Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Получение государственной помощи носит разный характер. При этом учитываются приоритетные направления региона. Немаловажную роль в принятии положительного решения представляет чиновничий аппарат. Представителям власти следует выбрать лучших и отклонить всех «проходимцев». Поэтому в задачи соискателя входит завоевание доверия со стороны государственных служащих.
КРИТЕРИИ ОТБОРА проектов развития сельского туризма
N п/п | Наименование критерия | Величина критерия | Значение показателя, балл | Вес критерия |
1. | Доля собственных средств заявителя от стоимости проекта развития сельского туризма (%) | до 15% (включительно) | 1 | 0,3 |
16-25% | 5 | |||
более 25% | 10 | |||
2. | Планируемый индекс объема производства сельскохозяйственной продукции заявителя (в фактических ценах) | Менее 103% | 5 | 0,2 |
Более 103% (включительно) | 10 | |||
3. | Срок окупаемости проекта (мес.) | От 54 до 60 месяцев | 1 | 0,1 |
От 36 до 53 месяцев | 5 | |||
Менее 35 месяцев | 10 | |||
4. | Количество новых рабочих мест, планируемых к созданию заявителем в отчетном году (единиц) | Не планируется | 0,1 | |
1-5 рабочих места | 5 | |||
6 и более рабочих мест | 10 | |||
5. | Планируемое количество граждан Российской Федерации и иностранных граждан, посетивших объекты сельского туризма заявителя в отчетном году (тыс. человек) | Менее 100 человек | 1 | 0,02 |
101-600 человек | 5 | |||
Более 601 человека | 10 | |||
6. | Заявитель является получателем гранта в соответствии с Государственной программой | Да | 0,05 | |
Нет | 5 | |||
7. | Прирост выручки от реализации произведенной продукции за последние 3 года (включая отчетный год), по отношению к предыдущему году (процентов) | 0 % и менее |
0,1 |
|
0,1%-3% | 1 | |||
3,1%-7% | 5 | |||
Более 7,1% | 10 | |||
8. | Планируемый уровень заработной платы работников заявителя в рамках реализации проекта развития сельского туризма | Ниже средней по отрасли в регионе | 0,06 | |
Выше или равна средней по отрасли в регионе | 5 | |||
9. | Наличие у участника конкурса реализованных проектов по тематике заявленных мероприятий: | отсутствие опыта в сфере деятельности и реализованных проектов | 0,05 | |
опыт до 1 года или 1 реализованный проект | 1 | |||
опыт 1 — 3 года или 1 — 3 реализованных проекта | 3 | |||
опыт от 3 лет или более 3 реализованных проектов | 5 | |||
10. | Планируемая реализация в рамках проекта мероприятий, направленных на создание и развитие доступной туристской среды для людей с ограниченными возможностями здоровья, стимулирование развития инклюзивного туризма (оборудование пандусов, подъемников, адаптационные работы по созданию безбарьерной среды и т.п.) | Да | 0,02 | |
Нет | 5 |
Виды субсидий для развития сельского хозяйства
В текущем году на развитие сельского хозяйства Правительством выделено более трех миллиардов рублей. Помощь государства распределяется по разным показателям следующим образом:
- до полутора миллиардов рублей получают животноводческие фермы;
- от 50 до 60 млн. рублей выделено на помощь в оформлении ЗУ в собственность;
- порядка двух миллиардов уходит на обустройство начинающих фермеров.
Более чем в 80 регионах, включая Крым, фермеры смогут израсходовать средства на следующие нужды:
- рост поголовья скота, общее развитие фермерского хозяйства;
- покупку материала для посадки, кормов и удобрений;
- закупку оборудования;
- наделов земли для сельскохозяйственных нужд.
Госпомощь на сельское хозяйство распределяется таким образом, чтобы регионы, пострадавшие от санкций больше всего, получили наиболее ощутимую поддержку. Так, больше всего в текущем году средств выделено в Ставропольский край и Дагестан. Любой начинающий предприниматель может претендовать на субсидии, если будут соблюдены следующие условия:
- деятельность оформлена юридически в форме ООО или ИП (а также КФХ);
- имеется свое финансирование в сумме не менее ста тыс. рублей;
- составлен подробный и реалистичный бизнес-план, где указана рентабельность предприятия, и предприниматель сможет убедить комиссию в этом.
