- применения в электронике;
- придания дополнительных свойств (твёрдость, жаропрочность, коррозийная устойчивость и другие).
Многократная рециркуляция радиолома выгодна предприятиям, работа которых связана с драгметаллами. Вторичные металлы используются в технологическом процессе десятки раз.
Учет драгметаллов при списании объектов ОС.
Списание федерального имущества осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834, а имущества субъектов РФ, муниципального имущества – по правилам, установленным решениями высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации соответственно.
Решение о списании объектов ОС принимается комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в автономном учреждении (п. 1 ст. 296, п. 2 ст. 298 ГК РФ, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174‑ФЗ «Об автономных учреждениях»):
- в отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества, которое закреплено за ним собственником или приобретено за счет средств, выделенных собственником на его приобретение, – по согласованию с собственником имущества;
- в отношении остального имущества – самостоятельно.
Списание основных средств оформляется актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Разборка и демонтаж основных средств до утверждения и согласования соответствующего акта не допускаются.
При ликвидации (списании) объекта основных средств учреждение изымает из него детали, содержащие драгоценные металлы и их сплавы, классифицирует вторичное сырье по видам и определяет нормативы извлечения драгметаллов при обработке (переработке) по этим видам. Такое изъятие учреждение может производить самостоятельно либо с привлечением организаций, осуществляющих деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (п. 23 Инструкции № 231н).