Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Безопасный вычет по НДС в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Это не такая редкая ситуация. Например, компания строит торговый центр. Это длительный процесс, и он постоянно сопровождается затратами, то есть у компании большой входящий НДС, который она принимает к вычету. Если входящий НДС станет больше исходящего, то НДС можно будет возмещать из бюджета.
Что такое безопасная доля вычетов по НДС.
Плательщик НДС рассчитывает свой налог в таком порядке:
- Начисляет налог при реализации товаров, работ и услуг, а также при проведении других облагаемых операций,
- Уменьшает начисленную сумму за счет вычетов.
Доля вычетов — это соотношение начисленного и вычитаемого налога, ниже приведем формулу и пример расчета.
Одновременно с налогоплательщиком долю рассчитывает ФНС. Только плательщик рассчитывает свою индивидуальную долю, а ФНС определяет средний показатель по каждому региону. Этот показатель считается безопасной долей вычетов по НДС.
Превышение безопасного показателя несет риски для налогоплательщика. Само по себе превышение не станет причиной налоговой проверки, но послужит дополнительным весомым плюсом в ее пользу. В случае превышения безопасного значения можно предпринять две меры:
- Снизить сумму своих вычетов. Для этого часть вычетов по счетам-фактурам поставщиков перенести на следующий квартал.
- Оставить все как есть, но заранее заготовить пояснение на случай запроса ФНС.
Что делать компании, у которой образовался вычет более 88 % или даже НДС к возмещению?
Но инспекция очень не любит возмещать НДС. Декларации, в которых заявляется возмещение, изучаются даже не под лупой, а под микроскопом. Зачастую следует отказ в возмещении.
Что делать, если у вас образовался НДС больше 88 % или даже НДС к возмещению? Вариантов два:
- перенести часть вычетов по НДС на другой период, чтобы в каждом периоде держаться ниже установленной планки в 88 %. Такое право у налогоплательщика есть. НДС можно «растянуть» на три года с даты поступления «входящей» счёт-фактуры от контрагента;
- заявить НДС к возмещению и готовиться аргументировать налоговой свою позицию и, скорее всего, идти в суд, когда налоговая откажет в возмещении.
Превышение безопасной доли
Когда доля вычетов превышает региональную и вы не готовы пояснять расхождения, вы вправе подать уточненную декларацию. Ее образец можете скачать в начале статьи. Вычеты можно перенести на более поздние кварталы или заявлять их частями. Проверьте право на перенос, так как не все вычеты можно отложить, вычет можно перенести на срок не более трех лет.
Если привести долю вычетов НДС к безопасному значению невозможно, будьте готовы пояснять инспекторам причину высокого удельного веса вычетов. Например, закупкой крупной партии товаров или ростом цен у поставщиков.
К пояснению приложите копии счетов-фактур с наибольшими суммами входного НДС, а также копии документов, которые подтвердят причину роста вычетов НДС. Например, новые договоры с поставщиками или арендодателями.
Удельный вес безопасных вычетов в разрезе регионов
Коэффициенты вычета по НДС в 2020 году на 4 квартал по регионам:
Регион | 4 квартал 2020 года,% |
Белгородская область | 92,00 |
Брянская область | 93,80 |
Владимирская область | 84,90 |
Воронежская область | 92,90 |
Ивановская область | 91,30 |
Калужская область | 87,30 |
Костромская область | 85,20 |
Курская область | 93,5 |
Липецкая область | 104,20 |
Московская область | 88,50 |
Орловская область | 91,6 |
Рязанская область | 82,00 |
Смоленская область | 92,80 |
Тамбовская область | 94,90 |
Тверская область | 88,70 |
Тульская область | 95,80 |
Ярославская область | 86,70 |
город Москва | 88,90 |
Республика Карелия | 79,00 |
Республика Коми | 78,40 |
Архангельская область | 85,00 |
Вологодская область | 98,70 |
Калининградская область | 64,30 |
Ленинградская область | 88,40 |
Мурманская область | 188,80 |
Новгородская область | 96,60 |
Псковская область | 89,70 |
город Санкт-Петербург | 87,90 |
Ненецкий АО | 149,20 |
Республика Дагестан | 82,90 |
Республика Ингушетия | 92,90 |
Кабардино-Балкарская Республика | 90,70 |