Все деньги должны быть потрачены только согласно представленному плану, то есть иметь целевое назначение. Если же обнаружится, что расход производился иначе, предпринимателю предстоит вернуть все средства, данные государством, несмотря на то, что субсидия носит безвозмездный характер.
Как получить субсидию?
Предприятие-претендент должно соответствовать определенным критериям, перед тем как получить субсидии фермерам:
- Получить субсидии на поддержку бизнеса могут начинающие фермеры или состоявшееся предприятие, нуждающееся в развитии.
- К начинающим фермерам причисляют россиян со средним или высшим образованием, зарегистрированных как ИП и/или являющихся главой КФХ, имеющий опыт в сельхозобласти. Для КФХ действуют дополнительные требования: проживание в местности, где ведется сельское хозяйство в течение минимум одного года, подача заявки один раз за время деятельности хозяйства.
- Если речь идет об ИП, то он должен пройти регистрацию за три года или более до подачи заявки и уже реализовать продукцию сельского хозяйства минимум на 30 тысяч рублей.
- Кроме КХФ и ИП, в подпрограмме по выделению субсидии могут участвовать сельхозкооперативы, микропредприятия, личные подсобные хозяйства.
Российский рынок агрострахования начал расти
Как предполагают в НСА, объем рынка агрострахования в 2020г. может превысить почти вдвое прогнозируемый на 2019 г. (5 млрд. руб.) и вырасти до 9 млрд. руб. Заметный рост начался еще в прошлом году, когда на начало декабря увеличилось число регионов, участвующих в программе агрострахования с господдержкой (57 против 50-ти годом ранее).
В планах в рамках новой модели — увеличение доли застрахованных посевов до 40-45% за счет разработки спецпрограмм для регионов с повышенными рисками чрезвычайных ситуаций. Рассматриваются также:
· организация страхования лесного фонда (исследование принципиальной возможности);
· страхования урожая с применением индексных программ.
Принятые изменения рассматриваются сообществом как важный шаг к преобразованию агрострахования в реальный инструмент управления всеми рисками агропромышленного комплекса на уровне регионов.
Какие направления деятельности считаются приоритетными
Программа активной поддержки сельского хозяйства рассчитана на 2013-2023 годы. Предполагается, что к тому времени отрасль окрепнет и будет расширяться самостоятельно.
Финансирование сельскохозяйственной области производства преследует следующие цели:
- освоение заброшенных или пустующих участков земли;
- создание новых рабочих мест и направлений работ;
- повышение уровня заработных плат в отрасли;
- расширение сырьевого рынка;
- замена импортных продуктов (особенно мясных и молочных) на отечественные.
Прежде чем выделять финансирование, власти изучают вопрос значимости сельскохозяйственных отраслей для нынешней экономики страны. На данный момент наиболее приоритетными направлениями считаются:
- инновационное развитие, модернизация циклов сельскохозяйственного производства;
- помощь в открытии и расширении маленьких фермерских и крестьянских хозяйств;
- оказание помощи фермерам, специализирующимся на растениеводстве;
- проработка линий сбыта продуктов с/х производств;
- открытие перерабатывающих предприятий;
- помощь в организации мясо-молочного скотоводства и животноводства;
- разработка плана рационального использования земельных угодий;
- мелиорация сельскохозяйственных земель.
Ошибка: Фермерское хозяйство выиграло конкурс на получение гранта на развитие, после чего ни разу не представило отчётов по расходованию выданных средств.
Комментарий: Одним из условий предоставления гранта на развитие является регулярное направление отчётов о проделанной работе и суммах потраченных денег. Только так можно доказать целевое расходование гранта.
Ошибка: Полученный семейным хозяйством грант планируется потратить на погашение кредита, взятого ранее на развитие бизнеса.
Комментарий: Перечень направлений расходования средств гранта чётко определён законом, и погашение процентов или основного долга по кредиту не является целевым использованием средств.
Общая информация про субсидирование сельского хозяйства
Для финансирования отрасли предусмотрено несколько действующих программ, которые преследуют определенные государственные цели:
- Умножение количества местных производств. Большими хозяйственниками могут стать даже начинающие фермеры.
- Защита от рисков. Эта мера направленна на хозяйственников, занимающихся делом в условиях сложной погоды. Страховка иногда получается очень выгодной.
