Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие нарушения фиксирует камера Платон, обзор комплекса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Во многих странах мира платный проезд по автомобильным дорогам был внедрен гораздо раньше, чем в России система «Платон». Это стандартная практика, которая позволяет поддерживать дорожное полотно в хорошем состоянии. А поскольку именно большегрузные транспортные средства являются основной причиной преждевременной деформации асфальтового покрытия, логично, что плата взимается именно с них. И, даже несмотря на то, что в других странах тариф гораздо выше чем в России, а платить зачастую приходится даже автомобилям с общей массой от 3 тонн, именно в нашей стране неоднократно производились забастовки перевозчиков.
Кто не обязан делать взносы за проезд по федеральным дорогам?
Под действие системы контроля «Платон» попадают исключительно те транспортные средства, чья масса превышает 12 тонн. Исключение составляют:
- Средства передвижения спецслужб. Пожарные, медицинские, спасательные, военные, аварийные, охранные и полицейские транспортные средства.
- Грузовые авто, которые перевозят военное оружие и технику.
- Транспортные средства, которые перевозят людей. В данный пункт не входят грузо-пассажирские автомобили-фургоны.
Система «Платон» — это современная система, которая позволяет взимать плату с грузовых автомобилей за передвижение по дорогам нашей страны. Администрированием системы и контролем за всеми операциями занимается фирма ООО РТИТС (РТ-Инвест Транспортные Системы).
Эта организация наполовину находится в ведении корпорации «Ростех», а на вторую половину принадлежит Игорю Ротенбергу – известному предпринимателю. Эти же лица указаны и в числе учредителей общества с ограниченной ответственностью. Ежегодная прибыль ООО исчисляется в десяток миллионов рублей – это плата за операторские услуги. Сама система приносит в казну государства ежегодно около 50 миллиардов рублей.
50 774 км автомобильных дорог в России входят в часть системы, именно проезд большегрузов по ним является платным. О картах будет рассказано далее.
Эффект для страны от введения системы ПЛАТОН
Транспортная загруженность просто огромная, ежедневно автомобили доставляю грузы по всей стране, как в большие города, так и в маленькие населенные пункты. Как отмечает руководитель проекта, сумма всех грузовых поставок по стране обходится примерно в 5 млрд. рублей, а ущерб дорогам нанесен аж на целых 180!
Чтобы сбалансировать эти цифры и подвести к единому знаменателю, и была запущена система покилометровой оплаты с большегрузного транспорта по всей стране.
Собранные деньги пойдут на облагораживание дорог по всей стране – реконструкцию и прокладку новых трасс, а это, безусловно, пойдет на пользу развития хозяйственной деятельности государства и улучшению экономической обстановки.
Вы сможете получить информацию по другим актуальным сегодня вопросам с этой странице в режиме онлайн, на связи будут только квалифицированные специалисты.
Штрафы и размеры штрафов
Штрафы предусмотрены за движение больших грузовых авто по федеральным дорогам без оплаты. В законе рассмотрены следующие вариации этого правонарушения:
- Передвижение по автотрассе в бортовым прибором в неисправном состоянии, либо с разряженной АКБ. Если это деяние совершается без уведомления надзорных органов – будет штраф.
- Передвижение без бортового устройства и маршрутной карты. То есть, водитель не купил карту, при этом не пользуется системой онлайн-оплаты.
- Передвижение, при условии нулевого или близкого к нулю баланса на счёте владельца транспортного средства.
- Передвижение с изменением маршрута при оплате маршрутной картой.
В соответствии со статьей 12.21.3 КоАП РФ: «Движение транспортного средства, которое имеет максимально разрешенную массу более 12 тонн, направляющегося по автодорогам федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным, влечет наложение административного штрафа.
Стоит, наконец, перейти к самому важному и интересному моменту — деньгам. Вопрос о том, что такое «Платон» на дорогах, охарактеризуют лучше всего точные цифры. Так, до февраля 2016 года тариф на пересечение одного километра по платной трассе равнялся полутора рублям (1,5293 рубля за км). С марта 2016 года плата за проезд одного километра выросла до 3,06 рублей. Как утверждают разработчики программы, такая цифра продержится до конца 2018 годы. Высока ли эта ставка? Если сравнивать с Белоруссией, где ставка в шесть раз выше, то нет. Если сравнивать со странами Европы, то наши проценты будут в сравнении с европейскими совсем ничтожными (так, австрийский тариф по состоянию на 2017 год в 20 раз выше российского).
Так в чем же проблема? Почему так много дальнобойщиков протестует по всей стране? Дело в банальной жадности, нежелании отдать лишнюю копейку на развитие дорожной системы? К сожалению, здесь все не так уж и просто. О проблемах рассматриваемой системы будет рассказано далее.
Водители или владельцы транспортных средств могут выбрать одну из схем оплаты:
- Авансовая. Применяется для всех новых пользователей и пользователей, не соответствующих требованиям, предъявляемым к оформлению постоплаты.
