Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транзитная таможенная декларация: как составляется». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно приказу Минфина РФ №144н “Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров…”, с марта 2017 года транзитную декларацию можно и нужно подавать в электронном виде.
Итак, транзитная декларация (Т1) — это документ, без которого не удастся провести товары в (через) какую-либо страну. Этот таможенный режим позволяет декларанту не платить ввозные налоги и пошлины при пересечении государства. Заполняют декларацию в строгом соответствии с основной документацией, по инвойсу.
Если допустить существенные ошибки, заполнить бланк не той формы, предоставить неполный пакет сопутствующей документации, органы таможни откажут в регистрации и дальнейшем пересечении границы страны. Разумеется, в большинстве случаев декларанту дают возможность исправить ошибки, но время на поправки будет крайне мало. Поэтому рекомендуем все перепроверять заранее либо обращаться за помощью по оформлению в опытные брокерские компании.
Транзитная декларация Т1: особенности и правила заполнения
Транзитная декларация Т1 представляет собой таможенную, а также финансовую гарантию, которая используется для разных видов товаров, перемещающихся по территории стран Европейского союза транзитом и при обеспечении гарантии доставки продукции от границ ЕС к территории таможенного склада.
На практике транзитная декларация – это бумага, которая передается стороной таможенного агента для предоставления представителям таможни ЕС. Документ предоставляет гарантию обеспечения платежей в бюджет необходимых сборов и пошлин.
Примером является ситуация, при которой товар, который транспортируется по территории стран Европейского союза на основе процедуры Т1 не предоставляется от таможенного поста до границы, агент, выписавший документ, официально поручился за внесение денежных средств в пользу таможенных сборов как в тех случаях, если бы продукция уже была растаможена для дальнейшего применения в Евросоюзе. При практическом использовании Т1 применяется в качестве альтернативного механизма предоставления гарантий Сarnet TIR (МДП).
Ответственность за нарушение законодательства
При нарушении установленного порядка оформления документации декларанта и его представителей привлекут к ответственности. Нормы и размеры штрафных санкций определяются положениями таможенного законодательства Евросоюза и других стран, законодательство которых было нарушено.
Учтите, что любые отклонения от правил оформления транзитной процедуры — это основания для работников таможни признать действия декларантов незаконными. Таможенники посчитают товары и грузы контрабандой.
Правовые документы
- Статья 215 Таможенного кодекса таможенного союза РФ. Общие положения о таможенном транзите
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.01.2018 N 2
Сроки регистрации формы
Готовый документ подлежит обязательной регистрации. Заполненную декларацию вместе с подтверждающими формами документов подайте в таможенный орган.
Вместе с декларацией подайте:
- копию договора купли-продажи;
- иные бумаги, подтверждающие факт заключения сделки;
- транспортные и коммерческие документы;
- банковские выписки и квитанции об оплате таможенных пошлин.
Регистрацию документов осуществляет представитель таможенного органа. Если с бумагами все в порядке, то срок регистрации не превысит двух часов. Каждому документу присвоят индивидуальный порядковый номер.
В регистрации документов откажут, если:
- Декларацию подало лицо, не являющееся официальным представителем декларанта.
- В оформлении допущены существенные ошибки.
- Отчетность предоставлена в таможенный орган, не имеющий полномочий.
- Информация о грузе раскрыта не в полном объеме.
- Форма декларации не соответствует установленному бланку.
Срок транзита определяется иначе. Ограничение установлено в 30 календарных дней на каждые 2000 километров.
Новации таможенного транзита
Евгений Иванов, заместитель начальника отдела Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России, рассказывает о порядке осуществления таможенного транзита в рамках Таможенного союза.
Таможенный транзит — это особая таможенная процедура — перевозка между двумя таможенными органами, поэтому при подготовке Таможенного кодекса Таможенного союза мы исходили из того, что правила должны быть одинаковы во всех трех странах. Соответственно, в кодексе были заложены прямые нормы для транзита во всех государствах ТС, и если посмотреть гл. 32, которая регламентирует таможенный транзит, то количество отсылочных норм минимально. Отсылочные нормы остались только по тем вопросам, по которым не удалось договориться (например, по форме документов), поэтому они отнесены на национальный уровень.