Карачаево-Черкесская Республика | 90,10 |
Республика Северная Осетия – Алания | 86,70 |
Чеченская Республика | 96,50 |
Ставропольский край | 90,00 |
Республика Адыгея | 84,60 |
Республика Калмыкия | 79,50 |
Республика Крым | 86,50 |
Краснодарский край | 90,70 |
Астраханская область | 76,50 |
Волгоградская область | 91,60 |
Ростовская область | 92,70 |
город Севастополь | 81,20 |
Республика Башкортостан | 91,40 |
Республика Марий Эл | 88,40 |
Республика Мордовия | 89,10 |
Республика Татарстан | 90,80 |
Удмуртская Республика | 80,70 |
Чувашская Республика | 83,60 |
Кировская область | 88,30 |
Нижегородская область | 90,40 |
Оренбургская область | 74,30 |
Пензенская область | 88,80 |
Пермский край | 86,90 |
Самарская область | 84,00 |
Саратовская область | 84,60 |
Ульяновская область | 88,50 |
Курганская область | 85,20 |
Свердловская область | 91,00 |
Тюменская область | 84,60 |
Челябинская область | 90,00 |
Ханты-Мансийский АО – Югра | 67,00 |
Ямало-Hенецкий АО | 72,40 |
Республика Алтай | 88,90 |
Республика Тыва | 81,50 |
Республика Хакасия | 87,00 |
Алтайский край | 89,60 |
Забайкальский край | 87,43 |
Красноярский край | 76,50 |
Иркутская область | 78,40 |
Кемеровская область | 94,10 |
Новосибирская область | 88,90 |
Омская область | 84,90 |
Томская область | 80,60 |
Республика Бурятия | 97,30 |
Республика Саха (Якутия) | 94,40 |
Приморский край | 94,20 |
Хабаровский край | 90,40 |
Амурская область | 131,20 |
Камчатский край | 92,70 |
Магаданская область | 103,00 |
Сахалинская область | 95,00 |
Еврейская автономная область | 82,70 |
Чукотский АО | 136,50 |
Байконур | 65,10 |
Условия, при которых вычет может быть применен
Вычеты по НДС регламентируются статьей 171 НК РФ.
Для того чтобы корректно применить вычет, необходимо соблюсти условия, закрепленные в пункте 1 статьи 172 НК РФ:
- Операции, для осуществления которых были приобретены товары (работы, услуги) должны обязательно облагаться НДС
- По приобретенным товарам (работам, услугам) должны присутствовать все первичные документы, а сама покупка должна быть проведена в учете
- Обязательным условием является наличие правильно оформленного счета – фактуры
В ноябре 2011 года Минфин выпустил два письма: №03-07-13/01-46 и №03-07-13/01-49. В них сказано, что вычет не может быть применен, если:
- Товары были приобретены и будут проданы не на территории России
- Товары куплены в России, но продаваться будут за границу
Нужно также помнить, что вычет предоставляется независимо от того, была ли произведена оплата за товары (работы, услуги) или нет, поскольку в отношении операций с НДС применяется метод начисления. Главное – наличие правильно оформленного счета – фактуры. Ведь большинство отказов по вычетам происходит именно вследствие некорректного заполнения документа. Однако если недочеты в заполнении не критичные, то, согласно пункта 2 статьи 169 НК РФ, НДС по такому счету – фактуре будет принят к вычету.
Опасаясь углубленных «камералок», многие компании переносят вычет НДС на будущие периоды, чтобы исполнить норматив, несмотря на то что он не является для налогоплательщиков обязательным.
Возможность переноса вычетов предусмотрена п. 1.1 ст. 172 НК РФ. При этом перенести можно только вычеты, которые перечислены в п. 2 ст. 171 НК РФ (абз. 1 п. 1.1 ст. 172 НК РФ). В указанных случаях компания вправе применить вычет НДС в течение трех лет после принятия к учету товаров (работ, услуг). Последнее число квартала, на который попал срок, является крайней датой для вычета НДС (Определение КС РФ от 24.03.2015 № 540-О).
В результате несоответствия счетов-фактур в книге покупок компании, отраженных в базе ИР АСК НДС-2, счетам-фактурам кон-
трагента, отраженным в книге продаж, налоговики направляют требования о представлении пояснений.
Средняя доля по региону
Инспекция может рассчитывать долю по данным деклараций по НДС за квартал и сравнивать ее со средней долей вычетов по региону. Так поступать инспекторам предписывало письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. Этот документ отменен, но на практике некоторые инспекции применяют его и сейчас.