- Уменьшение потерь из-за плохого урожая. Выплаты в этом случае могут производиться из федерального или регионального бюджета.
- Уменьшение цены на выпускаемые товары. Стоимость пшеницы регулируется на государственном уровне. За ее снижение предусматриваются дополнительные ассигнования.
- Правительственное распределение. Дотации поставляются в регионы согласно утвержденным планам. Для развития главных направлений создаются специальные прогнозы.
Налоги с суммы гранта
Гранты, оформленные на сельхоз производителей, являются налогооблагаемыми доходами, но здесь все зависит от системы учета, применяемой на предприятии. Например, ЕСХ или УСН предусматривают разный порядок учета средств финансовой поддержки, полученной в соответствии с законом, регулирующим развитие малого и среднего предпринимательства.
К доходам, не учитываемым при налогообложении, относится имущество, полученное организацией в рамках целевого финансирования. При этом поступившие финансовые средства хозяйства должны учитывать раздельно.
В 2012 году был принят ФЗ № 161, согласно которому утратили силу ранее принятые законодательные акты. Согласно документу от налога на доходы физических лиц освобождаются суммы, направленные из бюджета на создание или развитие КФХ, на бытовое обустройство начинающего хозяйства, на развитие семейного животноводства. Однако, это положение применяется только в отношении субсидий, полученных после 1 января 2012 года.
Кроме того, Кодексом не предусмотрено применение нормы в отношении хозяйств, которые используют упрощенную систему налогообложения. К этой же категории лиц относятся плательщики единого налога.
Полученные доходы должны быть учтены в порядке, установленном в статье 249 Кодекса, а еще может использоваться статья 250 Кодекса об учете внереализационных доходов. Единовременная помощь, полученная на бытовое обустройство, должна отражаться в порядке, указанном в подпункте 1, пункта 5 статьи 346, 5, а также пунктом 1 статьи 346.17 Кодекса.
В 2020 году аграрный сектор экономики не сможет добиться стабильной прибыли без правительственной поддержки. В настоящее время отрасль субсидируется всесторонне. Целями программ помощи предприятиям сельского хозяйства в Российской Федерации являются:
- увеличение количества производителей. Выдаются кредиты на льготных условиях и, в первую очередь, инвестируются аграрные проекты;
- защита от рисков — компаниям, выращивающим культуры в сложных климатических условиях или занимающихся элитным скотом, предлагаются льготные страховки;
- снижение убытков сельскохозяйственных объектов при низком урожае — предусмотрены дотации;
- компенсация за снижение цены на социально значимую продукцию;
- грамотное распределение финансов — составляются планы субсидирования, делаются прогнозы приоритетности направлений.
Важно! Особенность государственной поддержки — распределение средств по принципу приоритетности деятельности.
С какой целью выделяются субсидии для сельского хозяйства на развитие
Нынешняя экономическая ситуация и сложности, связанные с ведением сельскохозяйственного бизнеса, не позволяют фермерам справляться с развитием и расширением собственного дела своими силами – приходится искать помощи у Правительства. Чтобы разнообразить российский производственный рынок продуктами питания местного производства, государство ежегодно выделяет бюджетные средства на финансирование проблемных направлений сельского хозяйства. К основным мерам помощи можно причислить:
- Корректировку бюджетной политики, направленную на выделение дополнительных инвестиций в сельскохозяйственные отрасли. Власти сначала выясняют, какие отрасли являются наиболее приоритетными, после чего назначают субсидии процентных ставок по займам на развитие АПК, компенсации по договорам лизинга, оформленным на необходимое оборудование.
- Бюджетные дотации, выраженные в целенаправленном ассигновании убыточной продажи продуктов сельскохозяйственной отрасли во время плохого урожая. Также возможно выделение компенсации фермерам упущенной выгоды при сдерживании повышения стоимости социально значимых продуктов.
- Предоставление кредитов по льготным ставкам, приоритетное вложение денег в аграрные проекты, разработка специальных форм страхования (от падежа племенного скота, от порчи культурных растений при выращивании в зонах рискованного земледелия).
- Планирование будущих инвестиций в с/х отрасль, составление прогнозов их развития, разработка проектов помощи.
