Новые правила проведения специальной оценки условий труда с 01.03.2023 г.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила проведения специальной оценки условий труда с 01.03.2023 г.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Согласно пункту 4 приложения к приказу № 699н, выявлять потенциально опасные и вредные производственные факторы может сам работодатель либо его представитель вместе с сотрудниками. Для этой задачи не нужно обращаться за услугами в стороннюю организацию.

На каких микропредприятиях начнут действовать новые условия СОУТ

Приказ № 699н Минтруда утвердил правила СОУТ на микропредприятиях некоторых категорий по ОКВЭД2. В пункте 2 приложения к приказу перечислено 12 сфер, где будут действовать новые особенности СОУТ:

  • Класс 62 и 63 раздела J ОКВЭД, в частности компании, занятые разработкой компьютерного ПО, консультациями в этой сфере или деятельностью в информационных технологиях.
  • Раздел K — финансовые и страховые компании.
  • Раздел L — организации, занятые операциями с недвижимостью.
  • Класс 69 раздела M — микропредприятия, работающие в сфере бухучета и права.
  • Класс 70 раздела М — головные офисы, консалтинговые компании в сфере управления.
  • Класс 71 раздела M — компании, занятые архитектурным и инженерно-техническим проектированием, техническими испытаниями, исследованиями и анализом.
  • Класс 73 раздела M — рекламные фирмы и микропредприятия, занимающиеся исследованием рыночной конъюнктуры.
  • Раздел N — административные организации.
  • Раздел P — организации, занятые в сфере образования.
  • Класс 90 раздела R — архивы, музеи, библиотеки и другие объекты культуры.
  • Класс 94 раздела S — общественные организации.

Что представляет собой спецоценка условий труда?

СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.

Госструктуры требуют своевременного проведения спецоценки для реализации ряда задач.

  • Защита здоровья и жизни трудящихся, стимулирование работодателей к созданию максимально благоприятных условий труда.
  • Внедрение и контроль мер по снижению опасного воздействия на организм в процессе вредного производства.
  • Компенсация работодателю затрат на СОУТ при систематическом проведении спецпроверок.
  • Внедрение дополнительных тарифов в фонд социального страхования, обязывая работодателей обеспечить базу для льготных пенсий и потери трудоспособности из-за неблагоприятных условий на предприятии.
  • Обеспечение за счет работодателя социального пакета и гарантий в виде надбавки к зарплате, льготного питания, сокращения продолжительности рабочей смены или недели, дополнительный отпуск.
  • Обеспечение штатных сотрудников опасных производств современными и эффективными средствами индивидуальной защиты.
  • Объективная оценка фактических условий труда, составление полной картины деятельности предприятия.

ТРЕТИЙ ШАГ: подписание договора на выполнение спецпроверки трудовых условий

Проведением специальной оценки условий труда совместно с комиссией от организации занимаются специализированные лаборатории. Выбирать проверяющих по принципу, чьи услуги обойдутся дешевле, не стоит. В этой сфере достаточно неблагонадежных организаций и мошенников. Поиск лучше осуществлять в реестре аккредитованных лабораторий по проведению СОУТ.

Типичные ошибки в организации и проведении спецоценки условий труда

Некоторые лаборатории выполняют теоретическую оценку, опираясь на производственную документацию, изучая технические паспорта оборудования и фотоснимки рабочей среды. Выезд на предприятие они не осуществляют, предлагая скидку. Это очень плохой способ экономии.

Работники компании, которые ежедневно трудятся в условиях, которые могут оказаться на деле вредными и требующими компенсации за вред здоровью, могут подать письменную жалобу в трудовую инспекцию. Руководителю не только придется потратиться на повторную проверку, но и выплатить штраф за нарушение правил проведения СОУТ.

Типичной ошибкой может стать умышленное занижение показателей трудовой среды. В последующем работодатель сможет сэкономить на льготных выплатах. Но когда факт подлога вскроется, ответственность не заставит себя долго ждать.