Нормативная база
В Законе «О таможенном регулировании в РФ» прописана сквозная технология порядка совершения таможенных операций должностными лицами таможенных органов. Этот порядок утвержден решением Комиссии Таможенного союза № 438 от 17 августа 2010 г. Такой же подход был к правилам заполнения транзитной декларации — должны быть единые правила. Они утверждены решением Комиссии ТС № 281 от 18 июня 2010 г. В настоящее время с учетом наработанной практики в это решение КТС уже внесены изменения по порядку заполнения транзитной декларации (от 19 мая 2011 г. № 638). Особых новшеств здесь нет. За базовый документ была принята действовавшая в РФ инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной и транзитной деклараций.
Есть еще ряд международных соглашений, которые подписаны в целях реализации таможенной процедуры таможенного транзита по территории ТС. В частности, соглашение «Об особенностях перемещения товаров в соответствии с процедурой таможенного транзита железнодорожным транспортом» было разработано в связи с тем, что на территории трех стран ТС разные перевозчики: ОАО РЖД, белорусская железная дорога и казахстанская железная дорога. Необходимо было прописать обязанности каждой из железных дорог (когда они возникают, прекращаются и т.д.) и ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в случае утраты товаров. Еще одно соглашение «О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита» устанавливает единый документ — сертификат, подтверждающий принятие таможенным органом обеспечения таможенных пошлин, налогов, а также порядок его заполнения и использования. Если перевозка осуществляется через несколько стран, необходимо использовать документ, предусмотренный этим соглашением.
При этом надо отметить, что по решению руководителей таможенных служб мы отказались от бланков гарантийных сертификатов, которые у нас применялись ранее в РФ, — это были бланки строгой отчетности, на защищенной бумаге. Это касается транзитной декларации, декларации на товары и гарантийного сертификата. Так что сертификат, предусмотренный соглашением, просто распечатывается на листах формата А4. В связи с этим в целях гарантии, что таможенным органам представлен настоящий сертификат, а не подделка, в соглашении заложена такая норма: сертификат может быть принят таможенным органом отправления только в том случае, если есть электронное подтверждение из таможни, которая его выдала.
Однако в настоящее время такой информобмен у нас есть только с Белоруссией. Поэтому таможенные органы РФ не принимают сертификаты, оформленные таможенными органами Казахстана, а казахстанские таможенные органы не принимают наши документы. Соответственно, если перевозка идет с запада в Казахстан, обеспечение нельзя внести в Казахстане и использовать в белорусском или российском таможенном органе, необходимо вносить обеспечение в таможне отправления, то есть либо в Белоруссии, либо в России. Если перевозка осуществляется с востока на запад, соответственно, только в Казахстане можно внести обеспечение. Таким образом, из-за того, что наши информационщики не доработали, страдают участники ВЭД. Для решения этой проблемы руководители таможенных служб трех стран в мае подписали новую редакцию технологии информационного взаимодействия таможенных органов Таможенного союза, где предусмотрен обмен информацией по сертификатам. Информационные подразделения стран ТС подписали технические условия информационного взаимодействия, где определены структуры, форматы электронных документов, которыми они будут обмениваться, и обещают к сентябрю доработать программные средства для информобмена. Правда, Казахстан сделал оговорку, что, возможно, они не успеют к этому времени. Это связано с тем, что для доработки программных средств необходимо объявить конкурс, выбрать организацию-разработчика. И самое главное, деньги на эти цели для таможенной службы закладываются в бюджет лишь на следующий год.
В отношении мер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов есть одна серьезная особенность: сумма обеспечения рассчитывается исходя из максимальной суммы таможенных пошлин, налогов, если бы товары выпускались для внутреннего потребления в одном из государств Таможенного союза. Это значит, что если товары ввозятся в Россию, нельзя учитывать российский НДС 18%, потому что в Белоруссии НДС 20%. В самом невыгодном положении оказались казахстанские участники ВЭД, так как в РК НДС 12%, а сумма обеспечения такая же, как и у всех.