Требования к сельским предприятиям
Предоставление положенных субсидий фермерствам, которые принадлежат к сельским поселениям, предусматривает соблюдения ряда правил:
- продукция соответствует отечественным критериям качества, имеет постоянные маршруты сбыта;
- глава хозяйства не должен быть пенсионером;
- в приоритете — среднее образование, профильное образование в ВУЗе или сертификат о прохождении курсов;
- предприятие зарегистрировано в качестве ООО или ИП;
- долевая собственность третьей стороны не превышает 25%;
- на микропредприятии трудится 15 человек, малыми организациями в штат зачислено не более 100 человек;
- общая прибыль за 3 года — не меньше 30 тыс. рублей за отчетный финансовый год;
- руководитель проживает в населенном пункте, где планирует использовать дотации.
На территории субъектов Российской Федерации создаются комиссии. Они принимают решение относительно граждан, являющихся претендентами на госдотацию.
Основные положения учета государственной помощи
Раздел |
Отечественный |
Учет в соответствии с международными |
|
Нормативное |
ПБУ 13/2000, |
МСФО (IAS) 41 |
МСФО (IAS) 20 "Учет |
Сфера |
Коммерческие |
Биологические |
Биологические активы, |
Понятие |
Отсутствует |
Отсутствует |
Помощь, оказываемая |
Условия |
1. Имеется |
1. Условные |
Наличие уверенности, что: |
Порядок |
Доход |
1. Условные |
1. Субсидии, относящиеся |
Таким образом, если сравнивать сложившуюся нормативную базу бухгалтерского учета субсидий с международными стандартами, можно определить ряд отличий.
Во-первых, учет субсидий регламентируется двумя стандартами — МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» и МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство». Если субсидии связаны непосредственно с биологическим активом, по которому можно определить справедливую стоимость, то применяется МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство», например приобретение племенного молодняка, элитных семян. Однако если субсидия предназначена для погашения процентов по кредитам или для покупки основных средств, то юридическую значимость приобретают положения МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи». В российских стандартах субсидии, относящиеся к формированию биологических активов, обособленно не выделяются.
Во-вторых, по направлениям обобщения и группировки информации имеются различия в классификации субсидий. В отечественном учете в основе лежит идентификация объекта с точки зрения направления финансирования расходов: текущие или капитальные. В международной практике классификация осуществляется с позиции элементов финансовой отчетности: доходы или активы. Кроме того, обособленно отражаются условно-безвозвратные займы.
Субсидирование сельского хозяйства в 2022 году
Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «Субсидирование сельского хозяйства в 2022 году». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- решение вопроса импортозамещения и обеспечения рынка отечественной продукцией;
- повышение конкурентоспособности российских сельхозтоваров;
- модернизация и автоматизация сельскохозяйственных работ;
- укрепление отрасли и повышение ее экономической привлекательности;
- сокращение оттока населения из сельской среды, стимулирование переезда в деревню квалифицированных кадров;
- освоение заброшенных и неиспользуемых земель.
Виды субсидии для сельского хозяйства на развитие
На сегодняшний день, несмотря на обещания предпринять новые меры поддержки сельского хозяйства, действуют старые методы помощи фермеров и крестьянских хозяйств:
- Разовые субсидии для сельского хозяйства на развитие. Предназначены для полного обустройства начинающего фермерского хозяйства – покупки жилья, возведения новых жилых объектов, приобретения грузовых машин и специализированной техники, проведения коммуникаций к участку и так далее.
- Возмещение затрат на постройку объектов, необходимых для крестьянского хозяйства в рамках одной семьи.
- Выделение субсидий на договоры лизинга, оформленного для покупки оборудования, техники.
- Выдача средств на погашение процентов по кредитам (только по кредитам, взятым на модернизацию хозяйства).
- Выдача грантов на расширение хозяйств. Организация конкурса для владельцев сельскохозяйственных производств, победители которого получат средства на покупку земли, подключение коммуникаций, возведение необходимых строений (при условии предоставления отчётов о расходовании средств).
Что включается в бизнес-план
Без подробного бизнес-плана комиссия не примет документы КФХ на рассмотрение. Подготовить его несложно. В плане содержатся разделы, которые описывают:
- данные о КФХ, в том числе сведения об организационной и правовой структуре;
- размеры собственных средств и суммы инвестиций;
- маркетинговый план;
- окупаемость, размеры планируемого дохода и прибыли – финансовый план;
- аналитические исследования – возможные риски, кризисные ситуации, пути их преодоления;
- расчеты эффективности КФХ;
- рекламные мероприятия и способы продвижения продукции.