Чем грозит ненадлежащая спецпроверка?

Трудовая инспекция очень легко определит нарушения в проведении СОУТ после изучения протокола оценки. Первый фактор, указывающий на низкое качество анализа условий труда и заинтересованность проверяющего в подыгрывании работодателю, класс условий труда.

Всего выделяют 4 класса.

  1. Оптимальный – нет опасности для здоровья сотрудников.
  2. Допустимый – неблагоприятное воздействие присутствует, но минимизируется за счет применения средств индивидуальной защиты, дополнительных перерывов на отдых, современного оснащения помещения.
  3. Вредный – имеет несколько подклассов, чем выше ступень, тем вреднее процесс производства.
  4. Опасный – сотрудникам полагается ранний выход на пенсию и ряд льгот.

Как часто нужно проводить СОУТ

Согласно законодательству, работодатели обязаны проводить оценку УТ один раз в 5 лет. Отсчёт начинается со дня ввода данных в информационную систему ФГИС СОУТ. Для оптимальных и допустимых УТ новую экспертизу делать не нужно, декларация по таким РМ считается бессрочной. По вредным и опасным УТ необходимо обновить СОУТ через 5 лет.

Новые компании и ИП должны провести оценку в течение 1 года со дня регистрации. Такой же срок даётся на оценку новых РМ по должностям, введённым с последней СОУТ.

Внеплановая экспертиза УТ проводится при:

  • выявлении профзаболеваний из-за воздействия вредных или опасных УТ;
  • несчастных случаях на производстве;
  • письменных предписаниях госинспектора труда.

СОУТ в упрощенном варианте

В соответствии с Приказом № 699н, для микропредприятий установили механизм самодекларирования. Это означает, что для идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов работодатель самостоятельно оформляет проверочный лист на каждое рабочее место. Форма этого листа содержится в приложении № 1 к приказу. В нем надо зафиксировать ответы на несколько вопросов. К примеру, указать, применяется ли на рабочем месте оборудование, которое является источником тепла (электрические кухонные плиты, открытое пламя печи, шкафы жарочные и др.), применяется ли оборудование, которое создает ионизирующее излучение (рентген аппарат в медицине и др.). Итоги ответов в проверочном листе утверждаются комиссией работодателя.

Читайте также:  Ответы на популярные вопросы о «дачной амнистии»

Когда не обнаружены опасные и вредные факторы, комиссия признает условия труда допустимыми. Затем работодатель формирует декларацию соответствия условий труда (форма в приложении № 2 к приказу).

Декларацию на бумаге можно сдать лично или передать по почте в территориальную инспекцию по труду. Электронный документ можно передать через сайт Роструда, для чего он подписывается УКЭП (п. 3, 4 Порядка, регламентированного Приказом Минтруда от 17.06.2021 г. № 406н).

Когда в проверочном листе указана хотя бы одна отметка «да», потенциально вредный или опасный фактор считается идентифицированным. Тогда касаемо этого рабочего места проводится СОУТ по общему порядку, т.е. с привлечением сторонней компании.

Кто и в какие сроки проводит СОУТ?

Оценка проводится независимой специализированной организацией совместно с представителями работодателя. Все обследования происходят в рамках заключенного контракта и за счет работодателя.

Статьей 8 Закона № 426 установлена периодичность проведения СОУТ – не реже, чем раз в 5 лет.

Начиная с 1 января 2014 года, все работодатели обязаны провести проверку рабочих мест своих работников с привлечением специализированной организации. Если до указанной даты процедура была проведена, то следующий срок наступает по истечении пятилетнего периода от даты проведения.