Декларант таможенного транзита
Теперь о самом транзите. Ранее таможенный транзит был отдельной процедурой, которая отличалась от декларирования, таможенных режимов. Теперь подход одинаковый, и таможенный транзит — такая же таможенная процедура, как выпуск для внутреннего потребления. Поэтому появились новации, такие как отказ в регистрации транзитной декларации, отказ в выпуске, отзыв транзитной декларации. Ранее инспектор, если при проверке транзитной декларации обнаруживались ошибки, просто возвращал ее перевозчику или декларанту для их исправления. Сейчас каждая из этих процедур регламентируется, то есть если отказ в регистрации транзитной декларации должен быть письменным, с регистрацией в журнале, с мотивированным обоснованием отказа. То же касается отказа в выпуске. Для нас это серьезная дополнительная работа, время совершения операций увеличивается, но, с другой стороны, зато для участников ВЭД всегда есть прецедент для обжалования действий таможенного органа. Могу сказать, что такие обжалования с приложением копии отказов уже есть.
Введено новое понятие «декларант таможенной процедуры таможенного транзита», вместо понятия «лицо, получающее разрешение на таможенный транзит». Смысл не изменился, то есть это лицо, которое должно заявить сведения в транзитной декларации, должно нести ответственность за заявление этих сведений, и, соответственно, на это лицо возлагается обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в случае, если товары будут утрачены на территории Таможенного союза. Что касается круга лиц, которые могут выступать декларантом, то в Таможенном кодексе ТС это регламентирует ст. 186. Пункт 3 определяет, кто может выступать декларантом таможенной процедуры таможенного транзита — перевозчик (в большинстве случае он и является декларантом), экспедитор, если он является лицом государства — члена ТС, а также лица, перечисленные в п. 1 и 2 этой статьи. Проще говоря, все лица, которые указаны в ст. 186, могут быть декларантами. По сравнению с ТК РФ добавилось лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку, а если такая сделка не заключалась, то лицо, которое обладает полномочиями в отношении товаров. Ранее в РФ лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку, не могло получать разрешение на транзит. То есть продавец либо покупатель может быть декларантом. Это было предложение Казахстана, где такая практика широко используется, и мы его поддержали. Но есть и обратный пример: из круга лиц, которые могут быть декларантами, исчезло лицо, которое осуществляет хранение товаров. По ТК РФ, владелец склада временного хранения мог получать разрешение на транзит, сейчас он не может выступать декларантом таможенной процедуры таможенного транзита.
Особенности и правила заполнения Т1
Предусмотрен ряд основных правил заполнения транзитной декларации, выполнение которых станет гарантией успешного прохождения пограничного контроля.
- Важно учитывать полное юридическое соответствие представленным с продукцией документам. Данные в транзитную декларацию вносятся в полном соответствии с предоставляемым инвойсом. Информация вносится исключительно на русском языке, а особое внимание следует уделять переводу заявленных сведений. Некорректный технический перевод может стать серьезной проблемой для каждого из участников ВЭД.
- Любые неправильные сведения представители таможни могут оценить, как попытку провоза контрабанды через границу. Передача документа выполняется в готовом распечатанном виде. Основные пункты для внесения данных сотрудниками таможни категорически запрещено трогать.
- Наименования на иностранных языках, а также аббревиатуры необходимо заполнять в первоначальном виде с использованием латиницы. Передача документа осуществляется обязательно в двух экземплярах. Первый передается представителям таможни, а второй – непосредственному участнику процесса ВЭД.
- При использовании дополнительных листов следует обязательно придерживаться соответствующего оформления в рамках установленных правил. Необходимо заранее провести нумерацию, а также заверить бумаги.
Процесс подачи и регистрации
Процесс подачи транзитной декларации требует предоставления сопутствующего пакета официальных бумаг, а именно:
- Документ, подтверждающий право доверенного лица на подачу декларации в государственные таможенные органы;
- Документ, подтверждающий факт заключения договора с транспортной экспедицией;
- Подтверждение сделки на право распоряжения грузом;
- Коммерческие и транспортные документы;
- Подтверждение соблюдения установленных запретов;
- Данные о государстве, в котором был произведен перевозимый товар;
- Документы, подтверждающие факт оплаты налогов и государственных пошлин.
Как понятно из названия, в этой графе указываются сведения о получателе товаров (контрагенте экспортера или импортере). Правила заполнения графы идентичны правилам заполнения графы 2 «Отправитель/Экспортер» (естественно, с учетом того, что указание ОГРН, ИНН, КПП/паспортных данных обязательно для импортера — получателя товаров).