Если нужные сведения ФНС своевременно не опубликует, то рассчитать безопасную долю по региону за II квартал 2020 года инспекторы и налогоплательщики не смогут. В такой ситуации есть три варианта.
Во-первых, можно ориентироваться на безопасную долю на II квартал 2019 года. Такую возможность допускают в ФНС.
Во-вторых, можно использовать показатель на I квартал 2020 года.
В-третьих, безопасную долю можно рассчитать по данным деклараций по НДС за год и сравнить ее с пороговым значением 89 процентов (п. 3 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков, утв. приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333).
Безопасная доля вычетов по ндс в 2021 году по регионам
В силу разнообразия условий деятельности, влияющих на величину вычета, у каждого конкретного налогоплательщика может создаваться особая ситуация, в которой доминирующее влияние на итог суммы налога, показываемого в декларации, будет оказывать какой-то один определенный или несколько факторов. То есть применение единого подхода здесь в достаточной степени затруднено.
Сохранять бдительность нужно и по отношению к безопасной доле вычетов по НДС.
В связи с тем, что ФНС регулярно обновляет параметры внутренней отчетности по форме 1-НДС, изменяется и обозначение безопасной доли вычетов по НДС по регионам.
Так, к примеру, в 2021 году неизменным остался лимит только в Татарстане, во всех остальных регионах произошли изменения (наиболее выраженные – в Ингушетии). А в целом по России доля вычетов снизилась на 0,42%.
Если ваши вычеты по НДС находятся в пределах безопасной доли вычетов, установленной для вашего региона, все в порядке. Если нет – будьте готовы к разъяснениям и выездным проверкам налоговиков.
Безопасная доля вычетов по НДС в регионах России (в %, по 2 кварталу 2019 года)
Регион |
Доля вычетов, % |
Регион |
Доля вычетов, % |
---|---|---|---|
Алтайский край |
89,9% |
Приморский край |
93,2% |
Амурская область |
131,1% |
Псковская область |
90,7% |
Архангельская область |
78,7% |
Республика Адыгея |
86,8% |
Астраханская область |
60,4% |
Республика Алтай |
93,3% |
Белгородская область |
92,0% |
Республика Башкортостан |
90,4% |
Брянская область |
86,3% |
Республика Бурятия |
89,6% |
Владимирская область |
85,7% |
Республика Дагестан |
84,6% |
Волгоградская область |
89,2% |
Республика Ингушетия |
93,8% |
Вологодская область |
99,9% |
Республика Калмыкия |
87,9% |
Воронежская область |
93,6% |
Республика Карелия |
80,6% |
Город Москва |
88,0% |
Республика Коми |
76,1% |
Город Санкт-Петербург |
87,6% |
Республика Крым |
87,2% |
Город Севастополь |
81,1% |
Республика Марий Эл |
89,1% |
Еврейская автономная область |
105,8% |
Республика Мордовия |
93,3% |
Забайкальский край |
87,5% |
Республика Северная Осетия — Алания |
89,5% |
Ивановская область |
92,9% |
Республика Татарстан |
87,4% |
Иркутская область |
77,9% |
Республика Тыва |
82,5% |
Кабардино-Балкарская Республика |
90,4% |
Республика Хакасия |
90,1% |
Калининградская область |
61,3% |
Республика Саха (Якутия) |
86,9% |
Калужская область |
89,8% |
Ростовская область |
93,7% |
Камчатский край |
82,4% |
Рязанская область |
85,6% |
Карачаево-Черкесская Республика |
92,8% |
Самарская область |
83,9% |
Кемеровская область |
81,7% |
Саратовская область |
84,0% |
Кировская область |
88,9% |
Сахалинская область |
94,7% |
Костромская область |
88,0% |
Свердловская область |
91,3% |
Краснодарский край |
91,1% |
Смоленская область |
94,1% |
Красноярский край |
80,9% |
Ставропольский край |
88,8% |
Курганская область |
86,2% |
Тамбовская область |
99,1% |
Курская область |
92,1% |
Тверская область |
90,8% |
Ленинградская область |
88,9% |
Томская область |
76,8% |
Липецкая область |
106,9% |
Тульская область |
96,7% |
Магаданская область |
95,4% |
Тюменская область |
84,5% |
Московская область |
89,1% |
Удмуртская Республика |
79,8% |
Мурманская область |
84,5% |
Ульяновская область |
90,8% |
Ненецкий автономный округ |
157,2% |
Хабаровский край |
91,7% |
Нижегородская область |
88,6% |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра |
56,6% |
Новгородская область |
97,6% |
Челябинская область |
90,8% |
Новосибирская область |
90,0% |
Чеченская Республика |
66,9% |
Омская область |
89,2% |
Чувашская Республика |
85,6% |
Оренбургская область |
70,8% |
Чукотский автономный округ |
111,3% |
Орловская область |
93,5% |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
62,0% |
Пензенская область |
90,7% |
Ярославская область |
87,7% |
Пермский край |
80,9% |
Байконур | 74,5 |
Существует ли «безопасный» размер вычета по НДС?