Внеплановая аттестация рабочих мест допустима при возникновении следующих обстоятельств (ч.1 ст.17 Закона №426):

  • рабочие места организованы вновь;
  • изменения в производственном процессе, которые могут повлиять на уровень негативного воздействия на организм человека, связанные, в том числе, с заменой оборудования;
  • применение средств защиты, которые ранее не использовались;
  • выявление профессионального заболевания у работника, если установлено, что его причиной стало воздействие вредных и опасных условий труда;
  • исполнение предписания инспекции по труду;
  • по инициативе профсоюза, представившего мотивированные доводы для проведения внеплановой СОУТ.

Повторную плановую проверку проводят каждые пять лет на рабочих местах, где предыдущая проверка показала наличие вредных и опасных условий труда. Если ранее задекларировано соответствие нормативам, то документы по СОУТ продлеваются на следующие пять лет без организации плановой оценки.

Законом № 426 установлены следующие сроки для внеплановой проверки:

  • 12 месяцев — с даты ввода в эксплуатацию новых рабочих мест, перевода их в другое помещение, а также при изменении технологического процесса;
  • 6 месяцев — при получении предписания от инспектора по труду, замене средств защиты, в отношении рабочего места, где произошел несчастный случай или выявлено профессиональное заболевание.

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на четыре класса:

  • оптимальные условия труда, при которых воздействие на работника вредных производственных факторов полностью или практически отсутствует (приняты в качестве безопасных);
  • допустимые условия труда, при которых на работника уровень воздействия вредных производственных факторы не превышает установленные нормативы (работник может восстановиться после воздействия во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены);
  • вредные условия труда, при которых уровни воздействия вредных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами;
  • опасные условия труда, при которых уровень воздействия вредных производственных факторов в течение всей рабочей смены или ее части способен создать угрозу жизни, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания.

Сроки проведения СОУТ по закону — не более 12 месяцев со дня, когда создано новое рабочее место, то есть сроки проведения СОУТ на новых рабочих местах — не позднее одного года с даты их появления. Если предприятие создано более 12 месяцев назад и специальная оценка вообще не проводилась, мероприятия надо инициировать немедленно.

Целесообразно придерживаться алгоритма, при котором на новом месте работы СОУТ нужно провести не позже полугода с момента его создания. В поддержку такой позиции — статья 17 426-ФЗ и статья 212 ТК РФ, по которой работодатель обязан проводить спецоценку. Ему необходимо:

  • создать безопасную обстановку;
  • обеспечить охрану труда работников;
  • предоставлять сотрудникам сведения о степени вредного влияния на них условий работы.

Одновременно сотрудник по ст. 219 ТК РФ вправе требовать:

  • наличия безопасных условий работы;
  • предоставления информации об уровне вреда, причиняемого его здоровью на месте работы.

Если предприятие не даст сотруднику необходимые сведения, работодатель в таком случае нарушит закон.

Сроки внеплановой СОУТ

Для внеплановой специальной оценки условий труда сроки зависят от причин и составляют 6 или 12 месяцев.

Срок

Условия для проведения внеплановой СОУТ

6 месяцев

  • предписание о необходимости провести процедуру;
  • применение новых сырья, материалов, потенциально опасных для здоровья;
  • внедрение новых СИЗ и средств коллективной защиты;
  • несчастный случай;
  • профзаболевание, установленное медкомиссией;
  • обращение профсоюза с просьбой о проведении.

12 месяцев

  • создание новых мест работы;
  • изменение техпроцессов, оборудования, которые влияют на степень воздействия факторов производства.

Как менялось законодательство о СОУТ до 2021 года

Сначала мероприятия по спецоценке именовались «Аттестация рабочих мест», затем их переименовали в СОУТ (специальную оценку условий труда). С 2014 года основные нюансы проведения этой процедуры регламентируются Законом от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

С тех пор этот закон изменялся 5 раз: законами от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 01.05.2016 № 136-ФЗ, от 19.07.2021 № 208-ФЗ и от 27.12.2021 № 553-ФЗ.