Обязательные составные бизнес-плана:
- Резюме.
- Приложение.
В резюме обобщается информация, представленная в бизнес-плане, формируется вывод о перспективности КФХ и данные о том, чего можно достичь в ближайшее время.
Приложение содержит документацию, подтверждающую финансовый и аналитический разделы бизнес-плана.
Разрабатывая документ, разумно сделать ударение на реалистичность и оригинальность.
Если самостоятельно составить план развития бизнеса нет возможности, помогут сотрудники Центра занятости или специальных инкубаторов.
Пример ⇓
Выписка из финансового раздела бизнес-плана:
Издержки | Сумма, тыс. руб. | ||
Субсидия | Собственные | Всего | |
Покупка земли | 271,00 | 120,00 | 391,00 |
Покупка строения для свинарника | 520,00 | 230,00 | 750,00 |
Приобретение свиноматок | 122,00 | 54,00 | 176,00 |
Закупка оборудования (холодильники, разделочная установка) | 231,00 | 102,00 | 333,00 |
Итого | 1144,00 | 506,00 | 1650,00 |
Величина субсидии для КФХ – не более 70% требуемых средств и в пределах 1,5 млн. руб. Поэтому собственных средств должно минимум 30%.
С какой целью выделяются субсидии для сельского хозяйства на развитие
Нынешняя экономическая ситуация и сложности, связанные с ведением сельскохозяйственного бизнеса, не позволяют фермерам справляться с развитием и расширением собственного дела своими силами — приходится искать помощи у Правительства. Чтобы разнообразить российский производственный рынок продуктами питания местного производства, государство ежегодно выделяет бюджетные средства на финансирование проблемных направлений сельского хозяйства. К основным мерам помощи можно причислить:
- Корректировку бюджетной политики, направленную на выделение дополнительных инвестиций в сельскохозяйственные отрасли. Власти сначала выясняют, какие отрасли являются наиболее приоритетными, после чего назначают субсидии процентных ставок по займам на развитие АПК, компенсации по договорам лизинга, оформленным на необходимое оборудование.
- Бюджетные дотации, выраженные в целенаправленном ассигновании убыточной продажи продуктов сельскохозяйственной отрасли во время плохого урожая. Также возможно выделение компенсации фермерам упущенной выгоды при сдерживании повышения стоимости социально значимых продуктов.
- Предоставление кредитов по льготным ставкам, приоритетное вложение денег в аграрные проекты, разработка специальных форм страхования (от падежа племенного скота, от порчи культурных растений при выращивании в зонах рискованного земледелия).
- Планирование будущих инвестиций в с/х отрасль, составление прогнозов их развития, разработка проектов помощи.
Какие документы нужны для получения субсидии для сельского хозяйства на развитие
Шансы на получение гранта повысит написание и защита диссертации на тему развития сельского хозяйства.
Чтобы участвовать в конкурсном отборе претендентов на получение гранта, необходимо подготовить следующий набор документов:
- Заявление на участие в конкурсе на получение гранта.
- Анкета участника конкурсного отбора.
- Бизнес-план.
- Ксерокопия паспорта РФ (разворота с фото и штампом о регистрации).
- Любые два из перечисленных ниже документов:
- Выписка (заверенная установленным законом образом) из похозяйственной книги, подтверждающая занятие развитием личного хозяйства.
- Ксерокопия трудовой книжки с записями о работе в отрасли сельского хозяйства на протяжении более 3 лет.
- Ксерокопия сертификата об окончании специализированных курсов подготовки фермеров.
- Ксерокопия диплома о получении среднего специального или высшего образования в аграрной области.
- Учредительные документы фермерского или крестьянского хозяйства или предприятия другой формы.
- Ксерокопия свидетельства о регистрации предприятия в налоговой службе.
- Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
- Выписка из расчётного счёта, свидетельствующая о наличии как минимум 10% от суммы запрашиваемого гранта.
- Подробная смета работ.
- Договор о реализации продукции на сумму не менее 30 000 рублей.
- Свидетельство о постановке на налоговый учёт.
- Справка о приобретении специальной техники, материалов, оборудования, скота и так далее.
- Любые договоры с партнёрами, розничными и оптовыми точками продаж.
- Рекомендательные письма из муниципалитета, справка о членстве в кооперативе.