Как оценить, достаточно ли налога на добавленную стоимость платит организация? Ведь абсолютные цифры в этом плане совершенно неинформативны. Размер налога зависит от совокупности факторов, среди которых вид деятельности, рентабельность, наценка, сезонность и множество других, вплоть до общеэкономической ситуации в стране. Поэтому формулировка вопроса «сколько платить НДС, чтобы налоговики не пожелали приехать с проверкой?» сама по себе некорректна.
Гораздо правильнее задаться вопросом о доле вычетов в общей сумме начисленного НДС, ведь именно на этот показатель обращают внимание налоговики. Официально он называется удельный вес вычетов НДС в исчисленной сумме НДС по налогооблагаемым объектам.
Средний для Российской Федерации пороговый размер этого показателя на 01.11.2018 составляет
Информацию по безопасной доле вычета по регионам смотрите ниже — именно на эти цифры ориентируется местная налоговая при проверке.
Средний пороговый размер этого показателя ранее на 1 августа 2018 года составлял 86,59%
Безопасная доля вычетов по НДС
Помимо этого, показатель средней доли НДС-вычетов может быть определен по каждому региону.
Он может быть как ниже, так и выше средней доли вычетов по стране.
— ФНС не доводит до налогоплательщиков данные о безопасных долях вычетов. Очевидно, их можно рассчитать на основании какой-то информации, размещенной на сайте ФНС? — Да, проверить, каков актуальный размер средней доли вычетов, можно по данным отчета 1-НДС.
Официальные сведения отчета 1-НДС представлены в таблицах: → Иные функции ФНС России → Статистика и аналитика → Данные по формам статистической налоговой отчетности. Этот отчет налоговая служба публикует в двух видах — сводный и в разрезе по субъектам РФ.
В основном безопасную долю вычетов НДС компания может рассчитать по такой формуле:
То есть при определении безопасной доли вычетов для тех, кто не занимается экспортными операциями, в расчет берутся только операции, облагаемые по налоговым ставкам, предусмотренным пп.
Как компании определить свою долю вычетов НДС за 2 квартал 2020 года
Определите долю вычетов НДС по своей организации, применив формулу ФНС. Для этого разделите все вычеты за квартал на сумму начисленного НДС и умножьте на 100. Результат сравните с региональным значением, который мы привели в таблице. Такие же расчеты сделают и налоговики. К вычету обычно принимают тот НДС, сумму которого предъявил поставщик.
Пример. Как определить долю вычетов за 2 квартал 2020 года
У организации из Воронежа начисленный НДС за 2 квартал 2020 года — 2 123 456 руб., вычеты — 1 655 325 руб. Бухгалтер определил, что доля вычетов по НДС за 2 квартал составила 78 процентов (1 655 325 руб. : 2 123 456 руб. х 100%). Полученный результат нужно сравнить с безопасной долей вычетов НДС по Воронежской области.
Средняя доля по региону
Инспекция может рассчитывать долю по данным деклараций по НДС за квартал и сравнивать ее со средней долей вычетов по региону. Так поступать инспекторам предписывало письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. Этот документ отменен, но на практике некоторые инспекции применяют его и сейчас.
Если нужные сведения ФНС своевременно не опубликует, то рассчитать безопасную долю по региону за II квартал 2020 года инспекторы и налогоплательщики не смогут. В такой ситуации есть три варианта.
Во-первых, можно ориентироваться на безопасную долю на II квартал 2019 года. Такую возможность допускают в ФНС.
Во-вторых, можно использовать показатель на I квартал 2020 года.
В-третьих, безопасную долю можно рассчитать по данным деклараций по НДС за год и сравнить ее с пороговым значением 89 процентов (п. 3 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков, утв. приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333).