Несмотря на то, что процедура проведения СОУТ уже изучена и не первый год применяется на практике, законодательство о спецоценке продолжают корректировать. Цель поправок — повышение качества проведения спецоценки в целях обеспечения гарантий и прав работников.

Сейчас на подходе очередной пакет поправок в Закон № 426-ФЗ ─ проект № 769142-7 уже находится в Госдуме. Начало применения новой редакции закона запланировано на январь 2021 года.

Что нужно делать теперь?

Специальная оценка представляет собой целостный комплекс мероприятий, которые направлены на идентификацию опасных, вредных производственных факторов, а также на оценку уровня их влияния на сотрудников с учетом колебаний фактического значения и установленного норматива. Основная задача спецоценки – определить, соответствуют ли условия рабочего места установленным законом требованиям, и обнаружить рабочие места, условия работы на которых вредны либо опасны. Работники, работающие в таких условиях, обязательно должны получать соответствующие компенсации и дополнительные гарантии.

Специальная оценка проводится всеми работодателями без исключения: и на различных видах предприятий, и индивидуальными предпринимателями. Проверке не подлежат рабочие места таких категорий:

  • принадлежащие работникам, которые заняты надомным трудом;
  • сотрудников, работающих на дистанционной основе;
  • сотрудников работодателей – физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Читайте также:  Изменения в налогах, бухгалтерском учете, расчете заработной платы с 2023 года

Раньше аттестация требовалась только на тех рабочих местах, на которых используется оборудование, ручные инструменты, машины, механизмы, установки, устройства, транспортные средства, аппараты или где располагались источники опасности. Сейчас проверка касается любого рабочего места, невзирая на применяемые в прошлом факторы и критерии. Это значит, что спецоценка рабочих мест офисного персонала также необходима. До принятия закона вопрос об офисных рабочих местах был дискуссионным.

Какие работодатели могут воспользоваться “упрощенным” порядком?

В первую очередь данный порядок разрабатывался для микропредприятий. Цель законодателей состояла в снижении финансовой нагрузки на малый бизнес. Руководители микропредприятия в своем большинстве работают самостоятельно и могут сами отвечать за свою безопасность. К тому же, микропредприятия, имеющие в штате сотрудников, как правило, являются структурами малоопасными: офисы, конторы и т.д.

В связи с этим 1 марта 2023 года вступили в силу “Особенности проведения специальной оценки условий труда на микропредприятиях”, утверждённые Приказом Минтруда от 31.10.2022 № 699н. Действие приказа распространяется не на все микропредприятия, а лишь на те, что указаны в п.16 Постановления Правительства РФ от 14.10.2022 № 1830:

  • разработчики компьютерного программного обеспечения и информационных технологий (класс 62, 63 раздела J);
  • компании, оказывающие услуги в сфере финансов и страхования (раздел K);
  • организации, ведущие деятельность по операциям с недвижимым имуществом (раздел L);
  • компании, ведущие деятельность в области права, бухгалтерского учета, консультирования и управления (класс 69, 70 раздела М);
  • архитектурные бюро и инженерно-технические лаборатории (класс 71 раздела М);
  • библиотеки, архивы, музеи и прочие объектов культуры (класс 91 раздела R);
  • компании административного сектора и доп. услуг (раздел N);
  • организации в сфере образования (раздел Р);
  • рекламные и маркетинговые агентства (класс 73 раздела М);
  • общественные организации (класс 94 раздела S).

Какие работодатели НЕ смогут воспользоваться “упрощенным” порядком?

Не все микропредприятия, даже осуществляющие вид деятельности из указанного выше списка, имеют право на упрощенное проведение спецоценки. Для начала убедитесь, что ваше микропредприятие не попадает под исключения указанные в п. 3 и п. 8 Приказа Минтруда от 31.10.2022 № 699н:

  • Профессии и должности сотрудников не должны быть включены в списки на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В 2023 году список таких должностей содержится в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2014 г № 665. Вы можете уточнить, есть ли на вашем предприятии должности, которым положено досрочное назначение пенсии, в отделе кадров.