(!) Экспортерам. В связи с возможными претензиями налоговых органов к несоответствию данных графы 8 ГТД информации из иных подтверждающих документов обращаем внимание на то, что в данной графе в качестве получателя будет указан иностранный контрагент по контракту только в том случае, если:
- перевозка товара производится одним видом транспорта и этот контрагент указан в качестве получателя в товаросопроводительных документах (накладных, коносаментах и пр.);
- перевозка товара производится с использованием нескольких видов транспорта и на момент подачи ГТД декларант не может представить последний транспортный (перевозочный) документ.
В остальных случаях в графе 8 может быть указан иной фактический получатель товара в соответствии с перевозочными документами. Например, согласно правилам оформления железнодорожных накладных и международных автомобильных накладных (CMR) в них в качестве отправителя/получателя указывается организация, имеющая договор на экспедиторское обслуживание, а не собственно отправитель/получатель по контракту. И этот факт не является основанием для отказа в праве экспортера на применение ставки НДС 0% .
(!) Экспортерам/импортерам. Сведения об иностранном контрагенте импортера/экспортера в графы 2 и 8 ГТД вносятся в русской транскрипции. Во избежание проблем с налоговыми органами целесообразно фиксировать во внешнеторговом контракте наименование и адрес местонахождения контрагента не только на иностранном языке, но и в русской транскрипции, а также не допускать разночтений реквизитов контрагента в товарных/перевозочных документах, ГТД и контракте.
Графы 17 «Страна назначения» и 17 (а, b) «Код страны назначения»
(!) Графы 17 и 17 (a, b) оформляются только при вывозе товаров в комплекте ТД1/ТД2 или ТД3/ТД4. Импортеры эти графы не заполняют. В графе 17 указывается краткое название страны назначения, в которой товары будут потребляться (основание — данные контракта).
В подразделе «а» указывается двузначный буквенный код страны назначения альфа-2 по Общероссийскому классификатору стран мира. Подраздел «b» остается незаполненным.
Например, указанные графы могут иметь вид:
------------------------------------¬
¦ 17 Код страны назнач. ¦
¦ ¦ ¦
¦ а ¦ JP ¦ b ¦ ¦
------------------+---+---------------+-----+---------+
¦ 17 Страна назначения ¦
¦ ЯПОНИЯ ¦
L------------------------------------------------------
(!) Экспортерам. При несовпадении страны назначения в графе 17 ГТД и географического пункта разгрузки, указанного в транспортных (перевозочных) документах, например авианакладных, коносаментах и пр., налоговые органы могут отказать в применении нулевой ставки НДС. Однако если расхождение явилось следствием того, что доставка товара и выбор конкретного маршрута доставки определялись перевозчиком, это не должно влиять на правомерность применения налоговой ставки НДС 0% экспортером .
При ввозе (импорте) товаров в комплектах ТД3/ТД4 заполняются графы 15 «Страна отправления/экспорта» и 15 (а, b) «Код страны отправления/экспорта» в порядке, аналогичном порядку заполнения граф 17, 17 (а, b).
Постановление ФАС СЗО от 18.08.2005 N А56-40382/04.
Процедуры таможенного декларирования
Процедуры таможенного декларирования, а также практика их применения регламентируются законодательно. Правовой основой является Таможенный кодекс ЕАЭС, решения законодательных органов, федеральные законы Российской Федерации и приказы ФТС России. Согласно ТК ЕАЭС таможенное декларирование может быть осуществлено в рамках одной из 17 таможенных процедур, право выбора которой принадлежит декларанту-собственнику.
Перечень таможенных процедур
- Выпуск для внутреннего потребления
- Экспорт
- Таможенный транзит
- Временный ввоз (допуск)
- Временный вывоз
- Переработка на таможенной территории
- Переработка вне таможенной территории
- Переработка для внутреннего потребления
- Таможенный склад
- Свободный склад
- Реэкспорт
- Реимпорт
- Уничтожение
- Отказ в пользу государства
- Специальная таможенная процедура
- Беспошлинная торговля
- Свободная таможенная зона
Когда возможно упрощенное таможенное декларирование?