-
С постоплатой (отсрочка не позднее окончания следующего календарного месяца). Оформление выполняется только по отдельному заявлению пользователя при выполнении следующих требований:
- с момента регистрации ТС в системе прошло более 2 месяцев;
- владелец проживает на территории РФ (юрлица должны быть зарегистрированы в РФ);
- ТС оборудовано бортовым устройством;
- в течение последних 6 месяцев отсутствуют просрочки по оплате;
- нет задолженностей по оплате штрафов из-за движения без оплаты.
Транспортные средства массой свыше 12 тонн могут двигаться по дорогам общего пользования только после (любой из вариантов на выбор):
- оформления маршрутной карты;
- установки и активации бортового устройства.
Алгоритм взаимодействия с системой «Платон» при оформлении маршрутной карты будет выглядеть следующим образом:
- Пользователь регистрируется в системе (это можно сделать на сайте, через терминалы самообслуживания или в региональных информационных центрах).
- Выполняет авторизацию в личном кабинете и вносит данные о транспортном средстве.
- Оформляет разовую маршрутную карту.
- Вносит оплату одним из доступных способов.
- Транспортное средство может начинать своё движение.
- Контроль следования по маршруту осуществляется с помощью систем стационарного и/или мобильного контроля.
Бортовые устройства наиболее удобны при совершении регулярных рейсов, так как с ними не требуется оформлять маршрутные листы для каждой поездки. Алгоритм взаимодействия с системой при наличии бортового устройства (БУ):
- Регистрация в системе.
- Авторизация в личном кабинете, внесение данных ТС.
- Подписание договора безвозмездного пользования БУ в региональном Центре информационной поддержки (потребуется предоставить советующий пакет документов, будет отличаться для физических и юридических лиц, граждан РФ и иностранных граждан).
- Получение устройства (оно привязывается к конкретному транспортному средству и не может использоваться на других).
- Установка и подключение БУ к питанию (бортовой сети авто).
- Пополнение счёта клиента.
- Транспортное средство двигается по дорогам, все списания рассчитываются автоматически.
- Основное средство контроля — бортовое устройство, системы мобильного и стационарного контроля применяются как дополнительные.
Можно ли увильнуть от уплаты?
Существует несколько легальных вариантов выхода из сложившейся ситуации:
- Если водитель знает обходные пути и трассы, то ему не обязательно пользоваться крупными автотранспортными артериями, он сможет проехать к месту назначения и по узкоколейке и по дороге с щебневым покрытием абсолютно бесплатно.
- Или воспользоваться вполне легально платной дорогой, тогда ПЛАТОН ему не страшен, и не придется уплачивать одно и то же два раза.
- Пересесть на автомобиль с меньшей допустимой массой. И если эта сумма расходов значительна, то можно выбрать и такой вариант для своей деятельности, чтобы уменьшить свои затраты на передвижения.
Для начала советую внимательно почитать этот материал, а также изучить видео на тему системы Платон.
Но есть несколько вопросов, которые задают чаще всего. О них и расскажу.
- Возможен ли обман системы? Платон не идеален, у него есть погрешности и дыры. Хотя их стараются постоянно закрывать, но появляются и новые. В теории, а порой и на практике, обмануть систему можно. Но шансы минимальные. А если об обмане узнают, вам грозит серьезный штраф;
- Где стоят камеры? Камеры работают в тандеме со стационарными рамками контроля. По состоянию на 2021 год уже работало более 500 устройств слежения за большегрузами;
- Можно ли найти карту со всеми рамками? Официально такой информации нет. Это только тематические форумы. Но существуют не только стационарные рамки, но и передвижные машины со специальным оборудованием. Угадать, где и когда они будут стоять, очень сложно;
- Какой штраф предусмотрен? Штраф значительно выше той суммы, которую водитель должен платить за проезд. Это к вопросу необходимости обмана. Юридические лица платят от 450, вдумайтесь, тысяч рублей и более. Должностные лица, являющиеся нарушителями, платят минимум 50 тысяч;
- Разве Платон работает законно? Да. После заседания Конституционного суда, которое состоялось весной 2021 года, систему Платон признали законной;
- Как пополняется баланс? Сделать это можно через сайт и личный кабинет, выполнив банковский стандартный перевод. Также можно внести деньги наличными через терминалы и офисы системы Платон.
Основные принципы работы
Бортовое устройство системы (бортовой компьютер) устанавливается на автомобиль, а после чего он определяет его координаты и в дальнейшем передает их в центр обработки информации через мобильную связь.
Полученные центром сведения обрабатываются, а после чего выставляется счет к оплате за передвижением по федеральным трассам, согласно действующей тарифной ставки.
При этом сама система “Платон” работает в автоматическом режиме, и в тот момент, когда транспортное средство покидает платную трассу, она переходит в ждущий режим либо же начинает насчитывать оплату по другому тарифу, когда многотонник съехал на другой оплачиваемый участок дороги (к примеру, там ставка больше или наоборот, меньше). На основании предоставленной информации насчитывается размер оплаты за проезд.