В него включаются такие профессии, как электромеханики, газорезчики, литейщики металлов и сплавов, аппаратчики, слесари-ремонтники и др.

  • Работникам не должны быть назначены компенсации за работу во вредных условиях труда.

Процедура упрощенной СОУТ предполагает, что рабочие места являются безопасными, поэтому необходимость в полноценном анализе и проверке рабочих мест отсутствует.

Наличие таких компенсаций, как дополнительный отпуск или выплаты, предполагает, что на рабочих местах уже присутствуют вредные и опасные производственные факторы. Поэтому воспользоваться упрощенной процедурой спецоценки при наличии у работников компенсаций за работу во вредных условиях труда не получится.

  • Не должно быть рабочих мест 3 или 4 класса опасности, которые были выявлены в ходе предыдущей СОУТ.

Ошибки и нарушения, допускаемые при проведении СОУТ

Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:

  • Ошибки работодателя.

Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.

Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:

№ пп Вид нарушения Какая законодательная норма нарушена
1 Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»)
2 Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д.
3 СОУТ проведена компанией, не имеющей соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным) Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ
4 Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ, чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ)
5 Не соблюден порядок проведения спецоценки (результаты СОУТ могут быть признаны недействительными) Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н
6 Некорректное применение результатов спецоценки При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ (к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность» у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда, устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1)
7 Работодатель не привлек представителей профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки Если в компании есть профсоюз или иной представительный орган работников, его представителя нужно включить в состав комиссии по проведению СОУТ (ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ)
8 Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения Работник вправе присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ)
9 Работодатель не учел предложения работников при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ)
10 Комиссия по проведению спецоценки не определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом компании-оценщика. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ)
Читайте также:  Какие реквизиты использовать при уплате ЕНП

Для работодателя проведенная с нарушениями спецоценка может обернуться целым набором негативных последствий — судебным разбирательством (если работники обратятся в суд за признанием недействительными результатов СОУТ), внеплановыми визитами контролеров, проведением экспертизы СОУТ и другими неожиданными и не очень приятными мероприятиями и незапланированными расходами.

Заметим, что претензии работников и инспекторов к работодателю по итогам СОУТ, как показывает судебная практика, не всегда бывают обоснованными (см. Решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 14.01.2019 по делу № 2А-14/2019, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.04.2018 по делу № 11-5344/2018).

IV Ответы на часто задаваемые вопросы СОУТ

Кто проводит СОУТ?

Работы проводит комиссия, которая есть на предприятии с приглашением экспертов специализированной организации, которая имеет разрешение Минтруда и соцразвития.

Как оформляются результаты СОУТ?

По результатам СОУТ будет выдано заключение о том, каковы условия труда на рабочих местах.

Сколько классов условий труда существует?

Существуют 4 класса условий труда:

1 класс «Оптимальный» — вредных факторов на рабочем месте нет. Нет риска профзаболевания.

2 класс «Допустимый» — вредные факторы есть, но они в пределах допустимых значений. Работник пришел домой уставший, но после того, как он отдохнул, поспал, на следующее утро он чувствует себя хорошо и полностью восстановился. Риск профзаболеваний отсутствует.

3 класс «Вредные условия труда»

Вредные условия труда подразделяются еще на четыре подкласса.

4 класс «Опасные условия труда»

Какие льготы согласно ТК РФ получает работник, если его условия труда отнесены к 3 и 4 классам?

Важно отметить, что если работа попадает под 1 и 2 класс, то работнику никаких льгот, гарантий и компенсаций не полагается. А вот по 3 и 4 классам, согласно Трудового Кодекса РФ работнику полагаются следующие льготы:

— Ст. 92 ТК РФ «Сокращение продолжительности рабочего времени». Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.3; 3.4 и 4 классом имеют сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

— Ст. 117 ТК РФ «Ежегодный оплачиваемый отпуск» Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.2; 3.3; 3.4 и 4 имеют дополнительно оплачиваемый отпуск в колличестве не менее 7 календарных дней. Все, что свыше 7 календарных дней, работник имеет право брать денежную компенсацию.