Согласно письму таможенной службы от 16.01.2012 № 04-58/0117, упрощенной схемой декларирования могут воспользоваться только те юрлица, которые включены в реестр уполномоченных операторов. Упрощенка доступна грузополучателям, транспортным компаниям, владельцам складов, оказывающим услуги временного хранения, торговым организациям, реализующим товар по схеме беспошлинной торговли, таможенным брокерам.
Что дает упрощенка:
- Прохождение товара через границу в короткие сроки;
- Сокращение времени на оформление с трех до одного дня;
- Возможность корректировки декларации как до выпуска груза, так и после;
- Возможность переноса уплаты пошлин до завершения срока хранения.
Чтобы воспользоваться правом упрощенного декларирования, организации необходимо обратиться в ФТС с заявлением о включении в реестр уполномоченных операторов.
Транзитная декларация Т1: особенности и правила заполнения
Транзитная декларация Т1 представляет собой таможенную, а также финансовую гарантию, которая используется для разных видов товаров, перемещающихся по территории стран Европейского союза транзитом и при обеспечении гарантии доставки продукции от границ ЕС к территории таможенного склада.
На практике транзитная декларация – это бумага, которая передается стороной таможенного агента для предоставления представителям таможни ЕС. Документ предоставляет гарантию обеспечения платежей в бюджет необходимых сборов и пошлин.
Примером является ситуация, при которой товар, который транспортируется по территории стран Европейского союза на основе процедуры Т1 не предоставляется от таможенного поста до границы, агент, выписавший документ, официально поручился за внесение денежных средств в пользу таможенных сборов как в тех случаях, если бы продукция уже была растаможена для дальнейшего применения в Евросоюзе. При практическом использовании Т1 применяется в качестве альтернативного механизма предоставления гарантий Сarnet TIR (МДП).
Оформление внутреннего таможенного транзита
Под эту процедуру помещаются все нерастаможенные грузы, которые перевозятся с помощью любого вида транспорта. Исключение – товары, запрещенные законодательством.
Декларант должен предоставить следующие документы:
-
инвойс;
-
упаковочный лист с печатью отправителя;
-
оригинал транспортного документа международной перевозки: коносамента, CMR, ж/д или авианакладной;
-
уставные документы компании;
-
доверенность на лицо, которое будет непосредственно проводить оформление и работу с грузов;
-
наименование и реквизиты таможенного поста назначения.
Наличные деньги — это бумажные купюры и банкноты, а также монеты (кроме монет, изготовленных из драгоценных металлов).
Денежный инструмент представляет собой чек или вексель, а также это могут быть ценные бумаги, которые подтверждают обязательства должника выплатить одолженные деньги.
Не следует путать ценные бумаги с расписками. В расписке указывается имя должника и имя того, кому необходимо вернуть долг. В ценной бумаге лишь указывается факт обязательного возврата, причем конкретно имя человека, которому должны деньги, не обозначается.
Дорожным чеком считается ценная бумага, в которой указывается номинал и две подписи владельца. На данный момент дорожные чеки выпускаются в евро и долларах.
Номиналы в евро:
- 50 EUR.
- 100 EUR;
- 500 EUR.
Номиналы в долларах США:
- 20 USD;
- 50 USD;
- 100 USD;
- 500 USD;
- 1000 USD.
Грузовая таможенная декларация. Транзитная декларация
Грузовая таможенная декларация. Транзитная декларация – документ, который применяется при вывозе товаров за границу таможенной территории Российской Федерации. Данный документ имеет унифицированную форму Т-1.
Транзитная декларация предусмотрена для декларирования грузов неевропейского происхождения в случае транспортировки их между таможенными границами внутри Европейского Союза. Данный документ может составляться как в письменной, так и в электронной форме.
В случае, если необходимо составить декларацию на грузы, прибывающие сухопутным транспортом, документ составляется на границе ЕЭС. В случае, если грузы прибывают посредство воздушного или же морского транспорта, данный документ оформляется прямо в аэропорту/порту непосредственно после прибытия данного груза. В ситуации, если груз был доставлен из страны ЕС и требует декларирования, то документ формы Т-1 необходимо передать обратно поставщиком (или отправителем) или же к грузу прикрепить авианакладную, содержащую специальную пометку.