Какие проблемы имеются в данной системе. Можно ли ее обмануть
Большая часть владельцев грузовых автомобилей задаются одним и тем же вопросом – можно ли обмануть данную систему оплаты? Разнообразные форумы для автолюбителей буквально взрываются от таких вопросов и идей, но, тем не менее, четких вариантов никто не предоставляет.
Одними из наиболее популярными советами принято считать использование так называемых GPS-глушилок, либо же передвижение на транспортном средстве с загрязненными номерами.
Некоторые дальнобойщики уверяют, что при использовании варианта движения автопоездом можно избежать как изъятия оплаты, так и возможных штрафных санкций.
В любом случае, многие специалисты утверждают, что такие эксперименты могут обернуться шоферам штрафом до 450 000 рублей.
Для полноценного функционирования и пополнения бюджета средствами из оплаты транзита большегрузных автотранспортных средств был разработан целый комплекс мероприятий, среди которых можно выделить:
- собственно сам центральный офис, в котором происходит аналитика всех поступаемых данных о передвижении зарегистрированных в системе транспортных средств со всех устройств спутниковой связи;
- на российской территории открыты 138 представительств ПЛАТОН по обслуживанию водителей большегрузов;
- ультрасовременная система информирования о местонахождении авто по геоданным со спутников системы ГЛОНАС и GPRS;
- уникальное программное обеспечение по всем расчетам (российской разработки);
- единовременный контроль примерно за 100 видов транспорта;
- выделено до 480 единиц технического спецоборудования;
- разработан единый общероссийский интернет ресурс и службы помощи автовладельцев;
- создано более 500 оборудованных терминалов по обслуживанию клиентов по всей России ;
- система работает с партнерами, за расчеты электронной платежной системой Qiwi можно получить бонусы по оплате;
- аренда или покупка бортовых электронных устройств;
- разработка удобной маршрутной карты следования транспортного средства.
К концу 2013 г. количество зарегистрированных на территории РФ большегрузов достигло отметки 1,7 миллиона, а с учётом транзитных фур дорогами Российской Федерации в общей сложности пользовались порядка 2 миллионов автомобилей, чья максимально разрешённая масса превышает 12 тонн.
После проведения необходимых подсчётов было определено, что для поддержания автомобильной инфраструктуры требуется ввести дополнительный налог, уплачиваемый владельцами ТС, наносящих наибольший вред дорожному покрытию.
В 2014 г. стартовал сбор заявок на обслуживание будущей системы. Изначально к конкурсу были допущены иностранные операторы, однако из-за смены внешнеполитической ситуации в августе 2014 г. был заключён концессионный договор между Федеральным дорожным агентством и компанией «RT-Инвест Транспортные Системы».
Акции протеста дальнобойщиков и последние новости
Дальнобойщики, как никто другой, почувствовали на себе все «прелести» введения платы за проезд фур по дорогам. После многочисленных акций протеста по всей стране правительством было принято решение о снижении тарифа за проезд и пересмотре некоторых других пунктов относительно первоначально утвержденных.
Все чаще через свои общественные и профсоюзные организации дальнобойщики предлагают искать оптимальные решения, касающиеся транспортного налога и оплаты за проезд по дорогам.
При оценках того, какую пользу дает «Платон» государству и его гражданам, все чаще звучит фраза, которая стала уже крылатой — хотели как хорошо, а получилось как всегда.
Быстрого улучшения качества дорог за счет средств, собранных через «Платон», не происходит, зато растут цены на многие товары, в состав себестоимости которых входят автоперевозки.
Хотелось бы верить, что у всех, кто отвечает за решение этого вопроса, хватит мудрости найти и принять такое компромиссное решение, которое сохранит прибыльность работы автоперевозчиков и улучшит состояние дорог в стране.
Бортовое устройство. Принцип работы
Бортовое устройство – это элемент электроники, способный в режиме реального времени отправлять спутнику информацию о передвижении автомобиля. Устройство регистрируется в соответствующих инстанциях, и имеет именной номер. Его нельзя применять на постороннем авто.
Бортовой «Платон» крепится на лобовое стекло при помощи двустороннего скотча либо присосок. У большегрузов обычно крупное лобовое стекло, поэтому обзор БУ не заслоняет. У прибора нет дисплея и всего одна кнопка, отвечающая за подачу или отключение звукового сопровождения поездки.
Вся информация отображается посредством включения или выключения индикаторов, которых на панели «Платона» — шесть.
- Первый – демонстрирует заряд АКБ прибора. В случае если батарея села окончательно, прибор поддерживает работоспособность еще в течение 30 минут. Заряжается от прикуривателя. Шнур – стандартный.
- Второй – это связь прибора с оператором.
- Третий – Питание. Горит, если прибор находится на зарядке.
- Четвертый – двухцветный. При положительном балансе лицевого счёта, достаточном для преодоления более 100 км – горит зеленым, желтым – если финансов хватит менее чем на 100 км.
- Пятый – связь со спутником
- Шестой – индикатор сигнала сотовой связи
После регистрации в системе можно получить бортовое устройство в пользование. При этом с владельца авто не взимаются дополнительные средства за аренду прибора. Просто между ЦИПП и водителем заключается договор безвозмездной передаче в пользование.