— Ст. 147 ТК РФ «Оплата труда работников, занятых во вредных и опасных условиях труда» Для таких работников начисляется и уплачивается заработная плата в повышенном размере, не менее 4% от установленного оклада или тарифа.

Все эти условия должны в обязательном порядке содержаться в трудовом договоре.

Когда все эти классы установлены, работодатель обязан ознакомить Вас с результатами специальной оценки условий труда в течении 1 месяца после утверждения отчета. Работник должен расписаться в ознакомлении.

Выводы: Условия труда определяются специальной оценкой условий труда. Они нужны для того, выявить вредные и опасные факторы на рабочих местах, чтобы работодатель мог определить, какие гарантии и компенсации полагаются работнику. И эти условия труда в обязательном порядке должны быть указаны в трудовом договоре.

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда?

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, зависит от того:

√ в какой раз она организуется;
√ что на этих РМ происходило раньше;
√ какие УТ на них сейчас.

1. Компаниям с аттестованными РМ, результаты для которых еще действительны, разрешено впервые организовать СОУТ после окончания прописанного в документах срока. Однако при желании этой даты дожидаться необязательно: организовать спецоценку можно раньше.

2. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» предписывает повторять процедуру СОУТ каждые 5 лет.

3. В случае, когда УТ на РМ оказались допустимыми, в ГИТ подается декларация, в которой написано, что УТ соответствуют трудоохранным гостребованиям. В классическом случае она действует 5 лет. Если за этот срок в плане УТ на РМ все осталось по-прежнему, не произошло НС и ПЗ, то декларация продлевается на аналогичный срок.

4. Закон 426 ФЗ предписывает специальную оценку условий труда организовывать внепланово, если:

• зафиксированы НС, ПЗ (СОУТ проводится для «стратившего» РМ);
• начали эксплуатироваться вновь созданные РМ;
• изменился техпроцесс, произведена переоснастка, были другие изменения, меняющие позиционирование и характеристики неблагоприятных факторов.

При наступлении вышеперечисленных событий за 180 суток с момента, когда они были зафиксированы, нужно успеть организовать специальную оценку условий труда (СОУТ). Когда изменившиеся обстоятельства требуют внеплановой СОУТ, результаты предыдущей аннулируются досрочно.

Сводная таблица: некоторые распространенные основания и сроки (периодичность) СОУТ

Основание для инициации оценки условий труда (СОУТ) Особенности Сроки (периодичность), частота СОУТ
Учреждение предприятия или компании, или создание новых рабочих мест (тождественно: факты основания предприятия или компании, регистрация предпринимателя и наем им сотрудников уже являются причинами создания рабочих мест) Необходима первичная оценка или внеплановая СОУТ (последнее справедливо в случае создания места на уже действующем предприятии) В течение года (но не позднее этого срока) с момента учреждения юридического лица
Несчастный случай на производстве Инициация оценки осуществляется при условии, что несчастный случай не является следствием неосторожности или непредусмотрительности действий третьих лиц Срок – полгода (но не позднее)
Очередная оценка условий труда (плановая СОУТ) Инициация СОУТ необходима в отношении мест, на которых в результате предыдущих оценок (или до 2014 г. – аттестации) были обнаружены вредные условия труда (третий и четвертый классы, включая степени). Оценка не проводится в отношении условий труда на задекларированных местах, если для СОУТ нет оснований Периодичность составляет один раз в 5 лет
Аннулирование декларации соответствия условий труда Оценка проводится при условии наступления ситуаций, описанных в разделе «Основания для проведения оценки условий труда на местах, в отношении которых была составлена декларация» настоящей публикации Необходима оценка вне плана (внеочередная СОУТ)


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *